Проект для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Калейдоскоп профессий наших родителей»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Информационно-творческий, игровой проект на обобщение знаний о прпофессиях родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через "погружение"в реальные практические ситуации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kaleydoskop_professiy.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
«Калейдоскоп профессий наших родителей»
Шакирова Любовь Александровна
воспитатель МБДОУ №3 «Огонек»,
Садрева Лариса Николаевна
учитель-логопед МБДОУ №3,
пгт. Камские Поляны, НМР, РТ
Вид проекта: информационно-творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный, два месяца.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, учитель-логопед, воспитатель и родители.
Актуальность проекта: Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром является важнейшим стимулом развития речевой и игровой деятельности ребенка. Чем лучше ребенок представляет деятельность взрослых той или иной профессии, тем ярче и интересней их игры. Для этого необходима большая совместная работа педагога и родителей в решении данной проблемы.
Многие дети хотят быть похожими на своих мам и пап, и мечтают, когда вырастут, иметь такую же профессию, как их родители. Поэтому в детском саду мы очень часто можем увидеть, при организации сюжетно-ролевых игр, как дети используют жизненные ситуации, связанные с профессией их родителей. Дети часто с интересом, воодушевлением рассказывают о профессии своих родителей. Испытывают гордость за своих мам и пап, и очень хотят, чтобы об этом знали все дети группы.
Зная профессию своих родителей, дети мало знают или вообще не знают о существовании других профессий, и поэтому возникла идея создания проекта «Калейдоскоп профессий наших родителей», в котором дети познакомятся с разнообразием профессий родителей, а родители станут полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, исходя из интересов и пожеланий детей, мы обратились к родителям с просьбой рассказать о своей профессии, организовать экскурсию для детей и активно включиться в процесс воспитания.
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях родителей в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи проекта:
- развитие эмоционально-положительного отношения к профессиям родителей;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Методы работы с дошкольниками:
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы, беседы воспитателей и родителей;
- сюжетно-ролевые и дидактические игры;
- непосредственно образовательная деятельность;
- рассматривание иллюстраций, журналов, картин;
- проблемные ситуации, моделирование, схемы;
- чтение художественной литературы;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность.
- мастер – классы от родителей.
Принципы организации взаимодействия с родителями:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе
Формы реализации проекта:
- фронтальные;
- подгрупповые;
- малые подгруппы;
- индивидуальные.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- Расширятся знания детей о профессиях, понимание детьми значения слово «профессия».
- Сформируются представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
- Расширится и обогатится словарный запас детей, сформируется связная речь.
- Разовьются любознательность и интерес к деятельности взрослых: в частности к профессиям родителей.
- Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
- Дети познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
- Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
- Дети научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для родителей:
- Успешное взаимодействие со своими детьми.
- Повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей.
Для педагога:
- Создание предметно-развивающей среды по теме проекта.
- Совместная работа с родителями по расширению знаний детей о профессиях, формировании представлений о трудовых действиях, оборудовании, инструментах, орудиях труда.
- Повышение уровня педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Реализация проекта
I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии наших родителей».
III этап (итоговый): Альбом «Все работы хороши», анализ и обобщение опыта, фотовыставка «Профессия наших родителей», консультации для родителей по теме «Профессии».
Перспективный план работы
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Форма ознакомления с профессией | Материал, оборудование |
Январь | II | Пекарь-кондитер | Систематизировать представления детей о профессии пе-карь, кондитер. о продуктах, необходимых для выпечки. Развивать познавательный интерес, творческие способности. Воспитывать уважение к труду пекаря и кондитера. | беседы «Кто такой пекарь?», «Как хлеб пекут», «Хлебобулочные изделия». Разучивание пословиц и загадок о хлебе: дид.игра «Что лишнее?»; драматизация сказки «Колосок»; лепка из соленого теста «Баранки, крендели, батоны»; сюж.ролевая игра «Кафе-ресторан» | Атрибуты: фартуки, посуда, овощи, фрукты, микроволновка, столовые приборы |
III | Медицинская сестра | Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми ми сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | беседа, экскурсии в больницу, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, йод, термометр, таблетки. | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет» | |
IV | Воспита-тель | Познакомить с профессиональной деятельностью воспитателя . Воспитывать уважение к труду, желание помогать. | беседа, моделирование сюжетно- ролевой игры «Детский сад», выставка рисунков «Мой любимый воспитатель», чтение художественной литературы | Атрибуты для моделирова- ния сюжетно ролевой игры «Детский сад», рассматривание альбомов. | |
Февраль | I | Строитель | Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам | Беседы: «На строительной площадке», «Маленький дизайнер», «Ремонт в квартире». Дидактические игры: «Проектировщики», «Кто быстрее дом построит», игровой комплекс «Труд строителей», Сюжетно-ролевая игра «Строители» | Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов. |
II | Полицейский | Формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. | НОД Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика», «фоторобот»; Выставка рисунков «Закон и порядок» Просмотр мультфильма «Следствие ведут колобки» | Картинки с изображением полицейских машин, макеты машин, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Полицейские на улицах». | |
III | Пожарный | Познакомить с профессиональной деятельностью пожарного Закрепить основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. | Беседы: «Спички детям не игрушки», «Эти предметы таят опасность». НОД: «Огонь добрый, огонь злой». Художественная литература: Б.Житков «Пожар», С.Я. Маршак «Сказка про спички», «Рассказ о неизвестном герое», дид.игра «Опасно-неопасно», «Что нужно пожарному» | Атрибуты для драматизации сказки «Кошкин дом». Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мы пожарные» | |
IV | Итоговое мероприя-тие «Все работы хороши – выбирай на вкус!» | Выявить уровень знаний детей о про-фессиях родителей. развивать речевую активность и диалогическую речь, | Чтение стихов, просмотр сказки «Как принцесса работать хотела», составление описательного рассказа о профессиях, дид. игра «Собери рецепт», подвижная игра «Кто здесь был и что забыл?», дид. упражнение «Закончи пословицу», реклама печенья. | Технологические карты с картинками-продуктами мультимедийное оборудование, схема для описательного рассказа, схемы для синквейна |
Выводы: В ходе проекта «Калейдоскоп профессий наших родителей» дети логопедической группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях: пекаря, кондитера, медицинской сестры, воспитателя, строителя, полицейского, пожарного. Более ответственно стали относится к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно-бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе.
Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых. Хочется отметить активное участие родителей в реализации данного проекта. Можно сказать, что были успешно реализованы все поставленные задачи, и ранняя профориентация дошкольников прошла успешно.
Методическое обеспечение проекта:
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М., 2008
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Балашов: Николаев, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Театр, кино, мультипликация – часть нашей жизни»
Формировать интерес детей к различным видам зрелищного искусства....
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир профессий"
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в мир профессий"...
Проект для детей старшего дошкольного возраста к 9 мая "Это наша Победа"
Тип проекта: информационно-творческий. Продолжительность: краткосрочный - 2 недели (апрель-май 2017 года). Участники проекта: инструктор по физической культуре, воспитатели, д...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»
Актуальность проекта.Все профессии прекрасны,Все профессии важны.Знаем мы, что наши детиБудут городу нужны.В дошкольном возрасте ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деяте...
Проект для детей старшего дошкольного возраста к 9 мая " Это наша Победа"
Данный проект формирует основы нравственной позиции личности,который проявляется во взаимодействии с окружающим миром,в осознании неразрывности с ним. Воспитание патриотизма,чувства гордости за подвиг...
Паспорт проекта для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности имеет приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей об...
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир профессий»
Цель: ознакомление детей с различными профессиями взрослых, формирование у старших дошкольников трудовых навыков, обеспечение начальных профориентационных представлений с помощью дидактических и метод...