Методическая разработка по познавательному развитию " Русская изба "
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Наренкова  Юлия Александровна

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе " Русская изба "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – Детский сад № 49

Методическая разработка

по  познавательному развитию в младшей группе

на тему:

«Русская изба   »

Наренкова Юлия Александровна ,

воспитатель первой квалифицированной категории

                                                2022

Программное содержание:

 Цель :Познакомить детей с бытом русского народа .

Задачи : Открыть детям доступ к культуре своего народа ,знакомя его с особенностями повседневного быта ,обычаями ,традициями ,играми ,потешками Дать представление о русской избе и печи .

Обогащать  словарный  запас  детей новыми словами.

Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, ухват, люлька и др.), народным играм и русскому фольклору.

Материал :Плакат с русской избой, иллюстрация с печкой, кошка (игрушка);ухват, чугунок, люлька, печка, сундук, костюм бабушки .

Словарная  работа: чугунок, ухват, люлька, печка, изба, сундук, ласковые слова для кота (котик, котенька , котя, коток).
Предварительная работа: познакомить детей с названиями русской посуды , рассматривание иллюстраций предметов народного быта, чтение русских народных сказок, заучивание  потешек , рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений, загадок о котах, игра «Назови ласково».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель : Мы сегодня не одни  !

                    Гости в группу к нам пришли

                    Чтобы вежливыми быть

                 Нужно ,здравствуй говорить.

Давайте поздороваемся с нашими гостями !

Ребята , сегодня к нам кто – то придет в гости .Хотите узнать кто это ?

Дети :Да .

Воспитатель :Давайте отгадаем с вами загадку .

Лучше всех носочки вяжет ,

Сказку славную расскажет ,

Колыбельную споет ,

И советы нам дает .

                                 ( Бабушка )

Воспитатель : Правильно ,ребята ,молодцы !

В группу заходит бабушка  Маша ,здоровается со всеми .( Сюрпризный момент )

                                               

                                                                  Основная часть

         

Воспитатель : Ребята , к нам пришла бабушка Маша из русской избы. Она хочет пригласить нас в гости посмотреть избу и познакомить нас со старинными вещами русского быта .Ребята мы отправляемся в путешествие по русской избе .Покружились ,покружились и в гостях у бабушке очутились .
Бабушка Маша : В гости ко мне пришли. Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим.
 Воспитатель :Дети, бабушка живет  в деревянном доме,

по-старому - в русской избе.

(Плакат с русской избой)

 Бабушка :Вот такая моя изба. (Плакат с русской избой)

 Воспитатель : Ребята вы знаете  много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним.

Бабушка Маша :Волшебный клубок вы возьмите и сказку назовите .

Воспитатель : Спасибо , бабушка  волшебный клубок нам поможет , у кого он окажется, тот должен назвать сказку.

 (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку). Проводится игра

 « Назови сказку »

( «Теремок»,

«Заюшкина избушка»,

«Маша и медведь»,

«Колобок», «Три медведя »

«Волк и семеро козлят»,

«Гуси-лебеди»)

 Воспитатель :Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. В этой   деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).

Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.

(иллюстрация с печкой)

Бабушка Маша : И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.

На ней я готовлю себе еду.

Воспитатель : топится печка дровами, бросают их в печку, поджигают, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.

-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?

- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.

А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи ухвата. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.

Бабушка  очень люблю греться на печи.

 - Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Ответы детей).

- Да, это котик.

кошка (игрушка).

Воспитатель берет кота на руки, гладит его и просит детей позвать кота ласково.
Дети: Котик, котенька, котя.

Давайте расскажем про нашего котика, какой он хороший.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

- Давайте поиграем с котиком.

Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель  с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).

Воспитатель :- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную. Иллюстрация  люльки .

Баю -баюшки -баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Воспитатель :- В русской избе шкафов и шифонеров не было совсем. Где же люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. В них и вещи хранили, на них и спали.

Воспитатель : Ребята ,давайте поиграем .Проводится игра  « Что было ,и что стало?  »( Воспитатель показывает картинки раньше носили лапти ,а теперь сапоги , вещи хранили в сундуке ,а теперь в шкафу ,готовили еду на печи теперь на плите  и т.д )

Бабушка Маша , спасибо вам  большое , что пригласили нас к себе в гости .Нашим деткам понравилось у вас в гостях.

Бабушка Маша :Рада была вас пригласить .Примите от меня гостинцы . В моем саду растут очень вкусные яблочки .

Бабушка угощает детей яблоками .

Воспитатель : Ребята ,нам пора возвращаться в группу . Говорите бабушке до свидания . Покружились и в группе очутились .( Дети прощаются с бабушкой  и гостями.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Родниковская

Средняя общеобразовательная школа № 32

Дошкольное отделение

Методическая разработка

по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста

на тему:

«Весна пришла»

Наренкова Юлия Александровна,

воспитатель высшей  

квалифицированной категории

2024

Цель  :   развивать у детей  понимание времени года - весна

Задачи  :

Обучающие  :

1.Формировать у детей  знание о приметах весны ,  явлениях природы.

2.Закрепить умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие :          

1.Обогащать словарный запас детей.

2.Формировать активность ребенка в познании мира природы.

Воспитательные :

1.Воспитывать интерес к изменениям в природе.

2.Воспитывать умение помогать друг другу в совместной деятельности  .

Виды деятельности :

Игровая  , двигательная , коммуникативная , познавательная , музыкальная. 

Словарная работа :

 Активизация слов : ( тает  , прилетают , капает , светит)

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы (стихотворения и рассказы о весне),наблюдение за сезонными изменениями в природе , рассматривание иллюстрациями.

Оборудование :

Костюм весны и солнца , мольберт ,карточки с изображением весны , солнце и лучики из картона , ленточки ,аудиозапись «Выглянуло солнышко из –за серых туч ».

                                          Ход занятия:

Воспитатель : Ребята , сегодня  к нам пришли  гости , давайте с ними поздороваемся

(Дети здороваются с гостями)

Минута  вхождения  в день.  

Воспитатель: Здравствуй , солнце золотое!

                        Здравствуй , небо голубое!

                        Здравствуй , матушка-земля!

                        Здравствуйте мои друзья!

  Воспитатель: Ребята , сегодня к нам в гости кто-то придет . Для того , чтобы узнать кто это , необходимо отгадать загадку .

                                                            Рыхлый снег

                                                            На солнце тает,

                                                            Ветерок в ветвях играет

                                                           Звонче птичьи голоса

                                                           Значит к нам пришла ( весна!)

В группу под музыку заходит весна .

Весна: Здравствуйте, ребятишки , и девчонки , и мальчишки . Я  весна, в гости к нам пришла.

Воспитатель:  Весна , мы так рады что ты к нам пришла.

Физ. минутка « Мы сажали семена »

Воспитатель: Ребята , давайте  посмотрим  какие происходят изменения в природе с приходом весны .

Дети рассматривают карточки с изображением весны и отвечают на вопросы.

Вопрос 1.  Ребята  почему тает снег?

Дети: На улице стало тепло , солнышко стало светить ярче , появились ручейки , лужи .

Вопрос 2. На деревьях распускаются…

Дети: Листочки.

Вопрос 3.На земле появляется первая, зеленая …

Дети: Трава.

Вопрос 4.С теплых краев прилетают…

Дети : Птицы.

Вопрос 5.На поляне появились первые …

Дети : Цветы.

 Весна : Ребята , посмотрите что я вам принесла .Это солнышко , только лучики потерялись.

Воспитатель : Давайте ребята подарим наши лучики солнышку.

Д/И: « Помоги солнышку собрать все лучики ».

                                   Солнышко , солнышко – мы твои  лучи!

                                   Быть людьми хорошими ты нас научи!

                                   Поможем мы солнышку лучики собрать!

                                   А теперь мы весело будем танцевать!

 Воспитатель : Ребята , давайте потанцуем!

Танец с лучиками.

Дети прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е...

Методическая разработка по теме: «РУССКАЯ ИЗБА»

Цель:Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей.Приобщить к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора....

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе " Русская изба "

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе  " Русская изба " 2022 г...

Методическая разработка Мини-музей "Русская изба" в детском саду

Методическая разработка Мини-музей Русская изба. Материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традициями русского народа, с традиционными народными промыслами России....

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду, материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традиционными народными промыслами России....

Методическая разработка на тему "Стоит изба ..."

Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;формировать образную речь, вспомнить знакомые потешки, сопровождать слов...

Методическая разработка по теме: «Русская изба. Знакомство с предметами быта»

.В нашем детском саду есть музейная комната "Русская изба". Здесь мы знакомим детей с убранством избы, предметами, особенностями, при этом как-то упускаются важнейшие и основополагающие...