"Свет мой, зеркальце!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Решедько Татьяна Николаевна

НОД по социально - коммуникативному развитию. Ознакомление дошкольников с миром окружающих наших предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Возрастная группа: старшая группа

Тема НОД: «Свет мой, зеркальце!»

Цель: познакомить дошкольников с историей появления зеркала.

Задачи:

- формировать представление дошкольников о необходимости зеркала в нашей повседневной жизни;

- знакомство дошкольников с понятием «отражение»;

- формирование умения делать выводы, фиксировать их словесно;

-  развивать умение слушать и слышать воспитателя, выполнять действия по словесной инструкции;

- воспитывать наблюдательность, интерес к экспериментальной деятельности.

Материал и оборудование:

Зеркала различной формы, кале2йдоскоп, металлические ложки, поднос металлический, DVD – проектор

ХОД НОД:

Деятельность педагога

Деятельность детей

I Вводная часть.

Дидактическая задача: мотивировать дошкольников на включение деятельность. Воспитатель собирает детей вокруг себя.

- Приходилось ли вам играть с простой и очень увлекательной игрушкой – калейдоскопом?

- Чем привлекла вас эта игрушка?

-Ну, разбирали ли вы когда-нибудь эту волшебную трубку, чтобы посмотреть, что находится внутри?

Ответы детей

- Можно увидеть очень красивые узоры.

Ответы детей

- Игрушка проста: в картонную трубку вставляются 3 прямоугольных зеркала и насыпаются цветные стекла. Мы начинаем вращать трубку и видим красивые узоры. А знаете ли вы, что именно благодаря зеркалам мы и видим эти узоры.

Да и современный наш дом трудно представить без зеркала.

- Вы согласны со мной?

-Ведь у каждого из вас в квартире есть зеркало?

Ответы детей.

Ответы детей.

- Но всегда ли существовало зеркало в жизни человека. Как вы полагаете?

Ответы детей.

II Основная часть     

- Предлагаю вам пройти и удобно разместиться за столами

Дошкольники проходят за столы, размещаются перед экраном.

- Человеку всегда было любопытно узнать, как он выглядит. Но в природе нет зеркал. Как же первобытный человек обходился без зеркала? Мог ли он видеть себя, если тогда еще не существовало зеркал?

Предположения детей

Показ слайда «Древний человек смотрится в воду»

- Первобытные люди селились рядом с источником воды: реками, озерами. Вода была ему жизненно необходима. Она и стала первым зеркалом для человека. Древние люди могли видеть свое отражение в воде.

- А вам, ребята, приходилось ли видеть свое отражение в воде?

Ответы детей.

- Но воду не положить в карман. Поэтому и не сможешь увидеть себя в любой момент. Замечали ли вы, что видеть свое отражение можно только при хорошей погоде, когда поверхность воды была ровной, гладкой. Но стоило подуть ветру и нет отражения. Вот люди и стали думать, а как сделать так, чтобы стало возможно видеть себя в любой момент.

- А что бы вы могли придумать?

Ответы детей.

- В этом людям помог металл. Древние мастера из  Египта придумали первое зеркало.

Показ слайда «Металлическое зеркало»

- Оно не было таким, какое мы имеем сейчас. Его долго и тщательно натирали, чтобы поверхность была ровной и гладкой. Вы тоже можете взять металлическую пуговицу и долго натирать ее поверхность, смочив ее водой и тереть ее зубной щеткой с пастой. Но тереть придется довольно долго.

- А вот зеркала, которые мы сейчас используем, придумали стеклодувы из древней Венеции. Именно они догадались на стеклянную пластинку нанести слой металла. Эти зеркала хорошо отражали предметы, не тускнели, как это происходило с древними металлическими зеркалами. Мастера в Венеции пользовались большим уважением, но им запрещалось выдавать секреты своего ремесла. Все, кто изготовлял зеркала, жили на острове Мурано и на этот остров никто не мог попасть.

 Физминутка «Зеркало»

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру под названием «Зеркало»

Будь зеркальным отраженьем,

Повторяй мои движенья –

Раз, два, три –

Снова повтори!

Выбирается ведущий. Он становится в центре, играющие становятся полукругом. Ведущий показывает движения, играющие должны повторять их. Если ребенок ошибается, он выбывает.

- Каждое утро мы подходим к зеркалу, не обращая особого внимания на сове отражение. Давайте сейчас подойдем к нашему большому зеркалу и внимательно посмотрим на свое отражение. Покачайте головой. Что вы видите?

Ответы детей.

- прикоснитесь левой рукой к поверхности стекла. Что произошло?

- Присмотритесь внимательнее. Какой рукой вы прикасаетесь?

- Левой.

- А какой рукой делает это ваше отражение?

Ответы детей

- Ваше отражение это делает правой рукой. А теперь поменяйте руку.

-Какой рукой вы прикасаетесь к зеркалу?

- Правой

- А какой рукой это делает ваше отражение?

- Левой

- Значит, мы с вами можем сделать вывод, в зеркале все отражается…

- Наоборот

- Подумайте, где мы можем в нашей группе найти свое отражение кроме зеркала?

- Поднос, металлическая ложка.

- Поднимите салфетки, которые лежат перед вами на столах, возьмите металлические ложки. Потрогайте их. Какие они? Гладкие или шероховатые?

- Гладкие

- Блестят ли эти предметы?

- Они блестят.

- Всегда ли отражение ясное и четкое?

Ответы детей.

- Почему в ложке отражение искаженное?

- Ложка не ровная.

- Значит мы с вами можем сделать вывод: на ложке искаженное отражение, потому, что поверхность ложки не ровная.

- Возьмите металлический поднос и посмотритесь в него. Что вы видите?

-На ровном предмете отражение лучше.

- Но, все, таки, самое лучшее свое отражение мы можем увидеть только в зеркале. Но с зеркалом нужно обращаться очень осторожно. Почему?

Ответы детей

III Рефлексия

- Мы с вами совершили небольшое путешествие в Зазеркалье. Вам оно понравилось?

Ответы детей

- Что вам больше всего понравилось и почему?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свет мой, зеркальце, скажи..."

Знакомство детей с различными частями тела человека, в частности, с головой....

Статья "Свет мой, зеркальце..."

В статье "Свет мой, зеркальце..." говорится о роли и значении малых форм устного народного творчества (это потешки, попевки, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки и др.) в развитии речи детей к...

Конспект ООД в области познавательное развитие ПИД "Свет мой, зеркальце" для старшего дошкольного возраста

Задачи приоритетной образовательной области ( познавательное развитие ПИД) :- Развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности;- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анал...

Свет мой, зеркальце, скажи…

Опытным путём познакомить детей с историей возникновения зеркала и применении его свойств в жизни....

Конспект НОД на поиск нового "Свет мой, зеркальце".

Конспект НОД "Свет мой, зеркальце"....