Проект «Что мы знаем о воде?» Средняя группа
проект по окружающему миру (средняя группа)
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Длительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации:14.11.2022-18.11.2022.
Возрастная группа: средняя (дети с 4 до 5 лет).
Участники проекта: дети и воспитатель средней группы .
Руководитель проекта: воспитатель Сапрыкина О.В.
Образовательные области:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Цель:
Обобщить и расширить знания детей об объекте неживой природы – воде, через созданные игровые ситуации во время образовательной деятельности.
Задачи:
- рассказать детям о значении воды в жизни человека и живых существ;
- развивать интерес к экспериментированию;
- познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворяемость;
- познакомить детей с тем, какие предметы тонут, а какие плавают на воде;
- развивать познавательный интерес у детей;
- поддерживать стремление детей вступать в активное познавательное общение среди детей и взрослых;
- развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_issledovatelskiy.docx | 54.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СП Детский сад «Солнышко» МКОУ «Колыванская СОШ»
Проект «Что мы знаем о воде?»
Средняя группа
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Длительность проекта: краткосрочный.
Срок реализации:14.11.2022-18.11.2022.
Возрастная группа: средняя (дети с 4 до 5 лет).
Участники проекта: дети и воспитатель средней группы .
Руководитель проекта: воспитатель Сапрыкина О.В.
Образовательные области:
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Цель:
Обобщить и расширить знания детей об объекте неживой природы – воде, через созданные игровые ситуации во время образовательной деятельности.
Задачи:
- рассказать детям о значении воды в жизни человека и живых существ;
- развивать интерес к экспериментированию;
- познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворяемость;
- познакомить детей с тем, какие предметы тонут, а какие плавают на воде;
- развивать познавательный интерес у детей;
- поддерживать стремление детей вступать в активное познавательное общение среди детей и взрослых;
- развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Актуальность проекта:
Наша жизнь не возможна без воды. Вода нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о воде – затрудняются.
Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде знакомой нам воды?
Пришло время познакомиться!
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – один их основных путей познания детьми окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.
Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде.
В наше время люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек стал потребительски относиться к природе не задумываясь, что он оставит подрастающему поколению. Поэтому так важно экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях.
Проект направлен на то, чтобы узнать о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Планируемые результаты:
По окончанию проекта у детей появляются представления о том, вода очень нужна всему живому. Без воды не могут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Что воды на земле больше, чем суши; что вода есть соленая, а есть пресная. Воду надо беречь, нельзя ее загрязнять.
В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода не имеет запаха, прозрачная, пресная вода не имеет вкуса, и что у воды нет формы. Так же дети узнают ,что вода источник жизни.
Работа с родителями:
Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой.
Привлечение родителей к организации экспериментально – исследовательской деятельности детей.
Организация опытов детей с водой дома с фото-сессий по теме .
Консультации для родителей:
1.«Игры с водой. Это интересно!»;
2.«Вода – средство закаливания дошкольников»;
3.«Правила поведения на водоёмах»;
Помощь в пополнении уголка детского экспериментирования.
Продукт проектной деятельности:
- Альбом «Опыты с водой »
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
1.1. Обозначить цель и задачи проекта.
1.2. Подобрать необходимые материалы для успешной реализации проекта.
1.3. Познакомить участников проекта с его целью и планом его реализации.
2 этап. Основной.
Циклограмма деятельности по реализации проекта
1 день.(14.11.2022)
«Ах, вода-водица»
- Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
- Беседа «Такая разная, такая важная вода»
- Эксперимент «Ах, вода-водица». См. Приложение 1.
2 день.(15.11.2022)
«Цветная вода»
- Эксперимент «Цветная вода». См. Приложение 1.
- Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды». См. Приложение 3.
- Отгадывание загадок о воде. См. Приложение 5.
3 день.(16.11.2022)
«Тонет-не тонет»
- Эксперимент «Тонет- не тонет». См. Приложение 1.
- Физкультминутка «Тихо плещется вода». См. Приложение 3.
- Наблюдение на прогулке за лужами, полив цветов из лейки.
4 день.(17.11.2022)
«Поплывёт ли кораблик»
- Чтение стихотворения Р. Бикметовой «Кораблик». См. приложение 4.
- Эксперимент «Поплывет ли кораблик?». См. Приложение 1.
5 день. (8.11.2022)
«Интересная вода»
- Игра «Доскажите слово»
- Прослушивание записи «Музыка воды»
- Беседа «Интересная вода»
- Эксперимент «Вода – источник жизни». См. Приложение 1.
3 этап. Заключительный.
- Подведение итогов проекта.
- Составление альбома «Опыты с водой »
Литература
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «СФЕРА», 2013.
2. Дидактический материал «Как избежать неприятностей на воде».
3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград: Учитель, 2013.
5. Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации». – Москва, ТЦ «Сфера», 2008.
6. Интернет-ресурсы.
Приложение1
Эксперименты.
Эксперимент «Ах, вода-водица»
Цель: Знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.
Материалы: стаканы с водой, ложки, соль, сахар.
Ход эксперимента
На столе стоят прозрачные стаканы водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать –сахар растворяется, остаётся прозрачной, становиться сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.
Выводы: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.
Эксперимент «Цветная вода»
Цель: Знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 3 цветов, кисть.
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу три прозрачных стакана с водой, гуашь трёх цветов, кисть.
Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный.
При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.
Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.
Эксперимент «Тонет- не тонет»
Цель: Знакомство детей со свойствами предметов держаться на воде.
Материалы: контейнер с водой, деревянные предметы: ложка, кубик, прищепка; железные предметы: монетка, скрепка, шуруп; пластмассовые предметы: игрушки.
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу контейнер с водой и предлагает ребятам опустить в него различные предметы.
Дети наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности – плавают.
Вывод: В воде не тонут деревянные и пластмассовые предметы, плавают. А предметы из железа тонут.
Эксперимент «Поплывет ли кораблик?»
Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Материалы: ёмкость с водой, бумажный кораблик (Свернуть по схеме Приложение 2)
Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу ёмкость с водой и два листа бумаги.
Сначала задаёт вопрос ребятам:
Дети, как вы думаете, бумага может плавать?
Ответы детей.
Затем воспитатель кладёт лист бумаги в воду. Он сначала лежит на воде, намокает и тонет.
Затем из второго листа бумаги воспитатель сворачивает кораблик, и опускает его на воду. (Смотри приложение 2) Он не тонет.
Важно дать детям каждому по кораблику и попробовать опустить его на воду. Каждый должен то сделать сам.
Выводы:
Кораблик не тонет, потому что он лёгкий.
Кораблик сделан из бумаги, а бумага из дерева, поэтому он не тонет.
Эксперимент «Вода – источник жизни».
Материалы и оборудование: семена фасоли, одна тарелочка с водой, пустая тарелка, вата.
Нужно дать каждому ребенку две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку (или тряпочку) и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой – нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в том, какую роль играет вода в развитии и прорастании растений.
Выводы: в воде прорастают семена ,появляются ростки и далее новое растение.
Приложение 2.
Схема для изготовления кораблика.
Приложение 3.
Пальчиковая гимнастика и физкультминутки, игры.
Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды»
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чистая водичка
Умоет наше личико, (Умываемся – имитируем движения)
Вымоет ладошки, (Зачерпываем воду, выплёскиваем вверх -
Намочит нас немножко, имитируем движения)
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся! (Улыбаемся соседу справа, слева)
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Игра «Доскажите слово»
Цель: закрепление полезных свойств воды для человека.
Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, а последнее слово не говорит – его дополняют дети по смыслу выражения.
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
Приложение 4.
Стихотворения для разучивания с детьми.
Кораблик
Р. Бикметова
Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
«Вы слыхали о воде?»
Н. Рыжова
Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Приложение 5.
Загадки о воде.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я? (Вода)
***
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
***
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)
***
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Снежинка)
***
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идёшь?
Зонт возьми – там льётся ... (дождь).
***
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, И бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Как мы знаем транспорт» (для средней группы )
Закрепить и уточнить знания детей о транспорте....
Психологический досуг с родителями «Как хорошо мы знаем наших детей!» Средняя группа (4-5 лет)
Наблюдая за тем, как ведут себя мои воспитанники в группе (а именно, появились ребята которым, стал необходим тактильный контакт с воспитателем), меня посетила мысль о том, что вероятнее всего, многие...
Календарный план по теме: "Что мы знаем о России" - средняя группа
ТЕМА НЕДЕЛИ: «Что мы знаем о России – страна, в которой я живу».Образовательные ситуации, события, праздники, интересы: досуг по плану руководителя физкультуры и спорта; экскур...
Конспект НОД «Что я знаю о себе» (средняя группа)
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».Цель: формировать у детей представлени...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Родной свой край люби и знай»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордо...
Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Люби и знай родной свой край»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Люби и знай родной свой край»...