Конспект занятия по экологии для старшей группы "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
В конспекте представлен материал о живой и неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад№21»
Конспект по экологии в старшей группе:
«Живая и неживая природа».
Воспитатель:Шарова А.В.
Рязань,2022
Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать закреплять у детей знание о живой и неживой природе;
- уметь классифицировать явления и предметы живой и неживой природы.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно делать выводы;
- развивать наблюдательность;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- разучивание физминуток, подготовка и показ иллюстраций о природе, беседа об источниках информации о природе, создание коллекций камне.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование, картинки с явлениями и объектами живой и неживой природы, аудио проигрыватель, коллекция камней, лупа, подносы, соль, деревянный брусок, молоток, гвоздики, прозрачные стаканчики, салфетки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
-Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева:
Сияет солнце, воды плещут,
На всем улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
- О чём это стихотворение?
(о природе)
- Правильно о природе. О ней мы с вами и поговорим.
Ну что бы узнать о чем мы с вами будем говорить именно, вам необходимо разгадать загадки.
Загадки:
1. Выше, выше, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий,
То он ярко голубой.
(небо)
2. В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт и всех разбудит.
(солнце)
3. Без чего не умыться, не напиться?
(без воды)
4. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки,
Но зимние метели
В меха его одели.
(дерево)
5. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
(ёжик)
6. Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.
(гора)
7. Его в горах полным- полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
(камень)
2.Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадки! А что ещё вы видите на картинках?
(дети называют объекты природы).
А теперь ещё раз посмотрите на картину и подумайте, как одним словом можно назвать всё, что на ней изображено.
(природа)
- Ребята, а какая бывает природа?
(живая и неживая)
-Сейчас я предлагаю поиграть в игру которая называется: игра «Живое – неживое».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки, с изображениями природы. Нужно эти картинки разделить на две части, в одну сторону положите картинки с изображением живой природы, в другую- неживой.
(дети раскладывают картинки)
Воспитатель: Объясните, почему гриб, бабочку, берёзу, цветок, медведя вы отнесли к живой природе?
(потому что они растут, питаются, дышат; а камни, река, солнце, туча, горы – неживая природа, потому что они не растут, не дышат, не питаются.
Ребята а теперь немного отдохнем, встаем около стульчиков.
Физкультминутка.: «Гора»
Стоит гора- старушка (поднимают руки вверх)
До небес макушка, (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет, (дети медленно отходят назад)
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны)
Камешки прочь
Раскатились камешки, и стой самой поры, (прикладывают ладошки к щёчкам и качают головой)
Ничего не осталось от нашей горы. (двумя руками показывают на опустевшее место)
- Ребята, в физкультминутке во что превратилась гора.
(в камни).
-Все камни удивительны и неповторимы. Хотите их изучить? Предлагаю вам отправиться в лабораторию.
- Посмотрите, перед вами на столе камни. Давайте рассмотрим их поближе.
Опыт №1 «Узоры камня»
-Возьмите лупы, внимательно посмотрите на камни, что вы видите?
(трещинки, ямки, узоры, песок)
-А теперь я предлагаю вам посмотреть через лупу на соль. Видите кристаллы?
-Вот из таких кристаллов состоят многие камни. Кстати,соль тоже камень, она так и называется- каменная соль.
Опыт №2 «Форма, цвет, размер»
Дети рассматривают камни и делятся своими наблюдениями.
- Покажите мне самый большой ваш камень; выложите все камни от большого к самому маленькому.
- Все ли камни одинакового размера?
(камни разные по цвету, форме, размеру)
Опыт №3 «Есть ли у камней голос»
Пальчиковая гимнастика
«Весёлые камешки»
Посмотрите, вот какие- эти камешки большие
А шершавые какие!
В руки камешки возьми, ими тут же постучи:
«Тук да тук, тук да тук – вот какой у камня звук!»
Какой звук у камня? (звонкий, громкий)
Опыт № 4 «Камень твёрже дерева?»
-Возьмите камень в руку и сожмите крепко- крепко. Изменил ли он форму? Нет? Почему камень не изменил форму?
Давайте сожмём брусочек в руке. Изменил ли он форму? Давайте проверим, что крепче?
Я возьму молоточек и попробую вбить гвоздик в брусочек. Что произошло?
(гвоздь вошёл в дерево)
-А сейчас попробую вбить гвоздик в камень.
Гвоздь гнётся, не вбивается. Какой вывод можно сделать?
(камень крепче и прочнее дерева)
Опыт №5 «Камень тяжёлый или лёгкий?»
- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если камень мы опустим в воду?
- Давайте осторожно опустим камешек в стакан с водой. Что произошло?
(камень утонул)
-Почему?
(камень тяжёлый)
Опыт №6 «Меняют ли камни цвет?»
Поместить камень в воду; затем потрогать камень, ощупывая его в воде; вытащить камень из воды.
-Что изменилось?
(они стали тёмными)
- Какой вывод можно сделать?
(мокрые камни меняют цвет)
-Ребята вам понравилось изучать камни?
Что нового вы узнали о камнях?
(камни твёрдые, разные на ощупь, прочные, камни издают звук, состоят из кристаллов, тяжёлые, меняют цвет)
- Мы славно с вами потрудились, ну а наше занятие подходит к концу
3.Рефлексия
-Скажите пожалуйста, что мы сегодня проходили на занятии?
(мы узнали что такое живая и неживая природа, делали опыты)
-Какие опыты мы сделали?
(проверяли камень тяжелый или легкий, есть ли у камней голос, камень тверже дерева, различали форму и цвет камней)
-Чем отличается живая природа от неживой?
( живая природа, это все, что движется, дышит, а неживая это камни ,деревья, они не могут дышать и передвигаться )
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии в старшей группе "Связь живой и неживой природы"
НОД по экологии в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка. Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»
Методическая разработка по экологиив старшей логопедической группе«Живая природа»...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Юные защитники природы»
формировать познавательный интерес к миру природы, считая себя её защитниками....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Человек – часть природы»
Тема: «Человек – часть природы»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.Задачи: - Понимать взаимосвязь человека и природы (человек-воздух, человек-вода);- Правильно ...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Будь другом природе»
Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договорится, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё ...
Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Мы – защитники природы».
Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Мы – защитники природы». Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:Развивающие:- развив...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зеленый друг-природа»
Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Зеленый друг-природа»...