Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности "В царстве воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и подготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Содержание и методика организации
познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
на тему:
«Разработка содержания познавательно-исследовательской
Деятельности дошкольников
В непосредственно образовательной деятельности
«Царство воды»
время обучения:
с 11.03 по 15.03.2013
Выполнила Сёмочкина
Елена Анатольевна
Должность воспитатель
Место работы МБДОУ
детский сад 193
Самара,2013г.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками (старшая группа)
Тема: «Царство воды»
Программное содержание.
Образовательные задачи:
1)Познакомить детей со свойствами воды. Учить выполнять ряд последовательных действий, определять цели и достигать соответствующего результата. (Познание)
2)Закрепить знания детей о свойствах воды. (Познание)
Развивающие задачи:
1)Продолжать развивать логическое мышление и воображение. (Познание)
2)Активировать словарь. (Течёт, нагревается, растворяется, впитывается)
3)Развивать умение анализировать, выявлять существенные признаки. (Коммуникация)
Воспитательные задачи:
1)Прививать аккуратное обращение с исследовательским оборудованием. (Социализация)
2)Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. (Познание)
3)Воспитывать бережное отношение к воде. (Социализация)
Методы и приёмы:
Практические: дидактические игры, творческие задания, проблемные ситуации.
Наглядные: рассматривание и обсуждение иллюстраций.
Словесные: рассказывание, чтение художественных произведений.
Материалы и оборудование:
Кусок обоев, покрашенный в голубой цвет, 10 одинаковых прозрачных сосудов для растворения веществ, картинки с изображением детей, которые поливают растения, купаются в реке, аквариумные рыбки, ребёнок поёт и играет (половина А4), 10 одинаковых прозрачных бокалов с неравным количеством воды, деревянные палочки для звука, картинки «метки» (маленькие), набор смешанных картинок, стакан кипятка, кусочек льда.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | П/и «Северный и южный ветер», П/и «Капелька» |
Игровая | Игровые ситуации, Д/и «Состояние воды», Д/и «Определи наощупь» |
Продуктивная | Коллективная работа «Царство воды» |
Познавательно-исследовательская | Проблемные ситуации «Как нужно беречь воду», Опыт: «Свойства воды», «Звучание воды». |
Коммуникативная | Речевая ситуация: «Какие свойства воды знает ребенок?», «Звук воды с разным объёмом» |
Музыкально-художественная | Прослушивание музыкальной композиции «Капель» Музыкальное сопровождение звуков воды |
Чтение художественной литературы (восприятие) | Стихи о воде, подснежнике, песни, пословицы |
Трудовая | Вырезание и наклеивание подснежников |
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность воспитателя | Ожидаемый результат |
Воспитатель рассказывает, что в гости пришла Принцесса Водичка и принесла с собой свою любимую музыку. Послушайте и скажите, что вам напоминают звуки воды? | Дети слушают музыку и отвечают: звон капели, маленькие колокольчики, звон стекла. | Расширяется словарный запас за счёт перечислений. |
Воспитатель предлагает детям узнать больше о Принцессе Водичке, что она приготовила для детей много сюрпризов. | Дети внимательно слушают и рассаживаются поудобнее на палас вокруг Принцессы воды. | |
Воспитатель говорит, что Принцесса Водичка принесла вам свою речку, чтобы вы помогли ей вспомнить, для чего же она вам нужна? Прикрепите те картинки, которые вам понравятся.(нужные) | Дети рассматривают речку и выбирают картинки: полив растений, купание детей, рыбки в аквариуме, ребёнок пьёт, играет и прикрепляет их около воды. Высказывают, почему они это сделали. | Формируется умение высказывать своё мнение. |
Воспитатель спрашивает: «Какая вода нужна всем?» | Дети отвечают: «Конечно чистая, прозрачная, свежая». Её приятно пить. | Воспитывает умение работать дружно. |
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Чья капелька красивее» | Дети с удовольствием изображают любую фигурку, похожую на капельку. | Развивается мелкая моторика рук, воображение и творчество. |
Воспитатель спрашивает: «А что нужно делать для того, чтобы воды хватило всем…?» | Дети: беречь воду, чтобы она не лилась без надобности. | Воспитывает бережное отношение к воде. |
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие свойства воды они знают?» | Дети отвечают: течёт, растворяется, нагревается, охлаждается. | Закрепили свойства воды. |
А ещё вода нам встречается в разных состояниях: снег, дождь, лёд, пар, иней, град. | Дети вспоминают эти состояния и высказывают свои предположения. Д/и «Состояние воды» | Вода имеет много свойств и состояний. |
Воспитатель предлагает послушать, как поёт вода. | Опыт: Дети подходят к столу и наливают в прозрачные бокалы разное количество воды и начинают водить внутри бокала пластмассовой или деревянной палочкой. | |
Воспитатель спрашивает: «Что мы услышали?» | Дети отвечают: «Разные звуки – не похожие друг на друга» | От объёма воды в бокалах зависит звук в бокале. |
Воспитатель предлагает растворить в воде краски, соль, сахар, песок и поставить вдоль речки свои «метки» с тем веществом, которое растворяется в воде. | Опыт: Дети помещают в прозрачные сосуды краски, соль, сахар, песок. Понаблюдали и сказали, что растворилось. Но эти вещества нельзя бросать в реки и озёра, потому что погибнет всё живое в воде. | Дети узнали и запомнили, что есть вещества растворяющиеся в воде и не растворяющиеся. |
Воспитатель предлагает наощупь определить крупу и сахар. | Дети с удовольствием с завязанными глазами определяют. | Определили наощупь вещества. |
Воспитатель: «Ой, ребята, к нам прилетела Снежная Королева и своим холодным воздухом заморозила нашу воду. Чем же мы будем поливать цветы?» | Дети предлагают свои варианты: поставим на батарею, подогреем… П/и «Северный и южный ветер» | Вода может быть в разном состоянии. Воспитание интереса к экспериментальной деятельности. |
Воспитатель предлагает послушать, как трещит лёд, когда на него льют горячую воду. (Опыт) | Дети вспоминают стихотворение: «Расколол ледок маленький подснежник и расцвёл цветок маленький и нежный» | Воспитали интерес к неживой природе. |
Воспитатель предлагает вырезать подснежники и наклеить их с одной стороны речки. Полюбоваться нашей картиной. И нет на Земле народа, который бы не чтил воду. Сколько песен, стихов, пословиц сложено о красоте рек, озер, родников. | Дети вырезают подснежники из цветной бумаги и наклеивают их. | Дети поняли, что нужно бережно относиться к воде и правильно её использовать. |
Совместное мероприятие с родителями «Царство воды»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...