Проект "Путешествие льняного зернышка"
проект по окружающему миру

Пахомова Наталья Георгиевна

Расширение знаний о льне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_lnyanogo_zernyshka.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

Путешествие льняного зернышка.

Вид проекта

Исследовательски-творческий

Актуальность проекта

Состоит в том, что расширение знаний о льне, способствует формированию основ экологического образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта

Воспитанники подготовительной группы МБДОУ «ЦРР – детский сад №123» и их родители, воспитатель, сотрудники ДОУ, экскурсовод, водитель

Практическая значимость проекта выделена

Дети: формирование у дошкольников основ экологической культуры;

Педагоги:

«Входят в тему вместе с детьми». Привлекают их к продуктивной деятельности  и  участию в обогащении  развивающей предметно - пространственной среды.

Родители:

расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, участвуют в подготовке материала к проекту.

Проблема педагогического проекта

Отсутствие у воспитанников представлений о том, что такое лен и что делают из льна.

Цель проекта

Расширение представлений о том, что делают из льна

Проблемный вопрос

Как рубашка может вырасти в поле? (показ зернышка льна)

Задачи проекта

Задачи для детей:

- формировать у детей элементарные представления о выращивании льна;

- познакомить с этапами выращивания растения и его обработки;

- прочесть с родителями книги (энциклопедии) о том, как из зернышка льна получается рубашка;

- прочесть с родителями русские народные сказки о льне;

- выполнить с родителями эмблему и подобрать слоганы для проекта, пословицы и поговорки;

- посмотреть с родителями мультфильмы по теме проекта;

- выучить совместно с родителями стихотворение для праздника;

- выполнить с родителями поделку из природного материала для выставки;

- самостоятельно оформить приглашение на праздник для родителей;

- с воспитателем в группе участвовать в подготовке к экологическому празднику; подготовить работы для выставки;

- участвовать в посадке, уходе и наблюдению за ростками льна в уголке природы и на грядке группы;

- участвовать в мастер – классе «Изготовление куклы из льняных ниток»

- найти информацию о том, как выращивали и обрабатывали лен наши предки;

- изучить материал по теме;

- исследовать льняную ткань;

- понаблюдать за ростом льняного зернышка;

- рассмотреть процесс обработки льна;

- пересказать К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

Задачи для родителей:

- осуществить поиск информации по просьбе воспитателя по теме педагогического проекта;

- помощь в оформлении среды группы к экологическому празднику по заданию воспитателя;

- формирование ценностных ориентаций и норм поведения в природе у детей посредством чтения детской энциклопедии о растениях;

- формирование экологической культуры у ребенка посредством чтения произведений о природе;

- подготовить ресурсы для проведения проекта;

- способствовать в продуктивной творческой деятельности детей на тему экологического праздника;

- организовать коллективное посещение на ткацкую фабрику и подготовить фото - отчет о поездке с ребенком;

- выучить с ребенком стихотворение к празднику;

- участвовать в конкурсе эмблем и слоганов с детьми;

- посмотреть мультфильм с ребенком по теме проекта;

- выучить стихотворение по теме проекта с ребенком;

- выполнить с ребенком поделку для выставки, из природного материала по теме проекта;

- участвовать в создании коллективного плаката «Батюшка - лен!».

Задачи для воспитателей:

- замотивировать родителей на активное участие в реализации проекта;

- согласовать тему и продукт педагогического проекта (с детьми и родителями);

- согласовать с родителями необходимые ресурсы для проведения проекта;

- привлечь родителей к проведению совместных мероприятий;

- организация взаимодействия между родителями и детьми;

- подобрать и проанализировать источники по теме: «Что получается из льняного зерна»;

- оформить развивающею среду группы к празднику с родителями и детьми;

- разработать концепцию проекта: цель, задачи предстоящей работы;

- проведение входной диагностики о знаниях детей «Как из льняного зернышка получается рубашка»;

- подготовить опросник;

- создать благоприятные условия для продуктивной деятельности с детьми;

- сформировать положительные отношения к экологическому празднику «Батюшка лен» в ходе продуктивной деятельности;

- презентация - познакомить с историей «Как рубашка в поле выросла»;

- уточнение и расширение знаний о том, как растет лен посредством посадки, ухода и наблюдений за ростками льна в уголке природы в экологическом эксперименте (стаканы, посадка-март, конец апреля- посадка и уход, наблюдение);

- провести конкурс эмблем и слоганов для детей и родителей по льну;

- развитие мелкой моторики рук в ходе выполнения композиции из пластилина ,аппликации природного материала, соленого теста;

- провести ООД по аппликации «Как растет лен»;

- провести ООД по лепке из соленого теста «Цветок льна»;

- провести ООД по рисованию «Как выращивают лен» (коллективная композиция «льняное поле»);

- нарисовать коллективный плакат «Батюшка – лен»;

- актуализировать и объединить полученные представления о льне детей и родителей посредством выставочной композиции;

- проведение мастер-класс на празднике «Изготовление куклы из льняных ниток» (С детьми и родителями);

- подготовить презентацию проекта для подведения итогов на родительском собрании.

Ресурсы проекта

Информационные:

1.«От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комарова,

М. А. Васильевой. Познавательное развитие. 2019

2 Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по

ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с

детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-80 с.

3 Проекты в дошкольной образовательной

организации : технология и содержание проектной

деятельности / авт.-сост. Н.П. Битютская. – Изд. 2-е,

перераб. – Волгоград : Учитель, 2016.– 207 с.

4 Окружающий мир : интегрированные занятия с

детьми 4-7 лет / авт.-сост. М. П. Костюченко. – Изд. 2-

е, перераб. – Волгоград : Учитель, 2018.– 188 с.

Человеческие:

- воспитанники старшего дошкольного возраста ДОУ и родители;

- педагогические сотрудники ДОУ.

Финансовые:

- помощь родительского комитета в оформлении и приобретении семян льна, дидактических пособий, образцов тканей,

Материально-технические:

принтер, персональный компьютер, телевизор для просмотра презентаций, фотоаппарат, флеш – накопитель,колонки.

Особенности проекта

Коллективное посещение на ткацкую фабрику и создание фото - отчета группой родителей и детей для сайта детского сада о поездке.

Продукт проекта

- экологический праздник «Батюшка - лен!», (может быть театрализованное представление для средней группы)

- выставка продуктов деятельности детей;

- выращенные детьми в процессе экологического эксперимента ростки льна;

- проведение мастер - класса «Изготовление куклы из льняных ниток» с детьми и родителями на празднике;

- фото - отчет родителей и детей по коллективному посещению ткацкой фабрики;.

- презентация педагогического проекта на родительском собрании.

Результат деятельности детей: развитие познавательных способностей детей путем активного деятельностного участия в процессе познания.

Продукты деятельности детей:

1. рисунки на темы: «Рисуем ткань»; «Как выращивают лен» (коллективная композиция «льняное поле»).

2. аппликация на тему: «Укрась платье для куклы»; «Укрась рубашку», «Как растет лен», коллективный плакат - коллаж «Батюшка – лен», коллажа «Полезный лѐн».

3. лепка из соленого теста «Цветок льна»

Продукты деятельности родителей:

сбор информации и материала, лоскутков ткани;

беседы с детьми об одежде, обуви, головных уборах.

оформление « Коллекции тканей».

4. Конструирование из бумаги (оригами) «Рубашка с орнаментом».

Результат деятельности педагога: разработка и внедрение в работу с детьми краткосрочного проекта по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации

Долгосрочный (с середины марта до середины мая)

Значимость проекта

Формирование у дошкольников основ экологической культуры и активизация родителей на совместную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и педагогами.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

I неделя с

15.03.2021 по 19.03.2021

1.Мотивировка родителей на активное участие в реализации проекта.

2. Согласование с родителями ресурсов, привлечение родителей к проведению совместных

мероприятий, организация взаимодействия между родителями и детьми.

3. Проведение первичной диагностики (Что знают? Что не знаю? Что нужно узнать?)

4. Согласование темы и продукта педагогического проекта с детьми и родителями.

5. Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе (размещение картин и плакатов, подбор материала для опытно – экспериментальной деятельности)

- фотоаппарат;

- ПК;

- интерактивная доска;

- колонки;

- флэш- накопитель.

- камера;

- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».  Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А Васильевой;

- Хрестоматия для старшей группы;

- сайт maam.ru.

- сайт «Мир своими руками».

Подбор и анализ источников по проблеме проектной деятельности.

Подбор информации по теме экологического праздника.

- Википедия;

- современные учебники по истории;

- энциклопедии.

- Создание мультемидийной презентации о выращивании льна.

Неактивное участие родителей в реализации проекта в связи с большой занятостью.

Изменение расписания проведения занятий в период карантина, занятия для детей и родителей в период карантина могут проводиться в режиме онлайн с использованием программы Skype с использованием камеры

Разработана концепция проекта: цель, задачи предстоящей работы.

Составлен план – схема мероприятий.

Определён продукт проекта.

Согласована деятельность с детьми и родителями.

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

22.03.2021

II неделя

Первая половина дня

Вторая половина дня:

1. Беседа об истории льна.

2. Дидактическая игра «Где используют лѐн?»

1.Чтение художественной литературы. Сказка Г.Х.Андерсена «Лѐн».

2. Подвижная игра «А на горке лѐн растѐт».

Воспитатель, дети

Развитие интереса у детей как выращивают

2303.2021

Первая половина дня

Вторая половина дня

1. Рассматривание картинок и иллюстраций о профессии пряха, ткачиха.

2. Беседа - рассуждения: «Какими качествами характера должна обладать пряха, ткачиха?».:

1.Шутливый массаж «Били лѐн»

Воспитатель, дети

Развитие интереса у детей о профессии пряха, ткачиха

24.03.2021

Первая половина дня

1.Художественное слово: Заучивание стихотворений о льне. 2.Художественный труд: «Плетение коврика»

Воспитатель, дети

Развитие интереса у детей о продуктах льна

25.03.2021

Первая половина дня

1.Художественный труд: «Куколка-оберег». Изготовление кукол из льняных ниток.

Воспитатель, дети

Расширение знаний о самодельных игрушках

26.03.2021

Пятница

Первая половина дня

Вторая половина дня

1.Просмотр видеоролика «О выращивании льна».

1.Смотр-конкурс поделок изо льна: (волокно, пряжа, ткань, семена).

Воспитатель, дети

Расширение знаний о выращивании льна

29.03.2021

III неделя

Первая половина дня

Вторая половина дня

1.Чтение художественной литературы. К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

2.Практическая работа: Экспериментальная деятельность. «Посадка семян льна в уголке природы».

1.Художественное слово: «Загадки, пословицы и поговорки о льне»

Воспитатель, дети

Расширение знаний о выращивании льна

30.03.2021

Первая половина дня

1.Виртуальная экскурсия в краеведческий музей

2. Рисование: «Льняное поле»

Воспитатель, дети

Расширение знаний о растениях.

Рисунок

31.03.2021

Первая половина дня

Вторая половина дня:

1.Ситуативная беседа: «Где используют льняную ткань, чем она отличается от других тканей»?

2.Игра-эксперимент «Найди льняную ткань на ощупь».

1.Просмотр видеоролика «Ремесло»

Воспитатель, дети

Расширение знаний о льняных тканях

01.04.2021

Первая половина дня

Вторая половина дня:

1.Беседа с детьми о пользе льна. 2.Художественный труд: Составление коллажа «Полезный лѐн».

1.Просмотр диафильма по сказке К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Воспитатель, дети

коллаж «Полезный лѐн».

02.04.2021

Пятница

Первая половина дня

1.Посещение виртуального «музея льна».

2.Конструирование из бумаги (оригами) «Рубашка с орнаментом».

Воспитатель, дети

Расширение знаний о выращивании льна

IV-неделя

05.04.2021

Первая половина дня

1.Художественно-эстетическое развитие: разучивание хороводной игры «Ленок». 2. Подвижная игра: «А на горке лѐн растѐт».

Воспитатель, дети

Расширение знаний о выращивании льна

06.04.2021

Первая половина дня

Вторая половина дня:

1.Посещение виртуального «Льнокомбината».

2.Сюжетно-ролевая игра «Пряха».

1.Подвижная игра: «Кто быстрее смотает льняную ниточку»?

Воспитатель, дети

Расширение знаний о выращивании льна

07.04.2021

Первая половина дня

1.Беседа: «Какую пользу приносит человеку лѐн»?

2.Художественно-эстетическое развитие: разучивание русской народной песни «А мы сеяли, сеяли ленок».

Воспитатель, дети

Расширение знаний о том, как полезен лен

08.04.2021

Первая половина дня

1. Аппликация: «Украсим льняную рубашку».  

Воспитатель, дети

«Украшенная льняная рубашка».  

09.04.2021

Пятница

Первая половина дня

1.Художественно-эстетическое развитие: разучивание песни «Наш ленок». 2.Практическая работа: Экспериментальная деятельность. «Окрашивание льняных ниток».

Воспитатель, дети

Окрашенные льняные нитки

12.04.2021

Первая половина дня

1.Чтение энциклопедии

Узнали: как в старые времена выращивали и убирали зерновые и крупяные культуры, какие

предметы использовали.

Воспитатель, дети

Расширение знаний о льне

13.04.2021

Первая половина дня

1.Беседа «Профессии сельского хозяйства»

2.Рассказывание по серии сюжетных картинок «О выращивании и обработки   льна»

Воспитатель, дети

Расширение знаний о смежных профессиях при выращивании льна

14.04.2021

Первая половина дня

1.Беседа о продуктах из льна.

2.Дидактическая игра «Что из чего?»

Воспитатель, дети

Расширение знаний о льне

15.04..2021

Первая половина дня

1.Беседа о том, что можно приготовить из льна.

ООД по ФЦКМ «Продукты из льна»

Воспитатель, дети

Расширение знаний о продуктах из льна

16.04.2021

Пятница

Первая половина дня

1.Художественное слово: «Загадки, пословицы и поговорки о льне»

2.Шутливый массаж «Били лѐн»

Дети группы

Воспитатель,

Расширение знаний о льне

19.04.2021

Первая половина дня

Чтение художественной литературы сказка Г.Х.Андерсена «Лѐн» и пересказ сказки.

Рисование «Герои сказки Г.Х.Андерсена

Воспитатель, дети

Самостоятельная деятельность детей

Рисунок

20.04.2021

Первая половина дня

1.Рисование техники для обработки льна.

2. Подвижная игра «А на горке лѐн растѐт».

Воспитатель, дети

Рисунок.

21.04.2021

Первая половина дня

1.Творческое рассказывание: «О чѐм могут рассказать цветы льна»?

2. Игра « Где используется лен»

Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель, дети

Рисунок

22.04.2021

Первая половина дня

1.Художественный труд: «Плетѐм поясок».

Воспитатель, дети

Льняной поясок

23.04.2021

Пятница

Первая половина дня

1.Чтение художественной литературы. Рассказ И. Ивича «Тереблѐный, мятый, треплѐный».

2.Лепка из соленого теста «Цветок льна»

Воспитатель, дети

Расширение знаний о тканях из льна

«Цветок льна» из соленого теста

26.04.2021

Первая половина дня

1.Практическая работа: Экспериментальная деятельность. «Вытягивание ниточки из льняного волокна»

Воспитатель, дети

Льняная нить

27.04.2021

Первая половина дня

1.Практическая работа: Экспериментальная деятельность. «Добывание масла из семечка льна».

Воспитатель, дети

Льняное масло

28.04.2021

Первая половина дня

Аппликация коллективный плакат - коллаж «Батюшка – лен»

Воспитатель, дети

плакат - коллаж «Батюшка – лен»

29.04.2021

Первая половина дня

1.Аппликация на тему: «Укрась платье для куклы»;

2.Подвижная игра «А на горке лѐн растѐт».

Воспитатель, дети

платье для куклы

30.04.2021

Пятница

Первая половина дня

1.Создание альбома тканей.

2.Игра-эксперимент «Найди льняную ткань на ощупь».

Воспитатель, дети

Альбом

 « Коллекция тканей».

04.05.2021

Первая половина дня

1.Дидактическая игра «Четвертый лишний» (продукты льна)

2. Оформление выставки продуктов деятельности детей и родителей

Воспитатель, дети

Закрепление знаний о выращивании льна

Подготовлена выставка продуктов деятельности детей и родителей

05.05.2021

Первая половина дня

1.Репетиция праздника

Воспитатель, дети

Корректировка выступления детей.

06.05.2021

Первая половина дня

Подготовка среды группы к праздничному мероприятию.

Воспитатель, дети,родители

Подготовлена среда группы к праздничному мероприятию.

07.05.2021

Пятница

Первая половина дня

1.Аппликация «Приглашение на праздник для родителей

2.Высадка растений на грядки

Самостоятельная деятельность детей

приглашения для родителей

 на праздник

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

11.05.2021

Экологический праздник:

- проведение мастер - класса на празднике «Изготовление куклы из льняных ниток» с детьми и родителями;

- конкурс чтецов;

- выставка продуктов деятельности;

- фото - отчет родителей и детей об экскурсии на ткацкую фабрику

Поставленные задачи реализованы

Поставленные цели достигнуты

Публикация статьи на сайте maam.ru по реализации педагогического проекта.

Публикация статьи на сайте МБДОУ «ЦРР детский сад №123»

12.05.2021

-Выставка продуктов деятельности детей

- Праздник

Поставленные задачи реализованы

Разработка совместного проекта воспитателя, детей и родителей.

Публикация статья на сайте maam.ru о педагогическом проекте.

13.05.2021

Нетрадиционное родительское собрание с детьми

Поставленные задачи реализованы

Оформление презентации об этапах проекта и его результатах для выступления с сообщением о проекте на родительском собрании.

Видео- презентация для сайта детского сада №123.

«Завершение педагогического проекта «Как из зернышка вырастает рубашка?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие зернышка.(занятие о хлебе)

Занятие по развитию познавательной деятельности на тему "Хлеб"....

Кружковая работа "Зернышко к зернышку"

Кружковая работа "Зернышко к зернышку" (аппликация с использованием прородного материала)...

Занятие «Зернышко - колосок, колосок-зернышко, зернышко-хлебушек!»

Цели: Расширить кругозор детей через первичное представление: как выращивали хлеб. Объяснить детям понятие: «хлеб - всему голова»; совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать ...

Конспект НОД в подготовительной группе "Секреты льняной ткани"

Конспект НОД  в подготовительной группе "Секреты льняной ткани"...

Исследовательский проект "От зернышка к зернышку"

Этот проект поможет детям получить новые знания, почувствовать красоту и щедрость родной земли, разовьет фантазию и обогатит внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас....

Игровое пособие Мозаика на льняном полотне.

Целевая аудитория, применение: предназначена для детей 1-3 лет в ясельных группах, так же для воспитанников с ОВЗ в индивидуальной и подгрупповой работе.Пособие используется во время занятий, а также ...