Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
консультация на тему
В статье говорится о том, какое значение имееет детское экспериментирование в развитии мышления, наблюдательности, а так же о том, что детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации, это источник осознанной, целенаправленной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль детского экспериментирования в развитии познавательной активности дошкольников.
В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности. Педагогам необходимо переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления. Многие отечественные педагоги, такие как А.П. Усова, Г.М. Лямина, говорили о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы самостоятельно обнаруживать новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия.
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей дошкольного возраста.
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходят успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Н.Н. Поддьяков доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии ребенка, на его способности к обучению. Именно экспериментирование, так же как и игровая деятельность, является у маленьких детей ведущим видом деятельности. В ходе экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению – происходит внешнее действие с предметами. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, звездное небо, ветер, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с водой, песком; предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с различными предметами; измеряет глубину снежного покрова, объем воды.
Детское экспериментирование – это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению Н.Н. Поддьякова, в экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В процессе проведения исследовательской деятельности мы развиваем экологическую грамотность детей, воспитываем природоохранную позицию. Творческое познание природы способствует формированию у детей представлений об ее основных закономерностях.
Мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития умственных способностей. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, поступающей от взрослого.
Задача педагогов – помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Для того чтобы превращения в окружающем мире не просто были замечены ребенком, но и стали импульсом к развитию его творческого мышления, дошкольник должен во время выполнения опыта или эксперимента оказаться в позиции не зрителя, а исследователя. Важно, чтобы ребенок не только сам совершил конкретные действия с объектом, но и решил задачу, обнаружив существенные отношения.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – это опыты. Они проводятся как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача опыта (эксперимента) должна быть четко сформулирована.
В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. И что самое главное, в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Не менее важным моментом является эмоциональное проживание детьми наблюдаемых процессов и явлений. Эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребенком особенностей окружающего мира. Детская эмоция, как показано в работах А.В.Запорожца и Я.З. Неверович, решает не только экспрессивную задачу, но и раскрывает смысл происходящего для ребенка.
Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. При организации самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, педагог должен стать реальным участником совместного поиска, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Постановка цели, задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – три составляющие личностно-развивающего обучения. Именно такое познание способствует обретению ребенком творческо-парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами – позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а, соответственно и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.
Литература:
1. Веракса Н.Е, Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность детей» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
2. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4.Костюченко М.П. «Исследовательская деятельность на прогулках». Волгоград: «Учитель», 2013.
5. Лосева Е.В. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Исследовательская деятельность дошкольников....
Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников.
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников"
Ознакомление дошкольников с природой требует постоянного непосредственного общения с ней. Организация интересной, совместной деятельности способствуют установлению более продуктивных контактов между р...
роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников.
рекомендациидля родителей :" организация развивающей среды в семье для познавательной активности детей"...
«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.Познавательная активность н...
Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальна...
консультация для родителей "Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников"
о развитии познавательных способностей детей...