Календарно- тематическое планирование "Экспериментальная деятельность в подготовительной группе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Шабурова Светлана Васильевна
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл user_file_5ce162abb54a0.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)

2022 -2023 учебный год

Что я слышу – забываю

Что я вижу – я помню.

Что я делаю – я понимаю.

(Конфуций)

Актуальность:

 Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности.

Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника.  Уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.

Экспериментирование один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребѐнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребѐнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.

Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи: - создать условия для экспериментальной деятельности;

- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

 - расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей;

- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;

- упражнять детей проводить элементарные опыты;

 - развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;

- развить речь, пополнить словарный запас;

 - формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- развивать аккуратность, ответственность и последовательность;

- воспитывать самостоятельность

 - развить интерес к изучению нового.

Форма организации: 

- непосредственно-организованная деятельность;

-совместная деятельность;

-самостоятельная деятельность.

Место проведения: 

- групповая комната;

- участок;

 -прилегающая территория детского сада.

Методические приемы: 

- наблюдения;

- создание проблемных ситуаций;

- экспериментирование;

- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;

 - дидактические игры;

- моделирование;

- трудовые поручения.

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Волшебница - вода

1

«Детская лаборатория»

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории

2

«Свойства воды. Плавающая рыбка»

Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами6 вода отталкивает мыльные жидкости.

3

«Вода-растворитель. Очищение воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

4

«Непотопляемая бумага, бумажная крышка»

Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть  может ли воздух защитить бумагу от воды.

Октябрь

«Горы, камни и песок»

1

«Круговорот воды в природе»

Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды.

2

«Песок – природный фильтр»

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

3

«Камни. Какими бывают камни»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям

4

«Что такое горы»

«Вулкан»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

Ноябрь

«Воздух»

1

«Прогулки невидимки»

Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

2

«Воздух невидим»

 Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух

3

«Воздух есть везде»

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

4

«Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Декабрь

«Магнит»

1

«Магниты»

Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием

2

«Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

3

«Как человек использует магниты»

«Когда магнит вреден»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

4

«Рисует магнит или нет»

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 

Январь

«Снег и лед»

1

«Замерзание жидкостей»

Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

2

«Почему снег греет?»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

3

«Лед и соль»

Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей

4

«Откуда берётся иней?»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Февраль

«Растения»

1

«Растения»

Формировать умение различать семена различных растений.

2

«Способы размножения растений»

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

3

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях

4

«Лабиринт»

Установить, как растение ищет свет

Март

«Дерево»

1

«Тонет - не тонет»

Знакомство со свойствами коры дерева

2

«Посадим деревце»

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

3

«Есть ли у растения органы дыхания?»

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

4

«Почему осенью опадают листья?»

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и  влаги.

Апрель

«Разное»

1

«Исчезающий мелок»

Познакомить со свойствами мела

2

«Цветное молоко»

Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды

3

«Секретное письмо»

Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге.

4

«Яйцо утонет или всплывет?»

Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

Май

«Разное»

1

«Тайный похититель варенья»

Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев

2

«Заплесневелый хлеб»

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия

3

«День и ночь»

Объяснить детям, почему бывает день и ночь

4

«Живые дрожжи»

Показать, как «растут» дрожжи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутое календарно - тематическое планирование (2011-2012). Подготовительная группа

Подробное календарно-тематическое планирование на 2011 - 2012 гг. Разработано для написания плана воспитательно - образовательной работы с детьми подготовительной группы...

Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной группы с ОНР

Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной группы с ОНР...

Календарно-тематическое планирование логопеда в подготовительной группе

План содержит планирование лексической темы, тема по обучению грамоте, развитие связной речи и развитие грамматического строя речи. Планирование распределено по недельно....

Календарно-тематическое планирование (старшая и подготовительная группы)

Тематическое планирование составлено следующим образом: лексические темы напрямую либо косвенно связаны между собой. Это необходимо для того, чтобы была возможность осуществить плавный переход от одно...

Календарно – тематическое планирование по Ритмике. (подготовительная группа).

Календарно – тематическое планирование по Ритмике. (подготовительная группа)....

Календарно-тематическое планирование по ФГОС (подготовительная группа)

Календарно-тематическое планирование по ФГОС (подготовительная  группа)...

Календарно-тематическое планирование НОД в подготовительной группе МКДОУ №3

Календарно-тематическое планирование НОД в подготовительной группе МКДОУ №3...