Конспект ООД для старших дошкольников «Путешествие по Самарской Луке»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель данного занятия: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки. Материал можно использовать как в образовательной деятельности, так и в кружковой работе по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samarskaya_luka_1.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №411» городского округа Самара
Россия, 443107, г. Самара, пос.Мехзавод, квартал 16, д. 22
тел.:957-39-98, тел. (факс): 957-02-73, e-mail:sad_411@mail.ru
Конспект НОД для старших дошкольников «Путешествие по Самарской Луке»
Составитель: воспитатель
Лазарева
Наталья Анатольевна
Самара, 2022
Цель: формировать познавательный интерес к природе родного края через знакомство с объектами Самарской Луки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с эмблемой и талисманом Самарской Луки;
- обобщить и расширить знания детей о природных памятниках Самарской Луки;
- закрепить и систематизировать знания о животных и растениях Самарской Луки;
- закрепить правила поведения в природе.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить предложения;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- развивать творческие способности, самостоятельность, связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать гуманистическую направленность поведения;
- воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: просмотр презентации о Самарской Луке; познавательные беседы о национальном парке и Жигулевском заповеднике, о растениях и животных заповедника; чтение легенд о родном крае; рассматривание Красной книги Самарской области; изготовление природоохранных знаков; рисование по теме.
Материалы и оборудование: карта Самарской Луки, мультимедийная презентация, круги (красный и зеленый по количеству детей), картинки достопримечательностей Самарской Луки.
Ход занятия
Слайд 1(фото Самарской Луки)
- Ребята, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.
Самарский край ты наш родной!
Просторы средней Волги.
Гордимся мы своей страной,
Одни у нас дороги.
Для нас Самарская Лука –
Священная природа.
Мы чтим истории века
Российского народа.
И Волга наша для души
Течет в безбрежной дали.
Мы в жизни главное свершим,
Чтоб дети процветали.
- О чем это стихотворение, ребята?
(Ответы детей)
- Верно. Неслучайно я прочла вам это стихотворение. Я приглашаю вас совершить путешествие по Самарской Луке. Согласны? Тогда начинаем собираться (имитация движений)
Надеваем мы штаны –
Удивительной длины!
Надеваем кофту, шляпу,
Куртку, сапоги –
Вот такой вот ширины!
Собираем рюкзачок –
Наш отряд идти готов!
- Итак, все готовы. В путь!
(Дети по музыку проходят по залу и останавливаются напротив экрана)
- Самарская область расположена в среднем течении реки Волги, граничит с берегами рек Самара и Кондурча. Правобережье Волги занимает Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами.
Слайд 2
В горах расположен Жигулевский государственный заповедник им. И. И. Спрыгина.
Слайд 3
и национальный парк «Самарская Лука»
Он назван так потому, что Волга, огибает горы Жигули в виде дуги, похржую на лук. Большая часть Жигулевского заповедника закрыта для посещения. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей)
- Что было бы, если бы вход в заповедник был открыт и его никто не охранял?
(Решение проблемной ситуации)
- Молодцы. Проходите на стулья.
(Дети садятся на стулья,поставленные полукругом напротив экрана)
- Самарская Лука – один из уникальных и красивейших уголков России. Посмотрите, какая красота.
Слайд 4-6 (демонстрация картин гор, пещер, природы).
Национальный парк богат многочисленными природными памятниками. Вспомним их.
Слайд 7
Молодецкий курган – визитная карточка Жигулевских гор.
Что вы о нем знаете?
(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)
Слайд 8
Каменная Чаша – памятник природы. Что это за памятник природы?
(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)
Слайд 9
Стрельная гора, пещера Степана Разина, Ширяевские штольны. Что вы оних помните?
(Ответы детей. Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей по мере необходимости)
- В Самарской Луке много редких растений и животных, которые нигде больше не встретишь. А какие красивые встречаются места! И, чтобы все это сохранить, люди сделали Самарскую Луку национальным парком. Предлагаю вспомнить некоторые из расткний и животных, отгадать загадки.
После ответа детей на экране появляется картинка-отгадка.
Слайды 10-13
Он в лесу, как витязь встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это …
Белый низ, зеленый верх –
В летней роще краше всех.
На стволах полоски,
Хороши …
На ветвях в весенний вечер
Белые раскрылись свечи.
Держит свечи великан.
Как зовут его? …
Прямо с ёлки на пенек
Прыгнул рыжий огонек.
А потом на ствол ольхи
Подскочил прыжком лихим
Когда я голодный. меня не встречай.
Щелкну зубами и съем невзначай.
Лежит веревка, шипит плутовка.
Брать ее опасно, укусит, ясно?
Люблю я капустку, люблю я морковку.
Я бегаю быстро и прыгаю ловко.
Трав копытами касаясь. Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко, рога раскинув широко.
Какая птица в лесу обитает,
Всем имя свое она называет?
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.
Днем спит, а ночью летает.
Прилетает к нам весной, путь проделав длинный.
Лепит домик над окном из травы и глины.
- Все загадки отгадали. Это только небольшая часть растений и животных, которые есть в национальном парке.
Слайд 14.
Посмотрите на экран. У Самарской Луки есть своя эмблема. Нижняя часть эмблемы (голубая) обозначает воду. А верхняя (зеленая) – горы. А талисманом национального парка является – лисица.
Лисицу выбрали талисманом, потому что лисы - обычные животные на Самарской Луке. В русских народных сказках лис называли лукавыми, и национальный парк расположен на Луке, называемой Самарской. Так же и Волга в этом месте "слукавила", обогнула полуостров и сбежала к Каспию (мы с вами читали эту легенда). Лисы очень интересные животные. Про них написано много сказок. Давайте подберем к слову лиса прилагательные. Какая лиса?
Речевая игра «Подбери слово» (дети подбирают слова-прилагательные к слову «лиса»)
- Сейчас ребята прочтут нам стихотворение о талисмане Самарской Луки. (Дети выходят на середину зала, читают стихотворение)
1 реб. Рассвет окрасил небеса.
От сна очнулись горы.
Вновь Жигулевские леса
Я обхожу дозором.
2 реб. Я сказочный веселый лис,
Бываю в меру строгим.
Я охраняю здешний лес,
Тропинки и дороги.
3 реб. Храню от разных бед зверей,
Деревья от пожара –
Ведь талисманом Жигулей
Зовут меня недаром.
4 реб. Я умный, добрый и смешной,
Я много сказок знаю,
И всех друзей пройтись со мной
По лесу приглашаю.
- Вот такой веселый и добрый талисман у Самарской Луки. Ребята, в национальном парке есть особенное дерево. Посмотрите на экран. Что это за дерево?
Слайд 15.
- Правильно. Это дуб – памятник природы. Ему 500 лет. В народе ходит такая примета: если прикоснуться к этому дубу и загадать желание, оно непременно сбудется. А теперь выходите все ко мне. Давайте вспомним, как мы путешествовали по Самаркой Луке и что увидели.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли неслышным шагом (идут по кругу друг за другом на носочках),
И скакали по оврагам (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли (идут друг за другом по кругу)
Наши ноженьки устали (останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра. Возвращаться нам пора (ходьба на месте)
(Раздается тревожный стгнал)
- Ребята, внимание! Над территорией Самарской Луки нависла беда: многие животные и растения могут исчезнуть. Что нужно делать, чтобы они не исчезли?
(решение проблемной ситуации)
- Все верно вы ответили. Давайте еще раз вспомним правила поведения в природе.
Д/и «Природоохранные знаки»
На столе разложены знаки изображением вниз. Ребенок берет карточку – знак, рассказывает правило поведения в Самарской Луке и прикрепляет ее на карту:
- нельзя мусорить в природе;
- нельзя разжигать костры;
- нельзя ломать ветки;
- нельзя охотиться на животных;
- нельзя ловить рыбу в прудах;
- нельзя вырубать лес;
- нельзя кричать, громко включать музыку;
- нельзя разорять птичьих гнезд;
- нельзя разорять муравейники;
- нельзя ловить птиц, насекомых.
- Молодцы, ребята! Верно, назвали все правила поведения в природе. Сейчас предлагаю поиграть в следующую игру «Экологический светофор».
Вставайте в круг.
Воспитатель раздает детям по 2 кружка (красного и зеленого цвета)
- Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофорчик, а если плохой – красный. Итак, будьте внимательны:
1. Я кузнечика ловил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
2. Я взяла пакет с крошками хлеба для уток, они живут на озере. Я их часто подкармливаю.
3. В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду.
Принесу его домой,
Будет этот зайка мой
4. Я возьму лейку, полью цветы на клумбе, которые мы с мамой посадили.
5. Я взял спички и решил, что когда устану гулять по лесу, разожгу костер.
6. Я взяла магнитофон и хочу послушать громкую музыку в лесу.
7. В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду.
Не возьму его домой,
Пусть останется живой.
8. Девочки нашли поляну с одуванчиками. Нарвали по букету и пошли дальше гулять. Одуванчики быстро завяли и стали некрасивыми. Девочек позвали домой, они бросили цветы и убежали.
На этом наша игра закончилась. Надеюсь, что эти правила вы, ребята, запомните навсегда и будете их выполнять.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Слайд 16.
- Чтобы сохранить растения и животных, в нашей стране, и у нас в Самарской области заведены специальные книги, называемые «Красными». В них занесены редкие и исчезающие виды животных и растений, которые нужно оберегать. Как вы думаете, почему книга называется «Красной»? (Ответы детей)
- Наше путешествие по Самарской Луке подошло к концу. Нам пора возвращаться домой. А сейчас я хочу проверить, кто сегодня был самым внимательным. На вопросы отвечайте, фишку быстро получайте.
- Что называют национальным парком?
- Какой национальный парк создан в нашем родном крае?
- От какого слова произошло название «Самарская Лука»? Почему её так назвали?
- Кто является символом национального парка «Самарская Лука»?
- Что обозначает голубой цвет на эмблеме «Самарской Луки»?
- Что обозначает зелёный цвет?
- Какое особенное дерево есть в национальном парке «Самарская Лука»?
- Молодцы! Ребята, вечером мы обязательно расскажем родителям о нашем путешествии по национальному парку «Самарская Лука».
Литература.
1. Бирюкова О., Рыжкова М. Самарская Лука. – Самара, издательство «Агни», 2009.
2. Волга, Самарская Лука и Жигули глазами путешественников, ученых, писателей, художников. – Издательство Самарского научного центра РАН, 2006.
3. Легенды и были Жигулей. – Куйбышевское книжное издательство, 1979
4. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристической деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы»/Под ред. А. А. Остапца, Г. Н. Абросимовой, М. Е. Трубачевой. – М.:АРКТИ, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения для старших дошкольников "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ".
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, совершенство...
Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие по родной Кубани"
Данное занятие предназначено для детей 6-7 лет и содержит краеведческий материал, разбитый по станциям-заданиям....
Конспект занятия для старших дошкольников "Путешествие к бабушке" (на дифференциацию [с]-[ш])
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР на дифференциацию звуков [с]-[ш]....
Конспект развлечения для старших дошкольников «Путешествие по любимым Сказкам»
Автором представлен конспект развлечения для старших дошкольников....
Конспект развлечения для старших дошкольников «Путешествие по стране не отгаданных Загадок»
Знакомим детей с устным народным творчеством, сказками, загадками, народными играми; вспоминаем названия русских народных сказок, характерные сказочные зачины и концовки. ...
Конспект занятия для старших дошкольников «Путешествие по городу дорожных знаков»
«Путешествие по городу дорожных знаков»...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Путешествие по Самарской Луке»
Формирование у детей положительного отношения к своему городу, вызвать интерес и уважение к достопримечательностям нашего города....