Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «История русской вышивки»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Знакомство детей с историей русской вышивки, с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки); показ красоты вышитых изделий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_narodnaya_vyshivka.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
«История русской вышивки»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Основная образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция областей: Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое, речевое развития.
Форма проведения: групповая.
Цель: Познакомить детей с историей русской вышивки, с орудиями труда рукодельниц (иголка, пяльцы, ножницы, нитки); показать красоту вышитых изделий.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование интереса детей к русской народной вышивке.
- Познакомить с особенностями украшения предметов с помощью вышивки, её основными элементами.
- Обогатить словарный запас детей за счет слов: рукодельница, мастерица, вышивка, рукоделие;
- Помочь детям понять, что народное искусство традиционно, оно передается из поколения в поколение;
- Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством.
Развивающие:
- Развивать художественный вкус, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к старинным традициям;
- Воспитывать уважение к труду вышивальщиц.
Методы и приёмы: наглядные – картинки; словесные – беседа, вопросы, обсуждение; практические – физминутка.
Материалы: подборка открыток, фотографий вышитых предметов, корзинка с принадлежностями для рукоделия.
Ход ООД:
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
- Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Давайте друг другу улыбнемся! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением, здоровых и весёлых! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось весь день! Садитесь на стульчики. Сюрпризный момент. Обращаю внимание детей на красный клубочек ниток, лежащий на столе: - Ребята, сегодня к нам из страны сказок прикатился старинный волшебный клубочек, он принес нам новую сказку, хотите её послушать? - Жила на свете Марья - искусница. Любила она гулять по полям да лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений - из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья – искусница, рукодельница, мастерица. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему рукоделию. Стали они украшать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они должны были обязательно вышить полотенце, которое называлось «рушник». Этим полотенцем украшали в доме окна, зеркала, красные углы, стены во время свадьбы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой: охраняет благополучие и счастье семьи. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью. Мужские - по вороту. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег», от слова беречь. Роняю нечаянно клубок: - Ой, ребята, клубочек куда-то нас зовет! Подходим к окну, на котором стоит сундучок. - Сундучок! Давайте посмотрим, что внутри? II. Основная часть Предлагаю детям присесть на ковёр. Достаю предметы и картинки с вышитыми изделиями (старинная вышивка). - Ребята, посмотрите, здесь изделия с необычными узорами, которые называются – вышивка. Вышивка – это один из самых древнейших видов русского декоративного искусства, наиболее распространенный приём украшения тканей. Мотивы вышивки были богаты и разнообразны. Знаки – символы, которые вышивали мастерицы, были не случайными. Они отражали красоту окружающего мира. Одни символы похожи на людей, другие на животных и птиц, третьи на диковинные цветы. А есть и такие, которые похожи на геометрические фигуры. Посмотрите внимательно, какие геометрические фигуры вы видите на вышивке? Я вам предлагаю разгадать тайну, которая скрывается в геометрических символах - Первая фигура - это круг – означает он солнце. Есть легенда появления этого знака. Послушайте её. Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что и заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи. Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить. Солнышко, ведрышко! Выгляни в окошечко. Твои детки плачут, Помощи просят. Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?» Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». Отвечает солнышко: «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына – богатыря Лучика». Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь – Лучик старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные, и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце. Вот такая красивая легенда. Продолжаю свой рассказ: - Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица. Крест, ромб, круг, квадрат – это тоже символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни. Спрашиваю детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» Объясняю, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли. - Хотите узнать, какие ещё предметы находятся в сундучке? -Тогда отгадайте загадки: У иголочки подружка К ней привязана за ушко. След в след за нею ходит, Узорчики выводит (нитки) Вышивают специальными нитками – мулине. Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу (иголка) (достаёт из сундучка иголку). Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (Ножницы) - А ещё тут ткань для вышивки, которую натягивают на пяльцы (достаёт из сундучка ткань и пяльцы). Все эти предмет нужны для вышивки. - Чтобы ниточка не выдергивалась из иголки, на ее конце надо сделать узелок. Давайте поиграем с ниточкой и узелком. Музыкальная игра «Ты, ниточка, вертись» Ты, ниточка, вертись, («Пружинка» в левую и правую сторону) Ты, ниточка, кружись, (кружатся на месте) Узелок. Остановись (хлопают в ладоши) И в ладошах притаись (смыкают ладоши вместе) Угадай, угадай. Может быть, у Маши? Угадай, угадай, Может быть, у Саши? (ведущий обходит круг детей, по окончанию куплета он останавливается, пара детей, которые оказались около него бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто первый вернется на свое место -побеждает и становится ведущим) - Ребята, а теперь можете подойти к столу и рассмотреть вышитые изделия и картинки поближе. III. Заключительная часть - Ребята, вам понравилось наше занятие? Давайте подведем итог. Что сегодня нового вы узнали? С каким рукоделием мы сегодня познакомились? Кого учили этому рукоделию? Как вы думаете, для чего нужна вышивка? Какая вышивка вам понравилась больше всех? - А в заключении мне хочется прочитать вам стихотворение: Ремеслом прапрабабки владея, (И умением этим горжусь) Я за белый лоскут, как стемнеет, Колдовать у окошка сажусь. Колет палец иголка до крови - Лишь терпенья себе попрошу. В далях сумрачных средневековья Знаки тайные я ворошу. Круг магический перед глазами. Света лампы я не притушу. Но, смывая усталость слезами, Я опять ворожу, ворожу… Я не ведьма, я просто мечтаю – Новый дом на зеленой траве. До рассветной звезды вышиваю… Вышиваю мечту по канве. - Ребята, вот и подошло наше занятие к завершению. А теперь переменка! | Подходят к воспитателю Садятся на стульчики Ответы детей Слушают воспитателя Идут за воспитателем Ответы детей Садятся на ковёр Рассматривают сундучок и предметы в нём Слушают воспитателя Ответы детей Слушают воспитателя Повторяют за воспитателем Слушают воспитателя Слушают воспитателя Предполагаемые ответы детей (Красным и черным) Слушают воспитателя Ответы детей Отгадывают загадки Рассматривают изделия Отгадывают загадки Рассматривают изделия Встают в круг Повторяют движения за воспитателем Подходят к столу, рассматривают предметы и картинки Присаживаются на стульчики Ответы детей Слушают стихотворение Благодарят воспитателя. Расходятся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему: «Из истории жилища».
Цель: Совершенствование знаний о разных видах жилища.Образовательные задачи: Познакомить детей с историей жилища;Развивающие задачи: Развивать речь, творческое воображение, мышление детей;Воспитательн...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «История возникновения транспорта. Виды транспорта»
На данном занятии дети знакомятся с историей возникновения транспорта, его различных видов. Закрепляются и уточняются знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного дви...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "История лампы".
Под средством этого материала воспитатели познакомят детей с эволюцией лампы (от лучины до диодов). Конспект подойдёт для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по русской народной сказке «Кот, лиса и петух»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, разработан на основе экологической сказки, написанной по мотивам русской народной сказки "Кот, лиса и петух" в рамках городского конкурса &qu...