Конспект ООД для старших дошкольников «Путешествие по Самарской Луке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель данного занятия: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки. Материал можно использовать как в образовательной деятельности, так и в кружковой работе по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samarskaya_luka_1.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие по Самарской Луке»
Составитель: воспитатель
Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2022
Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с эмблемой и талисманом Самарской Луки;
- обобщить и расширить знания детей о природных памятниках Самарской Луки;
- закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской Луки;
- закрепить правила поведения в природе.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить предложения;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- развивать творческие способности, самостоятельность, связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать гуманистическую направленность поведения;
- воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: просмотр презентации о Самарской Луке; познавательные беседы о национальном парке и Жигулевском заповеднике, о растениях и животных заповедника; чтение легенд о родном крае; рассматривание Красной книги Самарской области; изготовление природоохранных знаков; рисование по теме.
Материалы и оборудование: карта Самарской Луки, мультимедийная презентация, круги (красный и зеленый по количеству детей), картинки достопримечательностей Самарской Луки.
Ход занятия
Слайд 1(фото Самарской Луки)
- Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.
Самарский край ты наш родной!
Просторы средней Волги.
Гордимся мы своей страной,
Одни у нас дороги.
Для нас Самарская Лука –
Священная природа.
Мы чтим истории века
Российского народа.
И Волга наша для души
Течет в безбрежной дали.
Мы в жизни главное свершим,
Чтоб дети процветали.
- О чем это стихотворение, ребята?
(Ответы детей)
- Верно. Неслучайно я прочла вам это стихотворение. Я приглашаю вас совершить путешествие по Самарской Луке. Согласны? Тогда начинаем собираться (имитация движений)
Надеваем мы штаны –
Удивительной длины!
Надеваем кофту, шляпу,
Куртку, сапоги –
Вот такой вот ширины!
Собираем рюкзачок –
Наш отряд идти готов!
- Итак, все готовы. В путь!
(Дети по музыку проходят по залу и останавливаются напротив экрана)
- Самарская область расположена в среднем течении реки Волги, граничит с берегами рек Самара и Кондурча. Правобережье Волги занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами.
Слайд 2
В горах расположен Жигулевский государственный заповедник им. И. И. Спрыгина.
Слайд 3
и национальный парк «Самарская Лука»
Он назван так потому, что Волга, огибает горы Жигули в виде дуги, похржую на лук. Большая часть Жигулевского заповедника закрыта для посещения. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
- Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто не охранял?
(Решение проблемной ситуации)
- Молодцы. Проходите на стулья.
(Дети садятся на стулья,поставленные полукругом напротив экрана)
- Самарская Лука – один из уникальных и красивейших уголков России. Посмотрите, какая красота.
Слайд 4-6 (демонстрация картин гор, пещер, природы).
Национальный парк богат многочисленными природными памятниками. Вспомним их.
Слайд 7
Молодецкий курган – визитная карточка Жигулевских гор.
Что вы о нем знаете?
(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)
Слайд 8
Каменная Чаша – памятник природы. Что это за памятник природы?
(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)
Слайд 9
Стрельная гора, пещера Степана Разина, Ширяевские штольны. Что вы оних помните?
(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)
- В Самарской Луке много редких растений и животных, которые нигде больше не встретишь. А какие красивые встречаются места! И, чтобы все это сохранить, люди сделали Самарскую Луку национальным парком. Предлагаю вспомнить некоторые из расткний и животных, отгадать загадки.
После ответа детей на экране появляется картинка-отгадка.
Слайды 10-13
Он в лесу, как витязь встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это …
Белый низ, зеленый верх –
В летней роще краше всех.
На стволах полоски,
Хороши …
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? …
Прямо с ёлки на пенек
Прыгнул рыжий огонек.
А потом на ствол ольхи
Подскочил прыжком лихим
Когда я голодный. меня не встречай.
Щелкну зубами и съем невзначай.
Лежит веревка, шипит плутовка.
Брать ее опасно, укусит, ясно?
Люблю я капустку, люблю я морковку.
Я бегаю быстро и прыгаю ловко.
Трав копытами касаясь. Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
Какая птица в лесу обитает,
Всем имя свое она называет?
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.
Днем спит, а ночью летает.
Прилетает к нам весной, путь проделав длинный.
Лепит домик над окном из травы и глины.
- Все загадки отгадали. Это только небольшая часть растений и животных, которые есть в национальном парке.
Слайд 14.
Посмотрите на экран. У Самарской Луки есть своя эмблема. Нижняя часть эмблемы (голубая) обозначает воду. А верхняя (зеленая) – горы. А талисманом национального парка является – лисица.
Лисицу выбрали талисманом, потому что лисы - обычные животные на Самарской Луке. В русских народных сказках лис называли лукавыми, и национальный парк расположен на Луке, называемой Самарской. Так же и Волга в этом месте "слукавила", обогнула полуостров и сбежала к Каспию (мы с вами читали эту легенда). Лисы очень интересные животные. Про них написано много сказок. Давайте подберем к слову лиса прилагательные. Какая лиса?
Речевая игра «Подбери слово» (дети подбирают слова-прилагательные к слову «лиса»)
- Сейчас ребята прочтут нам стихотворение о талисмане Самарской Луки. (Дети выходят на середину зала, читают стихотворение)
1 реб. Рассвет окрасил небеса.
От сна очнулись горы.
Вновь Жигулевские леса
Я обхожу дозором.
2 реб. Я сказочный веселый лис,
Бываю в меру строгим.
Я охраняю здешний лес,
Тропинки и дороги.
3 реб. Храню от разных бед зверей,
Деревья от пожара –
Ведь талисманом Жигулей
Зовут меня недаром.
4 реб. Я умный, добрый и смешной,
Я много сказок знаю,
И всех друзей пройтись со мной
По лесу приглашаю.
- Вот такой веселый и добрый талисман у Самарской Луки. Ребята, в национальном парке есть особенное дерево. Посмотрите на экран. Что это за дерево?
Слайд 15.
- Правильно. Это дуб – памятник природы. Ему 500 лет. В народе ходит такая примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется. А теперь выходите все ко мне. Давайте вспомним, как мы путешествовали по Самаркой Луке и что увидели.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли неслышным шагом (идут по кругу друг за другом на носочках),
И скакали по оврагам (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли (идут друг за другом по кругу)
Наши ноженьки устали (останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра. Возвращаться нам пора (ходьба на месте)
(Раздается тревожный стгнал)
- Ребята, внимание! Над территорией Самарской Луки нависла беда: многие животные и растения могут исчезнуть. Что нужно делать, чтобы они не исчезли?
(решение проблемной ситуации)
- Все верно вы ответили. Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе.
Д/и «Природоохранные знаки»
На столе разложены знаки изображением вниз. Ребенок берет карточку – знак, рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту:
- нельзя мусорить в природе;
- нельзя разжигать костры;
- нельзя ломать ветки;
- нельзя охотиться на животных;
- нельзя ловить рыбу в прудах;
- нельзя вырубать лес;
- нельзя кричать, громко включать музыку;
- нельзя разорять птичьих гнезд;
- нельзя разорять муравейники;
- нельзя ловить птиц, насекомых.
- Молодцы, ребята! Верно, назвали все правила поведения в природе. Сейчас предлагаю поиграть в следующую игру «Экологический светофор».
Вставайте в круг.
Воспитатель раздает детям по 2 кружка (красного и зеленого цвета)
- Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофорчик, а если плохой – красный. Итак, будьте внимательны:
1. Я кузнечика ловил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
2. Я взяла пакет с крошками хлеба для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю.
3. В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой,
Будет этот зайка мой
4. Я возьму лейку, полью цветы на клумбе, которые мы с мамой посадили.
5. Я взял спички и решил, что когда устану гулять по лесу, разожгу костер.
6. Я взяла магнитофон и хочу послушать громкую музыку в лесу.
7. В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду.
Не возьму его домой,
Пусть останется живой.
8. Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и пошли дальше гулять. Одуванчики быстро завяли и стали некрасивыми. Девочек позвали домой, они бросили цветы и убежали.
На этом наша игра закончилась. Надеюсь, что эти правила вы, ребята, запомните навсегда и будете их выполнять.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Слайд 16.
- Чтобы сохранить растения и животных, в нашей стране, и у нас в Самарской области заведены специальные книги, называемые «Красными». В них занесены редкие и исчезающие виды животных и растений, которые нужно оберегать. Как вы думаете, почему книга называется «Красной»? (Ответы детей)
- Наше путешествие по Самарской Луке подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. А сейчас я хочу проверить, кто сегодня был самым внимательным. На вопросы отвечайте, фишку быстро получайте.
- Что называют национальным парком?
- Какой национальный парк создан в нашем родном крае?
- От какого слова произошло название «Самарская Лука»? Почему её так назвали?
- Кто является символом национального парка «Самарская Лука»?
- Что обозначает голубой цвет на эмблеме «Самарской Луки»?
- Что обозначает зелёный цвет?
- Какое особенное дерево есть в национальном парке «Самарская Лука»?
- Молодцы! Ребята, вечером мы обязательно расскажем родителям о нашем путешествии по национальному парку «Самарская Лука».
Литература.
1. Бирюкова О., Рыжкова М. Самарская Лука. – Самара, издательство «Агни», 2009.
2. Волга, Самарская Лука и Жигули глазами путешественников, ученых, писателей, художников. – Издательство Самарского научного центра РАН, 2006.
3. Легенды и были Жигулей. – Куйбышевское книжное издательство, 1979
4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.:АРКТИ, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения для старших дошкольников "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ".
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенство...
Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие по родной Кубани"
Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет и содержит краеведческий материал, разбитый по станциям-заданиям....
Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие к бабушке" (на дифференциацию [с]-[ш])
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР на дифференциацию звуков [с]-[ш]....
Конспект развлечения для старших дошкольников «Путешествие по любимым Сказкам»
Автором представлен конспект развлечения для старших дошкольников....
Конспект развлечения для старших дошкольников «Путешествие по стране не отгаданных Загадок»
Знакомим детей с устным народным творчеством, сказками, загадками, народными играми; вспоминаем названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины и концовки. ...
Конспект занятия для старших дошкольников «Путешествие по городу дорожных знаков»
«Путешествие по городу дорожных знаков»...
Конспект развлечения для старших дошкольников ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ
Конспект развлечения для старших дошкольников ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ...