Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Маргарита Владимировна Глаголева

ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(перспективное планирование 2-я младшая группа)

Сентябрь

                                        Наблюдение за солнцем, за погодой (на прогулке)

Опыт 1.Свойства солнечных лучей

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Материал: резиновые мячи, лейка с водой.

Ход эксперимента: мокрые резиновые мячи вынести на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

 

Опыт 2. Солнце прогревает предметы

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей

Материал: металлические предметы, зеркало.

Ход эксперимента: предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга, предметы, которые находились на солнце.

 

Опыт 3. На солнце ткань сохнет быстрее, чем в тени.

Цель: ознакомление со свойствами солнечного света.

Материал: 2 мокрые салфетки.

Ход эксперимента: предложить детям потрогать салфетки и определить  - какие они. Повесить одну салфетку на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохнет быстрее – та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени.

Октябрь

                               Наблюдение за дождем (на прогулке)

Опыт 4. Можно ли пить дождевую воду?

Цель: определить, дождевая вода – грязная или чистая.

Материал: емкость для сбора дождевой воды.

Ход эксперимента: предложить детям набрать дождевую воду в емкость белого цвета. Рассмотреть ее и сравнить с водопроводной водой.   

          

                                    Наблюдение за деревьями (на прогулке)

  Опыт 5. Как листочки летают по ветру.

Цель: определить зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Материал: осенние листочки разного размера.

    Ход эксперимента: предложить детям подбросить большие листочки и посмотреть, как они будут падать. Затем тоже самое  проделать с маленькими листиками.          

 

Ноябрь

                             Наблюдение за ветром (на прогулке)

Опыт 6. Ветер.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

Материал: разноцветные ленточки.

Ход эксперимента: вынести на улицу разноцветные ленточки и обсудить почему они колышутся. Почему качаются деревья, быстро плывут облака.

                                

                                  НОД «Воздух вокруг нас»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха (легкий, невидимый, без запаха, движется). Воспитывать интерес к экспериментированию.

Материал: воздушный шарик, стакан воды, трубочка, бумажный веер, полиэтиленовый пакет.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт с полиэтиленовым пакетом - воздух вокруг нас;
  2. Опыт с веером – можно ли почувствовать воздух;

     3. Опыт со стаканом воды – воздух есть в воде.

Декабрь

                         Наблюдение за снегом (на прогулке)

Опыт 7. Свойства снега.

Цель: знакомство со свойствами снега (пушистый, легкий, искрится на солнце, от тепла тает)

Материал: снег, лопатки.

Ход эксперимента: предложить детям подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять, превращаясь в воду.

                            

                                    НОД «Водица - царица»

Цель: познакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, течет, прозрачная, в воде есть воздух.

Материал: таз с водой, формочки для воды, трубочки, мелкие игрушки.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт – определить, что у воды нет ни вкуса, ни запаха;
  2. Опыт – вода может течь;

     3. Опыт – в воде есть воздух.

Январь

                               Наблюдение за льдом (на прогулке)

Опыт 8. Свойства льда.

Цель: ознакомить со свойствами льда (хрупкий, тонкий,  прозрачный, в тепле тает).

Материал: лед, лопатки.

Ход эксперимента: предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. Разбить лед лопаткой (лед хрупкий и тонкий) и рассмотреть кусочки льда ( он прозрачный). Кусочек льда положить на ладушку и понаблюдать,  что с ним произойдет. От тепла лед тает, так же как снег.

                             НОД «Водичка - вода»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, течет, прозрачная, может окрашиваться, может быть холодной, теплой.

  Материал: таз с водой, формочки для воды, трубочки, мелкие игрушки.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт – определить, что у воды нет ни вкуса, ни запаха;
  2. Опыт – вода может течь;
  3. Опыт – вода бывает холодной и  теплой;

     6. Опыт- окрашивание воды.

Февраль

                    Наблюдение за льдом, снегом (на прогулке)

Опыт 9. Цветные льдинки.

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход эксперимента: показать цветные льдинки и предложить детям подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми разлить окрашенную воду в формочки, опустить в них веревочки. Во время прогулки следить за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки и украшают участок.

 

Март

                            Наблюдение за погодой (на прогулке)

Опыт 10. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель: ознакомление с сезонными изменениями в природе.  Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Материал: детские ведерки, совки, песочные формочки.

Ход эксперимента: 1. предложить детям набрать в  песочные формочки снег. Затем поставить их на солнышко. Понаблюдать, что произойдет со снегом.

2. В два детских ведра налить воды. В одно положить лед, в другое снег. Обратить внимание детей на то, что снег тает быстрее, чем лед.

                              Наблюдение за птицами (на прогулке)

Опыт 11. Из чего птицы строят гнездо?

Цель: выяснить некоторые особенности образа жизни птиц.

Материал: нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, веточки, палочки, камешки.

Ход эксперимента: рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить в близи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодиться птице.   

 

Апрель

                                        НОД «Свойства бумаги»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги. Расширить представления детей о разных  видах, качествах бумаги. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Материал: 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность, ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши, для воспитателя железная миска (поднос, спички).

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт – определить, какая поверхность у бумаги;
  2. Опыт – бумага может мяться;
  3. Опыт – бумага рвется;
  4. Опыт- бумага намокает.
  5. Опыт – бумага горит.

 

Опыт 12. Бумажные кораблики.

Цель: ознакомление со свойствами бумаги (намокает в воде, рвется).

Материал: бумажные кораблики, вода.

Ход эксперимента: Предложить детям пустить бумажные корабли по ручейкам. Понаблюдать, что с ними будет происходить.

 

                             Наблюдение за деревьями (на прогулке)

Опыт 13. «Чем пахнут почки»

Цель: формировать знания о жизни растений весной;

Материал: почки нескольких деревьев.

Ход эксперимента: 1. предложить детям развернуть почку и посмотреть, что находиться внутри;

2.  предложить детям растереть пальчиками и понюхать почки с опавших веток, рассказать, что при этом мы чувствуем запах смолы, защищающей листья от мороза.

Май

Наблюдение за цветами на клумбе (на прогулке)

Опыт 14. «Растениям лучше дышится, если почву полить и взрыхлить»

Цель: познакомить со свойством почвы.

Материал: деревянные палочки, лейки.

Ход эксперимента: Предложить рассмотреть почву в клумбе. Потрогать ее. Какая она на ощупь? (сухая, твердая). Можно ее взрыхлить палочкой?  Почему она стала такой? От чего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польем растения на клумбе. Какая  теперь она? (Влажная, мокрая). Проверьте,  палочка теперь легко входит в землю. Сейчас мы ее взрыхлим, и растения начнут дышать. Вывод: растениям дышится легче, если почву взрыхлить и полить.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Ход эксперимента: Предложить детям взять чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; рассказать детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка, лопатки.

Ход эксперимента: Мокрый песок взять в ладонь и попробовать  сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(перспективное планирование 2-я младшая группа)

Сентябрь

                                        Наблюдение за солнцем, за погодой (на прогулке)

Опыт 1.Свойства солнечных лучей

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Материал: резиновые мячи, лейка с водой.

Ход эксперимента: мокрые резиновые мячи вынести на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

Опыт 2. Солнце прогревает предметы

Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей

Материал: металлические предметы, зеркало.

Ход эксперимента: предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга, предметы, которые находились на солнце.

Опыт 3. На солнце ткань сохнет быстрее, чем в тени.

Цель: ознакомление со свойствами солнечного света.

Материал: 2 мокрые салфетки.

Ход эксперимента: предложить детям потрогать салфетки и определить  - какие они. Повесить одну салфетку на солнечной стороне, другую – на теневой. Какая салфетка высохнет быстрее – та, которая висит на солнце, или та, которая висит в тени.

Октябрь

                               Наблюдение за дождем (на прогулке)

Опыт 4. Можно ли пить дождевую воду?

Цель: определить, дождевая вода – грязная или чистая.

Материал: емкость для сбора дождевой воды.

Ход эксперимента: предложить детям набрать дождевую воду в емкость белого цвета. Рассмотреть ее и сравнить с водопроводной водой.    

         

                                    Наблюдение за деревьями (на прогулке)

  Опыт 5. Как листочки летают по ветру.

Цель: определить зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Материал: осенние листочки разного размера.

    Ход эксперимента: предложить детям подбросить большие листочки и посмотреть, как они будут падать. Затем тоже самое  проделать с маленькими листиками.          

Ноябрь

                             Наблюдение за ветром (на прогулке)

Опыт 6. Ветер.

Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление)

Материал: разноцветные ленточки.

Ход эксперимента: вынести на улицу разноцветные ленточки и обсудить почему они колышутся. Почему качаются деревья, быстро плывут облака.

                                 

                                  НОД «Воздух вокруг нас»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха (легкий, невидимый, без запаха, движется). Воспитывать интерес к экспериментированию.

Материал: воздушный шарик, стакан воды, трубочка, бумажный веер, полиэтиленовый пакет.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт с полиэтиленовым пакетом - воздух вокруг нас;
  2. Опыт с веером – можно ли почувствовать воздух;

     3. Опыт со стаканом воды – воздух есть в воде.

Декабрь

                         Наблюдение за снегом (на прогулке)

Опыт 7. Свойства снега.

Цель: знакомство со свойствами снега (пушистый, легкий, искрится на солнце, от тепла тает)

Материал: снег, лопатки.

Ход эксперимента: предложить детям подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять, превращаясь в воду.

                             

                                    НОД «Водица - царица»

Цель: познакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, течет, прозрачная, в воде есть воздух.

Материал: таз с водой, формочки для воды, трубочки, мелкие игрушки.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт – определить, что у воды нет ни вкуса, ни запаха;
  2. Опыт – вода может течь;

     3. Опыт – в воде есть воздух.

Январь

                               Наблюдение за льдом (на прогулке)

Опыт 8. Свойства льда.

Цель: ознакомить со свойствами льда (хрупкий, тонкий,  прозрачный, в тепле тает).

Материал: лед, лопатки.

Ход эксперимента: предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед. Разбить лед лопаткой (лед хрупкий и тонкий) и рассмотреть кусочки льда ( он прозрачный). Кусочек льда положить на ладушку и понаблюдать,  что с ним произойдет. От тепла лед тает, так же как снег.

                             НОД «Водичка - вода»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: не имеет запаха, течет, прозрачная, может окрашиваться, может быть холодной, теплой.

  Материал: таз с водой, формочки для воды, трубочки, мелкие игрушки.

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт – определить, что у воды нет ни вкуса, ни запаха;
  2. Опыт – вода может течь;
  3. Опыт – вода бывает холодной и  теплой;

     6. Опыт- окрашивание воды.

Февраль

                    Наблюдение за льдом, снегом (на прогулке)

Опыт 9. Цветные льдинки.

Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.

Материал: Стаканчики, краска, полочки для размещения, формочки, веревочки.

Ход эксперимента: показать цветные льдинки и предложить детям подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми разлить окрашенную воду в формочки, опустить в них веревочки. Во время прогулки следить за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки и украшают участок.

Март

                            Наблюдение за погодой (на прогулке)

Опыт 10. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель: ознакомление с сезонными изменениями в природе.  Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Материал: детские ведерки, совки, песочные формочки.

Ход эксперимента: 1. предложить детям набрать в  песочные формочки снег. Затем поставить их на солнышко. Понаблюдать, что произойдет со снегом.

2. В два детских ведра налить воды. В одно положить лед, в другое снег. Обратить внимание детей на то, что снег тает быстрее, чем лед.

                              Наблюдение за птицами (на прогулке)

Опыт 11. Из чего птицы строят гнездо?

Цель: выяснить некоторые особенности образа жизни птиц.

Материал: нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, веточки, палочки, камешки.

Ход эксперимента: рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить в близи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодиться птице.    

Апрель

                                        НОД «Свойства бумаги»

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги. Расширить представления детей о разных  видах, качествах бумаги. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Материал: 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность, ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши, для воспитателя железная миска (поднос, спички).

Экспериментальная деятельность:

  1. Опыт – определить, какая поверхность у бумаги;
  2. Опыт – бумага может мяться;
  3. Опыт – бумага рвется;
  4. Опыт- бумага намокает.
  5. Опыт – бумага горит.

Опыт 12. Бумажные кораблики.

Цель: ознакомление со свойствами бумаги (намокает в воде, рвется).

Материал: бумажные кораблики, вода.

Ход эксперимента: Предложить детям пустить бумажные корабли по ручейкам. Понаблюдать, что с ними будет происходить.

                             Наблюдение за деревьями (на прогулке)

Опыт 13. «Чем пахнут почки»

Цель: формировать знания о жизни растений весной;

Материал: почки нескольких деревьев.

Ход эксперимента: 1. предложить детям развернуть почку и посмотреть, что находиться внутри;

2.  предложить детям растереть пальчиками и понюхать почки с опавших веток, рассказать, что при этом мы чувствуем запах смолы, защищающей листья от мороза.

Май

Наблюдение за цветами на клумбе (на прогулке)

Опыт 14. «Растениям лучше дышится, если почву полить и взрыхлить»

Цель: познакомить со свойством почвы.

Материал: деревянные палочки, лейки.

Ход эксперимента: Предложить рассмотреть почву в клумбе. Потрогать ее. Какая она на ощупь? (сухая, твердая). Можно ее взрыхлить палочкой?  Почему она стала такой? От чего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польем растения на клумбе. Какая  теперь она? (Влажная, мокрая). Проверьте,  палочка теперь легко входит в землю. Сейчас мы ее взрыхлим, и растения начнут дышать. Вывод: растениям дышится легче, если почву взрыхлить и полить.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Ход эксперимента: Предложить детям взять чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; рассказать детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

Экспериментальная деятельность на прогулке «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка, лопатки.

Ход эксперимента: Мокрый песок взять в ладонь и попробовать  сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по изобразительной деятельности. 1 младшая группа .

В первой младшей группе еженедельно проводится одно занятие по рисованию одно по лепке.К концу года дети 1 младшей группы могут:Знать, что карандашами, фломастерами и кисть можно рисовать.Различ...

Перспективное планирование по опытнической деятельности в младшей группе (4г.ж.)

Перспективное планирование по опытнической деятельности в младшей группе (4г.ж.)...

Перспективное планирование Познавательно – исследовательской деятельности вторая младшая группа

Экспериментальная деятельность даёт детям реальные представления о реальных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

Перспективное планирование по конструкторской деятельности (первая младшая группа)

Перспективное планирование по конструкторской деятельности (первая младшая группа)...

Перспективный план опытно-экспериментальной работы в первой младшей группе.

Учить детей приёмами 1 Выполнять трудовые действия  2 Инструкцию воспитателя  3  Выполнять посильные поручения....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Перспективное планирование по изобразительной деятельности в младшей группе

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности , поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольнико...