Конспект открытого занятия Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Юсупова Венера Мухарамовна

Конспект открытого занятия  Мы дружбою своей сильны  и Родиной своей горды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Мы  Родиной своей горды и дружбою своей сильны»

в старшей группе «Озорные бабочки»

Воспитатель: Юсупова В.М.

Цель: закрепить представление детей о празднике – День народного единства, знать исторические моменты в жизни России, современную символику России, демонстрировать детям значение сплочённости в жизни каждого человека и народа в целом.

Задачи:

1. Воспитывать гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

2. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

3. Развивать: сообразительность, умение устанавливать связи, творческие способности.

Материал и оборудование: мультимедийный проектор, карта России, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, клей карандаш, салфетки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы и разучивание с детьми стихов о Родине, пословиц и поговорок о смелости, отваге, Родине; беседы о России, защитниках Отечества; рассматривание иллюстраций.

Ход НОД:

Дети входят в группу, где их встречает воспитатель.

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.        

- Ребята, вы любите праздники?

Предполагаемые ответы детей:…

Воспитатель: А какие праздники вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:… (День рождения, Новый год, 8 марта, День Защитников Отечества, День матери).

Воспитатель: Молодцы, дети, много праздников вы назвали. Но, есть еще один замечательный праздник - День народного единства. Вся наша страна отмечает его 4 ноября. Вы знакомы с этим праздником и историей его возникновения?

Дети: Ответы детей (предполагаемые).

Воспитатель: Ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами вспомним, что это за праздник. Во все времена русские люди любили свою родину. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.  
(Слайды 9-17)

Воспитатель: Сейчас, я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? 

Дети: (высказывания детей)

Воспитатель: Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина…. А еще наша Родина многонациональная.  В России дружно живут и работают люди разных национальностей: русские, хакасы, тувинцы, татары, украинцы, чуваши и многие другие. Каждый народ имеет свою богатую культуру. От поколения к поколению передаются обычаи и традиции. По-разному рассказывают сказки разные народы, поют разные песни детям в колыбели, но в одном они едины: их объединяет желание быть счастливыми и жить мирно.. (Обсуждение сходств и различий внешности и народных костюмов).

Картинки народов России

Давайте расскажем стихи о народах нашей Родины.

1. В день четвертый ноября выходной у нас не зря.

Праздник, пир, увеселенья - День народа единенья!                Гриша

2. Живут в России разные народы с давних пор:

Одним тайга по нраву, другим степной простор.                        Милана Г

3. У каждого народа язык свой и наряд,

Один черкеску носит, другой надел халат.                                 Нина

4. Один рыбак с рожденья, другой оленевод,

Один кумыс готовит, другой готовит мед.                                   Амелия

5. Одним милее осень, другим милей весна

А Родина – Россия у нас у всех одна!                                          Виталик

Воспитатель:  А сейчас мы отдохнем и на стульчики пойдем.

Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни и пословицы. А вы ребята знаете пословицы о Родине?:  

 «Родина любимая – это мать родная»

 «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха»

 «Человек без родины, что соловей без песни»

 «На чужой стороне и весна не красна»

 «Жить – Родине служить»

 «Вся Российская земля начинается с Кремля»

«Где кто родился, там и пригодился»

«На чужой стороне Родина милей вдвойне»

«Нет в мире краше Родины нашей»

«Если дружба велика, будет Родина крепка»  

 D:\Юсупова\DSCN8370.JPG 

Воспитатель Мы живём в самой большой и красивой стране на свете, в России. У каждой страны есть свои символы. Какие символы России вы знаете? (гимн, флаг, герб.) А какие символы Калининградской области вы знаете?

Рассматривание флагов и гербов  России, Калининградской области

                                       

                                                 

Воспитатель: У России флаг трёхцветный, он состоит из трёх полосок: белый, синий, красный. Что же они обозначают?

  • Белый - это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
  • Синий цвет-это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
  • Красный цвет-цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Показ герба России

Воспитатель: Что вы видите в центре? (Орел). Расскажите о нём, какой он? С двумя головами, с поднятыми крыльями. Почему же на гербе России изображён орёл?

Предполагаемые ответы детей:…

Воспитатель: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл - сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы? Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские. А что вы видите ещё? (Корону)

Предполагаемые ответы детей:…

Воспитатель: А как вы думаете, что она обозначает? Корона обозначает, что в России главный царь. А что в лапах у орла?

Предполагаемые ответы детей:..

Воспитатель: Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава - значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая. А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?

Предполагаемые ответы детей:…

Воспитатель:  У каждого государства обязательно есть свой гимн. Гимн - это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событиях. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны.

Скоро праздник нашего государства, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России!

Прослушивание гимна России.

Воспитатель -Прежде, чем приступить к нашей игре, мы сделаем разминку.

Физминутка

D:\Юсупова\DSCN8369.JPG

Игра «Наша страна».

Воспитатель: Наши горы? Дети: высокие (дети поднимают руки вверх)

Воспитатель: Наши реки? Дети: глубокие (опускают руки вниз)

Воспитатель: Наши степи? Дети: широкие (разводят руки в стороны)

Воспитатель: Наши леса?   Дети: большие (поднимают руки вверх)

Дети: А мы ребята, вот такие! (показывают большой палец)

Дети садятся

Игра «Составь герб и флаг России и Калининградской области»

 (Воспитатель предлагает подойти к столами, где приготовлено все необходимое:

Дети делятся на 2 команды и составляют из частей целое изображение флага и герба РФ и Калининградской области.

Воспитатель: Но не всегда, ребята, народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории, Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод.

Презентация (показ)с 18 слайда-29

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать мой рассказ. Россия много раз подвергалась испытанию на прочность. Вот,  что произошло 400 лет назад…. 

Давным-давно, в стародавние времена, в древние века, жили были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.(слайд 18)

Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры. (слайд 19)

А в это время пришла новая беда. Заметили враги-поляки, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву. (слайд 20-21)

Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями. Казалось, что Русское государство погибло, но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства..(слайд 22)

Нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое да ум острый. Выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против врагов. Слайд 23

                           

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь стали отдавать на ополчение.  (Слайд 24).

 Собрать деньги – это не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на честном и храбром князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.  (Слайд 25).

Все народы и земли Российского государства объединились для борьбы против захватчиков. Начались бои за Москву). Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. (Слайд 26).

И вот наступил долгожданный день: вражеское войско было побеждено (Слайд 27). Россия стала свободной, а ее народы едиными.  (Слайд 28). 

 В честь объединения всех народов и земель России и победы над врагами Минину и Пожарскому отлили памятник  из меди  с надписью:  «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Поставили этот памятник в Москве - столице нашей Родины на Красной площади – в самом сердце России. (Слайд 29).

Воспитатель: Ребята, вам понравился мой рассказ? Какими словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?

Предполагаемые ответы детей:… (Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину).

Воспитатель: - Правильно, ребята.  (Зачитывает стихотворение)

Минин и Пожарский –

Русские герои.

Минин и Пожарский

Столицу взяли с боем.

Смогли они народы на подвиг вдохновить,

Чтоб возвратить свободу И мир восстановить.

Воспитатель: Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. В честь этого события мы празднуем теперь День народного единства как заслуженный праздник.

Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день.

Воспитатель: А теперь пришла пора стихи послушаем друзья (выходят 5 детей)

1. Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти: слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко, в «Я» не очень много прока.

Одному или одной трудно справиться с бедой.                                             Дана

2. Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины, вместе мы непобедимы.                                     Кирилл

Дети: Мы Родиной своей горды и дружбою своей сильны!                            Все

3. В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!                                                                                  Ваня Г

4.Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.                                                                                        Ваня С

5.Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!                                                                           Юлиана

Воспитатель: Сейчас мы нарисуем на наших ладошках сердечко, солнышко или цветочек прикрепим с помощью магнитика на карте России. Вам нужно будет расположить силуэты своих ладошек рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет означать то, что мы вместе, мы едины, а значит непобедимы! (Дети располагают силуэты и закрепляют на карте.

Рефлексия:

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, взять в руки флаг (флажок) России и, передавая его из рук в руки, вспомнить и назвать те моменты мероприятия, которые им наиболее понравились и запомнились, и почему.

Воспитатель: И в заключение сегодняшнего занятия, я прочту стихотворение об этом замечательном празднике – День народного единства.

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет, на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, жертвует собой.

Во славу тех героев, живем одной судьбой,

Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!

   Воспитатель: Вот настал момент прощания. Всем  спасибо за внимание,

До свиданья детвора, всем гулять идти пора!     

Список используемой литературы:

1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей

дошкольного

возраста. - Санкт-Петербург: Детство - пресс, 2010.

2. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7 лет. - Волгоград:

Учитель, 2013.

3. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ:

планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и

сценарии

мероприятий. - Волгоград: Учитель, 2007.

4. Позднякова Е. А. Гражданское воспитание в Дошкольном

Образовательном Учреждении: планирование, разработки занятий и

мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Сохрани свое здоровье сам" для средней группы

Формировать у детей навыки здорового образа жизни....

Конспект открытого занятия «Бумага своими руками»

Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность», "Физическое развитие", "Здоровье", "Музыка", "Сочиалезация".Цель: воспита...

Конспект открытого занятия «Дружба крепкая» для детей средней группы.

Материал предназначен для воспитателей, социальных пеадгогов, педагогов-психологов и других заинтересованных лиц....

Конспект открытого занятия "Дружба живет среди нас"

Комплексное занятие на нравственно-этическую тему "Дружба живет среди нас"...

Развлечение «Мы нашей дружбою сильны и Родиной своей горды» 5.11.20 г.

В единстве сила каждого народа,Всегда равняйте на него судьбу,Куда бы вас не завела дорога,Не забывайте Родину свою… 5 ноября в подготовительной группе «Пчелки» прошло развлече...

Конспект открытого занятия «Дружба крепкая» для детей средней группы.

Материал предназначен для воспитателей, социальных пеадгогов, педагогов-психологов и других заинтересованных лиц....