Перспективное планирование "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Михайлова Елена Михайловна

                                                                                                                   

Отчет по теме самообразования

 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_mihaylovaem.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №10»

        

Отчет по теме самообразования

 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

 СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель: Михайлова Елена

Михайловна

Ленинградская область, Ломоносовский район

гп.Новоселье

2021– 2022 уч. Год

     Тема самообразования: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

     Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с живой и неживой природой.

                                 

                                  Актуальность  

       В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

      Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

   

Задачи:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. 
  • Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов. 
  • Развитие ребенка в социально-личностном направлении.
  • Развитие у детей познавательных способностей.
  • Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный.

         Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2. Основной.

       Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.Организация развивающей предметно пространственной среды.

3.  Заключительный.    Оценка результатов проведённой работы.

1 этап. Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации исследовательской деятельности у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

 2 этап включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. Подготовка методической, детской художественной литературы , подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

3 этап. Подведение итогов работы над проектом; Анкетирование родителей и опрос детей; Презентация проекта.

К концу учебного года дети:

  • Имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
  • Имеют представления об основных явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
  • Имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва).
  • Имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  • Имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.
  • Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  • Проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  •  Проявляют любознательность, фантазию, воображение.
  • Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать  гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.

                                                 СЕНТЯБРЬ

Тема

         Цель

1 неделя

Песок, его свойства.

Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

2 неделя

Камни. Какими бывают камни.

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям

3 неделя

Что такое горы?

«Вулкан»

 Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

Провести химическую реакцию с пищевой  содой и лимонной кислотой.

4 неделя

Деревянные изделия и их свойства.

Учить узнавать предметы из дерева определять его качественную характеристику (структуру, поверхность,цвет). Дать понять,что дерево достаточно мягкий материал так как поддается резьбе и не тонет.

                                                 ОКТЯБРЬ

Тема

Цель

1 неделя

Металл. Свойства и качества металла.

Учить узнавать предметы из метала определить его качественную характеристику (тепло проводность, структуру, свойства) .Дать понятия, что только предметы из метала, взаимодействуют с магнитом.

2 неделя

Магнит, его свойства.

Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

3 неделя

Как человек использует магниты. Когда магнит вреден.

 

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

4 неделя

Глина, ее свойства.

Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

                                                НОЯБРЬ

Тема

Цель

1 неделя

«Воздух невидим, и он есть везде»

Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. Доказать,  что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.  

2 неделя

«Воздух помогает рыбам плавать»

Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

3 неделя

«Свойства воды. Плавающая рыбка»

 Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить с  новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.

4 неделя

«Вода-растворитель. Очищение воды»

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

                                             ДЕКАБРЬ

Тема

Цель

1 неделя

«Льдинки»

Познакомить детей с тем, что вода при замерзании расширяется. Лед пропускает свет.

2 неделя

Цветной снег.

 Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание) .

 Развивать творческую активность.

3 неделя

Почему не лепится снег.

 Продолжать знакомить со свойствами снега, показать зависимость от погоды (мокрый, рассыпчатый) .

Учить использовать разные свойства.

4 неделя

Какие разные снежинки. (Работа с лупой)

Продолжить знакомить со свойствами снега.

 Развивать наблюдательность, учить зарисовывать увиденное.

                                                 ЯНВАРЬ

Тема

Цель

1 неделя

«Горячо - холодно»

Научить определять температуру веществ и предметов.

2 неделя

«Ветер по морю гуляет»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

3 неделя

Как заводы загрязняют воздух?

 Познакомить с загрязнением воздуха. Развивать исследовательский интерес.

 Воспитывать желание беречь окружающую среду.

4 неделя

«Плавает – тонет»

Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

                                                 ФЕВРАЛЬ

Тема

Цель

1 неделя

Бумага, ее качества и свойства.

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

2 неделя

В мире электричества.

 

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

3 неделя

Отделить пшено от гречи.

 Познакомить детей с процессом сортировки круп.

Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

4 неделя

«Вырастим кристаллики» 

Знакомство детей со свойствами воды и соли.

                                                 МАРТ

Тема

Цель

1 неделя

Растения

Формировать умение различать семена различных растений.

2 неделя

«Подбери нужную почву»

Познакомить с минералами и их свойствами.

Учить подбирать почву для растения по плотности.

Воспитывать аккуратность.

3 неделя

Посадка лука.

 Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

4 неделя

«Способы размножения растений»

Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

                                                 АПРЕЛЬ

Тема

Цель

1 неделя

«Есть ли у растения органы дыхания»

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

2 неделя

«Тайный похититель варенья»

Объяснить и показать, что на предметах, до которых дотрагивается человек, есть отпечатки пальцев

3 неделя

«Хитрые семена»

 Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях

4 неделя

Что и чем можно измерить.

Закрепить умения и выполнение измерительных действий.

                                                 МАЙ

Тема

Цель

1 неделя

Питание растений

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему.

2 неделя

Сахар, его свойства.

Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, форма, запах, цвет).Как сахар становится конфетой.

3 неделя

«Волшебный круг»

 Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

4 неделя

Итоговое занятие

Подведение итогов «Чему мы научились за год»

                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по тетрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год.

Перспективный план по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год....

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12051780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 158px; heigh...

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В данной методической разработке содержится перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....