Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шенеман Татьяна Анатольевна

Занятие поможет расширить представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh_nevidimka.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная  деятельность  «Воздух невидимка»

Возрастная группа старшая

Цель: Расширение представлений о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ.

Обучающие:

- продолжать знакомить детей со свойствами воздуха  с помощью экспериментов (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т. д.) и способами его обнаружения;

- формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы;

- активизировать речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к неживой природе; желание исследовать её всеми доступными способами.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки (по количеству детей), дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары

Предварительная работа: дыхательное упражнение «Сдуй листочек», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух»

Ход занятия:

- Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

-  Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

- Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)

- А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)

- Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха.

-  Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?

- А как же нам его поймать?

Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)

Опыт 1  «Поймай воздух пакетом»

- А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)

- Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)

- Что в них находится? (воздух)

- А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

-  Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

- Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

- Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)

(на доску выставляется карточка -  символ)

- А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

-  Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт 2  «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

- Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

- Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит. Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
- Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? ( подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
- Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится в нас.

Вот мы и узнали второй секрет воздуха.

- Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)

- А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо   (взмахи руками)

Закачалось деревцо  (качаемся)

Ветерок все тише, тише, (приседаем)

Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки).

- Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)

Опыт 3 «Услышь воздух»

- Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.

- Что вы услышали? (звук)

- Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)

Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.

Отметим результат с помощью карточки (ухо)

- Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

- Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт 4  «Не дышу»

-  Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)

-  Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

- Чего вам не хватало? (воздуха)

- Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Д/и «Кому нужен воздух»

- Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух? (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

- Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому)

- Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

- На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

- Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.  (воздушный шарик)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....