рабочая программа по эспериментированию "Хочу все знать"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
программа включает перспективное планирование в старших группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективный план по проведению исследовательской работы в сташей группе | 237.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №9
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующая МАДОУ№9
МАДОУ№9 ___________Н.Е.Козлова
От «30»августа 2021г 30 августа 2021г
Рабочая программа по экспериментированию
с детьми 5 -7 лет имеющими нарушения речи
«Хочу все знать»
Воспитатель:
Песоцкая Т.В.
2021г
Ступень образования: дошкольная
Предмет: экспериментирование
Программы обучения:
Основная общеобразовательная программа МАДОУ№9 в соответствии с лицензией. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Литература:
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты для дошкольников» - М: ТЦ Сфера, 2016г.
Эксперименты с природой и окружающей средой. Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ, МОСКВА, - 2012г.
Комплект для экспериментирования. Методическое пособие. Мои первые опыты: изучаем природу. – М.: ИНТ. – 2014г
Зыкова О.А. Методическое пособие экспериментирование с живой и неживой природой элтиленд. http://lleltiland/ru/item?6&id=71832
Дети любят искать, сами находить.
В этом их сила».
А. Энштейн.
«Самое лучшее открытие то, которое
ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
Рабочая программа по экспериментированию для детей разновозрастной (старшей/подготовительной) группы разработана в соответствии с ФГОС ДО и Программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Вводимый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) направляет сегодня на поиск путем активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. Образовательная область «Познавательное развитие» направлено на развитие познавательно – исследовательской продуктивной (конструктивной) детской деятельности.
Поэтому наибольшую активность приобретает необходимость включение содержание дошкольного образования детско - поискового – исследовательской деятельности. Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы детей. Исследовательская активность помогает становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Именно старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской, развивающиеся возможности мышления.
Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления.
Для детей с ОНР очень важно речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи. В процессе экспериментирования я учу ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать простые умозаключения. Находя и определяя словом причинно- следственную связь, учу ребёнка объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Видя радость, удивление и восторг детей от своих маленьких и больших «открытий» во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где экспериментирование применяется как элемент занятия, я решила более основательно использовать исследовательскую деятельность в работе с детьми с ОНР.
Я считаю, что работа воспитателя заключается в том, чтобы подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше, этот замысел реализуется в детской экспериментально-исследовательской деятельности. Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребенка: его отношение к природе, к деятельности человека; дети учатся работать сообща, общаться друг с другом объединенные целью.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей группы.
Современных детей окружают процессы информатизации и компьютеризации. Ребенок постоянно находится в мире поиска. Детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального, познавательного развития дошкольников. Оно способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятельность, творческая и познавательная активность, самореализация и помогает в дальнейшем успешному обучению в школе. Чем разнообразнее и интенсивнее будет поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.
Программа кружка «Хочу все знать» разработана для развития интеллектуальных способностей детей с диагнозом ОНР и направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и особенностей развития детей группы и соответствует требованиям ФГОС ДО.
Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет и рассчитана на один год.
Длительность занятий: 20-25 мин для детей 5-6 лет и 25-30 мин для детей 5-7 лет. Количество занятий: один раз в неделю во второй половине дня в четверг. В месяц – 4 занятия, в год – 36 занятий. Форма работы подгрупповая.
Цель: Целью познавательно исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через опытно – экспериментальную исследовательскую деятельность.
Задачи: Задачи познавательно исследовательской деятельности:
- Расширения представления детей об окружающем мире;
- Научить планированию, поиску и умению делать выводы;
- Развивать связную речь;
- Развивать у дошкольников умение пользоваться приборами-помощниками при проведении опытно-экспериментальной деятельности;
- Побуждать к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- Создание условий для свободного исследования и экспериментирования;
- Вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
Правила безопасности:
- Работа под наблюдением взрослого.
- Сначала спроси – потом экспериментируй.
- Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
- Грязными руками не трогать глаза.
- Не брать ничего в рот.
Оборудование для исследовательской деятельности:
- карты-схем опытов.
-Ручки, карандаши, фломастеры.
-Тетрадки для фиксации детьми полученной в ходе исследований, информации.
-Пищевые материалы (сахар, соль, мука, чай, пищевой краситель)
-Растворимые ароматические вещества (соль, соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн)
Природные материалы (камешки, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, скорлупки орехов)
Бросовый материал (бумага разной фактуры и цвета, поролон, пробки, вата, нитки, салфетки)
Различные емкости, трубочки.
Методические приемы:
Наблюдения
Создание проблемных ситуаций
Экспериментирование
Рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки
Дидактические игры
Моделирование
Трудовые поручения
Формы работы:
- Занятия путешествия
- Занятия эксперименты
- Целевые прогулки
- Циклические наблюдения
- Проектная деятельность
- Трудовая деятельность
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Планируемые результаты:
Дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе опытно-экспериментальной деятельности, применений знаний на практике.
Старшая группа
- Высказывать предложения об ожидаемом результате.
- Определять цель деятельности, условия ее достижения.
- С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.
- Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во
- Подготовительная к школе группа
- Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа.
- Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами.
- Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей.
Анкетирование родителей
«Опытно-экспериментальная деятельность»
Цель: выяснение отношение родителей к опытно-экспериментальной деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни.
Задачи:
1. Выявить у родителей, какое принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребёнка.
2. Определить с какими предметами родители любят экспериментировать.
3. Воспитывать интерес к познавательно - исследовательской деятельности.
1 вопрос: «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?» Если да, то в чём именно?
1) любит возиться с водой, снегом, резать бумагу, наблюдает за растениями, животными.
2) его интересует образование мыльных пузырей, превращение снега в воду.
3) наблюдение, открытие для себя чего - то нового.
4) с красками экспериментируем, с цветными стёклышками.
5) находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой, животными и растительным миром. находясь дома интерес проявляет к бытовым приборам, содержимым шкафов, кухонной утварью.
6) любит разбирать машины и собирать.
7) в любопытстве.
8) узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение ребёнку детских энциклопедий, рассказы взрослых).
9) нравится ребенку экспериментировать с песком, также воздух.
10) исследует собственное тело, незнакомые предметы и приборы.
11) машины разбирает, с песком играет.
12) в этом возрасте ему многое интересно и вся его деятельность - исследование.
13) всё нужно потрогать, повертеть, попытаться разобрать.
14) исследует содержимое шкафов, ремонтные инструменты, технику, компьютер.
15) рассматривает, трогает, кидает, нюхает, пробует в действии.
16) свой вариант
2 вопрос: "С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?".
1) песок, кинетический песок, радужный песок, пластилином, массой для лепки, с красками, бумагой и др.
2) водой, мылом, пеной в ванной
3) природным материалом, крупой, песок, камушки, растения
4) конструктором
5) мебель, игрушки, музыкальные инструменты, бытовая техника.
6) свой вариант
3 вопрос: "Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?".
1) наблюдаем за происходящими вокруг явлениями;
2) показываем различные превращения, вырезаем, лепим;
3) стараюсь помочь, подсказать;
4) как правило это контроль с участием;
5) наблюдаю за действиями, если требуется помощь, помогаю;
6) слежу за безопасностью, стараюсь заинтересовать;
7) активное участие;
8) отвечаем на интересующее вопросы;
предлагаем варианты использования применения того или иного предмета
9) свой вариант
4 вопрос: "Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?".
Если ДА, то почему?.
1) во время эксперимента ребёнок получает ответы на вопросы
2) для развития
3) развитие мыслительной деятельности, анализа воображение, эмоционального фона.
4) развитие интереса.
5) так как ребёнок познаёт мир
6) развивается мозговая деятельность, развитие интеллекта.
7) развивает познавательную активность ребёнка, творческие способности.
8) для интеллектуального развития.
9) это способствует развитию логики, познанию мира.
10) так как с раннего возраста формируются профессиональные качества, навыки, умения, определенные предпочтения.
11) если есть способность или тяга к чему-то надо развивать и помогать развивать.
12) развивать интерес к открытию чего - то нового.
13) свой вариант
5 вопрос: "Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?".
1) проявляет заинтересованность, расспрашивает.
2) по – разному.
3) иногда не очень эмоционально; когда как; эмоционально.
4) удивляется, задаёт вопрос.
5) исследует скрупулезно и настойчиво.
6) свой вариант
6 вопрос: "Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?".
На 7 вопрос: "Создаёте ли вы условия для проведения опытов?".
1)всегда
2)иногда
3)если это касается образовательного процесса (изучение цвета, красок, то да).
4) по мере возможности.
5) обстановка в квартире этому не способствует.
8 вопрос: "Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?".
Спасибо за участие!
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Серьёзное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно- ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребёнком или с подгруппой старших дошкольников.
Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
Целевые ориентиры:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Контроль: результативности осуществляется посредством проведения конкурсов, открытых мероприятий, мониторингов, в конце учебного года на ПМПК.
Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с общим недоразвитием речи. Компенсация особенностей развития достигается путем личностно-ориентированного подхода к обучению, доступности изложения материала за счет разнообразия форм деятельности.
Материально — техническая база:
- мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы
- технические средства обучения: ноутбук
- учебно-методические пособия, включенные в УМК
- иллюстрации объектов живой и неживой природы
- природный материал с образцами почв, камней, минералов
- измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы)
- увеличительные приборы: микроскоп, лупы
- глобус, карты, макеты
- наглядный и дидактический материал
- канцелярские принадлежности
- фотоаппарат
- дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий
Месяц | Лексическая тема | Тема | Содержание | Предполагаемый результат |
День знаний | Воздух-невидимка | Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется), о роли в жизни живых существ; познакомить со способами обнаружения воздуха; развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию | Имеют представление о свойствах воздуха и значимости его в жизни живых существ. Овладели способами обнаружения воздуха | |
Лето | Чудо-вода | Продолжать знакомить детей со свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы, текучая, может разливаться, ее можно вылить, перелить, разлить (формирование словаря); показать значение воды для всего живого. | Знают свойства воды. Бережно относятся к воде, формируя опыт природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учатся анализировать | |
октябрь | Здравствуй, детский сад | Глина | Изучить, что такое глина, какая она бывает. Выяснить, какими свойствами обладает глина. Узнать, как нужно выбирать глину для работы и как подготовить ее к лепке. ,Лепка дымковской игрушки | Знакомы с глиняными изделиями Свойствами глины и глиняными изделиями: Кубанскими горшками, дымковской игрушкой |
Грибы | Грибной дождик | - Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. - Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. - Воспитывать любовь к природе
| Узнали, что Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы Что такое облака ? Что такое дождь? На какие группы делится дождь? | |
Овощи | Естественные красители | Познакомить детей с понятием природные красители. Продолжать учить детей выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем. Формировать навыки проведения опытов, умение обобщать их результаты и делать выводы | Дети узнали о естественных красителях-соках овощей и фруктов, о том ,что ими можно рисовать, они оставляют след на бумаге | |
фрукты | Почему лимон не тонет | Цель: узнать, почему неочищенный лимон не тонет в воде. | . В кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно | |
Осень | Царство трех ветров | Познакомить с природным явлением – ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; развивать у детей умение наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы; развивать логическое мышление, воображение. Оригами «Игрушки с ветром. Самолетик, вертушка» | Знают, что ветер - это движение воздуха. Проводят опыты и делают выводы. | |
Деревья, кустарники | Сколько лет дереву? | Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала. Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей. Воспитывать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины. | Знают ,что деревья приносят пользу человек Знают некоторые свойства дерева в сравнении с другими материалами. Знают и могут рассказать как узнать сколько лет дереву | |
Поздняя осень | Сравнение свойств песка и камней | Уточнить представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней); развивать умение сравнивать материалы, проводя элементарные опыты; познакомить с увеличительным прибором – лупой, с приемами работы с ней. | Умеют сравнивать материалы, проводя элементарные опыты. Умеют делать выводы на основе практического опыта и применяют в самостоятельной деятельности | |
Ноябрь | Мебель | Волшебный мир дерева и металла | Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла путем сравнения; закрепить знания детей о делении деревьев на лиственные и хвойные; использовать опыт для нахождения истины: развивать речь детей, проблемные вопросы; | Имеют представления о свойствах дерева и металла, магнита. Учатся узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств. Развивают речь, составляя проблемные вопросы, размышляя и делая выводы. Знают о бережном отношении к природе. |
Одежда | «Мир ткани» | Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. Рисование на ткани «Батик» | Имеют представления о свойствах объектов неживой природы (песка, камней). Овладели приемами работы с увеличительным прибором – лупой. | |
Посуда | Стекло |
| Дети знают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). рассказывают о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагают сравнить качества и свойства этих материалов | |
продукты | Рисунки на молоке | Познакомить детей с тем как молоко взаимодействует со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины. | Узнали что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и, таким образом, приводит их в движение, что способствуют появлению таких красивейших причудливых разноцветных узоров на поверхности молока! | |
Декабрь | Зимующие птицы | Как с гуся вода. | Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц, установить связь между строением пера и образом жизни. .Узнавать и называть зимующих и перелетных птиц. Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы. Расширить активный словарь детей по теме: «Птицы». Развивать умение детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; рассуждать. наблюдать и делать словесные выводы. | Узнали мы сегодня в лаборатории - О том, как устроены птичьи перья и их назначение. - Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо. |
Зима | Веселый снеговик | Изготовление снега Формировать представления детей о снеге и его свойствах; формировать умение анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования; развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. | Знают свойства воды. Называют три состояния воды и понимают причины перехода из одного состояния в другое. Имеют представления о свойствах снега и льда. | |
Сказки | Удивительные камни “Выращивание сталактитов” | . Познакомить с разнообразием мира камней и их свойствами; формировать умение классифицировать камни по признакам; дать понятие о поверхности Земли; развивать познавательные способности и произвольное внимание посредством поисковой деятельности через проблемные ситуации уточнить знания с опорой на опыты. вызвать радость открытий полученных из опытов Рисование на камнях | Имеют представления о свойствах объектов неживой природы (песка, камней). Овладели приемами работы с увеличительным прибором – лупой. Научились выращивать сталоктиты | |
Новый год. | Феерверк в банке Лавовая лампа | Объяснить ребенку, что все вещества на свете имеют разную плотность: например, плотность масла ниже, чем плотность воды. Что из этого вытекает? Они никогда не смешаются, и этим можно воспользоваться. | Дети умеют самостоятельно делать опыты..Гордятся результатом .Объясняют почему они не смешиваются | |
Январь | Зимние забавы | Тайны снега и льда | Сформировать представление детей о переходе из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий, блестит, в тепле тает, превращаясь в воду); развивать умение выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем | Знают свойства воды. Называют три состояния воды и понимают причины перехода из одного состояния в другое. Имеют представления о свойствах снега и льда, устанавливая элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. |
Домашние животные | Радужная вода | Получить радугу при помощи воды, сахара и красок. | Сделали вывод: чем больше добавляем сахар, тем больше плотность воды. Поэтому вода разного цвета не смешивается. Чем больше будет цветной воды, тем красивее будет радужная вода! | |
Домашние птицы Дикие животные | Выращивание Кристалов Ловим электричество | Узнать о природе кристаллов и их свойствах; освоить методику выращивания кристаллов; провести наблюдения за процессом их роста; Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества и возможностью снятия его с предметов; уточнить и расширить представления детей о том, где «живет» опасное электричество и как оно помогает человеку; закрепить правила пользования электроприборами, используя меры безопасности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. | Познакомились с процессом выращивания кристаллов. Наш эксперимент показал, что кристаллы можно вырастить самостоятельно в домашних условиях. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении воды. Имеют представление о причине возникновения и проявления статического электричества и возможности снятия его с предметов. Называют и выполняют правила пользования электроприборами. Учатся работать в коллектив | |
Февраль | Материалы и инструменты |
Телефон | Изучение природы звука; знакомство с теорией распространения звука; проведение опытов со «шнурковым телефоном». | узнали, что звук – это волнообразно распространяющиеся колебания частиц упругой среды. В газах, жидкостях и твердых телах звук распространяется с разной скоростью. Явление распространения звука в твердых телах лежит в основе принципа действия «шнуркового телефона». |
Профессии | Парфюмер | Научиться изготавливать духи. Познакомить детей со смысловым значением слов «парфюмерия», «парфюмерная фабрика», «парфюмерная фабрика растений» - пахучие желёзки, в которых находится эфирное (летучее) душистое масло, придающее запах цветам, травянистым растениям, плодам; познакомить с помощью игровой ситуации с технологией изготовления «духов»; совершенствовать обонятельные ощущения детей; развивать исследовательские навыки; уметь самостоятельно исследовать объект, | познакомились с помощью игровой ситуации с технологией изготовления«духов»; совершенствовать обонятельные ощущения детей; логично отстаивать свою точку зрения; способствовать проявлению у детей чувства собственной значимости, гордости за собственный результат. | |
Россия | Шипящие бомбочки | Ребёнок узнает, как сделать популярный среди детей шипящий шарик для ванны своими руками. | . Ребенок самостоятельно соединяет разные вещества . | |
День отечества | Подводная лодка | Создать условия для формирования знаний детей об эксперименте с минеральной водой и виноградом,-развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. учить проводить опыты и эксперименты. воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность. | Продолжают обогащать знания о свойствах воздуха в воде. | |
Март | Семья. Мамин день. | Мы для милой мамочки испечем два пряничка |
Знакомство детей со свойствами теста. Обогащение знаний о соединении продуктов, результате . | Имеют представления о том как готовиться тесто для выпечки. |
Весна | Слайм | Изучить компоненты в составе слайма и его свойства; определить условия хранения; провести опыты по изготовлению слаймов; | Экспериментальным путем мы решили проблему самостоятельного изготовления слайма в домашних условиях, чтобы его можно было использовать в качестве игрушки. Познакомившись с составом, узнали, что в основе современного слайма – клей и натрия тетраборат. Хранить слайм, лучше всего, в плотно закрытой баночке иначе слайм испортится. Идеальная температура от 3°C до 10°C. | |
Животные севера Животные жарких стран | Северное сияние (радуга) Волшебные свойства песка. Барханы.. Танцующая кобра | Как создать радугу в домашних условиях; как появляется радуга и почему она разноцветная; как создать белый цвет из цветных составляющих. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.надувание «барханов»-передвижение песка. Рисунки из цветного песка | убедились, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Выяснили, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой Песок сыпучий. Сухой песок рыхлый. Из сухого песка нельзя построить постройку. С помощью воды песчинки слипаются и крепко держатся друг за друга, мокрый песок плотный и из него легко сооружать постройки. | |
Апрель | Космос | Запускаем ракету | . Продолжать знакомство с физическими явлениями . | При горении воздух нагревается и поднимается вверх, образуя поток горячего воздуха. Когда пакетик обгорает и его вес становится таким, что этот поток может его поднять, легкие остатки почти сгоревшего пакетика тоже поднимаются вверх. |
.Цветы Транспорт Комнатные растения | Как растения пьют воду? Чудо-магниты Надуваем шарик | Дать детям представление о том, как вода попадает в растение и передвигается по нему; - формировать их знания о значении воды для всего живого на земле; - развивать любознательность, мышление и речь, зрительное внимание и память; - учить детей делать прогнозы эксперимента и анализировать результаты Познакомить детей со свойствами магнита; развивать стремление детей к самостоятельному познанию и размышлению, искать ответы на возникающие вопросы в решении проблемных ситуаций. Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция | Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким трубочкам - «сосудам». Вот почему лепестки цветов становятся разноцветные. И после наблюдения дети могут объяснить, как растения пьют воду. Сформировано у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком; Дети знают чтобы надуть шарик нужен воздух и сила для надувания. | |
Май | 9 мая | Вулкан | Ознакомление дошкольников с природным явлением — вулканом.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность | Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. |
Насекомые | Волшебные зеркала | Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами. Развивать познавательные способности детей. Обратить внимание детей на динамичность окружающего мира, на происходящие вокруг превращения. | Что можно сделать с помощью зеркала?(половинку картинки сделать целой; из одного предмета сделать много; увидеть то, что находится сзади, не поворачивая головы, расшифровывать буквы) | |
Рыбы | Сколько лет рыбке | Научить опытническим путем определять возраст рыбы. | Умеют пользоваться лупой .Определять возраст рыб по чешуе | |
Письменные принадлежности | . Простой бумаги свежий лист | Обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; познакомить с производством и видами бумаги; научить определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, рвется, мнется, режется, горит); воспитывать необходимость бережного использования бумаги с целью охраны леса. Углублять знания детей о свойствах бумаги, сравнить со свойствами дерева; заинтересовать работой с бумагой; совершенствовать исследовательские и продуктивные способности детей, мышление, мелкую моторику кистей рук. Рисование на мятой бумаге | Бережно относятся к бумаге, сохраняя тем самым деревья в лесу. Развивают мелкую моторику рук, выполняя продуктивную деятельность. Учатся слушать товарищей, дополняя их и задавая вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Хочу все знать!" в соответствии с ФГОС ДО. Подготовительная группа.
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятель...
Рабочая программа «Правила дорожные детям знать положено »
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее...
Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности «Хочу всё знать» для детей старшей группы
рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область «Познавательное развитие»: перспективно-тематическое планирование «Правила дорожные знать каждому положено»
Ребенок дошкольного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто та...
Рабочая программа кружка «Хочу все знать» Старшая (подготовительная группа)
Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной обра...
Рабочая программа кружка "Хочу все знать"
Рабочая программа кружка « Хочу все знать! » (подготовительная группа)...
Рабочая программа "Правила дорожные детям знать положено!"
Рабочая программа направлена на воспитание у детей безопасного поведения на дорогах и профилактику дорожного травматизма. Включает в себя комплексно тематическое планирование, диагностический материал...