Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе " Русская изба "
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Наренкова  Юлия Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе  " Русская изба " 2022 г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_ml.gruppa_konspekt.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – Детский сад № 49

Методическая разработка

по  познавательному развитию в младшей группе

на тему:

«Русская изба   »

Наренкова Юлия Александровна ,

воспитатель первой квалифицированной категории

                                                2022

Программное содержание:

 Цель :Познакомить детей с бытом русского народа .

Задачи : Открыть детям доступ к культуре своего народа ,знакомя его с особенностями повседневного быта ,обычаями ,традициями ,играми ,потешками Дать представление о русской избе и печи .

Обогащать  словарный  запас  детей новыми словами.

Вызвать интерес к старинным вещам (печка, чугунок, ухват, люлька и др.), народным играм и русскому фольклору.

Материал :Плакат с русской избой, иллюстрация с печкой, кошка (игрушка);ухват, чугунок, люлька, печка, сундук, костюм бабушки .

Словарная  работа: чугунок, ухват, люлька, печка, изба, сундук, ласковые слова для кота (котик, котенька , котя, коток).
Предварительная работа: познакомить детей с названиями русской посуды , рассматривание иллюстраций предметов народного быта, чтение русских народных сказок, заучивание  потешек , рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений, загадок о котах, игра «Назови ласково».

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель : Мы сегодня не одни  !

                    Гости в группу к нам пришли

                    Чтобы вежливыми быть

                 Нужно ,здравствуй говорить.

Давайте поздороваемся с нашими гостями !

Ребята , сегодня к нам кто – то придет в гости .Хотите узнать кто это ?

Дети :Да .

Воспитатель :Давайте отгадаем с вами загадку .

Лучше всех носочки вяжет ,

Сказку славную расскажет ,

Колыбельную споет ,

И советы нам дает .

                                 ( Бабушка )

Воспитатель : Правильно ,ребята ,молодцы !

В группу заходит бабушка  Маша ,здоровается со всеми .( Сюрпризный момент )

                                               

                                                                  Основная часть

         

Воспитатель : Ребята , к нам пришла бабушка Маша из русской избы. Она хочет пригласить нас в гости посмотреть избу и познакомить нас со старинными вещами русского быта .Ребята мы отправляемся в путешествие по русской избе .Покружились ,покружились и в гостях у бабушке очутились .
Бабушка Маша : В гости ко мне пришли. Заходите, заходите в мой дом, я в нем хозяюшка. Гостям в нашей избе всегда рада. Рассаживайтесь поудобнее. Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим.
 Воспитатель :Дети, бабушка живет  в деревянном доме,

по-старому - в русской избе.

(Плакат с русской избой)

 Бабушка :Вот такая моя изба. (Плакат с русской избой)

 Воспитатель : Ребята вы знаете  много сказок в которых были такие же жилища. Давайте вспомним.

Бабушка Маша :Волшебный клубок вы возьмите и сказку назовите .

Воспитатель : Спасибо , бабушка  волшебный клубок нам поможет , у кого он окажется, тот должен назвать сказку.

 (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку). Проводится игра

 « Назови сказку »

( «Теремок»,

«Заюшкина избушка»,

«Маша и медведь»,

«Колобок», «Три медведя »

«Волк и семеро козлят»,

«Гуси-лебеди»)

 Воспитатель :Вот так живут сказочные герои, так жили и люди давным-давно. В этой   деревне нет многоэтажных домов, а стоят маленькие домики. В них нет воды, нет газа, а раньше не было даже света. За водой люди ходили на реку или брали воду в колодце. А что же люди делали, чтобы не замерзнуть холодной осенью или морозной зимой? (Ответы детей).

Для того, чтобы было тепло, в каждой избе есть печь.

(иллюстрация с печкой)

Бабушка Маша : И в моей избе есть печь. Посмотрите ребята.

На ней я готовлю себе еду.

Воспитатель : топится печка дровами, бросают их в печку, поджигают, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.

-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?

- Как нет? А на чем ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.

А в печи люди готовили, когда не было электрических плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ), они заменяли что? Да, раньше не было кастрюль, вместо них были чугуны. Чтобы не обжечься, чугунок из печи доставали при помощи ухвата. А еще печь служила для сушки одежды, валенок, рукавичек после зимних прогулок. А еще на печи можно было погреться.

Бабушка  очень люблю греться на печи.

 - Ой, кто это на печи спрятался? Отгадайте загадку.

Я умею чисто мыться,

Не водой, а язычком.

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

(Ответы детей).

- Да, это котик.

кошка (игрушка).

Воспитатель берет кота на руки, гладит его и просит детей позвать кота ласково.
Дети: Котик, котенька, котя.

Давайте расскажем про нашего котика, какой он хороший.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

- Давайте поиграем с котиком.

Подвижная игра «Васька-кот» (Воспитатель  с котиком сидит на кровати, дети потихоньку подходят, проговаривая слова потешки. Как только кот замяукает, дети бегут на скамейку (в домик).

Воспитатель :- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни? Для чего их поют? (Ответы) Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково). Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную. Иллюстрация  люльки .

Баю -баюшки -баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Воспитатель :- В русской избе шкафов и шифонеров не было совсем. Где же люди одежду хранили? Кто догадается? Для этого служили сундуки. В них и вещи хранили, на них и спали.

Воспитатель : Ребята ,давайте поиграем .Проводится игра  « Что было ,и что стало?  »( Воспитатель показывает картинки раньше носили лапти ,а теперь сапоги , вещи хранили в сундуке ,а теперь в шкафу ,готовили еду на печи теперь на плите  и т.д )

Бабушка Маша , спасибо вам  большое , что пригласили нас к себе в гости .Нашим деткам понравилось у вас в гостях.

Бабушка Маша :Рада была вас пригласить .Примите от меня гостинцы . В моем саду растут очень вкусные яблочки .

Бабушка угощает детей яблоками .

Воспитатель : Ребята ,нам пора возвращаться в группу . Говорите бабушке до свидания . Покружились и в группе очутились .( Дети прощаются с бабушкой  и гостями.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе с использованием развивающих и игровых технологий

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт- Петербурга       Конспект НОД по познавательному развитию в мл...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе( раздел экологическое воспитание)" Деревья зимой"

Дополнить представление детей о деревьях зимой посредством прогулки и от восприятия прочтённых научно-познавательных и художественных произведений...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе "В гости к бабушке Арине"

Задачи:Продолжать учить детей самостоятельно составлять множества, выделяя в нем каждый отдельный элемент.Закреплять знания о геометрических фигурах и цветах.Упражнять в умении сравнивать два предмета...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе "Сказочное дерево"

Программное содержание:Закреплять представление детей о геометрических фигурах;Закреплять знания основных цветов;Продолжать учить различать количество предметов и соотносить их с числом.Развивать у де...

Методическая разработка по познавательному развитию с младшей группе "Поможем ёжику"

Программное содержание:Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов, и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами (один, много, ни одного);Учить различать и н...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группы Тема: «Кукла Маша заболела»

Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.Программное содержание:Формировать у детей понимания необходимости заботы о своем здоровье.Дать представление о некоторых причинах простуды,...

Методическая разработка по познавательному развитию (вторая младшая группа) по теме: «Путешествие в большой город».

Методическая разработка по познавательному развитию (вторая младшая группа) по теме: «Путешествие в большой город».         ...