Перспективное планирование "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Отчет по теме самообразования
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_mihaylovaem.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №10»
Отчет по теме самообразования
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Воспитатель: Михайлова Елена
Михайловна
Ленинградская область, Ломоносовский район
гп.Новоселье
2021– 2022 уч. Год
Тема самообразования: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с живой и неживой природой.
Актуальность
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развитие ребенка в социально-личностном направлении.
- Развитие у детей познавательных способностей.
- Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Опытно-экспериментальная деятельность включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный.
Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
2. Основной.
Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.Организация развивающей предметно пространственной среды.
3. Заключительный. Оценка результатов проведённой работы.
1 этап. Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации исследовательской деятельности у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности. Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. Подготовка методической, детской художественной литературы , подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
3 этап. Подведение итогов работы над проектом; Анкетирование родителей и опрос детей; Презентация проекта.
К концу учебного года дети:
- Имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).
- Имеют представления об основных явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
- Имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва).
- Имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину.
- Сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Проявляют любознательность, фантазию, воображение.
- Имеют навыки постановки элементарных опытов и умение выдвигать гипотезы, проверять, подтверждать и делать выводы на основе полученных результатов.
СЕНТЯБРЬ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | Песок, его свойства. | Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). | |
2 неделя | Камни. Какими бывают камни. | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям | |
3 неделя | Что такое горы? «Вулкан» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Провести химическую реакцию с пищевой содой и лимонной кислотой. | |
4 неделя | Деревянные изделия и их свойства. | Учить узнавать предметы из дерева определять его качественную характеристику (структуру, поверхность,цвет). Дать понять,что дерево достаточно мягкий материал так как поддается резьбе и не тонет. |
ОКТЯБРЬ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | Металл. Свойства и качества металла. | Учить узнавать предметы из метала определить его качественную характеристику (тепло проводность, структуру, свойства) .Дать понятия, что только предметы из метала, взаимодействуют с магнитом. | |
2 неделя | Магнит, его свойства. | Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. | |
3 неделя | Как человек использует магниты. Когда магнит вреден. |
Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | |
4 неделя | Глина, ее свойства. | Научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). |
НОЯБРЬ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | «Воздух невидим, и он есть везде» | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух. | |
2 неделя | «Воздух помогает рыбам плавать» | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | |
3 неделя | «Свойства воды. Плавающая рыбка» | Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить с новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости. | |
4 неделя | «Вода-растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. |
ДЕКАБРЬ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | «Льдинки» | Познакомить детей с тем, что вода при замерзании расширяется. Лед пропускает свет. | |
2 неделя | Цветной снег. | Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание) . Развивать творческую активность. | |
3 неделя | Почему не лепится снег. | Продолжать знакомить со свойствами снега, показать зависимость от погоды (мокрый, рассыпчатый) . Учить использовать разные свойства. | |
4 неделя | Какие разные снежинки. (Работа с лупой) | Продолжить знакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, учить зарисовывать увиденное. |
ЯНВАРЬ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | «Горячо - холодно» | Научить определять температуру веществ и предметов. | |
2 неделя | «Ветер по морю гуляет» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. | |
3 неделя | Как заводы загрязняют воздух? | Познакомить с загрязнением воздуха. Развивать исследовательский интерес. Воспитывать желание беречь окружающую среду. | |
4 неделя | «Плавает – тонет» | Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) |
ФЕВРАЛЬ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | Бумага, ее качества и свойства. | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | |
2 неделя | В мире электричества.
| Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. | |
3 неделя | Отделить пшено от гречи. | Познакомить детей с процессом сортировки круп. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | |
4 неделя | «Вырастим кристаллики» | Знакомство детей со свойствами воды и соли. |
МАРТ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | Растения | Формировать умение различать семена различных растений. | |
2 неделя | «Подбери нужную почву» | Познакомить с минералами и их свойствами. Учить подбирать почву для растения по плотности. Воспитывать аккуратность. | |
3 неделя | Посадка лука. | Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений | |
4 неделя | «Способы размножения растений» | Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. |
АПРЕЛЬ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | «Есть ли у растения органы дыхания» | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | |
2 неделя | «Тайный похититель варенья» | Объяснить и показать, что на предметах, до которых дотрагивается человек, есть отпечатки пальцев | |
3 неделя | «Хитрые семена» | Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях | |
4 неделя | Что и чем можно измерить. | Закрепить умения и выполнение измерительных действий. |
МАЙ | |||
Тема | Цель | ||
1 неделя | Питание растений | Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему. | |
2 неделя | Сахар, его свойства. | Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, форма, запах, цвет).Как сахар становится конфетой. | |
3 неделя | «Волшебный круг» | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | |
4 неделя | Итоговое занятие | Подведение итогов «Чему мы научились за год» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по тетрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год.
Перспективный план по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год....
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...
Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12051780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 158px; heigh...
Перспективное планирование по теме "Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Предлагаю разработку в области опытно-экспериментальной деятельности...
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
В данной методической разработке содержится перспективный план работы с родителями по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....