Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «История русской вышивки»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Сосницкая Людмила Анатольевна

Знакомство детей с историей русской вышивки, с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки); показ красоты вышитых изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_narodnaya_vyshivka.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром

«История русской вышивки»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Основная образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция областей: Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое развития.

Форма проведения: групповая.

Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки, с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки); показать красоту вышитых изделий.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование интереса детей к русской народной вышивке.
  • Познакомить с особенностями украшения предметов с помощью вышивки, её основными элементами.
  • Обогатить словарный запас детей за счет слов: рукодельница, мастерица, вышивка, рукоделие;
  • Помочь детям понять, что народное искусство традиционно, оно передается из поколения в поколение;
  • Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством.

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям;
  • Воспитывать уважение к труду вышивальщиц.

Методы и приёмы: наглядные – картинки; словесные – беседа, вопросы, обсуждение; практические – физминутка.

Материалы: подборка открыток, фотографий вышитых предметов, корзинка с принадлежностями для рукоделия.

                                                   

Ход ООД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть

- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте друг другу улыбнемся! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением, здоровых и весёлых! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось весь день! Садитесь на стульчики.

Сюрпризный момент.

Обращаю внимание детей на красный клубочек ниток, лежащий на столе:

- Ребята, сегодня к нам из страны сказок прикатился старинный волшебный клубочек, он принес нам новую сказку, хотите её послушать?

- Жила на свете Марья - искусница. Любила она гулять по полям да лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений - из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья – искусница, рукодельница, мастерица. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему рукоделию. Стали они украшать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они должны были обязательно вышить полотенце, которое называлось «рушник». Этим полотенцем украшали в доме окна, зеркала, красные углы, стены во время свадьбы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой: охраняет благополучие и счастье семьи. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью. Мужские - по вороту. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег», от слова беречь.

Роняю нечаянно клубок:

- Ой, ребята, клубочек куда-то нас зовет!

Подходим к окну, на котором стоит сундучок.

- Сундучок! Давайте посмотрим, что внутри?

II. Основная часть

Предлагаю детям присесть на ковёр.

Достаю предметы и картинки с вышитыми изделиями (старинная вышивка).

- Ребята, посмотрите, здесь изделия с необычными узорами, которые называются – вышивка. Вышивка – это один из самых древнейших видов русского декоративного искусства, наиболее распространенный приём украшения тканей.

Мотивы вышивки были богаты и разнообразны. Знаки – символы, которые вышивали мастерицы, были не случайными. Они отражали красоту окружающего мира. Одни символы похожи на людей, другие на животных и птиц, третьи на диковинные цветы. А есть и такие, которые похожи на геометрические фигуры.  

Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры вы видите на вышивке? 

Я вам предлагаю разгадать тайну, которая скрывается в геометрических символах

- Первая фигура - это круг – означает он солнце. Есть легенда появления этого знака. Послушайте её. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что и заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?» Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету».

Отвечает солнышко: «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика».

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные, и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце. Вот такая красивая легенда.  

Продолжаю свой рассказ:

- Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.

Крест, ромб, круг, квадрат – это тоже символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни.

Спрашиваю детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?»

Объясняю, что это не случайно:

красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли.

- Хотите узнать, какие ещё предметы находятся в сундучке?

-Тогда отгадайте загадки:

У иголочки подружка

К ней привязана за ушко.

След в след за нею ходит,

Узорчики выводит (нитки)

Вышивают специальными нитками – мулине.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу (иголка)

(достаёт из сундучка иголку).

Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (Ножницы)

- А ещё тут ткань для вышивки, которую натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка ткань и пяльцы). Все эти предмет нужны для вышивки.

- Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком.

Музыкальная игра «Ты, ниточка, вертись»

Ты, ниточка, вертись, («Пружинка» в левую и правую сторону)

Ты, ниточка, кружись, (кружатся на месте)

Узелок. Остановись (хлопают в ладоши)

И в ладошах притаись (смыкают ладоши вместе)

Угадай, угадай.

Может быть, у Маши?

Угадай, угадай,

Может быть, у Саши?

(ведущий обходит круг детей, по окончанию куплета он останавливается, пара детей, которые оказались около него бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто первый вернется на свое место -побеждает и становится ведущим)

- Ребята, а теперь можете подойти к столу и рассмотреть вышитые изделия и картинки поближе.

III. Заключительная часть

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

Давайте подведем итог.

Что сегодня нового вы узнали?

С каким рукоделием мы сегодня познакомились?

Кого учили этому рукоделию?

Как вы думаете, для чего нужна вышивка?

Какая вышивка вам понравилась больше всех?

- А в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение:

Ремеслом прапрабабки владея,

(И умением этим горжусь)

Я за белый лоскут, как стемнеет,

Колдовать у окошка сажусь.

Колет палец иголка до крови -

Лишь терпенья себе попрошу.

В далях сумрачных средневековья

Знаки тайные я ворошу.

Круг магический перед глазами.

Света лампы я не притушу.

Но, смывая усталость слезами,

Я опять ворожу, ворожу…

Я не ведьма, я просто мечтаю –

Новый дом на зеленой траве.

До рассветной звезды вышиваю…

Вышиваю мечту по канве. 

- Ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. А теперь переменка!

Подходят к воспитателю

Садятся на стульчики

Ответы детей

Слушают воспитателя

Идут за воспитателем

Ответы детей

Садятся на ковёр

Рассматривают сундучок и предметы в нём

Слушают воспитателя

Ответы детей

Слушают воспитателя

Повторяют за воспитателем

Слушают воспитателя

Слушают воспитателя

Предполагаемые ответы детей (Красным и черным)

Слушают воспитателя

Ответы детей

Отгадывают загадки

Рассматривают изделия

Отгадывают загадки

Рассматривают изделия

Встают в круг

Повторяют движения за воспитателем

Подходят к столу, рассматривают предметы и картинки

Присаживаются на стульчики

Ответы детей

Слушают стихотворение

Благодарят воспитателя. Расходятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».

Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «История возникновения транспорта. Виды транспорта»

На данном занятии дети знакомятся с историей возникновения транспорта, его различных видов. Закрепляются и уточняются  знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного дви...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "История лампы".

Под средством этого материала воспитатели познакомят детей с эволюцией лампы (от лучины до диодов). Конспект подойдёт для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по русской народной сказке «Кот, лиса и петух»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, разработан на основе экологической сказки, написанной по мотивам русской народной сказки "Кот, лиса и петух" в рамках городского конкурса &qu...