Рабочая программа кружка "Хочу все знать"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа кружка « Хочу все знать! » (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 299.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад «Лучик»- филиал МБДОУ «Детский сад «Ивушка»
.
Рабочая программа
кружка
« Хочу все знать! »
(подготовительная группа)
Воспитатель: Дьяконова Е.В.
Пояснительная записка.
Актуальность.
В условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституцией Российской Федерации, Законодательством Российской Федерации, с учетом «Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Интеллектуальное развитие ребенка происходит в процессе деятельности, поэтому обучение должно строиться с позиции деятельного подхода.
Развитие мышления в данном возрасте определяется доминированием наглядно-образного мышления и переходом к словесно-логическому. Судить об особенностях наглядно-образного мышления детей можно на основе тех мыслительных средств, которые они используют при решении задач.
Кроме того, готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития или интеллектуальную готовность. Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Ребенок, интеллектуально готовый к школьному обучению, способен не только анализировать форму и величину объектов, но и воссоздавать образ объекта из культурно заданных средств восприятия, к которым относятся системы эталонов форм, цвета, величины. Также дошкольнику оказывается доступной задача точно воспроизвести на листе бумаги пространственные отношения между элементами одного сложного объекта или совокупностями объектов. Например, он может нарисовать группу точечных объектов, что необходимо для развития письма. Не случайно это задание входит во многие тесты готовности ребенка к школе. В этом возрасте ребенок свободно запоминает список из 10 слов и произвольно воспроизводит его. Кроме того, он в состоянии совершить мысленное преобразование образа предмета (например, может представить, что получится, если разрезать лист бумаги пополам). Такие преобразования важны для усвоения различных математических отношений. Интеллектуально готовый к школе ребенок может свободно систематизировать различные совокупности предметов. У него развиты временные и пространственные представления.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы Программа кружка «Хочу все знать!».
Программа представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС, является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
Отличительной особенностью Программы кружка «Хочу все знать!» является определение видов деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения
дошкольного образования. В основу реализации программы положены целевые ориентиры, которые предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. При планировании содержания совместной деятельности определены виды познавательной деятельности по каждой теме.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа кружка рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
Цель.
Повышение уровня готовности дошкольников к познавательной деятельности перед поступлением в школу, создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей средствами познавательной деятельности.
Задачи.
Совершенствовать логическое мышление.
Выявлять интересы, склонности, способности, возможности детей к различным видам деятельности.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере, совместной образовательной деятельности.
Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
Формы занятий:
- игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра);
- совместная образовательная деятельность (включенность в парную или групповую работу);
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Объем занятий.
Программа кружка «Хочу все знать!» рассчитана на проведение 1 занятия в неделю длительностью 30 минут, которое состоит из теоретической и практической части.
Планируемые результаты.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных программ Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО и необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
Содержание Программы кружка, формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
образовательные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), их происхождении и назначении;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- развитие позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
личностные результаты:
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
- беседы;
- тесты;
- творческие работы детей;
- конкурсы;
- выставки.
К концу обучения дошкольники должны знать и уметь:
Знания и умения | Универсальные учебные действия |
Игры и игрушки | |
Происхождение некоторых игрушек. История создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Правила игры. Характеристика особенности отдельных игр. Создание простейшей игрушки. Исследование игрушки (на основе непосредственных наблюдений). | Определение цели исследования. Умение строить речевое высказывание в устной форме. Умение выражать свои мысли полно и точно. Взаимодействие с партнером. Оценка своей деятельности. |
Все для дома | |
Характерные признаки отдельных бытовых предметов. История их появления, предназначения. Умение пользоваться отдельными предметами быта. Соблюдение правил безопасности при пользовании бытовыми приборами. Соблюдение правил личной гигиены. Применение на практике основных знаний по уходу за растениями. | Определение познавательной цели. Анализ объектов. Установление причинно-следственных связей. Выбор наиболее эффективного способа решения. Построение логической цепи рассуждений. Выполнение практических действий. |
Школа | |
Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий. История их создания. Правила поведения в общественных местах: школе, библиотеке. Умение сделать простой ремонт книги. | Определение познавательной цели. Установление причинно-следственных связей. Умение строить речевое высказывание в устной форме. Взаимодействие с партнером. Оценка практической деятельности. |
Продукты | |
Название продуктов питания. История происхождения некоторых продуктов. Основы правильного питания. Умение различать полезные и вредные продукты. Исследования (на основе наблюдений). | Определение цели исследования. Умение строить речевое высказывание в устной форме. Умение выражать свои мысли полно и точно. Взаимодействие с партнером. Оценка своей деятельности. |
Одежда | |
Происхождение некоторых предметов одежды. История их создания. Назначение профессии сапожника и модельера. Характеристика особенности русского костюма. Умение создать простейшую модель русского костюма. Способность группировать (классифицировать) по отличительным признакам. | Умение анализировать объект исследования. Выделение познавательной цели. Установление причинно-следственных связей. Взаимодействие с партнером, коллективом. |
Праздники | |
Название Государственных праздников. Семейные праздники. Изготовление соответствующих украшений и подарков к праздникам. | Определение познавательной цели. Установление причинно-следственных связей. Умение строить речевое высказывание в устной форме. Взаимодействие с партнером. Оценка своей деятельности. |
Срок реализации Программы кружка:
сентябрь 2018г.- май 2019г.
Перспективно - тематический план.
№ п/п | Раздел/ Тема | Дата | |
Игры и игрушки | |||
1. | Где появились куклы | Октябрь | 1 неделя |
2. | История глиняной игрушки | Ноябрь | 4 неделя |
3. | Кто придумал мяч | Сентябрь | 2неделя |
4. | Настольные игры | Март | 4 неделя |
| |||
| |||
Все для дома | |||
| |||
1. | Свеча | Февраль | 3 неделя |
2. | Ножницы | Октябрь | 4 неделя |
3. | Столовые приборы | Март | 3 неделя |
4. | Дверь | Сентябрь | 3 неделя |
5. | Волшебные стеклышки (стекло) | Февраль | 4 неделя |
6. | Комнатные растения | Апрель | 4 неделя |
| |||
Школа | |||
| |||
1. | Карандаш | Сентябрь | 4 неделя |
2 | Кто изобрел бумагу | Октябрь | 2 неделя |
3. | Когда появились первые книги | Декабрь | 4 неделя |
4. | Как возникли библиотеки | Январь | 4 неделя |
5. | Откуда пошли названия дней недели | Март | 2 неделя |
6. | Кто придумал микроскоп | Май | 2 неделя |
Продукты питания | |||
1. | Где прячутся витамины | Октябрь | 3 неделя |
2. | Кое-что из истории конфет | Апрель | 1 неделя |
3. | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Сентябрь | 1неделя |
4. | Секретное мороженое | Март | 1 неделя |
5. | Секрет каши | Декабрь | 1 неделя |
6. | Хлеб | Ноябрь | 2 неделя |
Одежда | |||
1. | Зачем нужны пуговицы | Май | 3 неделя |
2. | Откуда взялись шапки | Декабрь | 2 неделя |
3. | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Февраль | 2 неделя |
4. | Чем украшают одежду | Апрель | 2 неделя |
5. | С каких пор применяют носовые платки | Ноябрь | 3 неделя |
6. | Домик для пальчиков: варежки | Январь | 3 неделя |
Праздники | |||
1. | У какой страны впервые появился флаг | Ноябрь | 1 неделя |
2. | Новогодние игрушки | Декабрь | 3 неделя |
3. | История воздушных шариков | Февраль | 1 неделя |
4. | Бал-маскарад | Январь | 2 неделя |
5. | Ярмарка | Апрель | 3 неделя |
6. | Семейные праздники | Май | 4 неделя |
№ п\п | Раздел/ Тема | Теория | Практические действия |
Игры и игрушки | |||
1. | Где появились куклы | История происхождения куклы. Рассказ о любимой кукле | Вырезание бумажных кукол. |
2. | История глиняной игрушки | Презентация «История глиняной игрушки» | Лепка игрушек |
3. | Кто придумал мяч | Презентация «Мой веселый звонкий мяч» | П/игры с мячом |
4. | Настольные игры | Виды настольных игр. Правила игры | Настольные игры: «Скоро в школу» |
Все для дома | |||
1. | Свеча | Беседа «Из чего изготовлена свеча» | Лепка из пластилина подсвечника |
2. | Ножницы | Роль ножниц как инструмента в жизни человека | Вырезывание из бумаги |
3. | Столовые приборы | Сервировка стола, правила этикета | Сюжетно-ролевая игра «Сервируем стол к обеду», «Сервировка стола к чаепитию.» |
4. | Дверь | Понятие о дизайне Виды дверей | Дизайн двери для дворца |
5. | Волшебные стеклышки (стекло) | Как люди создали стекло и его предназначение | Бусы из бисера |
6. | Комнатные растения | Роль комнатных растения в жизни человека. | Уход за комнатными растениями группы |
Школа | |||
1. | Карандаш | Заочное путешествие на карандашную фабрику | Рисование карандашами (тема любая) |
2. | Кто изобрел бумагу | «Откуда появилась бумага» | Аппликация из бумаги (тема любая) |
3. | Когда появились первые книги | «Русский книгопечатник» | Изготовление книжки-малышки |
4. | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку | Экскурсия в библиотеку |
5. | Откуда пошли названия дней недели | Беседа «Откуда пошли названия дней недели» | Составление распорядка мероприятий на неделю |
6. | Что такое микроскоп | Историческая справка | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
Продукты | |||
1. | Хлеб | Информация из справочника «Что такое? Кто такой?» | Рисование различных видов хлеба |
2. | Кое-что из истории конфет | Историческая справка | Конфеты для сказочных героев. |
3. | Секретное мороженое | История создания мороженого | Составление рецепта мороженного |
4. | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Короткая информационная справка о названиях овощей и фруктов | Рисование овощей и фруктов (иллюстрации к книжке-малышке) |
5. | Секрет каши | Каша-основа национальной русской кухни | Аппликация с использованием крупы |
6. | Где прячутся витамины | Беседа «Овощи и фрукты - витаминные продукты» | Поделки из овощей |
Одежда | |||
1 | С каких пор применяют носовые платки | История появления | Изготовление носового платка из ткани |
2. | Зачем нужны пуговицы | Беседа о видах пуговиц | Пришивание пуговицы |
3. | Откуда взялись шапки | Историческая справка «Зачем нам шапка» | Изготовление шапок (аппликация) |
4. | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Историческая справка Беседа о профессии сапожника | Рисование туфель (дизайн) |
5 | Домик для пальчиков: варежки. | История появления варежек | Варежка-прихватка. |
6. | Чем украшают одежду | « Дизайн одежды» | Изготовление аксессуаров |
Праздники | |||
1. | У какой страны впервые появился флаг | Флаги разных стран. Символы России. | Рисование флага сказочной страны |
2. | Новогодние игрушки | Откуда пришла традиция украшения елки | Проект. «Сохраним елочку» |
3. | История воздушных шаров | «Кто придумал воздушный шар» | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках |
4. | Бал-маскарад | Раскрытие понятия «бал» | Изготовление масок |
5. | Ярмарка | Ярмарка как традиция русского народа | Поделки из разных материалов |
6. | Семейные праздники | Какие бывают семейные праздники и как их отмечают. | Составление календаря семейных праздников (работа с родителями) |
Список литературы.
1.Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.
2.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
3.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
4.«Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под ред. Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой. – М. – Издательство «Мозаика – Синтез», 2011.
5.Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьев Я.С. «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС. Учебное пособие.» – Ярославль, ГОАО ИРО, 2014.
6.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
7. Артемова, О. В. «Большая энциклопедия открытий и изобретений. Научно-популярное издание для детей» О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
8. Владимиров А.В. «Что на чем держится.» – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
9. «Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей.» Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- 10. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- 11. «Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей.» Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- 12. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка.» – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- 13. Золотов А.В., Кудишин И.В., Мартынов А. и др. «Большая энциклопедия техники.»- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с
- 14. «История происхождения привычных нам вещей» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- 15. Клэйборн А. «Изобретения, изменившие мир» Пер. с англ. И.В. Кудишина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
- 16. Крутогоров Ю.А. «Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.»- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
- 17. Кублицкий Г.И. «Письмо шло пять тысячелетий.» – М.: Малыш,1991.-80с.
- 18. Лев Ф.Г. «Из чего все: Научно-художественная литература.»– Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
- 19. Ликум, А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей» А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- 20. Ликум, А. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей» А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- 21. «Техника вокруг нас: Научно-художественная литература.» – М.: Дет. лит., 1982. – 333 с.
- 22. «Что такое? Кто такой?» – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.
- 23. Шалаева, Г. «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- 24. Шпагин М. «Что было до …» - М.: Детская литература, 1989.
Список детей.
- Архипов Артём.
- Волков Захар.
- Голик Константин.
- Горбас Данил.
- Демидюк Максим.
- Дундуков Илья.
- Ендовицкая Кира.
- Колтунов Егор.
- Краева Марианна.
10. Кузнецов Иван.
11. Лескин Никита.
12. Мирясов Даниэль.
13. Нищерет Вадим.
14. Павленко Кристина.
15. Покрепин Никита.
16. Тихомиров Алексей.
17. Фатеева Екатерина.
18. Чигрина Екатерина.
Режим работы кружка.
Четверг - 15.45-16.15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Хочу все знать!" в соответствии с ФГОС ДО. Подготовительная группа.
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятель...
Рабочая программа «Правила дорожные детям знать положено »
Нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах нашего города. По этим же проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее...
Рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности «Хочу всё знать» для детей старшей группы
рабочая программа кружка по опытно-эксперементальной деятельности...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область «Познавательное развитие»: перспективно-тематическое планирование «Правила дорожные знать каждому положено»
Ребенок дошкольного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто та...
Рабочая программа кружка «Хочу все знать» Старшая (подготовительная группа)
Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной обра...
Рабочая программа "Хочу все знать"
Рабочая программа "Хочу все знать"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации дополнительного образования «Хочу все знать!»
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольни...