развивающие игры с природным материалом
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Соловьева Наталья Сергеевна

Дети раннего возраста — это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё рассмотреть и потрогать. Игры с природным материалом способствуют умственному и речевому развитию детей, формированию у них познавательного интереса, умения взаимодействовать друг с другом, проявления творческих способностей. В процессе совместной игры формируется доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_prirod._mater_materialom.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека игр с природным материалом развитие детей раннего возраста

Слайд 2

Игра «Спрячь в ладошке». Цель: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; развивать умение соотносить предметы по величине, развивать внимательность, мелкую моторику рук. Материал: маленькие и большие ракушки. Описание: воспитатель дает ребенку большую маленькую ракушки и говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая маленькую ракушку и пряча ее в ладошке). Предложить ребенку сделать тоже самое. Повторить фокус с большой ракушкой. Сравнить ракушки между собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с любыми другими предметами.

Слайд 3

Игра «Повтори орнамент» Цель : способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти. Материал: ракушки разной величины Описание: воспитатель дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.

Слайд 4

Игра «Здравствуй, песок» Цель игр ы: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать представление о том, что сухой песок обладает таким свойством как сыпучесть; формировать положительное отношение к песку Материал: песочница для групповых или индивидуальных игр Описание игры Песочная фея предлагает поздороваться с песком. Напоминает, что люди здороваясь, жмут друг другу руки и предлагает нежно, а потом сильно поздороваться с песком. Ребенок дотрагивается до песка одной рукой, потом второй, затем двумя руками одновременно. Дотрагиваясь ладошкой до песка, ребенок сжимает кулачок и медленно высыпает песок в песочницу. Берет песок на ладошку и, раздвинув пальчики, наблюдает, как он медленно сыпется. Зачерпнув песок двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, песчинка за песчинкой он просыпается опять в песочницу. Детям можно предложить описывать и сравнивать свои ощущения: приятно – неприятно, тепло – холодно, колючее, шершавое и т.д.

Слайд 5

Игра «Необыкновенные следы» Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать формированию конкретных представлений о том, что сухой песок сыпучий и поэтому на нем не остаются отчетливые следы. Материал: песочница для групповых игр с сухим песком Описание игры Песочная фея предлагает детям вспомнить, как много разнообразных следов оставляют люди, кошки, собаки, птицы на снегу. Эти следы можно хорошо рассмотреть и отгадать, чьи они. А на сухом песке следы становятся необыкновенными. Детям предлагается показать: как идет медведь – с силой надавливать кулачками на песок, как прыгает заяц – кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; как ползет змея – ребром ладони провести волнистую линию по поверхности песка: как бегут жучки – всеми пальцами имитируется движение насекомых. Дети наблюдают, что после совершенных ими движений песок осыпается и делает оставленные следы причудливыми. Можно предложить детям придумать кто и какие следы может оставить на песке. В дальнейшем эту игру можно провести как игру-загадку: один из детей оставляет следы на поверхности песка, а другие пытаются отгадать: это медведь прошелся, змея проползла или жучек пробежал.

Слайд 6

Игра «Отпечатки» Цель игры : способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать формированию конкретных представлений о том, что влажный песок пластичный, ему легко придать любую форму. Материал: песочница с влажным песком, формочки для песка Описание игры Песочная фея рассказывает детям, что прочитала очень интересное стихотворение, которое называется «Печатки» Я в песочнице играю, Насыпаю, насыпаю, Формочкой песок - прижму. Может, ежик или зайчик, И красивый попугайчик. А быть может бегемот Широко раскроет рот. Детям предлагается поиграть в такую же игру. Сначала взрослый будет изготавливать барельефные или горельефные отпечатки при помощи формочек на песке, а ребенок отгадывать, что же отпечаталось на песке. Потом один из детей готовит отпечаток, а другие дети отгадывают.

Слайд 7

Игра «Здравствуй, водичка!» Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о том, что вода жидкая и может просачивать¬ся ; формировать эмоционально-положительное отношение к воде. Материал: емкость с водой. Описание игры : взрослый предлагает поздороваться с водой. Для этого ребенок дотрагивается до поверхности воды одной рукой (ладошкой и тыльной стороной), потом другой, затем двумя руками. Педагог отмечает, что если делать все движения медленно аккуратно, то вода будет нежной, ласковой и не будет разбрызгиваться. Предлагает вспомнить, как дети здоровались с песочком, сжимая его в кулачке. Дети пытаются таким же образом поздороваться и с водой. Затем взрослый складывает ладони лодочкой, зачерпывает воду и приговаривает: Всем нужна водичка -И рыбке, и птичке, И деревьям в лесу, И цветочкам на лугу. И котятам, и тигрятам, Даже маленьким ребятам. Везде и всегда Помогает нам вода. Зачерпнув воду двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, капля за каплей просачивается опять в емкость с водой. Детям постарше можно предложить описать и сравнить свои ощущения: приятно - неприятно, тепло - холодно, мокро и т. п..

Слайд 8

Игра «Тонет…не тонет» Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать представления о том, что легкие предметы вода выталкивает, а тяжелые в ней тонут Материал: емкость с водой, разнообразные мелкие предметы Описание игры Хозяйка воды предлагает поиграть в игру-загадку. Она будет показывать предмет, а дети будут угадывать: этот предмет тонет в воде или не тонет. После высказанного предположения предмет кладут в воду и проверяют. Желательно подобрать предметы различной величины и из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические, стеклянные, резиновые, бумажные и комбинированные). Затем ребенок достает предмет из воды и кладет в одну коробочку плавающие предметы, а в другую тонущие. Так продолжается пока все предметы не будут испробованы и размещены по отдельным коробочкам.

Слайд 9

Игра «Ты неси, неси река» Цель игры: способствовать формированию представлений о таком свойстве воды как текучесть Материал : разнообразные палочки, бумажные кораблики, пластмассовые коробочки, бутылочки Описание игры Возьмите разнообразные палочки, бумажные кораблики, пластмассовые коробочки, бутылочки и т.д. и предложите ребенку пустить их в плавание. Обратите внимание детей на силу потока воды, на то, что вода может перемещать предметы. Предложите ребенку подумать, почему в одном месте вода бежит, журчит, а в другом собирается в лужу.

Слайд 10

Игра «Сочини музыку» Цель игры : способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать представление о том, что вода может издавать разнообразные звуки. Материал: стеклянные сосуды разных размеров, вода, стеклянная палочка Описание игры Хозяйка воды рассказывает, что вода не только хорошая художница, но и прекрасная исполнительница чудесной музыки. Взрослый наполняет разным количеством воды стеклянные сосуды разной величины. Он берет в руку стеклянную палочку и слегка ударяет по краю сосудов и предлагает послушать, как они звенят. Можно предложить ребенку отливать-доливать воду в сосудах и прислушиваться, как это изменяет звук. Таким образом, он сам обнаруживает, что различное количество воды влияет на звон. Когда каждый сосуд будет звучать по-своему, можно предложить ребенку сыграть мелодию.

Слайд 11

Игра «Попробуй удержать» Цель игры: способствовать сенсорному развитию детей раннего возраста; формировать представления о том, что вода легко просачивается Материал: емкость с водой Описание игры Хозяйка воды загадывает детям загадки «Что в руке не удержать?», «Что в решете не унести?» и предлагает проверить так ли это. Ребенок дотрагивается до воды одной рукой, потом второй, затем двумя руками одновременно. Дотрагиваясь до воды, ребенок зачерпывает ее одной, двумя ладошкой и наблюдает, как медленно, капля за каплей вода просачивается опять в миску. Если в игре принимают участие несколько детей, можно внести элемент соревнования. Дети одновременно зачерпывают воду ладошками и стараются ее удержать как можно дольше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с природным материалом (ракушками)

Развивающие игрыс природным материалом (ракушками) Игра №1 «Угадай на ощупь»Цель: - помочь ребенку научиться правильно   пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира...

Консультация для педагогов "Игры с природными материалами" (с водой, песком, природным материалом) (старший дошкольный возраст).

По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством во...

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

игры с природным материалом. игры с песком

игры представлены как для педагогов, так и для родителей...

Развивающие игры с природным материалом для детей младшего дошкольного возраста

Дети младшего возраста - это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у них постепенно, в результате многократных встреч. При знакомстве с окружающим миром малыши хотят всё ра...

Развивающие игры с природным материалом

Развивающие игры с природным материаломАвторские игры с плодами деревьев для детей 2-3 лет.Дети раннего возраста — это маленькие исследователи. Интерес к природным объектам формируется у н...

Открытый урок на тему игры с природными материалами. Игры с солью.

Название «Яркие воспоминания лета»Цель: развитие сенсорных систем, произвольного внимания и мелкой моторики ребенка;Задачи: стимулирование сенсорных анализаторов; развитие мелкой моторики,...