Занятие по экологии в старшей группе "Птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о понятии «птицы», условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе, имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Птицы летают, потому что у них есть: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие махровые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.

Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера, использовать для этого графическую модель, доказательно строить суждения.

Закрепить понятия: зимующие, перелетные, пролетные, водоплавающие птицы; наземно- воздушные животные.

Развивать воображение, мышление, память, наблюдательность. Обогащать словарь. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание им помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_zimoy.docx40.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе  ДОУ

«Птицы зимой»

Цель: 

            Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

Обобщить и систематизировать знания детей о понятии «птицы», условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.

Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе, имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Птицы летают, потому что у них есть: 1) широкие крылья и хвост; 2) легкие перья с полым стержнем; 3) плотные и жесткие махровые перья; 4) птицы легкие, так как едят понемногу и часто.

Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера, использовать для этого графическую модель, доказательно строить суждения.

Закрепить понятия: зимующие, перелетные, пролетные, водоплавающие птицы; наземно- воздушные животные.

Развивать воображение, мышление, память, наблюдательность. Обогащать словарь. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание им помогать.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, социализация, физическое развитие

Методическое обеспечение:

 Аудиозапись с голосами птиц, фото птиц, графическое изображение птиц, ковролин, мультимедийный проектор, материалы для опытов: лупа, перья, веер, «молния».

Словарная работа:

Зимующие птицы, перелетные, пролетные, маховое перо, наземно- воздушные животные.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами

Чтение художественной литературы: Г. Снегирев «Про птиц», «Как животных цвет защищает», Н. Сладков «Еловая каша», «Журавль», «Дрофа», «Трясогузка», «Черный дрозд», «Пеликаны», В. Зотов «Клест»; М. Горький «Воробьишко»; В. Бианки «Лесные разведчики», «Кто о чем поет?», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки»; В. Чаплина «Крылатый будильник»; Г. Скребицкий «Лесной голосок»; Г. Сапгир «Как птицы домой летели», Т. Шорыгина «Кто такие птицы?».

Рисунки детей о птицах

Изготовление кормушек

Ожидаемые результаты:

  1. Учебно- воспитательные

-знакомство с птицами из Красной книги,

-развитие связной речи,

-развитие творческих способностей,

-воспитание в детях сопереживания, отзывчивости, доброты.

-развитие у детей свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед аудиторией.

2. Методические

-накопление информационного материала по теме: «Пернатые хозяева неба».

-повышение профессионального статуса

3. Статусные результаты

-оформление в группе папок о птицах.

-пополнение библиотеки художественной литературы о птицах,

-оформление выставки рисунков детей о птицах,

-оформление и проведение консультации по теме: «Покормите птиц зимой»

                                                 Ход НОД

В. –Сегодня утром нам почтальон принес письмо, как узнать, кому оно?

Д. –Прочитать адрес (читают). Это нам. (открывают, диск ставят в магнитофон, слышатся «Звуки весеннего леса»).

В. –Давайте мы с вами руками помашем

       И что-нибудь птичье давайте мы скажем

      А вдруг это будет?

      А вдруг мы взлетим?

      Давайте попробуем, что мы стоим.

                       Э. Машковская

     (дети машут руками).

В. –Вы видели птиц? Где? (ответы детей).

В. –Кто задавал себе вопрос: Кто такие птицы? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше узнать и понять их.

       Птицы- это крылья

       В просторе облаков,

       И красок изобилье,

       И дальних странствий зов.

Птицы- это часть живой природы, они окружают нас круглый год, приносят нам пользу и радость, оживляют леса, поля, рощи, парки звучными песнями, радуют глаз ярким оперением, подвижностью, красотой.

В. –Что за чудо-дерево! Какие красивые птицы к нам прилетели. Давайте разделим их на основные группы https://docs.google.com/drawings/image?id=sVdvw9fyx2Dy_ZN-UVUyO_w&rev=1&h=173&w=173&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s8ZnwtveusEF_m8l7V7BakA&rev=1&h=69&w=209&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=syGv8Zn4zIZ9QPF2LDomNyA&rev=1&h=113&w=177&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sMkYJtJhRfcWJfKWpIByH8Q&rev=1&h=116&w=144&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sf0GBlsp85Z9TT97u9p0qzw&rev=1&h=142&w=214&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sEOcSF29iNcLSVsVzneR2JA&rev=1&h=601&w=109&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sSNo2w9TO7NuTrtVQ_vsqaw&rev=1&h=218&w=241&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=sJ2MBpUd0Y_6nEkpMcS1S6g&rev=1&h=206&w=234&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=s8vfMB796IEF3WVWU67nd6w&rev=1&h=217&w=277&ac=1https://docs.google.com/drawings/image?id=stAzlKEhUhVQlosaawxH9bg&rev=1&h=94&w=197&ac=1

https://docs.google.com/drawings/image?id=sGupZTrblWikxYiHnH3zzDw&rev=1&h=256&w=264&ac=1

https://docs.google.com/drawings/image?id=sf9-QGaOdqYRudTZPZqtrnQ&rev=1&h=264&w=269&ac=1

https://docs.google.com/drawings/image?id=sGt-pjGo6G6SFzWDRDFvRYA&rev=1&h=268&w=272&ac=1

Дети помещают птиц и объясняют, почему поместили именно сюда.

В. –Зимующих птиц в народе называют «зимовщиками». Почему?

Д. –Они не улетают в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами, плодами растений, оставшимися насекомыми. Отыскивают корм около жилья человека. Поползни и синицы отыскивают свои запасы, которые сделали осенью.

В. –И все же птицы зимой нередко голодают, особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело птицам приходится, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек. В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Из 10 синичек до весны доживают только 2. Страшнее всего зимующим птицам не холод, а голод. После 6 часов голодания погибают мелкие птицы. Что делать? Можем ли мы помочь птицам?

Д. – Да. Люди делают кормушки. Подкармливают птиц.

В. – Почему вы отделили снегиря, свиристель, щегла?

Д. – Это пролетные птицы. Они оказываются у нас только пролетом. Летом снегири и свиристели живут в дремучих северных лесах, там выводят птенцов, а осенью с наступлением первых заморозков прилетают в среднюю полосу (к нам) клюют сочные ягоды рябины, боярышника, шиповника, облепихи и летят дальше.

В. – Кто такие перелетные птицы?

Д. – Эти птицы питаются насекомыми. А с приходом холодов насекомые забиваются в щели коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало и перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету. А весной возвращаются в родные края.

В. – Почему вы отделили лебедей, гусей?

Д. – Они не только перелетные, но и все водоплавающие.

В. – Вот как писатель Ю. Дмитриев описал прилет птиц:

«Мелкие прилетают незаметно. Но большие хоть и летят часто ночью, но издают громкие крики. Это вожак подает сигнал: не отставайте – летите за мной. Самцы перелетных птиц прилетают с юга раньше самок. И сразу начинают заботится о жилище для будущей семьи».

                                             ТРИЗ игра «Хорошо – плохо»

В. – Что хорошего в том, что птицы осенью от нас улетают?

Д. – Зимой у нас холодно;

     -птицам негде укрыться от ветра и снега;

     -на юге тепло;

     -перелетным птицам нечем питаться, ведь насекомые спят;

     -а в теплых краях насекомые водятся круглый год.

В. – Что плохого в том, что птицы улетают от нас осенью?

Д. – Мы не видим птиц;

      - не слышим их пения;

      - многие птицы гибнут в пути.

В. – Почему вы никуда не поместили летучую мышь, бабочку, самолет.

Д. – Они не птицы.

В. – Вы можете это доказать?

                    Моделирование – графическая модель птицы.

Д. – У бабочек нет перьев, нет клюва (хоботок), 4 крыла, не несет яиц.

      - у летучих мышей – нет перьев, нет клюва.

      - самолет – не живой объект.

                            Физкультминутка «Стая перелетных птиц»

Стая птиц летит на юг,                       Дети машут руками словно крыльями Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать                       Дети машут руками интенсивнее.

Надо крыльями махать.

Птички начали спускаться                  Дети садятся в глубокий присед и

На поляне все садятся                         сидят несколько секунд.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

И опять пора в дорогу                         Дети встают и машут крыльями.

Пролететь нам надо много.

Вот и юг. Ура! Ура                                  Дети садятся на свои места.

Приземлятся нам пора.

              Практическая работа по изучению птичьих перьев.

В. – Посмотрите на эту птицу. Что у нее есть? (показ птицы)

      -голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.

     Мы рассмотрели внешнее строение птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных- наличие на теле пера. Хотелось бы вам узнать как устроено перо? Самый главный шаг к познанию мира- внимательный взгляд.

Сейчас мы превратимся в ученых, будем исследовать перья.

_Рассмотрите перья, сравните их по размеру, форме (они разные).

_Посмотрите на большое перо через лупу.

У него есть стержень, от него отходят волоски, хвоинки как на еловой ветке, есть крючки.

-Посмотрите на маленькое перо. Все такое же.

-Посмотрите на эту увеличенную иллюстрацию пера.

Это стержень, это опахало, оно состоит из волосков или бородок, отходящих от стержня, от бородок отходят бородочки похожие на еловые хвоинки, а бородочки имеют крючки, как застежка- молния (показ). Вот почему перья такие прочные упругие.

-У этого пера отрежте кончик, рассмотрите срез. На что он похож? (на трубочку).

-Там пусто? Значит оно легкое как воздух.

-Тихо встаньте, положите на ладонь перо, подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело? (оно легкое). Садитесь.

-Приложите перо к щеке- стало тепло-значит они нужны для тепла.

-Обмакните перо в воду. Изменилось? Намокло перо? (нет, вода скатилась каплей).

-Вот поэтому перья защищают птицу от воды и сырости. Птицы смазывают свои перья жиром. Особенно такой жир выделяют водоплавающие птицы. Почему? (они находят корм в воде).

-Подумайте, для чего птицам большие перья? (для полета).

-Для чего птицам перья на хвосте? (это-руль).

-Беру лист бумаги, держу за край, прошу двух детей подуть снизу. Лист держится в воздухе. Вот так и птицы расправив крылья, скользят по воздушным потокам. А перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановки. (показ на веере)

-Перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело.

Птицы-дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелетать через пустыню и море. Иногда говорят: «животные и птицы» - это не верно, потому что птицы тоже животные. Но от всех других животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями. Ни у кого больше нет перьев- только у птиц. Перо легкое «как перышко» и очень крепкое. Не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать. И вообще птице без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары, от намокания и пересыхания. Перья-это «одежда» птицы.

Тело птицы- хитроумно устроенный «аппарат» - и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух- согревает тело. Перья хвоста-держать равновесие, делать повороты, остановки.

-Рассмотрите окраску перьев, (индюшиное, попугая, павлина).

Очень часто можно встретить красивых птиц, у большинства из них ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску чтобы привлечь самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

                                Физкультминутка «Птицы»

Летела сорока, гостей созывала            Идут на носках поднимая и опуская                                                                                  

К дедушке Дереву птиц приглашала.   руки.

Вот аист важно шагает                             Идут с высоким подниманием                                  Длинные ноги поднимает.                      колен.

Вот гусь в красивых сапожках,              Идет на пятках, руки за спиной.                  

Надетых на ножки.

А вот утка идет.                                           Идут в приседе.

Утят за собой ведет.

А вот журавль шагает                                Идут на прямых ногах, руки вдоль

И ноги не сгибает.                                      туловища.

Шли, шли и пришли.

В. –А пришли мы в Мини- Музей.

В этом музее собраны очень удивительные и интересные птицы.

Выберите себе фото птиц и расскажите, чем она знаменита.

  1. Дятел.

Дятлов называют санитарами леса, потому что они поедают личинок жуков- короедов, которые губят деревья. Он питается насекомыми, их личинками. Длина его языка 15 см. вот как эта ленточка.

  1. Соловей и дрозд.

Лучшие певцы России.

  1. Королек и колибри.

Самые маленькие птицы. Королек- весь год натролет поет, а колибри легче бабочки. Она может летать вперед, назад, в бок и кувырком, и даже просто зависать в воздухе. Движение крыльев этих птиц так быстры и часты что их практически невозможно увидеть.

  1. Сокол, орел, стриж.

 Самые лучшие летуны. Стриж- быстрее всех.

  1. Лебедь, страус.

Самые большие и сильные. Страус- самая крупная птица, хорошо бегает, но не летает.

  1. Иволга, утка- мандаринка.

Самые яркие птицы.

  1. Павлин, пищуха.

Павлин-самый громкий голос, его крик слышно за несколько километров, а пищуха- самая тихая птица.

  1. Клёст.

Это очень удивительные птицы. В лютый мороз, в феврале, они выводят птенцов. Мама сидит на гнезде, а клёст-папа приносит им корм, еловые и сосновые шишки. А клюв у клеста крестообразный, он их хорошо вышелушивает.

  1. Чайка, скворец.

Самые дружные. Тронь одного скворца, все скворцы за него горой.

  1. Сова.

Умеет «видеть ушами». Благодаря форме головы у неё хорошо развит слух направлений вверх- вниз. Она и самой темной ночью прицельно бросается на добычу.

  1. Серый журавль.

Он занесен в Красную книгу. Не умеют журавли петь, зато любят танцевать. Кружатся, приседают, размахивают крыльями, даже раскланиваются друг перед другом (сопровождаю словами показ танца, через мультимедийный проектор).

Воспитатель. –Давайте подведём итог:

  1. На какие группы можно разделить птиц?

-зимующие, перелётные, пролетные.

      2) Почему снегирей, свиристелей называют пролетными?

          -они бывают у нас только зимой.

      3) Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

           -исчезли насекомые.

      4) Как охранять птиц?

         -не бегать и не шуметь весной в лесу;

         -не подходить близко к гнездам, иначе родители могут его покинуть;

         -не ловить и не уносить здоровых птенцов домой;

         -подкармливать птиц зимой;

         -сметать снег с кормушки;

         -не класть в кормушки куски хлеба, корки мандаринов; Птицам нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы, крошки белого хлеба, куски несолёного сала.

В. –Ребята, что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Д. –Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, леса, сады, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен.

                            Чтоб от вредных насекомых

                            Сады цветущие не гибли зря,

                            Всегда в любое время года

                            Берегите всяких птиц друзья!

Уж вы пташечки, щебетушечки

        Прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную

        Принесите нам.

В. –Как только заглянет весна в окошко, в деревнях начинают печь «жаворонков». Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» - удача не обойдет твой дом стороной.

                     Я дарю вам «жаворонков» на удачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для старшей группы "Зимующие птицы" .

«Зимующие птицы»Цели: обобщить знания детей о зимующих  птицах; выявить экологические знания детей: правила поведения в лесу; учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в не...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Покормите птиц зимой»

Цель данного конспекта формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетны...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Лесные жители зимой"

-Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой, уточнить и обобщить представления детей о приспособленности диких животных и птиц леса к зиме.-Сформировать умение выделить и охарактеризовать ...

Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Как зимуют деревья»

Конспект занятия по экологии в старшей группеТема: «Как зимуют деревья»Доминирующая образовательная область: познавательное развитиеИнтеграция областей: социально-коммуникативное развитие,...