Экологический проект «Цветы вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет
материал на тему

Шарова Светлана Сергеевна

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающий предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tsvety_vokrug_nas.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»

Экологический проект

«Цветы вокруг нас»

 для детей старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет

                                                                           Выполнила:

                                                                           Шарова Светлана Сергеевна

                                                                           воспитатель МБДОУ

                                                                          детский сад №2 «Ромашка»

городской округ город Выкса, 2016 год

Паспорт проекта

1) Название проекта: «Цветы вокруг нас»

2) Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ детского сада №2 «Ромашка» - Шарова Светлана Сергееевна

3) Вид проекта: познавательно - исследовательский

4) Тип проекта: краткосрочный

5) Сроки реализации проекта: март – апрель 2016 год

6) Участники проекта: воспитатель группы №2 «Теремок», дети старшей группы от 5 до 6 лет

6) Цель проекта: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

 7) Задачи:

- способствовать обогащению знаний о цветах;

- формировать умение детей классифицировать цветы по месту их произростания (луг, сад, поле, дом);

- познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством;

- отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых;

- развивать, конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства;

- развивать умение сравнивать и анализировать;

- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;

- воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них;

- развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.

 8) Актуальность темы

  Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающий предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

   Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

  Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.  

  Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

9) Механизм реализации проекта:

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: заключительный

10) Обогащение предметно – развивающей среды группы (картотека загадок о цветах, дидактические игры)

11) Календарный план реализации проекта: 2016 учебный год

12) Ожидаемые результаты: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно – эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Приложение 1

Методы и формы организации деятельности по проекту:

1) НОД (лепка, ознакомление с окружающим миром природы);

2) Дидактические игры;

3) Экологические викторины:

4) Организация тематических конкурсов рисунков.

Календарно – тематическое планирование

Период

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

Март

1 неделя

-Сбор и анализ литературы по данной теме;

-Разработка плана реализации проекта;

-Разработка дидактических игр, пособий;

-Подборка иллюстративного материала;

-Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок;

-Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов;

Воспитатель

Основной этап

Март

2 – 4 недели

- Беседа «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветочные сны», «Цветы– талисманы»,

-Загадывание загадок,

-Чтение художественной, познавательной литературы,

-Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов;

-  Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья);

- НОД лепка «Гвоздика

Воспитатель

Апрель

1 неделя

-Дидактическая игра «Найди растение по описанию (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений);

- Беседа «Красота спасет мир»;

Воспитатель

Апрель

2 неделя

- Подвижные игры;

- Исследовательско – поисковая деятельность: если долго не поливать цветы, листочки увядаю, а цветок

падает;

- НОД ознакомление с окружающим миром природы «Иван – да – Марья»

Воспитатель

Апрель

3 неделя

1)Оформление фотоальбома «Дети и цветы»;

2)Оформление фотовыставки «Цветочный калейдоскоп».

Заключительный этап

Апрель

4 неделя

1) Защита проекта на педагогическом совете

Воспитатель

Приложение 2

Конспект НОД по лепке

Тема «Гвоздика»

Цель:

1) уточнить и дополнить знания детей о цветке гвоздика;

2) формировать умение выполнять поделку из пластилина;

3) развивать мышление, образное восприятие, мелкую моторику рук;

4) воспитывать интерес к родной природе;

5) познакомить детей с легендой о гвоздике.

Оборудование: Картинки с изображение гвоздики, доска для лепки, пластилин, стека.

Ход занятия:

Воспитатель: Это цветок многим из вас знаком. Назовите его (показ). Это гвоздика. Вы наверное видели гвоздики в букетах, преподнесенных в подарок, или в цветочных магазинах. Это садовые цветы. Их выращивают специально для того, чтобы потом срезать для букетов. Эти цветы долго стоят в вазах и радуют своей красотой людей. Но есть у садовых гвоздик родственницы – дикорастущие гвоздики. Что значит дикорастущие? Это растения, которые растут без помощи человека, сами, в лесах, лугах, горах.

Воспитатель: Вот гвоздика головчатая. Видите, какая она головастенькая, целая компания цветков на конце стебля. А пахнет – то она как! Не то что ее садовая сестрица.

А есть еще гвоздика полевая. Как вы думаете, почему она получила такое название? Гвоздика полевая растет в поле. Гвоздика бледная. Ваши предположения по поводу этого названия? Лепестки этого цветка окрашены в бледный бежевый цвет. Растут в Крыму гвоздики, которые носят имена своих первооткрывателей (гвоздика Маршалла и гвоздика Андржейовского).

В давние времена в Китае от людей, которые разговаривали с китайским императором, требовали, чтобы они держали во рту гвоздику, чтобы не беспокоить государя неприятным запахом во рту.

Да и в других странах не обходилось без гвоздик во дворцах. Придворные дамы украшали гвоздиками свои наряды. Просто не давали покоя садовникам, без конца требуя себе этих цветов. А все потому, что королева Англии явилась на бал в платье, украшенном гвоздиками.

А еще есть старинная легенда о гвоздике.

Легенда о гвоздике.

«Была у греков богиня Диана. Очень красивая, мужественная и плюс ко всему – страстная охотница. Ее изображали с луком и стрелами и считали покровительницей охотников. Возвращалась она как – то с неудачной охоты и встретила малолетнего пастушонка, играющего на свирели. Диане надо было на ком – то сорвать свою злость, и она закричала на мальчика: «Это ты, негодный, распугал своей свирелью всех зверей и птиц» - «Что вы! Что вы! – испугался пастушок. – Я никого не пугал я тихо играл, для себя только. Просто забавлялся. Голос свирели так тих, что его слышат только цветы. Разгневанная богиня не поверила пастушонку, набросилась на него избила. Избила так, что капли крови окропили все вокруг, и каждая капелька проросла из земли, став стеблем пунцовой гвоздики».

Воспитатель: Вот такая грустная легенда. Вы уже знаете, что легенда – это вымышленный рассказ о реальном, настоящем предмете.

Воспитатель: Гвоздика умеет не только радовать взор своей красотой. Она еще обладает лекарственными свойствами. А насекомым она мила за то, что является медоносным растением. Названия растения происходит от греческих слов – «божественный» и «цветок». Давайте попробуем сделать цветок гвоздики. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Точилка для карандашей»

Точилку в руки мы возьмем,

Карандаш точить начнем.

Стружек ярких насверлим,

Цветок гвоздики смастерим.

Дети складывают левую руку в кулак, оставляя отверстие в середине. В это отверстие по очереди вставляют пальцы правой руки и делают вращательные движения, как бы затачивая карандаш с помощью точилки.

Воспитатель предлагает детям слепить из пластилина цветок гвоздику.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

Тема «Иван – да – Марья»

Цель:

1) познакомить детей с цветком (название, внешний вид, места и особенности произрастания);

2) формировать умение детей понимать образный смысл легенды;

3) развивать образное восприятие, умение видеть красоту природы.

Оборудование: Картинки с изображением цветка.

Ход НОД:

О возникновении цветов сложено много легенд. Сегодня вы услышите легенду о цветке с удивительным названием – Иван – да Марья.

«Давным – давно жил в дремучем лесу Леший. Кривоногий, с копытцами, ушастый и очень кудряво взъерошенный. Так считали люди. Сам же леший говорил, что он потому лохматый, что в парикмахерах у него были всякие древесные колючки, сквозь которые он постоянно в лесу продирался. Ну, так вот, жил себе Леший. Жил по – своему, горевал по – своему и радовался тоже по- своему. Одиночество не боялся, друзей не имел, что такое любовь, не знал, с соперниками дрался, гнал их из леса. Так оно и шло впредь, но вдруг Леший влюбился. Увидел как – то по весне под кустиком глазастенькую желтенькую фиалочку – Марьюшку и пропал мужичок со всеми своими непричесанными кудрями и копытцами. Пристроился рядом, глазеет и вздыхает, вздыхает, ну прямо как больной. Это он смелости набирался. Фиалочка стоит, цветет, красуется, на Лешего даже не смотрит. Расстроился Леший, возьми да брякни: «Я тобою очарован, жизнь без тебя не в жизнь, выходи за меня замуж». Фиалочка посмотрела на Лешего и отвернулась. Леший думает: чем бы ее удивить, и давай хвастаться: « Я – то могу, это могу, хочешь, все звезды в шапку соберу?»

Фиалочка Марьюшка опять посмотрела на взъерошенного поклонника и сказала: «Зачем мне звезды в шапке? Пусть на небе живут, мне с моим суженым на лесные дорожки светят. Ивана люблю, с ним жить буду, а не с тобой». Это она для цветущего рядом фиолетового Ивана так говорила.

Пришло время, поженились две фиалки, желтенькая и фиолетовая, и зажили вместе одним домком, одним цветком. В цветке том желтые лепестки – Марьюшка, а фиолетовые – Иванушка. И не стало в лесу ни марьюшки, ни Иванушки по отдельности, а есть единый лесной цветок Иван – да – Марья. А Леший до сих пор в лесу шатается, горуюет и все жалуется».

Воспитатель: Иван – да – Марья – лесной цветок, что это значит? Этот цветок растет в лесу.

Цветки Ивана – да – Марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Знаете ли вы, какие растения называют медоносами? Прислушайтесь к этому слову – «медонос», о чем оно говорит? Мед носит.

Очень интересно приспособился цветок Иван – да – Марья к распространению семян – помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев  эти масла – лакомство, поэтому и перетаскивают они семена а цветку только этого и нужно.

А еще интересен этот цветок тем, что на корнях у него есть присоски, прикрепляющиеся к корням других растений. Так цветок подкармливается соком чужих растений. Этот цветок ядовит! А еще он обладает лечебными свойствами: заживляет раны, лечит сердце, кожу.

Подумать только, маленький цветок, а как многим он нужен: семена для муравьев, цветочная пыльца для пчел, настойки из листьев для лекарств людям. Да и просто посмотреть на цветок, полюбоваться приятно. Берегите дети красоту, не рвите цветы. Лесные цветы не живут сорванные в вазе, а сразу вянут и гибнут.

Список использованной литературы:


1. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.,
2. С.Н. Николаева «Юный Эколог» 2002 год.,
3. Н.А. Рыжова «Экологическое образование в детском саду» 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественному творчеству для детей старшего дошкольного возраста "Цветы для красоты"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"5761692","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"2304","style":"width: 365px; height: 280px;","width":"3072"}}]]Цветы для красотыПр...

Образовательный проект "Цветы вокруг нас"для детей младшего дошкольного возраста

Данный образовательный проект может быть интересен для педагогов дошкольных образовательный учреждений. Этот проект на целен на приобритение элементарных экологических представлений ребенком дошкольни...

Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста

Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

«Лес - наше богатство» Экологический проект по формированию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель:  формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения леса, как одному из условий жизни на Земле Задачи: • сформировать и обобщить у детей элементарные экологические пред...

Экологический проект «Мы любим природу» (для детей старшего дошкольного возраста).

Экологический проект«Мы любим природу»(для детей старшего дошкольного возраста)....