Проект "В царстве воды"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_voda.docx | 168.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 78 .
Педагогический проект
«В царстве воды».
Руководитель проекта воспитатель
средней группы «Сказка»
Романенкова Наталья Ювенальевна
2022 уч.
Педагогический проект:
«В царстве воды».
Продолжительность проекта: краткосрочный (23-31 августа 2022).
Руководитель проекта: Романенкова Н.Ю.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий.
Сроки реализации: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать во благо природы, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.
Основными идеями проекта являются: развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.
Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Она дает возможность ребенку познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Данный проект позволяет сформировать у детей среднего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.
Проблема: недостаточное представление у детей о свойствах воды, её состояниях, значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнению воды.
Цель:
Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях, о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, текучая, не имеет формы, растворитель), о её разных состояниях.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.
3. Учить наблюдать простейшие связи круговорота воды в природе, познакомить с обитателями водоёмов, морей, океанов.
4.Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность, формировать познавательную и творческую активность детей.
5. Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный
-Выбор темы проекта.
-Определение цели и задач проекта.
-Сбор и анализ литературы по данной теме.
-Выявление знаний детей о предметах неживой природы. (о воде)
-Разработка плана реализации проекта.
-Изучение методической литературы.
-Информация для родителей о предстоящем проекте.
-Сотрудничество с родителями.
-Анкетирование для родителей «Детское экспериментирование в семье».
-Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.
-Подбор иллюстративного материала, видеоматериала по проекту.
-Подбор стихотворений, загадок о воде.
-Подбор подвижных, пальчиковых, дидактических игр, познавательных игр.
-Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
-Подбор музыкальных произведений.
-Подготовить картотеку опытов и экспериментов с водой для детей средней группы.
-Создание мультимедийной презентации: «Для чего нужна вода и ее охрана».
-Создание мультимедийной презентации: «Подводный мир океана».
-Создание мультимедийной презентации: «Водопады мира»
-Создание мультимедийной презентации: «Искусственные водоёмы».
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Подготовка необходимого материала и оборудования.
Второй этап: Основной.
Направления деятельности:
Работа с детьми:
Формы работы с детьми:
– фронтальные.
– групповые.
– индивидуальные.
Беседы:
«Что мы знаем о воде».
«Вода – источник жизни».
«Какие источники воды ты знаешь?».
«Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
«Какие водоемы на нашей планете ты знаешь»?
«Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной»?
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря, океана и др. предметных картинок с сюжетами использования воды.
Просмотр презентации: «Для чего нужна вода и ее охрана».
Просмотр презентации: «Подводный мир океана».
Просмотр презентации: «Водопады мира».
Просмотр презентации: «Искусственные водоёмы».
Просмотр видео «Вода - источник жизни на Земле»
(вода в природе; вода в природных явлениях; вода в жизни человека).
Чтение художественной, познавательной литературы.
Чтение экологических сказок Н.А. Рыжовой: «Жила – была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели».
Ирис Ревю «Сказка про Капельку».
Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро»
Х.Лаиглессия «Крокодиловы слёзы».
Загадки о воде.
Пословицы и поговорки о воде.
Музыка:
Прослушивание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы»,
«Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей», «Шум моря».
Пальчиковая гимнастика:
«Водичка», «Рыбки», «Морская звезда», «Дельфин», «Акула» , «Дождь», «Волны».
Дидактические игры:
«Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Когда это бывает?», «Разрезные картинки», «Что мы знаем о воде?», «Четвертый лишний».
Подвижные игры:
«Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Водяной», Удочка, «Выловим шарики из воды», «Морские камешки», «Кто быстрее наполнит ведро водой».
Беседы:
«Волшебница вода».
«Вода в жизни растений».
«Вода в жизни животных».
Опытно-исследовательская деятельность.
Опыты и эксперименты с водой:
Опыт № 1 «Свойства воды»
Опыт №2. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».
Опыт №3. «Плавучесть предметов».
Опыт №4. «Что может пропускать воду, а что нет?»
Опыт № 5. «Тёплая и холодная вода».
Опыт № 6. «Как вытолкнуть воду?».
Опыт № 7. «Пар — это тоже вода».
Художественное творчество:
Нетрадиционная техника рисование «отпечаток ладошкой «Осьминожки»
Рисование на цветном песке «Морские волны».
Пластилинография «Туча и дождь».
Нетрадиционная техника рисования поролоном «Облака — белогривые лошадки».
Конструирование из бумаги:«Рыбки».
Аппликация «Стакан газированной воды».
Наблюдения:
- За «огородом» на площадке, полив растений.
Работа с родителями.
Анкетирование «Детское экспериментирование в семье».
Ознакомление с уголком экспериментальной деятельности в группе (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
Консультации для родителей:
«Эксперимент в детском саду».
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
«Почему нужно беречь воду?».
«Как полезны игры с водой».
Проведение индивидуальных бесед по теме:
- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» значение экспериментальной деятельности для детей».
-«Правила безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома».
Участие родителей в реализации проекта.
Третий этап: Заключительный.
Просмотр видео: «Вода вокруг нас».
Викторина «Вода-водица».
Развлечение «Надувание мыльных пузырей.»
Оформление результата проекта в виде презентации: «В царстве воды».
Предполагаемый результат:
-У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
-Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
-Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
-У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получить знания экспериментальным путем),закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.
-Повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности; проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, рост уровня любознательности, наблюдательности.
-Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.
Литература.
1. «Секреты природы — это так интересно» Москва 2004 Л.В.Ковинько
«Организация опытно — экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/2.» Сост. Н.В.Нищева.
2. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». А.И.Иванова.
3. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» А.И.Иванова.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации»/под общ.ред. Л.Н.Прохоровой.
4. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова.
5. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина.
6. «Методика экологического воспитания в детском саду» (С.Н.Николаева, г.Москва, «Просвещение», 2006г.).
7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва «Просвещение» 2005г.
8. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М. А.Васильевой, Т. С. Комаровой, 2015г..
9. Программа «Наш дом – природа» Рыжова Н.А., Линка-Пресс, М., 1996г.
10. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Н.Е. Веракса, А.Н.Веракса М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2015г.
Утверждаю: Заведующий МАДОУ д/с № 78 Е.Э.Блинова__________________ «___» ______________ 2022 г. |
Перспективное планирование проекта
«В царстве воды»
средняя группа «Сказка»
Месяц | Вид деятельности | Практический выход |
Август 23.08.2022-31.08.2022 | Продуктивная Коммуникативная Познавательно-исследовательская Опытно-исследовательская Чтение художественной литературы Физическое развитие Музыкальное развитие Взаимодействие с родителями Итоговое мероприятие | Нетрадиционная техника рисование «отпечаток ладошкой «Осьминожки» Рисование на цветном песке «Морские волны». Пластилинография «Туча и дождь». Нетрадиционная техника рисования поролоном «Облака — белогривые лошадки». Конструирование из бумаги:«Рыбки». Аппликация «Стакан газированной воды». Беседы: «Волшебница вода». «Вода в жизни растений». «Вода в жизни животных». Просмотр презентации: «Для чего нужна вода и ее охрана». Просмотр презентации: «Подводный мир океана». Просмотр презентации: «Водопады мира». Просмотр презентации: «Искусственные водоёмы». Просмотр видео «Вода - источник жизни на Земле» Дидактические игры: «Кому нужна вода?» «Какой бывает вода», «Когда это бывает?», «Разрезные картинки», «Что мы знаем о воде?», «Четвертый лишний». Опыт № 1 «Свойства воды» Опыт №2. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются». Опыт №3. «Плавучесть предметов». Опыт №4. «Что может пропускать воду, а что нет?» Опыт № 5. «Тёплая и холодная вода». Опыт № 6. «Как вытолкнуть воду?». Опыт № 7. «Пар — это тоже вода». Чтение экологических сказок Н.А. Рыжовой: «Жила – была река», «История одного пруда», «Как люди речку обидели». Ирис Ревю «Сказка про Капельку». Т. Шорыгина «Великан и голубое озеро» Х.Лаиглессия «Крокодиловы слёзы». Загадки о воде. Пословицы и поговорки о воде. Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Водяной», Удочка, «Выловим шарики из воды», «Морские камешки», «Кто быстрее наполнит ведро водой». Пальчиковая гимнастика: «Водичка», «Рыбки», «Морская звезда», «Дельфин», «Акула» , «Дождь», «Волны». Прослушивание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы», «Прибой», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей», «Шум моря». Анкетирование «Детское экспериментирование в семье». Ознакомление с уголком экспериментальной деятельности в группе (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории). Консультации для родителей: «Эксперимент в детском саду». «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». «Почему нужно беречь воду?». «Как полезны игры с водой». Проведение индивидуальных бесед по теме: - «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» значение экспериментальной деятельности для детей». -«Правила безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома». Участие родителей в реализации проекта. Просмотр видео: «Вода вокруг нас». Викторина «Вода-водица». Развлечение «Надувание мыльных пузырей.» Оформление результата проекта в виде презентации: «В царстве воды». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в Царство воды»
Досуговое занятие для детей по экологии...
Путешествие по царству воды
Уханова А.НТема: Путешествие по Царству воды. Интеграция образовательных областей:Познание «формирование целостной мира»Музыка, коммуникация, социализация.Виды детск...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности "В царстве воды"
эксперименты с водой...
Царство воды
Познание, эксперементирование, исследовательская деятельность...
Проект "Царство воды"
Проект "Царство воды"...
"Путешествие в царство Воды".
Непосредственная образовательная деятельность для старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Царство воды»
Закрепление знаний о свойствах воды и её значении в жизни человека.Знакомство с круговоротом воды в природе.Расширение знаний об агрегатных состояниях воды.Развивитие любознательности и навыков провед...