Экологический проект «Цветы вокруг нас».
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Участники. Воспитатели, дети 6 лет, родители.
Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий, краткосрочный.
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety_20g_podg.gr_.docx | 31.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Цветы вокруг нас».
Автор: Бонева Анастасия Николаевна.
Участники. Воспитатели, дети 6 лет, родители.
Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 10августа – 31 августа 2020г.
Актуальность проекта.
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Проблемный вопрос: «Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»
Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,
развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Задачи:
- Дать понятие, что такое цветок.
- Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
- Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
- Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
- Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах.
- Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы реализации проекта
II. Основной этап
| Экскурсия по территории детского сада, Цель: знакомство с цветами детского сада. Загадывание загадок, ребусов. Заучивание и чтение стихотворений. Чтение художественной, познавательной литературы. Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве», «Что необходимо цветам для жизни» Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Дидактические игры «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений). «Цветок – твой талисман»; НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения). НОД «Бархатцы – садовый цветок» Подвижные игры. Слушание музыки: Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
Трудовая деятельность на участке, в группе – поливка цветников, рыхление почвы, уход за цветами. Художественно-творческая деятельность: изготовление цветов из бумаги; рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы. Работа с родителями:
|
III. Заключительный этап 3 неделя |
Вечер загадок «Загадки Лесной феи». |
Список использованной литературы:
- Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.
- Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.
- Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.
- А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.
- “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.
- А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.
- С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.
- Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
- Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.
Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
Задачи:
- познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»; - расширить и уточнить знания детей об одуванчике;
- познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать;
- развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;
- воспитывать основы экологического мировоззрения.
Оборудование:
Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.
Ход НОД:
Воспитатель - Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.
Загадка про одуванчик
Был цветочек золотой
За неделю стал седой
А денечка через два облысела голова (одуванчик).
Воспитатель - Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке? В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».
Воспитатель - Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг».
«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет нарядится в беленькое платьице.
Легкое воздушное ветерку послушное.
(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)
Белым шариком пушистым
Красовался в поле чистом.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка.
(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)
Вопросы по содержанию рассказа:
1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?
2. Где жили братья?
3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»?
А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали?
Где растут одуванчики?
Что вам больше всего запомнилось?
Конспект непосредственно-организованной деятельности в старшей группе. Образовательная область «Познание».
Тема: «Бархатцы — садовые цветы».
Программные задачи:
- Закрепить умение видеть особенности растений, отраженные в народных названиях;
- Учить передавать это в рисунках;
- Закреплять умение составлять короткий описательный рассказ о цветке;
- Воспитывать эстетические чувства;
- Воспитывать в детях уважение к труду человека, бережное отношение к природе.
Оборудование и наглядный материал: Разные сорта бархатцев; акварель, восковые мелки или кусочки парафина, цветные карандаши, бумага и стаканы с водой для цветов, кусочек бархатного материала.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня я решила сделать вам подарок из своего сада. Я принесла букет цветов, чтобы украсить им нашу группу. Кто знает, как называются эти яркие, разноцветные садовые цветы?
Дети: Бархатцы
Воспитатель: Что привлекает вас в этом букете? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему это растение называют бархатцы, бархотки? Приглядитесь повнимательней, потрогайте их лепестки, осторожно погладьте.
Воспитатель ставит перед каждым ребенком по цветку (в стакан с водой). Дети обследуют лепестки. Нюхают.
Дети: У бархатцев лепестки нежные, похожие на бархат.
Воспитатель предлагает потрогать кусочек бархатной ткани, сравнивая на ощупь и на вид ткань и лепестки.
- Имеют ли запах эти растения?
Дети: У них резкий запах.
Воспитатель: Какие листья у бархатцев?
Дети: Темно-зеленые, резные, красивые.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветы, обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. (Дети составляют рассказы.)
У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. В Германии за это назвали бархатцы солнечным цветком, а на Украине — чернобровиками. Почему?
Дети: У цветка на лепестках есть черные пятна.
Воспитатель: А еще их называют цыганочками. Почему?
Дети: У цыганок яркие платья. Бархатцы тоже яркие.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно цветки и нарисуйте. Постарайтесь отразить их бархатистость. Какие материалы вам потребуются? Чем вы будете рисовать гладкие листья?
Дети: Акварелью, карандашами.
Воспитатель: А как вы отразите бархатистость лепестков? (Ответы детей)
- Сначала можно нарисовать цветки акварелью, карандашами, а потом покрыть их парафином.
Воспитатель предлагает детям нарисовать клумбы из бархоток: одним — из солнечных цветков, другим — из чернобровиков, третьим — из цыганочек.
Беседа «Что необходимо цветам для жизни».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: дать элементарные представления об условиях жизни растений.
Задачи:
- Закреплять знания детей о садовых цветах и растениях луга, о том, как человек заботится о цветах;
- Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения, высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками во время игры.
Содержание организованной деятельности детей:
- Введение игрового момента
- Ребята, я хочу с вами поиграть.
2. Дидактическая игра. Лото «Что где растет»
Играющие делятся на три команды. Маленькие карточки с изображением растений и цветов лежат в коробке. У воспитателя на столе три большие карты, на которых нарисованы луг, сад и огород, соответственно для первой, второй и третьей команды. По сигналу воспитателя игроки выбегают к столу находят картинку, соответствующую рисунку на большой карте, называют растение и закрывают пустые клетки на карте. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро закрыли все пустые клетки и правильно назвали растение.
- Что отличает садовые цветы от луговых растений?
- Кто ухаживает за луговыми растениями?
-А кто ухаживает за растениями сада и огорода?
- Расскажите, как заботится о садовых цветах человек? (Ответы детей)
3. Условия для роста и развития растений и цветов.
- Послушайте сказку «Кто что любит». Перевод с французского Г. Остера.
- Цветы, - сказал дядя Цезарь, - любят, когда их поливают.
- А я нет, - подумал Пиф, поливая цветы под дождем. – Был бы я цветком – непременно завел бы себе маленький непромокаемый зонтик.
Воспитатель показывает иллюстрацию к произведению.
- Прав ли Пиф?
- Правильно ли он понял дядю Цезаря?
- Когда необходимо поливать цветы?
С одной стороны растения требуют постоянного полива, а с другой – избыток влаги вреден для них. Во время дождя нет необходимости поливать растения. А если во время не полить растение что будет?
- Зачем растению нужна вода?
- Какие еще условия необходимы растению, чтобы расти и развиваться? (свет, тепло, почва)
Загадки.
1. Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки!
(Роза)
2. Сама похожа на звезду -
Названье так и переводится.
Я ближе к осени цвету,
Чтобы попасть в букеты к школьницам.
(Астра)
3. Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)
4. Длинный тонкий стебелёк,
Сверху - алый огонёк.
Не растенье, а маяк
- Это ярко-красный …
(Мак)
5. Все знакомы с нами:
Яркими, как пламя.
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ...
(Гвоздиками.)
6. Он стоит на ножке длинной,
Точно в пачке балерина.
Как букет, цветок один –
Тёмно-красный ...
(Георгин.)
7. Украшая свежие газоны,
К шумам привыкнув городским,
Нас пышноцветные ...
Нарядом радуют своим.
(Пионы.)
8. Он на стражника похожий,
Словно клумбу встал стеречь.
Яркий цвет, лист заострённый,
По латыни значит «меч».
(Гладиолус.)
9. Что ж ты, добрый молодец,
Голову повесил?
Нежен твой прекрасный цвет,
Ну а ты невесел.
(Нарцисс)
Пальчиковая игра «Цветочки».
Наши алые цветки распускают лепестки
(медленно разгибают пальцы из кулачков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(покачивание кистями рук вправо, влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки
(медленно сжимают пальцы в кулак)
Головой качают, тихо засыпают.
(покачивают кулачками вперед-назад)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...
Экологический проект "Цветы вокруг нас"
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Экологический проект «Цветы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...
Экологический проект «Цветы вокруг нас». Подготовительная группа
Экологический проект «Цветы вокруг нас»Воспитатель Логинова Юлия Геннадьевна. МДОУ №98 «Сказка»Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, ро...
Экологический проект "Цветы вокруг нас"
Формирования у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен...
Экологический проект «Цветы вокруг нас»
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Де...
экологический проект "Цветы вокруг нас"
экологический проект для детей младшей группы...