Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе "Подготовка диких животных к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Занятие в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompl._ekologicheskogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Беласовский детский сад
Конспект комплексного занятия по экологии
в старшей группе
«Подготовка диких животных к зиме»
Провела воспитатель
Варенцова Г.В.
2017год
Цель: Формирование основ экологической культуры, расширение системы знаний о животном мире.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; ознакомление с интересными фактами из жизни диких животных;
- уточнение представлений о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
- систематизация знаний о лесных животных, о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;
Развивающие:
- развитие познавательной инициативы детей.
- обогащение и активизация словаря по теме,
- умение вступать в общий диалог.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к миру природы, проявлять заботу и внимание ко всему живому.
- умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.
- получить положительный эмоциональный заряд от участия в занятии по экологии.
Обогащение словаря:
Линяет, впадает в спячку, кладовая, логово, медвежья берлога, лисья нора.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе осенью;
- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;
- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;
-дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные», «Времена года», «Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;
- экскурсии по экологической тропе «В гости к Мудрой сове»
- тематические физминутки: «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;
Способы: Приветствие гостей, игра «Птичка», чтение письма, художественное слово, вопросы к детям, отгадывание загадок о животных, игра «Четвёртый лишний», игра «Найди домик».
Рефлексия: - Ребята, если вы остались довольны нашим путешествием, то поднимите руки вверх и помашите ими, а если нет, то помашите руками внизу.
Я поняла, что вам понравилось наше путешествие в лес. И мне понравилось как вы работали. Спасибо.
Средства:
- Презентация на тему «Как звери готовятся к зиме»;
- Трафареты животных (белки, зайца, лисы, волка, медведя)
- Клей, салфетки, кисти, клеёнки.
Ход занятия
В: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.
Проводится игра на концентрацию зрительного внимания «Птичка». Указательный палец- «Птичка вправо полетела» (следим только глазами, «Птичка влево полетела, к нам на нос она присела, посидела, посидела, и куда-то улетела» (отводим палец на вытянутую руку). Напомнить детям, что за птичкой следим только глазами.
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо.
Вот конверт, большой и желтый,
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся! Ой! Постой!
На конверте адрес наш ведь!
А обратный чей? Лесной.
Вам ребята интересно,
Что же пишут нам из леса:
Пишут лисы, пишут лоси,
Пишут зайцы- ждем вас в гости,
Приходите в лес осенний
Будем с вами мы дружить,
Поиграем и поскачем
Веселей мы будем жить!
В: Ну что ребята, пойдем мы в гости к лесным жителям?
В: - Какие изменения происходят осенью в природе?
Д: - Солнце светит мало, дни стали короче, часто идёт дождь.
Д: - Листья опадают, исчезают насекомые, улетают птицы, звери готовятся к зиме.
В: - После осени какое время года наступит? (Д:- Зима)
В: - Ребята, а что бы было, если после лета, сразу наступала зима?
Д: - В природе все бы замерзло, никто не успел бы приготовиться к холоду, голоду.
В: - Какой же вывод можно сделать?
Д: - Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся звери к зиме, птицы и деревья.
.В: - Хотите увидеть и познакомиться с лесными животными? Узнать, как они готовятся к зиме. У меня есть волшебная палочка, закройте глаза и мы окажемся в осеннем лесу.
Слайд 1.
Осень. По утрам морозы
В рощах желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно- синий,
На листочках белый иней.
В: - А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ребята, если мы хотим увидеть зверей, то в лесу нужно вести себя тихо, не шуметь (показать знак тихо). Можно напугать лесных жителей и никогда с ними не встретиться. Отгадайте загадку.
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Кто это?
Д: - Белка.
Слайд 2.
В: - Где живет белка? (Д: - В дупле) Чем занята белка осенью? Как готовиться к зиме? (Д: - делает запасы, линяет). Что происходит с шубкой? Какая шерсть вырастает у белки? Почему у белки зимой шерсть серая и теплая? Что запасает белка? Куда складывает белка запасы? (Д: - В кладовую, на дереве). Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)
В: - Ребята, для вас ещё загадка.
Что за зверь лесной?
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Д: - заяц)
Слайд 3
В: - Заяц осенью тоже готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы? . Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев) - Что ему в этом помогает? (острые зубы)
А как же он все-таки готовится к зиме? (линяет – повторите). Какая у зайца шуба зимой?(Д: - Белая, тёплая) Для чего зайцу нужна белая шуба?
Д: - Новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов
В: - Зайцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)
Физкультминутка
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Загадка:
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу краса,
Кто это? (Д: - лиса)
Слайд 4.
В: - Как меняется лисий наряд зимой? (Д: - становится пышней и теплей)
- Как называется жилище лисы? (Д: - Лисья нора)
- Делает ли запасы на зиму? Почему?(Д: - нет)
- Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)
Загадка:
Есть у нас такой обычай
Ходим стаей за добычей
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы, или волки? (Д: - волки)
Слайд 5.
В: Как выглядит волк? (Д: - крупный, большая голова, хвост большой, пушистый.
В: - Ещё у волка хорошее зрение, чуткие уши.
- Почему волка называют хищником? (Д: - он охотится на других животных)
- Что помогает ему в добывании пищи? (Д: - хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх)
В: - Выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)
- На кого охотятся волки зимой? (Д: - оленей, лосей, кабанов, зайцев)
- Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)
В: - Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)
В: - Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.
В: - А вы знаете какие звуки издают волки когда им холодно и голодно?
Кто- то косолапый,
По лесу идет,
И мохнатой лапой,
Он кору дерет. (Д: - Медведь)
Слайд 6.
В: - Как медведь готовится к зиме? Медведь делает запасы на зиму? Почему? (Д: - Медведь зимой спит) Как называется жилище медведя?
( повторить – впадает в спячку, медвежья берлога)
В: - Как же он всю зиму спит и ничего не ест? (Объясняю детям, что за лето медведь накапливает подкожный жир. Он очень много ест летом и осенью.
В: - Какие звери еще впадают в спячку? (Д: - Ежи, барсуки)
Слайд 7.
В: - Ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» (правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)
- Медведь, заяц, лиса, волк (Д: - заяц, он меняет окраску)
- Лиса, волк, заяц, белка (Д: - белка, она делает запасы на зиму)
- Заяц, волк, ёж, лиса (Д: - Ёж, он впадает в спячку)
Игра « Найди домик»
В: - На этих рисунках исчезли дикие животные. Ваша задача с помощью трафаретов и клея заселить животных в свои дома. (повторяем правила работы с клеем)
В: (предлагаю детям самим проверить правильность выполнения задания с помощью образца)
В: - Ребята, вам понравилось путешествие в лес? Что вам запомнилось? Какие животные впадают в спячку? Какие животные делают запасы? Как готовятся звери к зиме, чтобы им не стало холодно?
Если вам понравилось путешествие в лес, поднимите руки и помашите ими, а если не понравилось, то присядьте.
Мы с вами стали друзьями природы и зверей. Если любить природу и изучать ее, то всем нам будет хорошо. И если случится беда, то мы всегда придем на помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Радуга-дуга»
Открытое занятие проводилось на творческом объединении города по "Экологии"...
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей лошопедической группе
Тема: "Времена года"...
Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"
Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"...
Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как дикие животные готовятся к зиме» для детей средней группы
Цель: познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме.Задачи:Образовательные: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении жив...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Дикие животные зимой в лесу"
Работая на логопедической группе с детьми с речевыми диагнозами я понимаю, как важно развивать речь детей. Уже давно известно, что существует влияние действий руками на развитие головного м...
Конспект серии занятий по экологии в старшей группе «Дикие животные нашего края»
Подготовила и провела: Заика М.В....
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»
Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защ...