Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "История лампы".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Наталия Анатольевна Михайлова

Под средством этого материала воспитатели познакомят детей с эволюцией лампы (от лучины до диодов). Конспект подойдёт для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в средней группе

по ознакомлению с историей происхождения лампы

«Свет в окошке».

Подготовила воспитатель средней группы «Радуга»

ГБДОУ № 40 Колпинского района г. СПб

Михайлова Наталия Анатольевна.

Цели:

-Познакомить детей с историей электрической лампочки.

-Вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета.

Задачи:

-Расширять представления детей о целостной картине мира.

-Познакомить с историей возникновения электрической лампочки. Систематизировать знания о свойствах и действиях различных предметов-предшественников электрической лампочки.

-Обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.

-Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

-Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.

-Воспитывать интерес, желание больше узнать о жизни людей раньше.

-Активизировать речевую деятельность детей (обогащение словаря, построение сложных предложений, умение участвовать в разговоре). Словарь: лучина, свеча, керосиновая лампа, факел, светильник, люстра, электричество, электрическая лампа, светодиод, галоген.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок про лампочки, просмотр мультфильмов «Электрическая лампочка» и «Фиксики. Электричество». Иллюстрации для рассматривания с разными видами осветительных приборов (современных и старинных).

Открытие «Музея старых вещей». Экспонаты музея выставляются по теме проекта «Секреты в чемодане» (музей пополняют родители детей и воспитатели группы).

Материал: домик-подсвечник, большая свеча для демонстрации, пчелиные соты, лучина, факел (картинка), керосиновая лампа, салфетка, смоченная керосином, спички, свечки для детей (по одной на каждый стол), лампа электрическая, лампа галогеновая, лампа светодиодная, лампы автомобильные, настольная лампа, иллюстрации разных осветительных приборов (люстра, бра, настольная лампа, уличный фонарь), стакан с водой, презентация «История лампочки», подарочные фонарики.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает ребят, любят ли они путешествовать и, что они с собой берут в путешествие (ответы детей). Воспитатель подводит детей к тому, что в путешествии необходим чемодан.

-Ребята, у нас в группе появился волшебный чемодан. Его подарил нам волшебник. Этот чемодан волшебный, потому что в нем есть секрет. Каждую неделю в нем появляются старинные вещи.

-Давайте его откроем и посмотрим, что в нем.

Воспитатель просит детей подойти к чемодану, рассмотреть его и открыть.

Внутри чемодана загадки и предмет, накрытый тряпочкой (керосиновая лампа). Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется.

Висит груша,

Нельзя скушать.

Чудеса на потолке —

Повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.

-Почему так говорится? (Днем свет не нужен).

-Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки. Ответ один и тот же-электрическая лампочка. Давайте посмотрим, что же сегодня в волшебном чемодане.

Воспитатель и дети вытаскивают предметы из чемодана (дети называют знакомые предметы).

-Ребята, что связывает все эти предметы? Что у них общего? (они все освещают). Чемодан нам хочет рассказать про прошлое лампочки. Давайте отправимся в прошлое. Присаживайтесь и закрывайте глаза. Произнесем волшебные слова и окажемся в прошлом.

-Если м ы глаза закроем,

И подсматривать не будем,

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем. (воспитатель включает презентацию)

-Открывайте глаза.  Вот мы и попали в прошлое лампочки (на экране первый слайд- костер первобытного человека).

-Давно-давно, когда человек жил в пещере, он научился разжигать огонь. Кто знает, как это произошло? (ответы детей). Однажды человек делал копье для охоты, и точил камень камнем. От удара камень о камень зажглась искра и попала на сухую траву. Так получился огонь. Человек стал использовать его. Как вы думаете для чего? (чтобы согреться, чтобы ночью было светло в пещере, чтобы приготовить пищу.

Психогимнастика:

Воспитатель: Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Включается звук костра) Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло.

-А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице поздно вечером или ночью? (Да) Почему? (Ничего не видно, темно.) Кто ни будь знает, что придумал человек, чтобы освещать себе путь ночью? (Факел.) Кто знает, что такое факел? (ответы детей) Я вам расскажу о нем. Факел — это большая палка, один конец ее обмотан тряпками или паклей, этот конец обмакивали в жидкость, которая хорошо и долго горит. С факелами ходили не только по улицам, но позже стали в замках освещать помещение. (Показ слайда с факелами). Позднее, в крестьянских избах для освещения использовали лучину. Посмотрите на изображение лучины. (показ слайда с лучиной). Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец (повторение нового слова). Лучину делали из березы, она лучше горит. (Зажечь, показ). Обратите внимание: от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Может, ее оставить гореть? (может упасть и возникнет пожар). Потушим, чтобы не было пожара. (Стакан с водой).

Физ. минутка:

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Два хлопка над головой.

Два хлопка пред собой.

Две руки за спину спрячем.

И на двух ногах поскачем.

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

-Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения-свечу. Кто знает из чего сделана свеча? (ответы детей). Свечи делают из пчелиного воска, бараньего сала. Вот пчелиные соты, из которых люди добывают мед и воск. Рассмотрите, потрогайте. Какая свеча на ощупь? Потрогайте ноготком — какая она? (дети исследуют индивидуальные свечи).

Воспитатель показывает устройство свечи в разрезе (внутри есть фитиль-скрученные нити, которые горят, а воск только тлеет).

- А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.

Воспитатель зажигает свечи, показывает, как горят (во время эксперимента комментирует)

- Вы знаете, что, глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).

Релаксация (звучит музыка с живой картинкой огня в презентации).

Воспитатель: -Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)

Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер? Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)

– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?

Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

– Правильно. Человек стремился придумать более удобное освещение своего жилья. Люди научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. — Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосин тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин.

- А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин  заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин  у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.

- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло? Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)

– Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча? (ответы детей)

– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?

Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)

– И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)

-Прошло много лет. Люди искали новые способы удобного освещения своего жилища.

Физ. минутка

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы:

Лампы, бра и светофоры,

Люстра и фонарный столб…

Энергию принес нам ток

Давайте сейчас все ляжем на ковер «Солнцем» и посмотрим на потолок. Представьте, что вы – это лампа, которая висит на потолке. Представили? Точно? Тогда расскажите, удобно ли вам висеть на потолке? А почему? А ночью вам не страшно в темноте? О чем вы при этом думаете? А кто ваши друзья? Что вы чувствуете, когда все ребята из садика уходят? А когда приходят в садик?

Молодцы, как у вас хорошо получилось фантазировать.

Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Теперь в наших домах много разных красивых светильников.

Загадки про светильники:

Вот светильник на стене.

Очень нравится он мне!

Вечером включать пора

Замечательное...(бра).

Свет идёт не с потолка,

Свет даёт моя рука. -

Я включаю и Она

Как домашняя луна

Светит около меня,

И под ней читаю я. (настольная лампа)

Она висит под потолком

И освещает всё кругом.

Как много лампочек внутри

И так красива! Посмотри!

Не бывает с ней мне грустно,

Потому что это...(люстра).

Стоит, словно аист, на длинной ноге,

К нему я спешу с лучшей книгой в руке.

Он очень приветлив и дарит мне свет.

Он - самый красивый, его лучше нет.

Его я включу: улыбнётся он мне

И несколько лампочек вспыхнут во тьме.

Я сяду на кресло и буду читать,

Приятеля лучшего мне не сыскать.

Тут мамочка ласково скажет: - Моn cher!*(мон шер)

Как нравится всем этот новый.... (торшер)

-Молодцы ребята! Все загадки отгадали.

Давайте рассмотрим лампочки, которые лежат в чемодане.

Воспитатель показывает разные виды лампочек и рассказывает о их назначении (автомобильная, для светильника, для холодильника, светодиодная).

-Давайте положим эти лампочки в наш «Музей старинных вещей».

-А у меня для вас подарки- фонарики. Кто знает, на чем работают фонарики? (на батарейках).

-Пусть ваш путь домой всегда будет светлым!

-Давайте снова закроем глаза, чтобы вернуться в детский сад.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

В детский садик мы вернемся,

Мир волшебный не забудем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....