Песочная страна
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
фрагмента занятия «Песочная страна»
Цель: активизировать исследовательскую и познавательную деятельность детей.
Задачи: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду; выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость; познакомить со способом изготовления цветного песка, рисунка из песка, научить пользоваться тёркой.
Материалы: емкости с песком, глиной, водой, лупы, листы белого картона, клеевые карандаши, цветные мелки, тёрки, ложки, салфетки.
Ход фрагмента занятия:
Дети работаю в двух группах: одни с песком, другие с глиной.
Воспитатель: Ребята к нам сегодня в гости пришёл Дед Знай. Угадайте, почему его так зовут? Правильно, потому что он очень много знает и хочет узнать, что знаете вы. Дед Знай хочет задать вам вопросы. А если вам трудно будет на них ответить, то он вам поможет.
Дед Знай очень устал с дороги. Сегодня он наш гость. Скажите, ребята, а как мы встречаем гостей? Правильно, мы их угощаем. А давайте мы угостим дедушку из необычной посуды, которую сделаем своими руками.
Дед Знай спрашивает:
- Что это у вас в тарелочках? (Песок, глина).
- Как мы можем сделать посуду из песка и глины?
- Можно ли лепить из песка? Из сухого? Почему мы не можем лепить из сухого песка? Из мокрого? А из глины?
Давайте слепим на дощечке бокальчики для Деда ЗнаяМолодцы, ребята!
Какие красивые бокальчики у вас получились. Помойте ручки и вытрете их салфеткой.
А теперь из стаканчика нальём в наши бокалы воды для Деда Зная.
Что же у нас произошло?
Бокалы из песка разрушились и не держат воду, а бокалы из глины наполнены водой. Почему же так получилось? (Ответы детей).
- Как песок сохраняет форму? А глина? (Песок плохо сохраняет форму, он сыпучий. Глина хорошо сохраняет форму, она пластична.)
- Ребята, Дед Знай принёс нам какие-то приборы . Кто знает, что это?(Лупы).
- Для чего люди используют лупы? (Чтобы увидеть мелкие предметы в увеличенном виде).
Давайте возьмём в ладошки немного песка (глины) и рассмотрим песок (глину) в увеличенном виде. Поменяйтесь местами. Дед Знай спрашивает:
- Из чего состоит песок? Какой он? (Песчинки маленькие полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу).
- Из чего состоит глина? (Из ещё комочков разных размеров, частички глины мелкие, они прилипают друг к другу.)
- Так почему же глина плохо впитывает воду? (У глины частички ближе друг к другу, плохо пропускают воду).
- Где больше луж сразу после дождя – на песке или на глинистой почве?
- Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды).
Возьмите совочки, подойдите к нам. По очереди попробуйте сыпать песок и глину в центр подноса.
- Какие горки получились? (Из песка ровная, похожа на конус, а глина беспорядочно развалилась.)
- Что легче сыпалось? Песок сыпется легче, потому что он сыпучий. Глина высыпалась с трудом.
- Теперь отвернитесь и закройте глаза. Послушайте, что Дед Знай сыпет в первом случае, что во втором?
Дед Знай спрашивает:
- Можно ли рисовать сухим песком? (Ответы детей). Дед Знай знает как рисовать сухим песком.
Подойдите к другим столам. Давайте подарим дедушке рисунки из сухого песка. А хотите его сделать цветным? Что вы видите ещё на столе? (Цветные мелки, тёрки). Кто догадается? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Потрогайте мел. Какой он на ощупь? Как сделать, чтобы мел стал таким же сыпучим, как песок? Для чего нам Дед Знай приготовил тёрку? Давайте натрём мелок на тёрке и смешаем его с песком. Обведите картинки клеевым карандашом, а потом насыпьте на клей песок, стряхните лишний и посмотрите, что у вас получилось.
Молодцы, ребята! Дед Знай спрашивает, чем мы сегодня занимались? Что нового мы узнали?
- Песок состоит из песчинок, он хорошо впитывает воду. Глина состоит из комочков разного размера, она плохо впитывает воду.
- Песок сыпется легче, он сыпучий. Глина высыпается с трудом.
- Песок плохо сохраняет форму, он разваливается. А глина хорошо сохраняет форму, она пластична.
Дед Знай говорит вам: «До свидания» и вы попрощайтесь с ним и нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...
Использование песочных игр в коррекции речи детей "Сказки песочной страны"
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием песочных игр....
Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»
- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна»
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна» ...
ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...