Методическая разработка по познавательному развитию " Русская изба "
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе " Русская изба "
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад № 49
Методическая разработка
по познавательному развитию в младшей группе
на тему:
«Русская изба »
Наренкова Юлия Александровна ,
воспитатель первой квалифицированной категории
2022
Программное содержание:
Цель :Познакомить детей с бытом русского народа .
Задачи : Открыть детям доступ к культуре своего народа ,знакомя его с особенностями повседневного быта ,обычаями ,традициями ,играми ,потешками Дать представление о русской избе и печи .
Обогащать словарный запас детей новыми словами.
Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, ухват, люлька и др.), народным играм и русскому фольклору.
Материал :Плакат с русской избой, иллюстрация с печкой, кошка (игрушка);ухват, чугунок, люлька, печка, сундук, костюм бабушки .
Словарная работа: чугунок, ухват, люлька, печка, изба, сундук, ласковые слова для кота (котик, котенька , котя, коток).
Предварительная работа: познакомить детей с названиями русской посуды , рассматривание иллюстраций предметов народного быта, чтение русских народных сказок, заучивание потешек , рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений, загадок о котах, игра «Назови ласково».
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель : Мы сегодня не одни !
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно ,здравствуй говорить.
Давайте поздороваемся с нашими гостями !
Ребята , сегодня к нам кто – то придет в гости .Хотите узнать кто это ?
Дети :Да .
Воспитатель :Давайте отгадаем с вами загадку .
Лучше всех носочки вяжет ,
Сказку славную расскажет ,
Колыбельную споет ,
И советы нам дает .
( Бабушка )
Воспитатель : Правильно ,ребята ,молодцы !
В группу заходит бабушка Маша ,здоровается со всеми .( Сюрпризный момент )
Основная часть
Воспитатель : Ребята , к нам пришла бабушка Маша из русской избы. Она хочет пригласить нас в гости посмотреть избу и познакомить нас со старинными вещами русского быта .Ребята мы отправляемся в путешествие по русской избе .Покружились ,покружились и в гостях у бабушке очутились .
Бабушка Маша : В гости ко мне пришли. Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим.
Воспитатель :Дети, бабушка живет в деревянном доме,
по-старому - в русской избе.
(Плакат с русской избой)
Бабушка :Вот такая моя изба. (Плакат с русской избой)
Воспитатель : Ребята вы знаете много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним.
Бабушка Маша :Волшебный клубок вы возьмите и сказку назовите .
Воспитатель : Спасибо , бабушка волшебный клубок нам поможет , у кого он окажется, тот должен назвать сказку.
(игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку). Проводится игра
« Назови сказку »
( «Теремок»,
«Заюшкина избушка»,
«Маша и медведь»,
«Колобок», «Три медведя »
«Волк и семеро козлят»,
«Гуси-лебеди»)
Воспитатель :Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. В этой деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).
Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.
(иллюстрация с печкой)
Бабушка Маша : И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.
На ней я готовлю себе еду.
Воспитатель : топится печка дровами, бросают их в печку, поджигают, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.
-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?
- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.
А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи ухвата. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.
Бабушка очень люблю греться на печи.
- Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.
Я умею чисто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Ответы детей).
- Да, это котик.
кошка (игрушка).
Воспитатель берет кота на руки, гладит его и просит детей позвать кота ласково.
Дети: Котик, котенька, котя.
Давайте расскажем про нашего котика, какой он хороший.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
- Давайте поиграем с котиком.
Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).
Воспитатель :- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).
Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную. Иллюстрация люльки .
Баю -баюшки -баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок,
И утащит во лесок.
Он утащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу детку не буди.
Воспитатель :- В русской избе шкафов и шифонеров не было совсем. Где же люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. В них и вещи хранили, на них и спали.
Воспитатель : Ребята ,давайте поиграем .Проводится игра « Что было ,и что стало? »( Воспитатель показывает картинки раньше носили лапти ,а теперь сапоги , вещи хранили в сундуке ,а теперь в шкафу ,готовили еду на печи теперь на плите и т.д )
Бабушка Маша , спасибо вам большое , что пригласили нас к себе в гости .Нашим деткам понравилось у вас в гостях.
Бабушка Маша :Рада была вас пригласить .Примите от меня гостинцы . В моем саду растут очень вкусные яблочки .
Бабушка угощает детей яблоками .
Воспитатель : Ребята ,нам пора возвращаться в группу . Говорите бабушке до свидания . Покружились и в группе очутились .( Дети прощаются с бабушкой и гостями.)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Родниковская
Средняя общеобразовательная школа № 32
Дошкольное отделение
Методическая разработка
по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста
на тему:
«Весна пришла»
Наренкова Юлия Александровна,
воспитатель высшей
квалифицированной категории
2024
Цель : развивать у детей понимание времени года - весна
Задачи :
Обучающие :
1.Формировать у детей знание о приметах весны , явлениях природы.
2.Закрепить умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие :
1.Обогащать словарный запас детей.
2.Формировать активность ребенка в познании мира природы.
Воспитательные :
1.Воспитывать интерес к изменениям в природе.
2.Воспитывать умение помогать друг другу в совместной деятельности .
Виды деятельности :
Игровая , двигательная , коммуникативная , познавательная , музыкальная.
Словарная работа :
Активизация слов : ( тает , прилетают , капает , светит)
Предварительная работа :
Чтение художественной литературы (стихотворения и рассказы о весне),наблюдение за сезонными изменениями в природе , рассматривание иллюстрациями.
Оборудование :
Костюм весны и солнца , мольберт ,карточки с изображением весны , солнце и лучики из картона , ленточки ,аудиозапись «Выглянуло солнышко из –за серых туч ».
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята , сегодня к нам пришли гости , давайте с ними поздороваемся
(Дети здороваются с гостями)
Минута вхождения в день.
Воспитатель: Здравствуй , солнце золотое!
Здравствуй , небо голубое!
Здравствуй , матушка-земля!
Здравствуйте мои друзья!
Воспитатель: Ребята , сегодня к нам в гости кто-то придет . Для того , чтобы узнать кто это , необходимо отгадать загадку .
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла ( весна!)
В группу под музыку заходит весна .
Весна: Здравствуйте, ребятишки , и девчонки , и мальчишки . Я весна, в гости к нам пришла.
Воспитатель: Весна , мы так рады что ты к нам пришла.
Физ. минутка « Мы сажали семена »
Воспитатель: Ребята , давайте посмотрим какие происходят изменения в природе с приходом весны .
Дети рассматривают карточки с изображением весны и отвечают на вопросы.
Вопрос 1. Ребята почему тает снег?
Дети: На улице стало тепло , солнышко стало светить ярче , появились ручейки , лужи .
Вопрос 2. На деревьях распускаются…
Дети: Листочки.
Вопрос 3.На земле появляется первая, зеленая …
Дети: Трава.
Вопрос 4.С теплых краев прилетают…
Дети : Птицы.
Вопрос 5.На поляне появились первые …
Дети : Цветы.
Весна : Ребята , посмотрите что я вам принесла .Это солнышко , только лучики потерялись.
Воспитатель : Давайте ребята подарим наши лучики солнышку.
Д/И: « Помоги солнышку собрать все лучики ».
Солнышко , солнышко – мы твои лучи!
Быть людьми хорошими ты нас научи!
Поможем мы солнышку лучики собрать!
А теперь мы весело будем танцевать!
Воспитатель : Ребята , давайте потанцуем!
Танец с лучиками.
Дети прощаются с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».
Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...
Методическая разработка по теме: «РУССКАЯ ИЗБА»
Цель:Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей.Приобщить к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора....
Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе " Русская изба "
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе " Русская изба " 2022 г...
Методическая разработка Мини-музей "Русская изба" в детском саду
Методическая разработка Мини-музей Русская изба. Материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традициями русского народа, с традиционными народными промыслами России....
Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду
Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду, материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традиционными народными промыслами России....
Методическая разработка на тему "Стоит изба ..."
Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;формировать образную речь, вспомнить знакомые потешки, сопровождать слов...
Методическая разработка по теме: «Русская изба. Знакомство с предметами быта»
.В нашем детском саду есть музейная комната "Русская изба". Здесь мы знакомим детей с убранством избы, предметами, особенностями, при этом как-то упускаются важнейшие и основополагающие...