Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие поможет расширить представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh_nevidimka.docx | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух невидимка»
Возрастная группа старшая
Цель: Расширение представлений о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ.
Обучающие:
- продолжать знакомить детей со свойствами воздуха с помощью экспериментов (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т. д.) и способами его обнаружения;
- формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы;
- активизировать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к неживой природе; желание исследовать её всеми доступными способами.
Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки (по количеству детей), дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары
Предварительная работа: дыхательное упражнение «Сдуй листочек», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух»
Ход занятия:
- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать – парашют.
Друг за другом мы идем,
Парашют в руках несем.
Руки вверх все поднимаем,
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут.
Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)
- Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
- Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)
- А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)
- Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха.
- Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?
- А как же нам его поймать?
Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)
Опыт 1 «Поймай воздух пакетом»
- А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)
- Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)
- Что в них находится? (воздух)
- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.
- Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).
- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.
- Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)
(на доску выставляется карточка - символ)
- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.
- Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)
Опыт 2 «Воздух в человеке»
(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)
- Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
- Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
- Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится в нас.
Вот мы и узнали второй секрет воздуха.
- Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)
- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)
Закачалось деревцо (качаемся)
Ветерок все тише, тише, (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).
- Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)
Опыт 3 «Услышь воздух»
- Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.
- Что вы услышали? (звук)
- Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)
Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.
Отметим результат с помощью карточки (ухо)
- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.
- Сможет ли человек жить без воздуха?
Опыт 4 «Не дышу»
- Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)
- Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)
- Чего вам не хватало? (воздуха)
- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Д/и «Кому нужен воздух»
- Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух? (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).
- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому)
- Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).
Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).
Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:
- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.
Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной. (воздушный шарик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Тема: воздух – невидимка
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....