Лексическая тема " Деревья и кустарники"
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)

Екатерина Анатольевна Гинатулина

Материал для воспитателей по лексической теме "Деревья и кустарники" в старших и подготовительных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_derevya_i_kustarniki.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема недели «Деревья и кустарники»

1. Беседа о деревьях и кустарниках.

 Мы встречаем деревья повсюду. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья. У других, вечнозеленых, листья растут круглый год. К ним относятся хвойные деревья. У хвойных деревьев узкие листья, называемые иголками, которым не страшны холода. В кронах деревьев живут птицы и белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев. Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Также в лесу растут и кустарники. Они отличаются от деревьев: у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева.

Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)

Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черенок сидит на ветке, образуется дряблый поясок, лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинают дуть сильные ветра, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Мы уже говорили, что это явление называется… листопадом. Так деревья готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», сбросив листву.

2. Беседа по вопросам.

 Какие деревья вы знаете? (Лиственные и хвойные).

 Где растут деревья?

Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)

 Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?

 Деревья живые или неживые?

Кто (или что) им помогает расти?

 3. Дидактическая игра «Опиши дерево». Рассмотреть изображения деревьев и описать их.

 Береза имеет гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб имеет … толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

У клёна … ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

У рябины … ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно.

У рябины есть красные ягоды.

 4. Дидактическая игра «Какие бывают леса?».

 Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - … хвойный.

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - … лиственный.

Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес - … смешанный.

Если в роще растут берёзы, то это - … берёзовая роща.

Если в роще растут дубы, то это - … дубовая роща.

 Если в роще растут клёны, то это - … кленовая роща.

 5. Подбор слов-признаков.

 — Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы …

 — Лист липы …

 — Лист тополя …

— Лист дуба…

— Лист рябины …

6. Дидактическая игра «Назови ласково» 

Ель – ёлочка. Сосна – сосенка. Береза – березка. Иголка – иголочка. Ветка – веточка. Шишка – шишечка.

7. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый. Дерево высокое, а кустарник ... Один кустарник большой, а другой ... У ели ветки толстые, а у осины ... Бывают корни длинные, а бывают ...

8. Дидактическая игра «Подумай и скажи».

 Предложить детям по выставленным на наборном полотне картинкам назвать деревья во множественном числе и ответить на вопросы:  Что это? (Березы)  Чего много? (Берез)  К чему подойдешь? (К березам)  Что видишь? (Березы)  Чем любуешься (Березами)  О чем расскажешь? (О березах)

9.Игра «Назови приметы осени»

Солнце осенью  … светит, но не греет.

Осенью часто … идут дожди.

Осенью дует … сильный, холодный ветер.

Осенью листья … желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы … улетают в теплые края.

Осенью звери … делают запасы на зиму.

Осенью люди … с полей и огородов убирают урожай.

 10.  Физкультминутка:

Мы листики осенние на веточках сидели,

Ветер дунул, полетели, мы летели, мы летели

И на землю тихо сели…

Ветер снова побеждал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

        

11. Загадки о деревьях.

Встал стеною до небес, 
Перед нами чудо... (лес)

Это дерево не елка.
Хоть есть шишки и иголки. 
Как колонна каждый ствол, 
Сверху крона, как шатер... (сосна)

Зимой и летом одним цветом...(Ель)

У меня длинней иголки, чем у елки, 
Очень прямо я расту в высоту... (сосна)

Русская красавица,

Стоит на поляне.

В зеленой кофточке,

 в белом сарафане…(береза)

Из деревьев ранним летом,

Вдруг снежинки запорхают.

Но не радует нас это,

Мы от этого – чихаем…(тополь)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки…(лиственница)

Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки!...(кедр)    

12.Пальчиковая гимнастика   «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,
(
загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(
сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.

13.Физкультминутка «В лес отправимся гулять»

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.

Может быть, и под листочком сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.

Отдохнули, вот и славно.

14. Дидактические игры.

- Игра «От какого дерева лист?»   

- Игра «Чьи плоды?»

- Игра «Доскажи»

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

- Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.

- Игра  «Назови много». Образование множественного числа.

У меня лист, а на дереве... (листья).

У меня ветка, а на дереве... (ветки).

У меня дерево, а в лесу... (деревья).

У меня корень, а у деревьев... (корни).

У меня ствол, а у деревьев... (стволы).

У меня береза, а в лесу... (березы).

У меня елка, а в лесу... (елки). И так далее.

- Игра  «Соберем гербарий». 

 Сорву с дуба - дубовый лист.

Сорву с клена - кленовый лист.

Сорву с березы -  березовый лист и т.д.

- Игра  «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.

Дуб около елки.

Липа около березы и т.д.

- Игра. «Угадай слово». Образование антонимов.

Дуб большой, а рябина...

Сосна высокая, а куст...

Пчела летает, а гусеница...

Дорога широкая, а тропинка...

Волк злой, а зайчик...

Опенок съедобный, а мухомор...

- Игра  «Что это?» 

 Береза, осина, дуб — это... (деревья).

Сирень, орешник, шиповник — это... (кусты).

-Игра «Составь предложение» (от 5 лет). Работа с деформированными предложениями.

Инструкция: Послушай слова и составь правильное предложение.

-Дует, осень, ветер, холодный.

-Желтеют, на, листья, деревья.

-Земля, трава, на. увядает.

-Улетают, юг. на. птииы.

-Мелкий, осень, моросит, дождь.

15.Заучивание,  чистоговорки

«Над калиной, над малиной

Пух летает тополиный.

Клены, пихты, ивы, ели.

Дуб и пихта побелели.

В гости дождик зачастил,

старый тополь загрустил».

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу

СУ – СУ – СУ - воздух свеженький в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать

АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять

РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ - высокие деревья

ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща

РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА - белая береза

ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы

ОЛ-ОЛ-ОЛ- у березы белый ствол

ХА – ХА – ХА - ветвистая ольха

ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - изогнутая елка

СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина

СИНА-СИНА-СИНА - дрожащая осина

НА-НА-НА- высокая сосна

СНА-СНА-СНА- пахучая сосна

СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей

ХА – ХА – ХА - тонкая ольха

РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень

УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст

ИН – ИН – ИН – маленький жасмин

СИНА – СИНА – СИНА - дрожащая осина

СНА – СНА – СНА - пахучая сосна

ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - колюченькая елка

БЫ – БЫ – БЫ - коренастые дубы

ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены

ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя                        

ТВА – ТВА – ТВА - мягкая листва

ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада

АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем листья собирать

АЗУ – АЗУ – АЗУ - лист поставим в вазу

РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ - этот лист с березы                                                     

АНА – АНА – АНА – листики каштана

ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу

ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы

ВЕР – ВЕР – ВЕР - из листиков ковер

РА – РА – РА – на стволе кора

ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни

ИКА – ИКА – ИКА - поспевает голубика

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат малины

ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику

ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику

ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем землянику

ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опята

ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги

ВИК – ВИК – ВИК - вырос боровик

ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслята

БЫ – БЫ – БЫ - белые грибы

ОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под сосной

ОР – ОР – ОР - конопатый мухомор

АНКА – АНКА – АНКА - бледная поганка

ОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор

 16. Чтение и беседа по рассказу «Береза».

    Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус.

Словарная работа (с использованием наглядных примеров).
Объяснить значение слов "туесок", "лукошко", "береста". 

Игровое упражнение "Подскажи словечко" употребление предлогов.
Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла ... (под) дерево. Она спряталась ... (в) дупле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема Деревья и кустарники.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫДети должны знать:названия основных (в данной местности) деревьев, их клас­сификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фрукто­вые, лес — бор — чаща — сад);внешнее...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Деревья и кустарники"

Рекомендации для родителейй по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Деревья и кустарники" в старшем дошкольном возрасте...

Развитие связной речи в ходе освоения лексической темы "Деревья и кустарники"

Материал для занятий дома с родителями в период самоизоляции....

Тематический материал к лексической теме "Деревья и кустарники"

Тематический материал к лексической теме "Деревья и кустарники". Стихотворения,загадки,пословицы...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Деревья и кустарники в осенний период" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения и задания для активизации речевой деятельности, обогащении словарного запаса,  развития грамматического строя и связной речи, а также мелкой мо...

Лексическая тема "«Деревья и кустарники»" 2-ое занятие – «Кустарники»

Представлены изображения  на тему "Кустарники", загадки, корневая система сходства и различия...