Конспект занятия по экологии для старшей группы "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарова Анна Васильевна

В конспекте представлен материал о живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_i_nezhivaya_priroda.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад№21»

Конспект   по экологии в старшей группе: 

«Живая и неживая природа».

Воспитатель:Шарова А.В.

Рязань,2022

Цель: обобщить знание детей о живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать закреплять у детей знание о живой и неживой природе;

- уметь классифицировать явления и предметы живой и неживой природы.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно делать выводы;

- развивать наблюдательность;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- разучивание физминуток, подготовка и показ иллюстраций о природе, беседа об источниках информации о природе, создание коллекций камне.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование, картинки с явлениями и объектами живой и неживой природы, аудио проигрыватель, коллекция камней, лупа, подносы, соль, деревянный брусок, молоток, гвоздики, прозрачные стаканчики, салфетки.

Ход занятия

1.Организационный момент.

-Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева:

Сияет солнце, воды плещут,

На всем улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- О чём это стихотворение? 

(о природе)

- Правильно о природе. О ней мы с вами и поговорим.

Ну что бы узнать о чем мы с вами будем говорить именно, вам необходимо разгадать загадки.

 Загадки:

1. Выше, выше, выше гор

Расстилается ковёр.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко голубой. 

(небо)

2. В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит. 

(солнце)

3. Без чего не умыться, не напиться? 

(без воды)

4. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки,

Но зимние метели

В меха его одели. 

(дерево)

5. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками.

 (ёжик)

6. Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутаны в облака.

 (гора)

7. Его в горах полным- полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают. 

(камень)

2.Основная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали загадки! А что ещё вы видите на картинках? 

(дети называют объекты природы).

 А теперь ещё раз посмотрите на картину и подумайте, как одним словом можно назвать всё, что на ней изображено.

 (природа)

- Ребята, а какая бывает природа?

 (живая и неживая)

-Сейчас я предлагаю поиграть в игру которая называется: игра «Живое – неживое».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки, с изображениями природы. Нужно эти картинки разделить на две части, в одну сторону положите картинки с изображением живой природы, в другую- неживой

(дети раскладывают картинки)

Воспитатель: Объясните, почему гриб, бабочку, берёзу, цветок, медведя вы отнесли к живой природе?

(потому что они растут, питаются, дышат; а камни, река, солнце, туча, горы – неживая природа, потому что они не растут, не дышат, не питаются.

Ребята а теперь немного отдохнем, встаем около стульчиков.

Физкультминутка.: «Гора»

Стоит гора- старушка (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет, (дети медленно отходят назад)

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся (по сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны)

Камешки прочь

Раскатились камешки, и стой самой поры, (прикладывают ладошки к щёчкам и качают головой)

Ничего не осталось от нашей горы. (двумя руками показывают на опустевшее место)

- Ребята, в физкультминутке  во что превратилась гора. 

(в камни).

-Все камни удивительны и неповторимы. Хотите их изучить? Предлагаю вам отправиться в лабораторию.

- Посмотрите, перед вами на столе камни. Давайте рассмотрим их поближе.

Опыт №1 «Узоры камня»

-Возьмите лупы, внимательно посмотрите на камни, что вы видите?

 (трещинки, ямки, узоры, песок)

-А теперь я предлагаю вам посмотреть через лупу на соль. Видите кристаллы?

-Вот из таких кристаллов состоят многие камни. Кстати,соль тоже камень, она так и называется- каменная соль.

Опыт №2 «Форма, цвет, размер»

Дети рассматривают камни и делятся своими наблюдениями.

- Покажите мне самый большой ваш камень; выложите все камни от большого к самому маленькому.

- Все ли камни одинакового размера? 

(камни разные по цвету, форме, размеру)

Опыт №3 «Есть ли у камней голос»

Пальчиковая гимнастика

«Весёлые камешки»

Посмотрите, вот какие- эти камешки большие

А шершавые какие!

В руки камешки возьми, ими тут же постучи:

«Тук да тук, тук да тук – вот какой у камня звук!»

Какой звук у камня? (звонкий, громкий)

Опыт № 4 «Камень твёрже дерева?»

-Возьмите камень в руку и сожмите крепко- крепко. Изменил ли он форму? Нет? Почему камень не изменил форму?

Давайте сожмём брусочек в руке. Изменил ли он форму? Давайте проверим, что крепче?

Я возьму молоточек и попробую вбить гвоздик в брусочек. Что произошло?

 (гвоздь вошёл в дерево)

-А сейчас попробую вбить гвоздик в камень.

Гвоздь гнётся, не вбивается. Какой вывод можно сделать?

(камень крепче и прочнее дерева)

Опыт №5 «Камень тяжёлый или лёгкий?»

- Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если камень мы опустим в воду?

- Давайте осторожно опустим камешек в стакан с водой. Что произошло? 

(камень утонул)

-Почему?

 (камень тяжёлый)

Опыт №6 «Меняют ли камни цвет?»

Поместить камень в воду; затем потрогать камень, ощупывая его в воде; вытащить камень из воды.

-Что изменилось? 

(они стали тёмными)

- Какой вывод можно сделать?

 (мокрые камни меняют цвет)

-Ребята вам понравилось изучать камни?

Что нового вы узнали о камнях?

(камни твёрдые, разные на ощупь, прочные, камни издают звук, состоят из кристаллов, тяжёлые, меняют цвет)

- Мы славно с вами потрудились, ну а наше занятие подходит к концу

3.Рефлексия

-Скажите пожалуйста, что мы сегодня проходили на занятии?

(мы узнали что такое живая и неживая природа, делали опыты)

-Какие опыты мы сделали?

(проверяли камень тяжелый или легкий, есть ли у камней голос, камень тверже дерева, различали форму и цвет камней)

-Чем отличается живая природа от неживой?

( живая природа, это все, что движется, дышит, а неживая это камни ,деревья, они не могут дышать и передвигаться )

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»

Методическая разработка по экологиив старшей логопедической группе«Живая природа»...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Юные защитники природы»

формировать познавательный интерес к миру природы, считая себя её защитниками....

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Человек – часть природы»

Тема: «Человек – часть природы»Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира.Задачи: - Понимать взаимосвязь человека и природы (человек-воздух, человек-вода);- Правильно ...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Будь другом природе»

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договорится, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё ...

Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Мы – защитники природы».

Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Мы – защитники природы». Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:Развивающие:- развив...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зеленый друг-природа»

Конспект занятия по экологии в старшей группе: «Зеленый друг-природа»...