Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Филиппова Анна Валентиновна
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.
Именно пословицы и поговорки отражают традиции русского народа, которые, передаваясь в процессе взаимодействия поколений, являются одним из определяющих элементов воспитания. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе.
С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к предательству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памяти посредством пословиц.
Историческая память, традиции семьи – важнейшие факторы воспитания. Поэтому, перед нами – живущими сегодня, стоит цель – продолжать работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, в частности через использование пословиц и поговорок.
Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
На первом этапе, вводя пословицы в речь детей, мы проводили работу над отдельными словами и их значением, объясняли детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений, подбирали соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили пословицы или поговорки. В последствие переходили к объяснению переносного значения всей пословицы. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста приобретали значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса у них формировалась способность к сравнению, обобщению, классификации предметов.
Также в своей работе мы использовали словесные и настольно-печатные игры, подбирали пословицы к сказкам и рассказам, использовали пословицы и поговорки, давая характеристику героям сказок.
Обратившись к опыту коллег, начали использовать игру «Разноцветный алфавит». В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб. С помощью шифра, дети с большим интересом декодируют пословицы и поговорки целиком или по частям, а затем объясняют ее значение.
Однако наибольший интерес у детей вызывали игры «У пословицы в гостях» и «В гости к дедушке Фольклору», разработанные и изготовленные нами совместно с родителями воспитанников. Данные игры могут использоваться в индивидуальной работе с детьми, совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Игра «У пословицы в гостях» состоит из двух игровых полей, набора карточек с частями пословиц и поговорок, набора карточек на магнитах, отражающих общую тематику пословиц и поговорок, картотеки пословиц и поговорок, кубика с цветными гранями и прищепок. Мы предлагаем несколько вариантов использования данной игры.
На первое игровое поле воспитатель в свободном порядке прикрепляет прищепками по две части шести пословиц в картинках. Ребенку предлагается соединить на поле обе части пословиц стрелками и объяснить ее значение. Также на поле может быть прикреплена только первая или вторая часть пословицы, а перед ребенком выложены карточки с оставшимися частями. Ему предлагается самостоятельно найти недостающую часть и прикрепить ее к соответствующей пословице.
Для третьего варианта проведения игры используется второе поле, которое разбито на шесть цветных секторов. На каждый сектор с помощью магнита крепится карточка с обобщающей темой пословиц – о дружбе, о семье, о Родине и т.д. Ребенку предлагается бросить кубик с цветными гранями, соответствующими цветам секторов на игровом поле. В зависимости от темы, расположенной на выпавшем секторе, детям необходимо вспомнить и назвать соответствующую этой теме пословицу.
Вторая игра, которая была нами разработана, называется «В гости к дедушке Фольклору». Она может использоваться в совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей. Игровое поле похоже на игру-бродилку. При первом знакомстве детей с игрой они определяли, какие сказки, пословицы и поговорки зашифрованы в картинках на игровом поле. Также в игре используются два кубика с цифрами и один со знаками сложения и вычитания. Детям нужно кинуть все три кубика. Если выпадает знак «+», ребенок ходит вперед на то количество ходов, которое получится при сложении выпавших чисел. Если выпадает знак «-», ходим назад, вычитая из большего числа меньшее. Цифры на кубиках подобраны таким образом, что максимальное количество ходов вперед – 6, а при вычитании никогда не получится «0». То есть ребенок не останется на месте, у него всегда будет возможность быть активным участником игры.
Ходы на игровом поле обозначены красным, синим и желтым цветом. Каждому из них соответствует определенное задание из картотеки. Если выпадает красный – детям предлагается отгадать загадки по теме «Предметы народного быта», желтый – отгадать русскую народную сказку, зашифрованную в стихотворении, синий – закончить и объяснить пословицу.
С помощью данных игр мы легко устанавливаем эмоциональный контакт с детьми, обогащаем чувства и речь ребенка, формируем у подрастающего поколения уважение к нормам морали, чувство любви к Родине, стремление сохранять и уважать культурные ценности и традиции своего народа, что является неотъемлемой частью патриотического воспитания и играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....
Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость патриотического воспитания детей....
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...