Методическая разработка по теме: «РУССКАЯ ИЗБА»
методическая разработка по окружающему миру

Береснева Снежана Викторовна

Цель:

Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей.

Приобщить к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «РУССКАЯ ИЗБА»

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщить к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора.

Образовательные задачи:

-Расширить представления детей о русской народной культуре, через знакомство с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы.

-Формировать у детей понятия о старинных вещах, об их назначении и применении.

-Обогащать словарный запас детей.

Развивающие задачи:

-Развивать интерес к истории и традициям своего народа, к малым формам народного творчества;

-Развивать умение слушать, отвечать на вопросы, общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать патриотические чувства и уважение к старшему поколению, бережное отношение к предметам старины.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция видов деятельности: «Коммуникативная», «Восприятие художественной литературы и фольклора», «Игра», «Познавательно-исследовательская».                                    

Материалы и оборудование:

Старинные предметы русского быта: мебель, посуда, дорожки, коврики, скатерть, салфетки, картины, клубок дранки, крючок, яблоко, угощение, конверт с картинками мебели.

Предварительная работа:

-Чтение сказок и рассматривание иллюстраций, отображающих обустройство и убранство русского дома-избы.

-Просмотр презентации «Комната старины»

-Беседы о быте русского народа, культуре поведения в гостях.

-Знакомство с народными играми, пословицами, небылицами, частушками.         

Ход образовательной деятельности:

Игровая ситуация.

Воспитатель: 

-Ребята, вы любите ходить в гости? Часто ли вас приглашают? Хорошо ли вас принимают? Сладко ли вас угощают? А как вести себя надо в гостях, вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: 

-Сегодня мы с вами отправимся в гости к кукле Василисе. У неё дома всё устроено так, как было во времена ваших прабабушек, и мы узнаем, как жили тогда люди, как украшали свой дом, как они встречали гостей.

Дети вместе с воспитателем идут в музей детского сада «Русская изба».

Знакомство с этикетом приёма гостей.

Воспитатель:

-В давние времена любой человек мог, придя в деревню, гостить в ней три дня. Гостю всегда были рады. Говорили: «Пошли Бог гостей, и хозяин будет сытей, «Гость в дом, добро в дом». Люди верили, что вместе с гостем в дом приходит счастливая доля. И как поведёт себя гость, такую долю и оставит в этом доме (добрую или недобрую).

-Мы подошли к дому, но хозяйка ещё не знает, что мы пришли. Что же нам делать? (постучаться, позвать её).

-Как бы вы поступили в этой ситуации, как позовете её? (Ответы детей).

-Дома ли хозяюшка? (Дети повторяют)

-Вот и хозяюшка к нам выходит. (Кукла Василиса «здоровается» с детьми). Василиса с нами поздоровалась, чего она нам пожелала? (Здоровья). Здоровье – самое дорогое, что есть у человека, вот почему это наиболее частое приветствие. И мы с вами, чтобы показать, что мы люди добрые, что хотим принести в дом счастливую долю, должны пожелать хозяйке здоровья, счастья, богатства.

-Здоровенько ли живёте, всё ли можете? Помогай вам Бог, хозяюшка. Хлеб, да соль! (Дети повторяют фразы приветствия).

Кукла Василиса: 

-«Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь поудобнее. Места всем хватит. «В тесноте, да не в обиде». Посмотрите, как я живу – поживаю».

Рассказ об интерьере избы.

Кукла Василиса: 

«Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка – это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба». Мебель в моей комнате бесхитростная, но самая необходимая. Изготовлена она местными кустарями, ремесленниками, умельцами: деревянный стол и лавки, покрытые пледом. А вот – сундук. Сундук, как контейнер для хранения предметов обихода, драгоценностей и других дорогих сердцу вещей. Ещё в сундуках хранили огромное количество вещей: от постельного белья и одежды, до мелочей которые всегда должны быть под рукой. Старинный мой сундук украшен по бокам тяжелыми коваными уголками, металлическими полосками, фигурными ручками. А это полки, на которых хранится кухонная посуда (сковородки, кастрюли, тарелки, стаканы, супница и др.).

А вот сердце моей избы. Это печь. Быт русской избы всегда вращался вокруг печи. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Рядом находится «Печной угол».  Его также называли "бабий угол", поскольку именно сдесь находилась вся кухонная утварь. Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись - это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Под потолком, закреплена детская колыбель (люлька). В русской избе было много ребятишек, и колыбель - люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. На изголовье люльки вырезали солнце, в ножках - месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который несмотря на лета, выглядел нарядно.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и, освещенное традицией, место, что является отличительной чертой характера русского жилища.

Кукла Василиса: 

-«Вам нравиться моя комната?» (Ответы детей)

Воспитатель:

 -Ребята, как вы думаете, что делает её красивой, освежает, создает уют? (Дети высказывают своё мнение). Это скатерти, покрывала, салфетки, «накидушки», картины, вышитые крестом и гладью, занавески на окнах, а на полу домотканые дорожки.

Посиделки.

Воспитатель:

-Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Осенними вечерами, когда весь урожай собран, на улице холодает, собирался народ на посиделки. Как вы видите, нет ни телевизора, ни магнитофона, поэтому люди сами придумывали игры, потешки, небылицы, пели частушки, чтобы развлечь и потешить друг друга. Говорили: «Делу время, а потехе час». Кто знает, что это значит? (Больше времени уделяй работе, а немного - всего час отводи веселью и отдыху).

  1. Наш досуг порою мелок и чего там говорить

Скучно жить без посиделок их бы надо возродит

  1. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки, да творят насмешки,

Не короткие не длинные, а такие, что в самый раз

Как от меня до вас!

Небылицы дарят нам всегда веселье, радость, улыбку и смех!

  1. У Еремы есть коза - на копытах тормоза

Он на ней дрова возил, у порога тормозил.

Да полено раз упало, у козы хвост оторвало

Стал он хвостик пришивать, а коза его лягать.

  1. Вор-воришка, украл топоришко

Полез в окошко, упал в лукошко

Вылезти не может, кто ему поможет

Воспитатель:

-А ещё придумывали разные дразнилки, да пели частушки.

  1. Васька-килель, на лавку сел.

Все оладьи съел.

Сковородник уронил, кошке голову разбил

  1. Серёжка-картошка, сзади поварёшка

Спереди лукошко, а в лукошке – кошка.

  1. Мы частушки запоем, запоем мы громко.

Закрывайте ваши ушки – лопнут перепонки.

  1. Поленился утром Вова причесаться гребешком

Подошла к нему корова –прилизала языком.

  1. Над селом индюк летает, на хвосте медведь сидит,

В балалаечку играет, песню звонкую рычит.

  1. По реке плывет корова обогнала пароход
  2. На рогах сидит ворона и соломинкой гребет.

Воспитатель:

-Народ русский – смышленый. Много загадок хитрых придумал! Кто знает загадки?

-Хороводом и в ряд в шляпках молодцы стоят (грибы)

-Стоит девица в избе, а коса на дворе (печь)

-Стоит толстячок, подбоченившись бочок,

-Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар)

Воспитатель:

-Не зря в народе говориться: старинная пословица не мимо молвится! А ну, закончите мои пословицы:

«Без хозяина – дом сирота».

«Хозяйка в дому, что оладушек в меду».

«В гостях хорошо, а дома лучше».

Воспитатель:

-Передал нам русский народ много разных игр, но особенно любили играть в старину в хороводные игры.

Организуется игра «Золотые ворота»

Беседа о правилах поведения за столом.

Воспитатель:

-Ну, что хозяюшка кукла Василиса, хорошо мы тебя позабавили?

Кукла Василиса: 

-«Спасибо, вам ребятушки, повеселили меня. А теперь гости дорогие к столу пожалуйте». (Дети встают вокруг стола). Стол называют «Божья ладонь», садятся и говорят: «Угостимся, чем Бог послал».

Воспитатель:

-А ещё его называют «сердце матери». Как вы думаете, почему его так называют? (стоит посреди комнаты, заботится как мать, всех кормит). Но если стол, как сердце матери, можно ли его обижать? (нельзя стучать по столу, ложкой, рукой, класть локти на стол, болтать ногами, ругать еду).

Кукла Василиса: 

-«Я для вас приготовила вкусные баранки, угощайтесь, гости дорогие!» (Угощает детей).

Итог экскурсии.

Кукла Василиса: 

-«Ну что, гости дорогие, обо всем ли я вам рассказала?»

-«А спросить о чем-нибудь хотите?» (Ответы детей).

-«А ещё в гости ко мне придёте? Ну, тогда на свидание прощаемся. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. Пути вам чистого до дома вашего».

Самоанализ

Данная образовательная деятельность была организованна с детьми старшей группы. Предварительная работа заключалась в чтении сказок, рассматривании иллюстраций, отображающих обустройство и убранство русского дома-избы, просмотра презентации «Комната старины», беседы о быте русского народа, знакомство с народными играми, пословицами, небылицами, частушками.

Основной образовательной областью является познавательное развитие, которое интегрировалось с речевым развитием, художественно-эстетическим, социально-коммуникативным.

В ходе работы прослеживались разные виды деятельности детей: восприятие малых форм фольклора, исследование объектов окружающего мира, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Цель: Познакомить детей с традициями внутреннего обустройства и убранства дома-избы, с народным этикетом приёма гостей. Приобщать к истокам русской народной культуры, через малые формы фольклора.

НОД была направлена на решение следующих задач:  

  • образовательные: расширять представления  детей о русской народной культуре, через знакомство с традициями внутреннего обустройства и убранства дома – избы; формировать у детей понятия о старинных вещах, об их назначении и применении; обогащать словарный запас детей.
  • развивающие: развивать умение слушать, отвечать на вопросы; развивать интерес детей к малым формам устного народного творчества.
  • воспитательные: воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины;  воспитывать патриотические чувства и уважение  к старшему поколению, дружеские отношения внутри детского коллектива.

Материал и его подача были подобраны на доступном для детей уровне, в соответствии с их психологическими особенностями.

Методы и приемы:

Для привлечения внимания, поддержания интереса и решения поставленных задач были использованы разнообразные методы и приемы работы с детьми: образ хозяюшки куклы Василисы, вопросы, использование малых форм устного народного творчества, возможность поучаствовать в практической деятельности (изготовление дранок), все это дало возможность окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе образовательной деятельности старались активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность, не допуская конфликтов.

В работе по обогащению словаря использовались названия мебели и убранства дома (сундук, люлька – качалка, половик, «накидушка», истопка, утварь).

У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

На протяжении всей экскурсии дети были активны, внимательны, получили новые впечатления и ушли с хорошим настроением. Я считаю, что выбранная мною форма организации образовательной деятельности была достаточно эффективной. Экскурсия получилась насыщенной по содержанию. В данном мероприятии поставленные цели и задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство к макету "Русская изба"

Методическое руководство к макету дает возможность использовать его на занятиях в сюжетно- ролевых играх и.т.д....

Методическая разработка. Конспект НОД для подготовительной группы на тему "Русская изба. Быт и уклад русской семьи". Составители: воспитатель ГБДОУ №62 Иванова Алла Владимировна, воспитатель ГБДОУ №62 Кодык Елена Александровна.

Конспект  НОД для подготовительной группы  на тему  «Русская изба. Быт и уклад русской семьи».Цели:1.Приобщать детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельно...

Методическая разработка по теме:"Русская народная сказка "Волк и семеро козлят"

В конспект игрового занятия входит :сюрпризный момент, показ презентации по сказке ''Волк и семеро козлят" и подвижная игра " Зайка серенький сидит"...

Методическая разработка Мини-музей "Русская изба" в детском саду

Методическая разработка Мини-музей Русская изба. Материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традициями русского народа, с традиционными народными промыслами России....

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду

Методическая разработка "Мини-музей РУССКАЯ ИЗБА" в детском саду, материал о знакомстве детей с бытом, обычаями и традиционными народными промыслами России....

Методическая разработка на тему "Стоит изба ..."

Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;формировать образную речь, вспомнить знакомые потешки, сопровождать слов...

Методическая разработка по теме: «Русская изба. Знакомство с предметами быта»

.В нашем детском саду есть музейная комната "Русская изба". Здесь мы знакомим детей с убранством избы, предметами, особенностями, при этом как-то упускаются важнейшие и основополагающие...