Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость патриотического воспитания детей.. Так как в последнее время в нашей жизни произошли сложные,противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» и гаджетов в детские души вторгаются западные приоритеты, нормой жизни становится уклонение от службы в армии. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
И поэтому решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. относится к родителям как партнерам. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках патриотического воспитания дошкольников. В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Каждый блок имеет свои цели и формы реализации.
Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав и проанализировав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями,как:
– общие и групповые родительские собрания –ведь это постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Следуя правилу «услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, записанное – на 40%, проделанное – на 70%», включаем в собрания фрагменты образовательной деятельности с детьми, игры с родителями, совместные игры-упражнения родителей и детей, приглашаем на собрания педагогов дополнительного образования. Т. е. родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками данной встречи. К собраниям организуются выставки детских рисунков, фотовыставки, записываются высказывания детей и пр. – всё это привлекает внимание родителей, они видят заинтересованность педагогов детского сада в их участии и отвечают взаимностью.
– Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и подготовительным этапом к проведению например родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.
– Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы,заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны:
Всем известно, что чувство Родины ….Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением.
Для установление более тесной взаимосвязи в семьях мы проводим такую работу как совместная семейная деятельность по изготовлению коллажа «Семейное генеалогическое древо», «фамильное дерево», «Любимое занятие нашей семьи». Дети на образовательной деятельности изготавливают семейные или фамильные деревья, а дома с родителями подбирают фотографии и заканчивают работу. Затем приносят в детский сад где оформляется выставка и после работа помещается в портфолио ребенка. Или наоборот дома подбирают фотографии размещают на листу бумаги, а в д. с. ребенок дорисовывает картинку. Также семьи принимают участие в конкурсах «Создание герба, флага, гимна семьи», в фотовыставках «Самые близкие и родные», составление рассказов «История нашей фамилии». Наши родители участвуют в благоустройстве детского сада . И что бы поднять авторитет родителей в глазах детей педагоги доу рассказывают, чем прославились в нашем селе, в детском саду родители детей. Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы посадили цветы, сшили одежду для кукол. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей.
В дошкольном возрасте детей привлекают любые новые и необычные знания. Поэтому мы проводим экскурсии-знакомства с профессиями родителей: водим детей на почту, в магазин, в школу, инкубатор. Мамы-экскурсоводы с увлечением рассказывают о своей работе. Эти встречи воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.
В своей работе большое внимание уделяем культурному наследию нашего народа. При помощи родителей знакомим детей с русскими обрядовыми праздниками. Ежегодно совместно проводим согласно всем традициям такие праздники как «Широкая масленица» и «Рождественские посиделки». Вместе с родителями знакомили детей с бытом и традициями русского народа. Дети из глины вылепливают дымковскую игрушку, или делают из папье маше посуду и совместно с родителями расписывают ее.
Несколько лет назад в детском саду был создан музей «Русская изба» . Идея создания принадлежит педагогам, а оформление, конечно, было общим делом как сотрудников ДОУ, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена силами родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.
При рассматривании вопросов патриотического воспитания следует исходить из того, что не только каждый народ имеет свою уникальность, неповторимую культуру, но и каждый регион, область, город, деревня имеет свои особенности. Для того чтобы не только дети но и родители обратили внимание на свою малую родину. Родителями для обогащения предметно- пространственной среды группы был изготовлен макет села. Родители провели презентацию природа родного края. Традиционно каждый год к празднику осени проходит выставка овощей.
Расширить представление о России нам так же помогают родители, а точнее семейные путешествия по стране во время отпуска.
Итоги таких поездок и экскурсий были выражены в фотовыставках и семейных рисунках: «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городами России», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные».Так же были организованы выставки предметов привезенных с отпуска: ракушек, камней, гербария.
В целях патриотического воспитания детей дошкольного возраста, поддержания преемственности поколений, формирования у детей понимания таких понятий как Родина, герой, подвиг, и в рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мы приглашали родителей, которые рассказывали о своих предках, воевавших на войне. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. Также посещаем памятник Солдату ВОВ, Каждый ребёнок приносит из дома цветок, и возлагает его к памятнику Воину-освободителю. Дети при стечении людей читают стихи о войне, поют патриотические песни, фотографируются.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить, что все получится.
Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участниками воспитательно -образовательного процесса, верными помощниками и единомышленниками педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...