Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру
Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги.
В. А. Сухомлинский.
Аннотация. В методической разработке «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников в соответствии с ФГОС», представлена собственная педагогическая практика. Толчком к экспериментированию стало любопытство и удивление детей - «Почему машинка утонула в тазике с водой, а утёнок плавает?», при совместном мытье игрушек. Дети начали опытным путём выяснять, какие предметы, игрушки, окружающие их, тонут, а какие остаются на поверхности воды.
Методическая разработка посвящена развитию творческих, познавательно - исследовательских способностей дошкольников, любознательности, развитию личностных свойств ребё нка: целеустремлённости, настойчивости. Мир физических явлений, окружающий ребёнка, даёт огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, вода в лёд, лёд в воду. Наблюдая подобные процессы и осваивая их соответствующие действия, ребёнок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Таким образом, у ребёнка происходит стихийное развитие способностей к преобразованию, исследованию, экспериментированию.
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям ДОУ для организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям методическая разработка будет полезна для того, чтобы поддержать стремление детей исследовать все и вся, для расширения их представлений об окружающем мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Эти опыты можно проводить дома, так как они просты и не требуют какой-либо специальной подготовки.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарь, развивается наблюдательность, внимание, чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус).
Пояснительная записка. Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [п. 2.6.]
Исходя из актуальности темы, целями данной методической разработки являются :
- развитие представлений детей о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (свойства воды, о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних свойств на другие;
- включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развитие познавательного интереса;
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
-развитие мыслительных способностей : операций анализа, классификации, сравнения, обобщения, формирование способов познания путём сенсорного анализа, развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.
Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Восприятие мира детьми четвёртого года жизни идет через чувства и ощущения. У детей появляется определённое количество знаний, формируется умение сопоставлять факты, устанавливать простейшие отношения между явлениями окружающей действительности, появляется осознание того факта, что необходимые знания можно получить опытным путём, с помощью взрослого человека. Дети 3-4 лет еще не могут самостоятельно экспериментировать и задача педагога (родителя) – помочь получить ответы на свои вопросы с помощью взрослого, в ходе экспериментирования. Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него не сфомируются представления о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. При организации познавательно-исследовательской (экспериментальной) деятельности необходимо побуждать детей действовать самостоятельно, проявлять инициативу, исследовательскую активность, давать им возможность самим оперировать материалами и веществами, а не просто быть сторонними наблюдателями, в процессе экспериментирования каждый ребёнок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает САМ. Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ - И Я ПОЙМУ»
Опыты и эксперименты с детьми 3-4 лет отличаются простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Структура детского экспериментирования состоит :
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
2. Целеполагание (что нужно сделать);
3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);
4. Эксперимент (отбор нужных средств, реализация в действии);
5. Формулирование выводов;
6. Анализ полученных данных;
7. Словесный отчёт об увиденном;
8. Проверка предположения;
9. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);
10. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребё нку необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Как я это делаю?
2. Почему я это делаю так, а не иначе?
3. Зачем я это делаю?
4. Что хочу узнать?
5. Что получилось в результате?
В ходе эксперимента педагог (родитель) должен сочетать показ предмета с активными действиями ребёнка по его исследованию (рассматривание, ощупывание, определение цвета, запаха, веса, размера, привлекать детей к сравниванию схожих и различных предметов и материалов, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности.
Педагог (родитель) должен создать ребёнку условия для познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Всё оборудование для проведения опытов должно быть безопасно, все материалы должны быть доступны.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
Коллекции:
- семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» : (зимы, весны, осени, «Ткани, песок, глина»;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления :
- Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
«Бросовый материал» :
- веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
На видном месте вывешиваются алгоритмы работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделённые определенными чертами,
«почемучка», «сыщики», от имени которых моделируется проблемная ситуация.
Данная методическая разработка способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Список литературы:
1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. СЛ. Новоселовой. 3-е, изд. испр. М. : Просвещение, 1997.
2. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. / Карточное планирование в ДОО. / Познавательно-исследовательская деятельность. / 3-4-года младшая группа. / ООО «Издательство»Учитель», 2016г.
3. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада / под. ред. Николаевой С. Н. / М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
4. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Для занятий с детьми 4-7 лет/ под ред. Н. Е. Вераксы, О. Р Галимова / М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016г.
Интернет-ресурсы:
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//www.rg.ru//
Приложение 1.
Игры – эксперименты с водой
Вода - это среда, в которой находился ребенок. Ребенку нравится играть с игрушками в ванной, тазу. Он видит, что одни предметы тонут, а другие плавают.
Плавает или тонет? Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки (пробки, дощечки, кораблики).
Переливание воды. Воду можно переливать из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку.
Растворение сахара. Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус.
Окрашивание воды. Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.
Воздушные пузыри (бульбочки). С помощью трубочки от коктейля, соломинки можно сделать воздушные пузыри в стакане.
Мыльные пузыри. При помощи специального приспособления воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети за ними наблюдают или ловят руками. Ловля пузырей вызывает у детей радость, чувство восторга.
Капельки. С помощью пипетки можно понаблюдать, как получаются капельки и какие звуки они издают, падая на твердую поверхность.
Впитывание воды. Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка. Игра с водой:
«Водонос» Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
«Сквозь сито», «Буря в стакане» Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито
«Поплывет или утонет» Предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы,предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка. Поставить перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Приложение 2.
Сценарный план занятия – экспериментирования во 2-й младшей группе по теме «Свойства воды»
Цели: Ознакомление детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть, способность изменять цвет); включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, формирование умения выделять свойства объекта, развитие познавательного интереса.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность;
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас;
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Методы и приемы :
Методы : игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Оборудование: центр воды и песка; тазики для воды для каждого ребенка, игрушки из резины, пластмассы, камни; игрушка-мельница; лейки; бутылки с горячей и холодной водой, стаканчики с водой, краски, кисти; стакан с подготовленными кристаллами марганцовки, салфетки тканевые, украшенная «капельками воды» коробка, бумажные кораблики.
Словарная работа: прозрачная, окрасилась, плавает, тонет.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр мультфильма «Капитошка», беседа по его содержанию, проведение мини-беседы «Если б не было воды…», чтение стихов, сказок, потешек, загадок о воде, подвижные игры : «Море волнуется раз», «Ручеёк».
Структура эксперимента :
1. Сюрпризный момент. Рассматривание содержимого волшебной коробки.
2. Напоминание правил на занятиях экспериментирования.
3. Вопросы о знакомых свойствах воды.
4. Экспериментирование за столами.
5. Упражнение «Мельница»
6. Окрашивание воды.
7. Пускание корабликов.
Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности Результативность этапов познавательно – исследовательской деятельности
Мотивационно-организационный Вместе с детьми вхожу в группу, обращаю внимание, что на столе лужа воды и мокрые следы.
- Предлагаю детям отгадать кто бы это мог приходить в гости и оставить мокрые следы?
Обращаю внимание, что гость нам оставил подарок! Какая красивая блестящая коробка, голубая ленточка на ней, похожа на ручеек, капельки…
Рассматриваем содержимое коробки: камушки, кораблики, резиновые игрушки.
С помощью наводящих вопросов, ребята пытаются угадать, что коробку принес «Капитошка», для того, чтобы мы поиграли с водой. (Прошу детей присесть за столы и рассмотреть емкости с водой, разносы с предметами.)
Привлечено внимание детей к объекту исследования – воде, поставлены цели исследования – определить свойства воды.
Поисково-исследовательский Вспоминаем правила безопасного поведения при экспериментах с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.
1. Предлагаю опустить пальчики в воду, почувствовать, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает? Детям предлагается потрогать бутылочки с водой. Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие - горячие.)
2. А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Предлагаю детям взять мячики в руки, подержать их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Опустить их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).
Далее берём в руки камушки. Какие камушки (тяжелые? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно).
3. Ребята, а вы видите камушки на дне? Какое свойство воды мы еще можем назвать? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).
Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоит «мельницы» и лейки.
4. А еще вода очень сильная, поливаю воду на мельницу. Что я делаю? (Лью воду). Что происходит с мельницей (Она крутиться) (предлагаю 2-3 детям полить на мельницу). Сила воды заставляет мельницу крутиться, работать.
Дети возвращаются на свои места.
5. Показываю фокус с водой! Говорю волшебные слова и происходит волшебство! (растворяю предварительно насыпанные в стакан гранулы марганцовки, медленно поворачивая стакан, рассматриваем причудливые узоры в воде, как вода меняет свой цвет).
6. Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что когда мы рисуем красками и смываем кисточку, то водичка меняет свой цвет; смывая разные краски (желтую и синюю, мы можем менять цвет, как захотим. Давайте попробуем.
Дети набирают краски на кисточку и смывают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода. В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.
7. Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему? (Водичка стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно.)
Ребята вот, оказывается, какой интересной и доброй волшебницей может быть обыкновенная вода. Проведёны эксперименты по определению различных свойств воды;
Дети включены в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность, ознакомлены с водой как с объектом исследования, выявили её свойства, качества, отличительные особенности:, бывает разной температуры, дети убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно, вода льется, ее можно переливать, вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы, сила воды заставляет мельницу крутиться, работать. вода может окрашиваться в разные цвета.
Рефлексивный (анализ и обобщение результатов экспериментирования) - водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.
Отмечаю активное участие детей, благодарю их за помощь в исследовании. Обращаю внимание детей на волшебную коробку – подарок Капитошки, что там есть кораблики, предлагаю поиграть с ними – дети пускают кораблики в больших тазах с водой, которые стоят на столах и в центре воды и песка. Проведён анализ и обобщение результатов эксперимента; сделан вывод; подведены итоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27112022.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги.
В. А. Сухомлинский.
Аннотация. В методической разработке «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников в соответствии с ФГОС», представлена собственная педагогическая практика. Толчком к экспериментированию стало любопытство и удивление детей - «Почему машинка утонула в тазике с водой, а утёнок плавает?», при совместном мытье игрушек. Дети начали опытным путём выяснять, какие предметы, игрушки, окружающие их, тонут, а какие остаются на поверхности воды.
Методическая разработка посвящена развитию творческих, познавательно - исследовательских способностей дошкольников, любознательности, развитию личностных свойств ребё нка: целеустремлённости, настойчивости. Мир физических явлений, окружающий ребёнка, даёт огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас: день превращается в ночь, вода в лёд, лёд в воду. Наблюдая подобные процессы и осваивая их соответствующие действия, ребёнок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Таким образом, у ребёнка происходит стихийное развитие способностей к преобразованию, исследованию, экспериментированию.
Данная методическая разработка будет полезна воспитателям ДОУ для организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям методическая разработка будет полезна для того, чтобы поддержать стремление детей исследовать все и вся, для расширения их представлений об окружающем мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка. Эти опыты можно проводить дома, так как они просты и не требуют какой-либо специальной подготовки.
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарь, развивается наблюдательность, внимание, чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус).
Пояснительная записка. Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [п. 2.6.]
Исходя из актуальности темы, целями данной методической разработки являются :
- развитие представлений детей о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (свойства воды, о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних свойств на другие;
- включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, развитие познавательного интереса;
- расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
-развитие мыслительных способностей : операций анализа, классификации, сравнения, обобщения, формирование способов познания путём сенсорного анализа, развитие самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля.
Серия наблюдений, опытов и экспериментов с водой способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Восприятие мира детьми четвёртого года жизни идет через чувства и ощущения. У детей появляется определённое количество знаний, формируется умение сопоставлять факты, устанавливать простейшие отношения между явлениями окружающей действительности, появляется осознание того факта, что необходимые знания можно получить опытным путём, с помощью взрослого человека. Дети 3-4 лет еще не могут самостоятельно экспериментировать и задача педагога (родителя) – помочь получить ответы на свои вопросы с помощью взрослого, в ходе экспериментирования. Ведущим познавательным процессом у детей является восприятие. Если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него не сфомируются представления о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. При организации познавательно-исследовательской (экспериментальной) деятельности необходимо побуждать детей действовать самостоятельно, проявлять инициативу, исследовательскую активность, давать им возможность самим оперировать материалами и веществами, а не просто быть сторонними наблюдателями, в процессе экспериментирования каждый ребёнок должен получить возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает САМ. Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ – И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ - И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ - И Я ПОЙМУ»
Опыты и эксперименты с детьми 3-4 лет отличаются простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Структура детского экспериментирования состоит :
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
2. Целеполагание (что нужно сделать);
3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);
4. Эксперимент (отбор нужных средств, реализация в действии);
5. Формулирование выводов;
6. Анализ полученных данных;
7. Словесный отчёт об увиденном;
8. Проверка предположения;
9. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось);
10. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребё нку необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Как я это делаю?
2. Почему я это делаю так, а не иначе?
3. Зачем я это делаю?
4. Что хочу узнать?
5. Что получилось в результате?
В ходе эксперимента педагог (родитель) должен сочетать показ предмета с активными действиями ребёнка по его исследованию (рассматривание, ощупывание, определение цвета, запаха, веса, размера, привлекать детей к сравниванию схожих и различных предметов и материалов, использовать опыт, полученный в практической деятельности, в других видах деятельности.
Педагог (родитель) должен создать ребёнку условия для познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования. Всё оборудование для проведения опытов должно быть безопасно, все материалы должны быть доступны.
В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:
Компонент дидактический
Компонент оборудования
Компонент стимулирующий
- книги познавательного характера для младшего возраста;
Коллекции:
- семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» : (зимы, весны, осени, «Ткани, песок, глина»;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной,
красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления :
- Лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
«Бросовый материал» :
- веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
- семена бобов, фасоли, гороха
На видном месте вывешиваются алгоритмы работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
- персонажи, наделённые определенными чертами,
«почемучка», «сыщики», от имени которых моделируется проблемная ситуация.
Данная методическая разработка способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Список литературы:
1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. СЛ. Новоселовой. 3-е, изд. испр. М. : Просвещение, 1997.
2. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. / Карточное планирование в ДОО. / Познавательно-исследовательская деятельность. / 3-4-года младшая группа. / ООО «Издательство»Учитель», 2016г.
3. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада / под. ред. Николаевой С. Н. / М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
4. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников / Для занятий с детьми 4-7 лет/ под ред. Н. Е. Вераксы, О. Р Галимова / М. : МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2016г.
Интернет-ресурсы:
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»//www.rg.ru//
Приложение 1.
Игры – эксперименты с водой
Вода - это среда, в которой находился ребенок. Ребенку нравится играть с игрушками в ванной, тазу. Он видит, что одни предметы тонут, а другие плавают.
Плавает или тонет? Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки (пробки, дощечки, кораблики).
Переливание воды. Воду можно переливать из кружки в кружку, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку.
Растворение сахара. Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус.
Окрашивание воды. Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.
Воздушные пузыри (бульбочки). С помощью трубочки от коктейля, соломинки можно сделать воздушные пузыри в стакане.
Мыльные пузыри. При помощи специального приспособления воспитатель пускает мыльные пузыри, а дети за ними наблюдают или ловят руками. Ловля пузырей вызывает у детей радость, чувство восторга.
Капельки. С помощью пипетки можно понаблюдать, как получаются капельки и какие звуки они издают, падая на твердую поверхность.
Впитывание воды. Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка. Игра с водой:
«Водонос» Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в разные банки.
«Сквозь сито», «Буря в стакане» Поставить перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито
«Поплывет или утонет» Предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы,предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой, два пустых ведерка. Поставить перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Приложение 2.
Сценарный план занятия – экспериментирования во 2-й младшей группе по теме «Свойства воды»
Цели: Ознакомление детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть, способность изменять цвет); включение детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, формирование умения выделять свойства объекта, развитие познавательного интереса.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность;
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас;
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Методы и приемы :
Методы : игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Оборудование: центр воды и песка; тазики для воды для каждого ребенка, игрушки из резины, пластмассы, камни; игрушка-мельница; лейки; бутылки с горячей и холодной водой, стаканчики с водой, краски, кисти; стакан с подготовленными кристаллами марганцовки, салфетки тканевые, украшенная «капельками воды» коробка, бумажные кораблики.
Словарная работа: прозрачная, окрасилась, плавает, тонет.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр мультфильма «Капитошка», беседа по его содержанию, проведение мини-беседы «Если б не было воды…», чтение стихов, сказок, потешек, загадок о воде, подвижные игры : «Море волнуется раз», «Ручеёк».
Структура эксперимента :
1. Сюрпризный момент. Рассматривание содержимого волшебной коробки.
2. Напоминание правил на занятиях экспериментирования.
3. Вопросы о знакомых свойствах воды.
4. Экспериментирование за столами.
5. Упражнение «Мельница»
6. Окрашивание воды.
7. Пускание корабликов.
Этапы деятельности Содержание познавательно – исследовательской деятельности Результативность этапов познавательно – исследовательской деятельности
Мотивационно-организационный Вместе с детьми вхожу в группу, обращаю внимание, что на столе лужа воды и мокрые следы.
- Предлагаю детям отгадать кто бы это мог приходить в гости и оставить мокрые следы?
Обращаю внимание, что гость нам оставил подарок! Какая красивая блестящая коробка, голубая ленточка на ней, похожа на ручеек, капельки…
Рассматриваем содержимое коробки: камушки, кораблики, резиновые игрушки.
С помощью наводящих вопросов, ребята пытаются угадать, что коробку принес «Капитошка», для того, чтобы мы поиграли с водой. (Прошу детей присесть за столы и рассмотреть емкости с водой, разносы с предметами.)
Привлечено внимание детей к объекту исследования – воде, поставлены цели исследования – определить свойства воды.
Поисково-исследовательский Вспоминаем правила безопасного поведения при экспериментах с водой – закатать длинные рукава, не толкаться, не брызгаться водой, внимательно слушать указания.
1. Предлагаю опустить пальчики в воду, почувствовать, какая вода? (теплая); а какой вода еще бывает? Детям предлагается потрогать бутылочки с водой. Что вы чувствуете? (Дети трогают, обхватывают, ощупывают бутылки, определяя, что одни бутылки холодные, а другие - горячие.)
2. А еще вы знаете, что некоторые предметы в воде тонут, а другие плавают. Как вы думаете, резиновый мячик утонет или будет плавать? Давайте проверим. Предлагаю детям взять мячики в руки, подержать их, мячи из резины, тяжелые они или легкие? (легкие, мягкие). Опустить их в воду. Что происходит? (мячи плавают, не тонут).
Далее берём в руки камушки. Какие камушки (тяжелые? Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? Аккуратно отпускайте камушки. Что случилось с камнями (они утонули, опустились на дно).
3. Ребята, а вы видите камушки на дне? Какое свойство воды мы еще можем назвать? (Вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы).
Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоит «мельницы» и лейки.
4. А еще вода очень сильная, поливаю воду на мельницу. Что я делаю? (Лью воду). Что происходит с мельницей (Она крутиться) (предлагаю 2-3 детям полить на мельницу). Сила воды заставляет мельницу крутиться, работать.
Дети возвращаются на свои места.
5. Показываю фокус с водой! Говорю волшебные слова и происходит волшебство! (растворяю предварительно насыпанные в стакан гранулы марганцовки, медленно поворачивая стакан, рассматриваем причудливые узоры в воде, как вода меняет свой цвет).
6. Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что когда мы рисуем красками и смываем кисточку, то водичка меняет свой цвет; смывая разные краски (желтую и синюю, мы можем менять цвет, как захотим. Давайте попробуем.
Дети набирают краски на кисточку и смывают их, каждый раз наблюдая, как меняется вода. В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.
7. Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему? (Водичка стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно.)
Ребята вот, оказывается, какой интересной и доброй волшебницей может быть обыкновенная вода. Проведёны эксперименты по определению различных свойств воды;
Дети включены в игровую, познавательно – исследовательскую деятельность, ознакомлены с водой как с объектом исследования, выявили её свойства, качества, отличительные особенности:, бывает разной температуры, дети убедились, что разные предметы по-разному ведут себя в воде: резиновые и пластмассовые предметы легкие, они плавают, а тяжелые предметы тонут, опускаются на дно, вода льется, ее можно переливать, вода прозрачная, сквозь воду можно разглядеть предметы, сила воды заставляет мельницу крутиться, работать. вода может окрашиваться в разные цвета.
Рефлексивный (анализ и обобщение результатов экспериментирования) - водичка льется, она может быть холодной, теплой или горячей, предметы могут в ней плавать или тонуть, вода прозрачная, мы сами можем менять цвет воды.
Отмечаю активное участие детей, благодарю их за помощь в исследовании. Обращаю внимание детей на волшебную коробку – подарок Капитошки, что там есть кораблики, предлагаю поиграть с ними – дети пускают кораблики в больших тазах с водой, которые стоят на столах и в центре воды и песка. Проведён анализ и обобщение результатов эксперимента; сделан вывод; подведены итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что детское экспериментирование – это активная деятельность пра...
Консультация для воспитателей «Экспериментирование в детском саду как способ познавательной активности в соответствии с ФГОС»
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей кра...
Статья на тему «Детское экспериментирование – как способ познавательной активности дошкольников»
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?-Почему в дырках ничего нет?-Отчего ветер дует?-...
Консультация для родителей. Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольника.
В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, те...
«Детское экспериментирование, как способ познавательной активности дошкольников в соответствии с ФГОС»
laquo;Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек заиграл всеми цветами радуги. В. А. Сухомлинский. Аннотация. В методической разработке &laqu...
Инновационный педагогический проект «Детское экспериментирование как средство познавательной активности дошкольников»
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовате...
Детское экспериментирование как способ познавательной активности старших дошкольников
В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здо...