Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе "Подготовка диких животных к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Варенцова Галина Владимировна

Занятие в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Беласовский детский сад

Конспект комплексного занятия по экологии

в старшей группе

«Подготовка диких животных к зиме»

Провела воспитатель

Варенцова Г.В.

                                       2017год

Цель: Формирование основ экологической культуры, расширение системы знаний о животном мире.

Задачи:

Обучающие:

- формирование у детей представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; ознакомление с интересными фактами из жизни диких животных;

- уточнение представлений о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

- систематизация знаний о лесных животных, о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;

Развивающие:

- развитие познавательной инициативы детей.

- обогащение и активизация словаря по теме,

- умение вступать в общий диалог.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к миру природы, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

- умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.

- получить положительный эмоциональный заряд от участия в занятии по экологии.

Обогащение словаря:

Линяет, впадает в спячку, кладовая, логово, медвежья берлога, лисья нора.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями в природе осенью;

- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

-дидактические игры: «Когда это бывает?» «Дикие животные»«Времена года»«Какое время года хозяйничает в лесу»«Волшебный круг»;

- экскурсии по экологической тропе «В гости к Мудрой сове»

- тематические физминутки: «Зайка»«Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк»;

Способы:  Приветствие гостей, игра «Птичка», чтение письма, художественное слово, вопросы к детям, отгадывание загадок о животных, игра «Четвёртый лишний», игра «Найди домик».

Рефлексия: - Ребята, если вы остались довольны нашим путешествием, то поднимите руки вверх и помашите ими, а если нет, то помашите руками внизу.

Я поняла, что вам понравилось наше путешествие в лес. И мне понравилось как вы работали. Спасибо.

Средства:

- Презентация на тему «Как звери готовятся к зиме»;

-  Трафареты животных (белки, зайца, лисы, волка, медведя)

-  Клей, салфетки, кисти, клеёнки.

                                                         Ход занятия

В: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

Проводится игра на концентрацию зрительного внимания «Птичка». Указательный палец- «Птичка вправо полетела» (следим только глазами, «Птичка влево полетела, к нам на нос она присела, посидела, посидела, и куда-то улетела» (отводим палец на вытянутую руку). Напомнить детям, что за птичкой следим только глазами.

Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо.

Вот конверт, большой и желтый,

Как же нас, конверт, нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой! Постой!

На конверте адрес наш ведь!

А обратный чей? Лесной.

Вам ребята интересно,

Что же пишут нам из леса:

Пишут лисы, пишут лоси,

Пишут зайцы- ждем вас в гости,

Приходите в лес осенний

Будем с вами мы дружить,

Поиграем и поскачем

Веселей мы будем жить!

В: Ну что ребята, пойдем мы в гости к лесным жителям?

 В: - Какие изменения происходят осенью в природе?

Д: - Солнце светит мало, дни стали короче, часто идёт дождь.

Д: - Листья опадают, исчезают насекомые, улетают птицы, звери готовятся к зиме.

В: - После осени какое время года наступит? (Д:- Зима)

В: - Ребята, а что бы было, если после лета, сразу наступала зима?

Д: - В природе все бы замерзло, никто не успел бы приготовиться к холоду, голоду.

В: - Какой же вывод можно сделать?

Д: - Поэтому и нужна осень. Осенью природа готовится к зиме, готовятся звери к зиме, птицы и деревья.

.В: - Хотите увидеть и познакомиться с лесными животными? Узнать, как они готовятся к зиме. У меня есть волшебная палочка, закройте глаза и мы окажемся в осеннем лесу.

Слайд 1.

Осень. По утрам морозы

В рощах желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно- синий,

На листочках белый иней.

В: - А где же звери, которые пригласили нас в гости? Эй, где вы? Ребята, если мы хотим увидеть зверей, то в лесу нужно вести себя тихо, не шуметь (показать знак тихо). Можно напугать лесных жителей и никогда  с ними не встретиться. Отгадайте загадку.

Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. Кто это?

Д: - Белка.

 Слайд 2.

В: - Где живет белка? (Д: - В дупле) Чем занята белка осенью? Как готовиться к зиме? (Д: - делает запасы, линяет). Что происходит с шубкой? Какая шерсть вырастает у белки? Почему у белки зимой шерсть серая и теплая? Что запасает белка? Куда складывает белка запасы? (Д: - В кладовую, на дереве). Зачем у белки на кончиках ушей кисточки из шерсти и такой шикарный хвост? (кисточки спасают от обморожения, хвост – своеобразный руль и парашют)

В: - Ребята, для вас ещё загадка.

Что за зверь лесной?

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (Д: - заяц)

Слайд 3

В: - Заяц осенью тоже готовится к зиме. Интересно, как он это делает? Заяц делает запасы? . Чем питается заяц зимой? (сеном, корой деревьев) - Что ему в этом помогает? (острые зубы)

А как же он все-таки готовится к зиме? (линяет – повторите). Какая у зайца шуба зимой?(Д: - Белая, тёплая)  Для чего зайцу нужна белая шуба?

Д: - Новые шубки густые, теплые, зайца не видно на белом снегу – защищает его от врагов

 В: - Зайцы утепляют свои норы? (у него нет домика, он спит под кустом в пушистом снегу)

 Физкультминутка

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)

Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу краса,

Кто это? (Д: - лиса)

Слайд 4.

В: - Как меняется лисий наряд зимой? (Д: - становится пышней и теплей)

    - Как называется жилище лисы? (Д: - Лисья нора)

    - Делает ли запасы на зиму? Почему?(Д: - нет)

    - Чем питается лиса зимой? (мышами, зайцами, курами)

Загадка:

Есть у нас такой обычай

Ходим стаей за добычей

Прячемся у темной елки,

Кто мы лисы, или волки? (Д: - волки)

Слайд 5.

В: Как выглядит волк? (Д: - крупный, большая голова, хвост большой, пушистый.

В: - Ещё у волка хорошее зрение, чуткие уши.

- Почему волка называют хищником? (Д: - он охотится на других животных)

- Что помогает ему в добывании пищи? (Д: - хорошее острое зрение, чуткие уши, хороший нюх)

В: -  Выносливость (могут не есть 2-3 дня, долго выслеживать добычу)

- На кого охотятся волки зимой? (Д: - оленей, лосей, кабанов, зайцев)

- Почему волк может быстро и долго бегать? (сильные, длинные ноги)

В: -  Почему волк на зиму окраску не меняет, остается серым? (волк сливается с тенями, самый удачный цвет для зимы)

В: - Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму.

В: -  А вы знаете какие звуки издают волки когда им холодно и голодно? 

Кто- то косолапый,

По лесу идет,

И мохнатой лапой,

Он кору дерет. (Д: - Медведь)

Слайд 6.

В: - Как медведь готовится к зиме? Медведь делает запасы на зиму? Почему? (Д: - Медведь зимой спит) Как называется жилище медведя?

 ( повторить – впадает в спячку, медвежья берлога)

В: - Как же он всю зиму спит и ничего не ест? (Объясняю детям, что за лето медведь накапливает подкожный жир. Он очень много ест летом и осенью.

В: - Какие звери еще впадают в спячку? (Д: - Ежи, барсуки)

Слайд 7.

В: - Ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний» (правило: выбери лишнее слово и объясни, почему)

- Медведь, заяц, лиса, волк (Д: - заяц, он меняет окраску)

- Лиса, волк, заяц, белка (Д: - белка, она делает запасы на зиму)

- Заяц, волк, ёж, лиса (Д: - Ёж, он впадает в спячку)

Игра « Найди домик»

В: -  На этих рисунках исчезли дикие животные. Ваша задача с помощью трафаретов и клея заселить животных в свои дома. (повторяем правила работы с клеем)

В: (предлагаю детям самим проверить правильность выполнения задания с помощью образца)

В: - Ребята, вам понравилось путешествие в лес? Что вам запомнилось? Какие животные впадают в спячку? Какие животные делают запасы? Как готовятся звери к зиме, чтобы им не стало холодно?

Если вам понравилось путешествие в лес, поднимите руки и помашите ими, а если не понравилось, то присядьте.

 Мы с вами стали друзьями природы и зверей. Если любить природу и изучать ее, то всем нам будет хорошо. И если случится беда, то мы всегда придем на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по экологии в средней группе "Дикие животные нашего края"...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как дикие животные готовятся к зиме» для детей средней группы

Цель: познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме.Задачи:Образовательные: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении жив...

Конспект занятия по аппликации в старшей группе "Дикие животные зимой в лесу"

Работая на логопедической группе с детьми с речевыми диагнозами я понимаю, как важно развивать речь детей. Уже давно известно, что существует влияние действий руками на развитие головного м...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные зимой»

Расширять знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защ...