Для детей с ОВЗ: конспект деятельности по социально коммуникативному развитию
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Для детей с ОВЗ. Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
Тема: «Путешествие в сказочный лес».
Воспитатель: Ребята! Вы знаете, сегодня со мной произошла удивительная история. Утром у нас в группе позвонил телефон, я взяла трубку, и как вы думаете – кто мне звонил?
Дети размышляют.
Воспитатель: Догадываетесь? Нет.
Я бы тоже никогда не догадалась. Это была фея, она звонила из одного сказочного леса. И сказала, о том, что отправила нам видео письмо.
Ребята, если вам интересно, то мы можем его посмотреть и узнать, о чём нам хочет рассказать лесная фея.
Дети: Нам интересно и хочется узнать, что сообщила нам фея.
Слайд №1: воспитатель обращает внимание детей на экран, на котором демонстрируется картинка с изображением сказочноголеса.
Голос феи: Вот мой прекрасный сказочный лес, жители этого леса очень дружные и весёлые.
Слайд №2: картинка с изображением сказочного леса в тумане.
И вот, злой волшебник, напустил на лес туман, и всё заколдовал.
Все жители леса застыли, не прыгают, не бегают, не летают, не поют.
А ещё, это волшебство может дальше распространятся, и дойти и до вас.
Сегодня, в моём лесу особенный день, когда оказавшись в нём, вы ребята сможете помочь нам освободиться от злых чар волшебника.
Воспитатель: Ребята, я хочу с вами посоветоваться — отправляемся мы на помощь жителям сказочного леса?! или отложим эту просьбу на потом.
Дети: Надо идти на помощь, надо помочь жителям леса и т. д.
Воспитатель: Я тоже так считаю, если кто то, просит о помощи, надо обязательно помочь им.
Хочу, ребята предупредить вас, это ведь сказочный лес, и в нём могут подстерегать нас разные неожиданности. Не испугаетесь?!
А ещё нам надо будет выполнить разные задания. Готовы?!
За правильное выполнение задания получите волшебные звездочки, которые помогут развеять злые чары.
Воспитатель: Хорошо. Ну, а какие же дети отправятся со мной в сказочный лес, может быть злые?
Дети: Нет. Добрые.
Воспитатель: Мы возьмём в путешествие не трусливых, а каких детей?
Дети: Смелых.
Воспитатель: В путешествие отправятся не ленивые, а какие?
Дети: Трудолюбивые.
Воспитатель: И не грустных возьмём с собой, а каких?
Дети: Весёлых.
Воспитатель: А как же нам оказаться в сказочном лесу, кто знает?
Дети: Нам понадобится волшебный транспорт?
Воспитатель: Какой?
Дети: Волшебный самолёт, ступа, ковёр самолёт и …т.д
Воспитатель обращает внимание на один из ответов детей (ковёр самолёт)
Воспитатель: А у меня есть ковёр самолёт, посмотрите какой. Здесь есть для каждого посадочные места, полетим на нём?
Воспитатель раскладывает «ковёр самолёт», дети берутся за ручки и готовятся в путь.
Воспитатель: Нам надо вместе взлететь и приземлиться. Все готовы?
Дети: Да.
Дети вместе с воспитателем под музыку поднимают и опускают ковёр
3раза, идут (летят)по кругу,
Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочный лес, присаживайтесь на полянку.
Дети садятся на ковёр самолёт – он же полянка.
Воспитатель: Ну, что понравилось вам летать на ковре-самолёте?
Дети: Да, нам понравилось летать.
Воспитатель: Ребята, а нас уже встречают, посмотрите.
Слайд №3: на экране появляется лесная поляна с большим дубом и совой.
Сова: Здравствуйте мои друзья. Меня зовут . Я очень рада видеть вас в нашем сказочном лесу. Что бы, помочь жителям нашего леса, вам нужна карта. Но злой волшебник забрал её и порвал на разные части.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
Дети: Надо поискать карту?
Воспитатель: Давайте начнём поиски карты с нашей поляны.
Дети и воспитатель ищут на поляне-коврекарту, находят конверт замаскированный под цветок, прикрепленный липучками.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель достаёт из конверта порванную на части карту.
Воспитатель: Ой, ребята, а карта действительна порвана. Как же теперь мы узнаем куда идти, и кому нужна помощь?
Дети: Надо карту собрать.
Воспитатель: Если мы соберём карту правильно, то она появится на этом волшебном экране.
Дети и воспитатель садятся на поляну и собирают карту.
Слайд № 4: на экране появляется карта леса.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Ребята, мы с вами собрали карту правильно, и теперь мы обязательно поможем жителям леса. Первое задание вы выполнили правильно, получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку
Дети и воспитатель рассматривают карту.
Воспитатель: Ребята, мы должны договориться, куда мы пойдём прямо, налево или на право?
Дети: Дети идти надо прямо, по стрелке.
Воспитатель: Прекрасно, тогда ищем стрелку, которая указывает дорогу «Прямо».
Дети находят стрелку «Прямо», идут и поют песню.
Нам в лес волшебный нужно
Спешить на помощь дружно
Идём мы друг за другом
Тропинкою лесной
Мы выполним задания
Приложим все старанье
И после непременно
Вернёмся мы домой.
Воспитатель и дети приходят к «Поляне цветов».
Внимание детей на экран.
Воспитатель: Посмотрите, нас уже встречают.
Слайд № 5: На экране появляется цветок, а вокруг него цветы без лепестков.
Цветок: Здравствуйте ребята! Меня зовут ???. Злой волшебник напустил на нашу поляну цветов, сильную бурю, и все лепестки унесло ветром. Только я один и остался. Помогите пожалуйста, моим друзья -цветам вернуть свои лепестки?
Воспитатель: Ну что ребята, поможем?
Дети: Да поможем.
Воспитатель: А что бы легче было справиться с заданием, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Выполняем все движения согласно тексту стихотворения:
Девочки и мальчики!
Расправьте свои пальчики!
Пополам согните,
В кулачок сожмите!
Раскройте ладошки,
Встряхните немножко!
Чтобы нам рисовать
Надо пальчики размять.
Воспитатель: Ребята, при выполнении задания будьте внимательны, лепестков должно быть столько же, сколько квадратов внизу, и лепестки должны быть таким же цветом как квадраты.
Звучит музыка. Дети садятся за столы, где разложены краски, листок с заданием для рисования пальчиками лепестков для цветов.
Воспитатель: Если вы всё сделали правильно, то цветы на поляне вновь оживут.
Слайд № 6: Цветочная поляна с красивыми цветами.
Со вторым заданием вы отлично справились, получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что эти цветы живут на поляне данным давно. Они всё слышат и всё запоминают – кто здесь бывает, о чём говорят. И мы от них сейчас узнаем, кто здесь был, и о чём говорил?
Воспитатель: Ложитесь на поляну, закрывайте глаза и слушайте. Голос цветов необычный, он похож на музыку. Послушайте, о чём говорят цветы.
Дети лежат на поляне и слушают музыку – голос цветов. Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята кто из вас расскажет, что ему рассказал цветок.
Дети: Мне цветок рассказал, что приходил к нему злой волшебник. А мой цветок сказал, что у него есть друг, маленькая пчёлка и т. д.
Воспитатель тоже рассказывает, что он слышал.
Слайд № 7 На экране появляется карта леса
Воспитатель: Ну что ж, пора отправляться дальше, в какую сторону нам идти?
Дети: В правую. По стрелке, которая показывает вправо.
Дети и воспитатель ищут стрелку, которая указывает дорогу вправо и следы (следы ног и рук)
Воспитатель: Какая необычная дорога, какие-то следы: отпечатки ног, ладоней. Как же по ней идти? Кто то, знает?
Дети вспоминают, что они выполняли такие задания. На следы надо наступать, на ладошки класть ладошки и идти вперёд.
Слайд №8: Лес с тенями зверей.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Мы пришли на поляну заколдованных зверей. Я вижу, что злой волшебник очень плохо поступил с животными, он их превратил в стекляшки, а потом разбил. Так, что тени есть, а зверей нет. Спасти их можно, собрав по частям. Вы готовы расколдовать зверей?
Дети: Да мы готовы.
Воспитатель: Я знаю, что здесь есть волшебные лаборатории, где можно расколдовывать злые чары и поступки. И вы туда сейчас отправитесь. Но кто, в какой лаборатории будет работать, вы сейчас узнаете.
Воспитатель берёт мешочек с цифрами, ребята по очереди достают из него цифру и узнают номер своей лаборатории. На столах – лабораториях лежат конверты с геометрическими фигурами и тенью животного, которого надо собрать из геометрически фигур. Дети выполняют задания в парах.
Воспитатель: Фигуры каких животных, вы расколдовали?
Дети: Мы расколдовали лису, а я зайца, а мы волка и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Воспитатель: Ай да ребята, ай да молодцы! Если мы с вами правильно зверей расколдовали, то они сейчас появятся в лесу. Смотрите.
Слайд № 9: На экране оживают лесные звери.
Третье задание вы выполнили и все получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.
Воспитатель: Ребята, если вдруг опять появится злой волшебник, давайте зверям напомним, куда им надо спрятаться.
Дети: Лисе надо спрятаться в нору, волку прятаться в логове, заяц спрячется под кустом, белка в своём дупле, медведь спрячется в берлоге, ёжик пусть прячется под пенёк.
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше в путь.
Слайд № 10: На экране вновь появляется карта леса.
Воспитатель: По какой дороге мы отправляемся дальше?
Дети: По дороге, которая ведёт влево.
Воспитатель: Вы ещё не устали, готовы идти дальше?
Дети: Да, готовы. Мы не устали.
Воспитатель и дети идут влево и беседуют.
Воспитатель: Ребята, если нам станет грустно, то какое выражения лица у нас будет, покажите друг другу.
Дети показывают грустное лицо.
А если нам станет страшно?
Дети показывают лицо со страхом.
А сейчас, у нас весёлое настроение?!
Все ребята улыбаются
Воспитатель: Ребята, то в лесу очень тихо, послушайте? Да?
Дети слушают тишину.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
Слайд №10: Появляется сова.
Сова: Ребята, вы уже заметили, что птицы не поют в нашем лесу, потому, что волшебник название птиц смешал с разными предметами.
Помогите им освободиться?
Воспитатель: Я знаю одно весёлое стихотворение, которое нам поможет. Ведь смех может разрушить зло. Я буду читать, а вы внимательно слушайте и если заметите, что среди прилетевших птиц есть не птицы, а какие то, предметы – громко хлопайте в ладоши. Смотрим на экран.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы
Голуби, синицы
Вороны, ресницы
Галки, башмаки
Прилетели птицы
Страусы, ежи
Воробьи, ужи
Прилетели птицы
Бублики, кукушки
Болтики, игрушки
Прилетели птицы
Ласточки, драконы
Скворцы и макароны
Аисты, кукушки
Кошки и индюшки.
С помощь такого шутливого стихотворения мы освободили всех птиц.
На слайде по ходу чтения стихотворения птицы освобождается от предметов.
Четвёртое задание вы выполнили и получите золотую звёздочку.
Воспитатель вручает каждому ребёнку золотую звёздочку.
Слайд № 12. Сказочный лес без волшебства. Звучит пение птиц.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой стал лес, красивый, туман исчез, слышите, радостно запели птицы, звери весело играют.
Воспитатель: А каким чистым стал воздух в этом лесу, как легко стало дышать. Давайте все вместе глубоко, глубоко вдохнём этот воздух.
Дыхательное упражнение «Чистый воздух» — 3 раза.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы славно потрудились, много волшебных звездочек заработали, помогли расколдовать лес — справились со всеми проказами злого волшебника.
Ну что ж, нам пора обратно возвращаться в детский сад.
Где наш ковёр самолёт?
Дети и воспитатель занимают посадочные места на ковре самолете. Три раза поднимают его, бегут по кругу и приземлятся.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду.
Ребята, во время путешествия по волшебному лесу, звездочки вы собирали не просто так. Дело в том, что Злой волшебник погасил на небе все звезды, а ведь некоторые животные ведут ночной образ жизни, ваши звездочки будут им светить. Вы по одной звездочке приклеите на это небо, но будите клеть следующим образом: если вам сегодняшнее путешествие понравилось, звездочку одну приклейте на светлую часть неба, если не понравилось, на темную часть неба.
Ребята выполняют действие.
Остальные золотые звёздочки оставьте себе на память, о нашем путешествии в волшебный лес.
Воспитатель: На этом наше сегодняшнее приключение заканчивается, а впереди нас ждет еще очень, много новых путешествий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей четвертого года жизни "День рожденья куклы Оли".
Сюжетно-ролевая игра с целью развития игровых и коммуникативных навыков детей второй младшей группы детского сада. Соответствует ФГОС....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детей с ФФНР (возраст детей 5-6 лет) «Умеешь ли ты дружить?»
Содержание области "Социально-коммуникативное развитие" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и овладения детьми конструктивными способами и средст...
Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»
Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию и социальному воспитанию детей Тема:«Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: соде...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» «Осторожно зима!»
Цель: сформировать у детей средней группы знания о правилах безопасной прогулки зимой. Закрепить знания о зимних забавах. Задачи:Познавательная: - сформировать умения ориентироваться в окру...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Танечка и Ванечка учатся играть»
Цель: развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально- коммуникативному развитию на тему: «Легенда о Черном Тигре» подтема: «Современные подходы в воспитании детей» для детей старшей группы. + Самоанализ
Цель: помочь детям научиться управлять своими эмоциями, настроить на бесконфликтное общение. Задачи:Образовательные:дать понимание, что возможно в приемлемой форме выплеснуть свой гнев.научи...