Конспект НОД в подготовительной группе "Секреты льняной ткани"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД  в подготовительной группе "Секреты льняной ткани"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  № 1 г. Феодосии Республики Крым»

Конспект НОД  в подготовительной группе

«Секреты льняной ткани»

Образовательные области – познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Подготовила воспитатель первой категории Варламова Т.Ю.

2016 г.

Конспект НОД  в подготовительной группе

«Секреты льняной ткани»

Программные педагогические задачи: 

Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления;

 расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Планируемые результаты: 

Проявляет активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами  одежды; уважительно относятся к нелегкому труду людей; активен в беседе на интересующую его тему.

Словарная работа: 

прялка,   полотно, лен, мялка, нить, прясть, рубаха, ткать, ткачество, косоворотка, крашенник.

 Подготовительная работа: 

Рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение  рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.

Материал: сундучок, иллюстрации по теме, льняная салфетка, кусочки ткани для окрашивания, сок свеклы, моркови, чай каркаде.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, скажите, для чего людям нужна одежда?

Ответы детей

Воспитатель: правильно одежда согревает нас в холод и защищает от солнечных лучей в жару, она скрывает нашу наготу и украшает нас.

Откуда же человек берет одежду?

Ответы детей

Воспитатель: все верно, одежду шьют из тканей  на фабриках, в ателье, а затем ее продают в магазинах.

В старые времена не было фабрик по производству тканей, да и по пошиву одежды тоже не было. Однако, люди, в отличие от дикарей носили одежду.

Интересно, откуда они ее брали? Хотите узнать об этом больше?

У меня есть волшебный «Бабушкин сундучок», он таит немало секретов, открыв его можно  узнать  много интересного.  Но для того, чтобы он открылся, нужно ответить на вопросы и отгадать загадки – это и будет ключом, который откроет сундучок. Вы готовы?

А сейчас скажите,  из какой сказки этот отрывок:

1. Ткать холсты героине помогала коровушка?

Дети: Русская народная сказка «Хаврошечка»

2. В какой сказке А.С. Пушкина  старик ловил неводом рыбу,  а старуха пряла свою пряжу?

Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.

3. Мороз подарил девочке платье, расшитое серебром и золотом?

Дети: Русская народная сказка «Морозко».

4. Вместо шапки на ходу

Он одел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки…»

Дети: С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный».

5. «Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха.

Тут шляпа повернулась и поползла к дивану»

Дети: Н. Носов «Живая шляпа»

Воспитатель: Смотрите, ребята, сундучок открылся, что же в нем лежит?

Посмотрите – это льняная салфетка, а еще  здесь лежат интересные картинки.

Посмотрите, вот  какую одежду носили  русские  люди  в старину.

Где же брали люди одежду? (сами делали). Скажите, из какой ткани шили одежду?

Дети:  Из льняной.

Льняную одежду носили люди богатые и бедные, и даже цари. Льняные вещи служили долго, их носили много лет и передавали по наследству. Полотенца и скатерти переходили от бабушек внучкам, и служили поколениям.

Мужчины носили рубахи свободного кроя с длинным узким рукавом. Такая рубаха доходила до колен, а у ворота имела разрез, поэтому ее называли косоворотка. Рубахи подпоясывались поясом.

Женская рубаха отличалась длиной, которая доходила до щиколоток. Ее подпоясывали нешироким поясом. Замужние женщины поверх рубахи надевали юбку. Дети на Руси носили только рубашонки. Их шили не из нового полотна, а обязательно из старой одежды родителей. Считалось, что пока ребенок не  окреп  ни телом, ни душой – только родительская одежда может защитить от порчи и сглаза.

Царские особы носили рубахи такого же кроя, что и бедный люди. Отличалась их одежда только качеством материала и богатым украшением.

Игра «Доскажи словечко»

Эта часть костюма не мужской кафтан.

Носит красна девица длинный (сарафан)

С давних пор краса девицы  - не румяна, не ресницы.

Всюду русская краса  - с  лентой длинная (коса)

Ходит девица с косой  с непокрытой головой,

Красоте помощник - расписной (кокошник)

Ворот вышит, а застёжка с боку возле  (подбородка).

Всем наряд известен этот как  - (косоворотка)

На Руси с давних пор Головной носят  (убор).

Платки для женщин украшенье.  Носят их они с уменьем.

Шиты золотом сапожки русские, Блестят на солнышке носочки узкие. Идёт красавица, плывёт лебёдушкой, И все любуются её красой!

Чтобы сшить рубаху, девушки и  женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен, из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

 Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашка в поле росла? А вот крестьянская девочка Таня из рассказа К. Д. Ушинского « Как рубашка в поле выросла»  - видела.

Послушайте небольшой отрывок из этого рассказа:

 - Увидела Таня, как отец ее горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зернышки и спрашивает:

 - Что ты, тятя,  делаешь?

 - А вот, сею ленок, вырастает тебе и Ваське новая рубашечка.

Удивилась Танечка. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Татьяна: «Хорошо, если бы у меня была такая же рубашечка»…

 Прошло время, зацвел лен голубыми цветочками…

«У братца Васьки такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек я таких ни на ком не видела.

Когда цветочки опали, на их месте появились зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергивали весь лен с корнем. На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собрались, как на праздник, и говорили Тане; «Славная у тебя будет рубашечка».

Рассказ сопровождается показом иллюстраций

Лен выдергивали с корнями,  завязывали снопики,   приговаривали:  «Ты удайся, мой ленок!»,  для того чтобы лён вырос густым, крепким. Затем лён мяли (удаляли твёрдую оболочку стебля),  трепали (разделяли стебель на тонкие волокна), чесали (выравнивали льняные пряди). С 18 октября , на день Харитины,  женщины и девушки начинали прясть.  В народе говорили: День Харитины-первые холстины.

Льняные волокна с помощью прялки вытягивали и скручивали,  превращая в нити длинные  и прочные.

        Позолоченная прялица ,

        Мы прядём,  а нитка тянется,

        Мы прядём,  а нитка тянется,

        Нам работа наша нравится.

Из ниток на ткацком станке делали ткань. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы.

Физмунутка

Уж мы сеяли, сеяли ленок,          Дети показываю, как разбрасывают

Белые славные волокна льна.        зерна,  сеют.

                                                                 

Уродись, наш ленок,                         Показывают  лён тонкий, длинный и

Тонок, долог и высок                         высокий

 

Лён ленистый волокнистый,         Показывают тянут нитки

К шитью ниткой шелковистой!

Мы леночек рвали, жали                Показывают, как рвут лён, обрезают,

Обрезали, в поле стлали,                стелют, вяжут в сномы

Во снопочки собирали

А сушили -  приговаривали,                 Стучат ногами 

Лапотками приколачивали:

«Ты, удайся, удайся, ленок,         Руки расставляют в стороны

Белые, славные волокна льна,         Показывают  лён тонкий, длинный и

«Ты, удайся, удайся, ленок,         высокий

Тонок, долог и высок,

Лён ленистый волокнистый,         Показывают тянут нитки

К шитью ниткой шелковистой!

Вот удался,  удался ленок,                 Показывают, как прядут

И мы пряли, пряли ленок.

Белый, славный наш ленок,         Показывают, будто в руках платок

Вышивали дивный платок!

Воспитатель: Вот и готова льняная ткань! А какой цвет имеет  натуральная льняная ткань?

 Дети: Серый.

Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что же они делали, чтобы одежда стала цветной?

Дети: Они красили ткань.

А чем? Где взять краски   для окрашивания ткани?

Дети отвечают, что в то время люди использовали растения зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику.

Как называли людей, которые красили ткань?       
Дети: Крашенники.

Крашенники брали краски у самой природы:

Зверобой  окрашивал ткань в красный цвет - означая - праздник, радость, тепло.   Лук и такие растения как, бессмертник, вереск, череда,   давали  желтый  - цвет солнца, богатства, и  коричневый цвет - символ земли – кормилицы.

Оранжевый цвет получали с помощью коры ольхи черной

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня или ягод черники.  Голубой цвет  - символ неба, молодости;

Птичья гречиха и вайда окрашивали материал в синий цвет.  Для получения зеленого цвета брали стебли и листья крапивы двудомной и вахты (трилистника), корни пижмы. Зеленый -  это цвет травы, растений, природы.

Почему же люди так ценили и берегли одежду?

Она тяжело доставалась людям, приходилось затрачивать огромный труд.

Воспитатель: предлагаю провести опыты по окрашиванию кусочков ткани природными красителями, а именно – соком моркови, свеклы, чаем каркаде

Экспериментальная деятельность детей

Итог. Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна, в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней «дышит".

Плоха она тем, что быстро мнется и с трудом разглаживается.

Современные люди продолжают выращивать лен. Но для посева, ухода и сбора и обработки льна используют  специальные комбайны, механизмы. Ткань ткут на современных ткацких станках. Однако, получение льняной ткани – это очень длительный и трудный процесс.

В наше  время одежда из льна  очень популярна, ее можно купить,  но стоит она достаточно дорого  благодаря своим экологическим свойствам, а именно – она сшита из натуральной ткани.  В жаркие дни крымского лета  я очень советую вам носить сарафаны, брюки, шорты, рубашки из льна, вспоминая при этом как тяжело доставался ленок нашим предкам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации из ткани в подготовительной к школе группе на тему: "Украшение платка"

Программное содержание: Закрепить навыки создания узора на квадрате с использованием известных элементов народных росписей, геометрических, растительных орнаментов. Учить самостоятельно придумывать ко...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе "Расписные ткани"

Данный конспект образовательной ситуации демонстрирует деятельностный подход в дошкольном образовании. Будет полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Откуда ткань к нам пришла».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Откуда ткань к нам пришла»....

«Конспект НОД ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...