Открытое занятие "Путешествие в мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Обобщение знаний детей о живой и неживой природе и человеке, как его неотъемлемой части.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействии.
2. Закреплять представления о деревьях и кустарниках.
3. Обобщать знания детей о перелетных и зимующих птицах.
4. Закреплять знания о домашних и диких животных, о животных различных климатических зон.
5. Продолжать пополнять активный словарный запас, развивать диалогическую речь.
Развивающие:
1. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
2. Продолжать развивать активность, и желание помочь ближнему.
3. Развивать у детей интерес к познанию природы.
4. Развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Воспитательные:
1. Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
2. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otknod_2022.docx | 37.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад пос. им. К. Маркса»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
413142, Саратовская область, Энгельсский район, пос. им. Карла Маркса, ул. Октябрьская, д.39.
тел. (8453) 77-28-35
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: «Путешествие в мир природы»
старшая группа ( от 5 до 6 лет)
Подготовила воспитатель:
Хайрулина Айна Амангельдиновна
2022 – 2023 учебный год.
Цель: Обобщение знаний детей о живой и неживой природе и человеке, как его неотъемлемой части.
Задачи:
Образовательные:
1. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействии.
2. Закреплять представления о деревьях и кустарниках.
3. Обобщать знания детей о перелетных и зимующих птицах.
4. Закреплять знания о домашних и диких животных, о животных различных климатических зон.
5. Продолжать пополнять активный словарный запас, развивать диалогическую речь.
Развивающие:
1. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру.
2. Продолжать развивать активность, и желание помочь ближнему.
3. Развивать у детей интерес к познанию природы.
4. Развивать умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Воспитательные:
1. Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
2. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
Организационный компонент:
В соответствии с СанПиНом и здоровьесберегающими технологиями.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный момент Ребята, у нас сегодня необычное занятие. К нам в группу пришли гости. Гости дорогие, важные такие, В группе здесь у нас сидят, Строго все на нас глядят. Строго? Нет, не строго, А с улыбкой очень тёплой и простой Гости нас встречают добротой. Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями. А теперь проходите на стульчики. Сели все прямо, спинку держим ровно. | Дети приветствуют педагогов. Дети занимают рабочие места. |
I. Вводная часть (мотивация) | |
Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе. Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Эти цветы сделаны человеком. Они искусственные. А все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе. Как называются предметы, сделанные руками человека? Правильно, предметы, которые сделал человек, называются рукотворными. И эти предметы не относятся к природе. - Знаете ли вы, что такое природа? Природа-это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы. Природа бывает живой и неживой. Что относится к живой природе? - Почему? -Что относится к неживой природе? - Сможет ли наша планета Земля существовать без неживой природы? Почему? Правильно, ребята! А теперь мы с вами проведем небольшой эксперимент. Посмотрите на стол. Что вы видите? Воспитатель – Как вы думаете, сможем ли мы разломить его на кусочки. Попробуйте. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет? А что будет с бабочкой, жучком, птицей, цветком, если мы его разделим на части? Воспитатель – Значит, как надо относиться к природе? Правильно! Ребята мы учили стих про то, как надо относиться к природе. Расскажем его? Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жучка – и он умер у меня на ладони. Тогда я понял, Что к природе можно прикоснуться Только сердцем. Ребята, как понимать выражение «Что к природе можно прикоснуться только сердцем»? Правильно. Молодцы! (Вдруг раздается стук в дверь. Воспитатель выходит в приемную. Заносит письмо.) Ребята, приходил почтальон, принес письмо от Царицы Природы. (Читает) «Дорогие ребята, группы № 1 «Ягодки». Пишет Вам письмо Царица – Природа. Наша планета Земля в большой опасности. Очень плохие и злые люди стали обижать животных, ломать деревья, рвать цветы, разорять гнёзда птиц, раскидывать мусор. Я одна уже не в силах справиться. Вся природа засорена. Если так будет продолжаться, наша планета Земля скоро погибнет. Не останется ни растений, ни животных, ни птиц, ни чистого воздуха. Прошу вас помогите мне навести порядок в природе. Я буду Вам очень благодарна, если вы не откажете мне в помощи. Чтобы мне помочь, вам надо пройти несколько испытаний». Вы готовы помочь Царице Природы? Справимся ли мы с заданиями? Прежде, чем отправляться в мир природы, мы должны вспомнить правила поведения в природе. Сейчас мы проверим, какие вы знаете правила поведения на природе. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе говорим «нет». Если я приду в лесок и сломаю ветку? (нет) Если съем я пирожок и выброшу салфетку? (нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да) Если разведу костер, а тушить не буду? (нет) Если сильно насорю и убрать забуду? (нет) Если мусор уберу, банку закопаю? (да) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей. Как вы думаете? Когда вы идете на природу, на пикник, что с собой надо взять, кроме еды и одежды? Ребята, надо обязательно с собой брать мусорные мешки, для того, чтобы после себя собрать весь мусор, увезти домой и выбросить в мусорный контейнер. Сейчас мы тоже возьмем с собой мусорные мешки. Все готовы ? | Воспитатель берет со стола искусственные цветы. (не живые, не дадут корней, не будут расти). Д.: Рукотворные предметы. (ответы детей). (растения, животные, насекомые, цветы, человек). Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе. (ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, земля). Нет. (всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло). Д: - Мел. Д: – Мел остался мелом, только его кусочки стали меньше. Д: Они погибнут. Ответы детей. Ответы детей Дети: Да. Дети отвечают. Д: Да! |
II. Основная часть | |
Тогда отправляемся в путешествие в мир природы. А поможет нам в этом волшебный паровозик, который нас отвезет в мир природы. На каждой остановке нас ждут задания и вопросы. Справимся? Звучит музыка «Паровозик Чуух» - А вот и первая остановка «Лесная». Итак, ребята, для начала отгадайте загадку: Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. Совершенно верно - это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет? - Почему вы так думаете? - С помощью чего деревья дышат? -Правильно, с помощью листьев. Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево? Игра «Части дерева» (подходят к модели дерева) - Полина начни. Какую часть ты взяла? - Корни, что делают? -А еще корни удерживают дерево. Варя, ты какую часть взяла? -Какую функцию выполняет ствол? Воспитатель: Кирилл, что есть на ветках? -Ребята, что выделяют листья? -Когда листья падают, они гниют, образуют питательные вещества для дерева. -Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего нужно дерево?» -В этой игре вам нужно рассказать о значении дерева. -Молодцы. -Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом? -Правильно. А если в лесу больше всего берез, рябин, осин, тополей, как мы назовем такой лес? -А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья? -Молодцы ребята! С первым заданием мы справились. - Едем к следующей станции. -А вот и вторая остановка. Давайте, послушаем звуки. Звучит фонограмма птичьих голосов. -Ребята, какая остановка? -Правильно. -Тише-тише, что за шум? В лесу какой то непорядок, птицы устроили спор, одни прогоняют других, говорят вас зимой здесь не должно быть, улетайте вы чужие. Нужно птиц помирить. - Посмотрите, какие птицы прилетели на ёлочку. Назовите мне их? - Какие это птицы? -Что значит зимующие птицы? - А почему они не улетают -Правильно, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг? -Почему они улетают? -Молодцы. У меня для вас есть ещё одно задание. На этих карточках изображены птицы, живущие в лесу. Вы должны разделить их: зимующих мы посадим на дерево зимой, а перелётных на дерево летом. - Ребята, а люди как могут помочь зимующим птицам? - Со вторым заданием тоже справились. Молодцы! - Ну, что, ребята, поехали дальше. Встаем паровозиком. - А вот и следующая остановка «Животные». - Мир животных очень разнообразен. Животный мир является одним из основных частей природы (природной среды). Кем должен быть человек для животного? Именно от людей во многом зависит жизнь и разнообразие животного мира. Ой, ребята, здесь тоже непорядок. Все животные перепутались. Посмотрите внимательно. Что здесь не так? Животные делятся на две группы. Какие? - Дикие -это какие? Домашние – это какие? - Правильно. У каждого животного есть своя родина, свой дом. Следующее задание для нас. Распределить животных по домам. (экосистемы) Дидактическая игра: «Где, чья Родина?» Педагог спрашивает: «Кто живет?» В лесу (лось, Бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр, рысь) - В Африке (верблюд, жираф, слон, зебра, бегемот, носорог, кенгуру) В деревне… Воспитатель смотрит. Если есть ошибки, исправляет вместе с детьми. - Молодцы! Ой, а что это такое? (На полу лежит обруч, а в нем рассыпан мусор). -Сколько мусора! Ребята, что надо сделать? ! Надо собрать весь мусор, чтобы стало чисто. Хорошо, что мы взяли с собой мусорные мешки. - Дети, а что будем делать с этим мусором? . Здесь, на природе, нет мусорных контейнеров. Мы этот мешок заберем с собой в детский сад и наш младший воспитатель выбросит его в мусорный контейнер. -Ну, что, ребята, все задания мы прошли. Пора возвращаться в детский сад? Звучит музыка «Паровозика Чууха» | Д: Да. (Дети выстраиваются в поезд и передвигаются к первой станции под музыку). Дети: дерево. Дети: живое. Дети: потому что, как все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Дети: с помощью листьев. Дети: ствол, листья. Полина: корни. Полина: поглощают воду и питательные вещества из почвы. Варя: ствол. Варя: по стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям. Кирилл: есть листья, цветы, плоды. Дети: кислород, а поглощают свет, плоды падают, семена, падая в землю, прорастают. Предполагаемые ответы детей Дети: хвойный. Дети: лиственный. Дети: смешанный. (Дети выстраиваются в поезд и передвигаются ко второй станции под музыку). Дети: «Птичья» (Сорока, синица, воробей, ворона, дятел, поползень, сова). (Зимующие). (Которые живут с нами и никуда не улетают). (Потому, что они питаются семенами деревьев и растений, а их в лесу много) Перелётные. Потому, что они питаются насекомыми, а их зимой нет. Дети выполняют задание. Рассаживают сначала зимующих, затем перелётных птиц под музыкальное сопровождение. Повесить кормушки, чтобы их кормить. Дети выстраиваются в поезд и передвигаются к следующей станции под музыку. Другом. Сильным, умным, справедливым. Дикие и домашние. (Ответы детей.) Дети отбирают нужные фигурки животного, расставляя их по домам. Ответы детей Дети собирают, воспитатель их хвалит. Ответы детей Дети выстраиваются в поезд и передвигаются ко второй станции под музыку |
III. Заключительная часть. | |
Остановка «Конечная» - Вот мы и оказались в детском саду. Как вы думаете, мы справились с заданиями. Мы помогли Царице – природе? - Я так думаю, что Царица – Природа будет нами довольна. Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства. Она вернёт вам заботу о себе — хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой земного царства Природы. - А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Ребята, скажите, понравилось вам наше занятие и что нового и интересного вы узнали на занятии? - А теперь давайте, обнимем нашу планету и навсегда запомним, что мы должны ее беречь, охранять, заботиться и любить все живое на земле! | Предполагаемые ответы детей. Предполагаемые ответы детей. Дети подходят ближе в круг и обнимаются. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по родной природе "Зимняя сказка"
Это занятие педагоги могут использовать в своей работе, на тематической неделе "Зима". Занятие подобрано в соответствии с требованиями программы обучения и воспитания детей под редакцией Веракса . Зан...
Открытое занятие "Мы - друзья природы".
Это занятие покажет детям, что все в природе взаимосвязано; очень интересное стихотворение о природе....
Конспект открытого занятия - викторины «Знатоки природы»
Конспект открытогозанятия - викторины«Знатоки природы»...
Конспект открытого занятия на тему «Природа – наш общий дом» в подготовительной группе.
Есть на земле огромный домПод крышей голубой,Живут в нём солнце, дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы,Весёлый звон ручья.Живёшь в том светлом доме тыИ все твои друзья.Куда б дор...
Конспект открытого занятия с неживой природой "Воздух - невидимка"
Конспект открытого занятия с неживой природой "Воздух - невидимка"...
Конспект открытого занятия "Мы защитники природы"
Конспект открытого занятия "Мы защитники природы"...
Открытое занятие "Мы друзья природы"
Обобщить знание детей об окружающим мире....