Экологический проект "Цветы вокруг нас"
проект (подготовительная группа) на тему

Формирования у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.

     Главная задача педагогов дошкольного образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

     Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_tsvety_vokrug_nas.docx320.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеКартинки по запросу фоны цветочные нежные

детский сад комбинированного вида № 8

пгт Черноморского муниципального образования Северский район

Экологический проект

«Цветы вокруг нас»

подготовительная группа компенсирующей направленности

воспитатель Костюк В.И.

учитель-логопед Лещева А.В.

2017 г.

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Авторы:  Костюк Вера Ивановна, воспитатель

                 Лещева Анна Васильевна, учитель-логопед

МБДОУ ДС КВ №8 пгт. Черноморский МО Северский район

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники: дети подготовительной группы компенсирующей направленности.

Взаимодействие педагогов: воспитатель, учитель-логопед, родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный (3 месяца: март - май).

Актуальность. Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим вопросом в сохранении  природных ресурсов земли является образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть. Это означает, что экологическая проблема встает не только как проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на земле. Она  вырастает в проблему преобразования стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

     Таким образом, экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

     Формирования у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.

     Главная задача педагогов дошкольного образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни. Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

     Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы, и активно взаимодействуя со взрослыми.

 

Цель. Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.

Задачи.

1. Углублять знания детей о растениях, цветах и их разнообразии. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

2. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы), закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

3. Развивать практические навыки ухода за растениями.

4. Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.

5. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение). Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.

Ожидаемые результаты.

1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека. 

2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту. 

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе). 

Этапы реализации проекта.

        I этап – подготовительный (организационный)

- Анкетирование по теме проекта

- Разработка проекта

- Изучение научно-методической литературы.

- Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов

  о растениях, о лечебных их свойствах, загадок;

          II этап – основной (практический) 

- Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;

- Организация и проведение образовательной деятельности по реализации

  содержания проекта.

- Привлечение  педагогов и родителей для реализации проекта;

III этап – заключительный (итоговый)

- Анализ и систематизация результатов работы, подведение итогов;

- Презентация проекта;

- Размещение материалов на сайте ДОУ.

Мероприятия проекта:

1. Беседы:

«Комнатные растения – спутники нашей жизни»

«Уголок природы. Уход за растениями»,

«Растения, внесенные в Красную книгу Краснодарского края»,
«Лекарственные растения»

2. НОД:

Познавательное развитие

«Путешествие в царство комнатных растений»

«Лекарственные растения Краснодарского края»

«Путешествие в мир лекарственных растений»

«Одуванчик и растения луга»

«Растение – живой организм»

Художественно-эстетическое развитие

Пластилинография «Фиалка»

Аппликация «Нарциссы – весенние цветы»

Музыка  прослушивание музыки «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Речевое развитие

Составление рассказов – описаний о комнатных цветах;

«Цветы»

Интегрированное

«Весенние первоцветы»

«Путешествие в страну весенних цветов».

Логоритмика «Цветы»

3. Чтение художественной литературы:

Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,

«Привередица» русская народная сказка,

стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,

Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,

В. Тушнова «Не понимаю»,

С. Каратов «Комнатные цветы»,

Н. Нищева «Комнатные цветы»,

О. Аленкина «Кактус»

4. Опытно-экспериментальная деятельность:

Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка;

Опыт «Дети солнца»:  что происходит с растением, если ему не хватает света;

Наблюдение – исследование: «Надо ли поливать растение?»;

Наблюдение: «Индивидуальные потребности некоторых растений».

Решение проблемных ситуаций: «Если долго не поливать цветы-листочки увядают, цветы падают»

Составление модели условной жизни комнатных растений с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва) – «Паспорта комнатных растений».

5. Экологические игры:

«Если бы ты был комнатным цветком».

6. Дидактические игры:

«Узнай растение»,

«Что изменилось?»,

«Найди по описанию растение»,

«Магазин цветов»,

«Где растут цветы»,

«Найди такой же»,

«Где спряталась матрешка»,        

«Чего не стало»,

«Найди, о чем расскажу»,

«Большие и маленькие»,

«Найди растение»,

 «Отгадай, что за растение»,

«К названному растению беги»,

«Найди похожее»,

«Один и много»,

«Найди такой же»,

«Цветовод»,

«Узнай растение»,

«Угадай растение по описанию»,

«У кого какой цветок»,

«Опиши, а мы отгадаем»,

«За покупками в магазин»,

«Кому что надо»,

«Что лишнее»,

«Что и как растет»,

«Найди растение по названию»,

«Опиши цветок»,

«Загадай, мы отгадаем»,

«К названному растению беги»,

«Собери цветок»,

«Что изменилось?»,

«Продайте то, что назову»,

«Узнай растение»,

«Четвертый лишний»,

«Вылечи человека»,

«Украсим комнату»,

«Собери букет»,

«Какого цветка не стало?»,

«Где спрятано растение?».

7. Пальчиковые игры:

«Цветок»,

«Наши алые цветы»,

«Мак»,

«На окне цветок колючий»,

«Растения»,

Этюд «Цветок»

8. Подвижные игры:

«Солнышко и дождик»,

«Цветы и ветер»,

«Растения»,

«Кто быстрее посадит цветы».

9. Хороводные игры:

«Мы на луг ходили»,

«Галя по садочку гуляла».

10. Настольные игры:

«Выложи цветы» (мозаика),

«Собери комнатное растение»,

«Собери букет»,

«Цветочное лото»,

Домино – «Цветы».

11. Самостоятельная игровая деятельность детей:

рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках,
продуктивные виды деятельности,
настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,
составление рассказов о цветах, загадок.

12. Оформление альбомов, картотек

Альбом «Растения, внесенные в Красную книгу Краснодарского края»,

Альбом «Лекарственные растения Краснодарского края»,

«Сборник загадок про растения для детей и родителей»,

Картотека дидактических игр «Зеленый уголок»,

Картотека стихотворений о растениях «Художественное слово»

13. Работа с родителями.

Анкетирование «Что Вы знаете о комнатных растениях?»;

Оформление стенда для родителей «2017 – год экологии в России»

Консультации: «Игры экологического содержания», «О пользе комнатных растений», «Оздоровление воздуха с помощью растений»;

Подбор познавательного и иллюстрированного материала, составление книги «Сборник загадок про комнатные растения для детей и родителей»;

Участие в акции «Сделаем наш детский сад цветущим!» (высадка рассады цветов на участке детского сада)

14. Лэпбук «Комнатные растения»

В ходе проекта:

мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
     В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы развивали у детей воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. 
Ребята познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Родители являются активными помощниками в работе над проектом.

По мнению родителей и педагогов, проект «Цветы вокруг нас» интересен и актуален. Таким образом, мы расширяем экологические знания дошкольников, формируем нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в быту, проявление активного отношения к объектам природы и приобретение детьми практических навыков. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.

Системная паутинка по проекту «Цветы»

системная паутинка проекта

Литература

  1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
  3. Горькова  Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. -  М.: . Вако, 2008. – 240 с.
  4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
  5. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
  6. Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Экологический проект "Зелёный мир вокруг нас"

Зелёный мир вокруг нас.(важность экологического воспитания)                К концу ХХ века экологические проблемы занял...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Растения вокруг нас"

Экологическое культура воспитания дошкольников, формирование знания о цветах и растениях которые окружают нас, о временах года. Умение работать в коллективе. ативизировать словарный запас дошкольников...

Экологический проект «Цветы вокруг нас»

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому к...

Экологический проект "Цветы вокруг нас"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Экологический проект. «Мир вокруг нас» программа для маленьких исследователей. ( для детей 5-7 лет)

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем д...