Календарно- тематическое планирование "Экспериментальная деятельность в подготовительной группе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
user_file_5ce162abb54a0.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование (опытно – экспериментальная деятельность в подготовительной группе)
2022 -2023 учебный год
Что я слышу – забываю
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
(Конфуций)
Актуальность:
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребѐнка через его включение в различные виды деятельности.
Формирование у дошкольников познавательного интереса в различных областях знаний и видах деятельности является одной из важнейших задач развития дошкольника. Уровень развития познавательной деятельности ребенка определяет готовность к усвоению школьной программы. Познавательные интересы формируются не сразу, поэтому очень важно уделять должное внимание их развитию в дошкольном детстве.
Экспериментирование один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного познания ребѐнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребѐнка с новыми фактами, но и накопления умственных умений. В процессе эксперимента активизируются мыслительные процессы, обогащается память, данный вид работы вызывает у ребенка интерес к изучению чего - то нового, к дальнейшему исследованию природы, что соответствует условиям формирование познавательного интереса с учетом ФГОС ДО.
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет исследовать, изучать, открывать новое, проявлять любознательность, способствует развитию аккуратности, ответственности, последовательности, что соответствует требованиям реализации стандарта и обусловливает актуальность данной работы.
Цель: формирование познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.
Задачи: - создать условия для экспериментальной деятельности;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей;
- познакомить с различными свойствами веществ, основными физическими явлениями, видами и характеристиками движения;
- упражнять детей проводить элементарные опыты;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации;
- развить речь, пополнить словарный запас;
- формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- развивать аккуратность, ответственность и последовательность;
- воспитывать самостоятельность
- развить интерес к изучению нового.
Форма организации:
- непосредственно-организованная деятельность;
-совместная деятельность;
-самостоятельная деятельность.
Место проведения:
- групповая комната;
- участок;
-прилегающая территория детского сада.
Методические приемы:
- наблюдения;
- создание проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
- дидактические игры;
- моделирование;
- трудовые поручения.
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь Волшебница - вода | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории |
2 | «Свойства воды. Плавающая рыбка» | Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами6 вода отталкивает мыльные жидкости. | |
3 | «Вода-растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. | |
4 | «Непотопляемая бумага, бумажная крышка» | Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды. | |
Октябрь «Горы, камни и песок» | 1 | «Круговорот воды в природе» | Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. |
2 | «Песок – природный фильтр» | Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). | |
3 | «Камни. Какими бывают камни» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям | |
4 | «Что такое горы» «Вулкан» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей. | |
Ноябрь «Воздух» | 1 | «Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом |
2 | «Воздух невидим» | Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух | |
3 | «Воздух есть везде» | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. | |
4 | «Воздух помогает рыбам плавать» | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | |
Декабрь «Магнит» | 1 | «Магниты» | Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием |
2 | «Притягивание через предметы» | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. | |
3 | «Как человек использует магниты» «Когда магнит вреден» | Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | |
4 | «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. | |
Январь «Снег и лед» | 1 | «Замерзание жидкостей» | Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. |
2 | «Почему снег греет?» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. | |
3 | «Лед и соль» | Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей | |
4 | «Откуда берётся иней?» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль «Растения» | 1 | «Растения» | Формировать умение различать семена различных растений. |
2 | «Способы размножения растений» | Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. | |
3 | «Хитрые семена» | Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях | |
4 | «Лабиринт» | Установить, как растение ищет свет | |
Март «Дерево» | 1 | «Тонет - не тонет» | Знакомство со свойствами коры дерева |
2 | «Посадим деревце» | Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему | |
3 | «Есть ли у растения органы дыхания?» | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | |
4 | «Почему осенью опадают листья?» | Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги. | |
Апрель «Разное» | 1 | «Исчезающий мелок» | Познакомить со свойствами мела |
2 | «Цветное молоко» | Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды | |
3 | «Секретное письмо» | Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге. | |
4 | «Яйцо утонет или всплывет?» | Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования | |
Май «Разное» | 1 | «Тайный похититель варенья» | Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев |
2 | «Заплесневелый хлеб» | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия | |
3 | «День и ночь» | Объяснить детям, почему бывает день и ночь | |
4 | «Живые дрожжи» | Показать, как «растут» дрожжи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутое календарно - тематическое планирование (2011-2012). Подготовительная группа
Подробное календарно-тематическое планирование на 2011 - 2012 гг. Разработано для написания плана воспитательно - образовательной работы с детьми подготовительной группы...
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной группы с ОНР
Календарно-тематическое планирование для детей подготовительной группы с ОНР...
Календарно-тематическое планирование логопеда в подготовительной группе
План содержит планирование лексической темы, тема по обучению грамоте, развитие связной речи и развитие грамматического строя речи. Планирование распределено по недельно....
Календарно-тематическое планирование (старшая и подготовительная группы)
Тематическое планирование составлено следующим образом: лексические темы напрямую либо косвенно связаны между собой. Это необходимо для того, чтобы была возможность осуществить плавный переход от одно...
Календарно – тематическое планирование по Ритмике. (подготовительная группа).
Календарно – тематическое планирование по Ритмике. (подготовительная группа)....
Календарно-тематическое планирование по ФГОС (подготовительная группа)
Календарно-тематическое планирование по ФГОС (подготовительная группа)...
Календарно-тематическое планирование НОД в подготовительной группе МКДОУ №3
Календарно-тематическое планирование НОД в подготовительной группе МКДОУ №3...