Методическая разработка для работы с детьми старшего дошкольного возраста «В мире профессий»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в становлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами и приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить представления о профессиях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_professiy.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

Методическая разработка

для работы с детьми старшего дошкольного возраста

«В мире профессий»

Актуальность

     

          Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в становлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами и приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить представления о профессиях. Непринуждённое общение взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям.

Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию доступных представлений об их ценности, значимости каждого труда.

Новизна:  

         Проблема формирования положительного отношения к труду и первичных представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимый процесс и актуальный в современном мире.    Поэтому возникла  необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых. И  чтобы расширить знания о разнообразии профессий, нами и было принято решение о проведении проекта «В мире  профессий».

I этап.

Тип проекта:

Долгосрочный, познавательно – игровой.

Участники проекта:  дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников (законные представители), воспитатели, педагоги  ДОУ.

Цель:  расширять и обогащать знания детей о многообразии профессий взрослых.

Задачи:  

  • Дать понятие слову – Профессия.
  • Расширять кругозор и познавательный интерес  детей к профессиям (почтальон, повар, врач, водитель, парикмахер, продавец, строитель). Формировать значимость этих профессий  в жизни людей.
  • Формировать творческие проявления в сюжетно – ролевых  играх о профессиях и  других видах деятельности.
  • Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых разных профессий.

Технологии:

Реализация  данного проекта в дошкольной организации обеспечена особой организацией образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста на основе личностно-ориентированных технологий, игровых технологий, здоровье сберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, главной целью которых является высокий уровень мотивации познавательной деятельности, интерес к обучению, положительное психоэмоциональное состояние ребенка.

  • Личностно-ориентированная технология. 

Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальностьсамоговоспитанника,какважногоисточника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

  • Здоровьесберегающая технология. 

Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.

Для воспитания здорового ребенка создаются условия:

  • Взаимодействие с воспитанниками выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на взаимодействие.
  • Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников.
  • Непосредственно образовательная деятельность проводится в удобном, хорошо проветриваемом помещении с достаточным освещением.
  • В теплое время года непосредственно образовательная деятельность проводится на свежем воздухе.
  • Игровая технология – это ведущий вид деятельности детей дошкольного

возраста. Игровые методы, используемые в программе достаточно разнообразны.   Наиболее предпочтительны: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, квест-игры, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает применять имеющиеся знания в новых ситуациях.

Методы и приемы:

Игровой - Дидактические игры, игра-драматизация, настольные игры, компьютерные игры, квест-игры.

Словесный - стихи, загадки, песни.

Наглядный – вопросы рассматривание альбомов, просмотр видеороликов, иллюстрации.

Практический - Совместное изготовление поварской книги, книжка-малышка «Профессии», создание проблемных ситуаций.

Оборудование, материалы:  атрибуты для сюжетно – ролевых игр, создание              

альбома «Профессии мам и пап»; оформление альбома «Стихи и загадки  

о профессиях».

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

  1. Понимание значения слова «Профессия».
  2. Сформированы  представления детей о профессиях (почтальон, повар, врач, водитель, парикмахер, продавец, строитель).
  3. Сформированы понятия о значимости профессий в жизни людей.
  4. Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

II этап: Реализация проекта:

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подобрать методическую, художественную литературу, наглядно – дидактический и иллюстрированный материал по данной теме.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
  • Организация предметно – развивающей среды в группе.
  • Написать перспективный план мероприятий.

III этап: Выполнение проекта:

Исходя из задач проекта, мы наметили следующие формы работы:

Образовательная область

Формы работы

Социально коммуникативное развитие

Общение: «Кто работает в детском саду», «Знакомство с профессией Почтальон», «Если ты заболел», «Профессия повар», «Чем занимается помощник воспитателя», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий».

Моделирование игровой ситуации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи», «На приеме у врача», «Принимаем товар в магазине».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Поликлиника», «Салон красоты», «Строители».

Дидактические игры: «Назови профессию», «Кто, где работает», «Доскажи словечко», «Что кому», «Кому без них не обойтись», «Что делают этим предметом»,

«Что лишнее».

Познавательное развитие

Экскурсия на пищеблок. Знакомство с поварами.

Экскурсия в медицинский кабинет, прачечную.

Познавательные рассказы педагога о профессиях.

Просмотр мульфильмов по теме профессии: «Доктор Айболит»,  «Простоквашино», «Дядя Степа».

Речевое развитие

Составление рассказов о профессии родителей.

Разучивание стихотворений о профессиях.

Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача».

Отгадывание загадок на тему «Профессии».

Чтение пословиц и поговорок о труде.

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование: «Строители», «Больница для кукол».

Аппликация: «Витаминки для Иринки», «Чашки большие и маленькие», «Красивый фартук для няни», «Консервируем овощи», «Доктор», «Варежка - прихватка», «Строим дом».

Лепка: «Пирожное для кукол», «Фрукты и овощи для повара».

Рисование: «Украсим чайную чашку и тарелку», «Овощи и фрукты».

Музыкальная игра: «Мы платочки постираем».

Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Строители», «Шофер», С. Маршак «Почта», К. Чуковский «Доктор Айболит», Л. Разумова «Повар».  

Физическое развитие

Подвижные игры: «Пожарные», «Пекарь», «Строитель», «Доктор Айболит», «Детский сад».

Спортивные эстафеты.

Физкультминутки.

Работа с родителями

Участие родителей в подборке материала «Профессии людей».

Консультации для родителей.

Помощь в создании предметно – развивающей  среды в группе.

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр, фотоальбомы своими руками.

       Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и называть профессии своих мам и пап, их значимость;
  • Дети должны знать и называть  большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии.
  • Сделать детей более  самостоятельными.
  • У детей должно быть сформировано чувство гордости за своих маму и папу; желание помогать и воспитывать бережное отношение к труду взрослых.
  • У родителей должен проявиться интерес к  образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться  с педагогом, участвовать в жизни  группы.

     

        Такая работа позволила нам систематизировать представления детей и вызвать интерес к профессиональной деятельности взрослых. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях. Дети стали задавать больше вопросов, связанных с трудом взрослых. Интереснее стали проводиться сюжетно – ролевые  игры, где дети подражали взрослым и воспроизводили их действия, присваивали себе роли продавцов, врачей, поваров, парикмахеров, почтальона. Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта.

Список литературы:

Краснощекова Н.В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста», Изд. 2-е – Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007.

Методическое пособие «Обучение и игра», М.: Мозайка – Синтез, 2004.

Морозова И.И., Пушкарева В.А. «Ознакомление с окружающим миром», Изд. «Мозайка – Синтез», 2011.

Потакова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях», М.: Творческий центр, 2005.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за живой природой в летний период....

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Методическая разработка конспекта развлечения по обучению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека...

Методическая разработка по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее п...

Методическая разработка по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «В мире профессий»

Методический материал разработан в помощь воспитателям ведь  проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость насел...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «В мире профессий»

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию«В мире профессий»...