Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.
Именно пословицы и поговорки отражают традиции русского народа, которые, передаваясь в процессе взаимодействия поколений, являются одним из определяющих элементов воспитания. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе.
С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к предательству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памяти посредством пословиц.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Кателеева Галина Георгиевна
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этот период происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.
Фольклор - сокровищница русского народа, естественный спутник всей жизни ребенка, он выразителен и доступен детям дошкольного возраста, вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, помогает понять красоту звучащей речи.
Именно пословицы и поговорки отражают традиции русского народа, которые, передаваясь в процессе взаимодействия поколений, являются одним из определяющих элементов воспитания. В них глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе.
С древнейших времен народ воспитывал в ребенке любовь к Родине, готовность к борьбе, желание защищать свой народ от беды, непримиримое отношение к предательству. Важнейшие события исторической жизни закреплялись в народной памяти посредством пословиц.
Историческая память, традиции семьи – важнейшие факторы воспитания. Поэтому, перед нами – живущими сегодня, стоит цель – продолжать работу по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, в частности через использование пословиц и поговорок.
Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения и творческие задания с использованием пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
На первом этапе, вводя пословицы в речь детей, мы проводили работу над отдельными словами и их значением, объясняли детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений, подбирали соответствующие иллюстрации, которые бы подтвердили пословицы или поговорки. В последствие переходили к объяснению переносного значения всей пословицы. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста приобретали значительный запас производных слов. На основе понимания и активного использования этого словарного запаса у них формировалась способность к сравнению, обобщению, классификации предметов.
Также в своей работе мы использовали словесные и настольно-печатные игры, подбирали пословицы к сказкам и рассказам, использовали пословицы и поговорки, давая характеристику героям сказок.
Обратившись к опыту коллег, начали использовать игру «Разноцветный алфавит». В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб. С помощью шифра, дети с большим интересом декодируют пословицы и поговорки целиком или по частям, а затем объясняют ее значение.
Однако наибольший интерес у детей вызывали игры «У пословицы в гостях» и «В гости к дедушке Фольклору», разработанные и изготовленные нами совместно с родителями воспитанников. Данные игры могут использоваться в индивидуальной работе с детьми, совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Игра «У пословицы в гостях» состоит из двух игровых полей, набора карточек с частями пословиц и поговорок, набора карточек на магнитах, отражающих общую тематику пословиц и поговорок, картотеки пословиц и поговорок, кубика с цветными гранями и прищепок. Мы предлагаем несколько вариантов использования данной игры.
На первое игровое поле воспитатель в свободном порядке прикрепляет прищепками по две части шести пословиц в картинках. Ребенку предлагается соединить на поле обе части пословиц стрелками и объяснить ее значение. Также на поле может быть прикреплена только первая или вторая часть пословицы, а перед ребенком выложены карточки с оставшимися частями. Ему предлагается самостоятельно найти недостающую часть и прикрепить ее к соответствующей пословице.
Для третьего варианта проведения игры используется второе поле, которое разбито на шесть цветных секторов. На каждый сектор с помощью магнита крепится карточка с обобщающей темой пословиц – о дружбе, о семье, о Родине и т.д. Ребенку предлагается бросить кубик с цветными гранями, соответствующими цветам секторов на игровом поле. В зависимости от темы, расположенной на выпавшем секторе, детям необходимо вспомнить и назвать соответствующую этой теме пословицу.
Вторая игра, которая была нами разработана, называется «В гости к дедушке Фольклору». Она может использоваться в совместной деятельности детей и взрослых, а также в самостоятельной деятельности детей. Игровое поле похоже на игру-бродилку. При первом знакомстве детей с игрой они определяли, какие сказки, пословицы и поговорки зашифрованы в картинках на игровом поле. Также в игре используются два кубика с цифрами и один со знаками сложения и вычитания. Детям нужно кинуть все три кубика. Если выпадает знак «+», ребенок ходит вперед на то количество ходов, которое получится при сложении выпавших чисел. Если выпадает знак «-», ходим назад, вычитая из большего числа меньшее. Цифры на кубиках подобраны таким образом, что максимальное количество ходов вперед – 6, а при вычитании никогда не получится «0». То есть ребенок не останется на месте, у него всегда будет возможность быть активным участником игры.
Ходы на игровом поле обозначены красным, синим и желтым цветом. Каждому из них соответствует определенное задание из картотеки. Если выпадает красный – детям предлагается отгадать загадки по теме «Предметы народного быта», желтый – отгадать русскую народную сказку, зашифрованную в стихотворении, синий – закончить и объяснить пословицу.
С помощью данных игр мы легко устанавливаем эмоциональный контакт с детьми, обогащаем чувства и речь ребенка, формируем у подрастающего поколения уважение к нормам морали, чувство любви к Родине, стремление сохранять и уважать культурные ценности и традиции своего народа, что является неотъемлемой частью патриотического воспитания и играет огромную роль во всестороннем развитии личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1208464-1579688313.jpg)
ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ПАТРИОТЫ» Тема: Ознакомление с государственными символами в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста государственными символами в рамках патриотического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-1228036-1584469782.jpg)
Взаимодействие ДОУ с семьёй в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость патриотического воспитания детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1237587-1586424531.jpg)
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-1421833-1663510954.jpg)
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...
Ознакомление с пословицами и поговорками в рамках патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Несмотря на преобразования системы образования в нашей стране, неизменным остается проблема патриотического воспитания ребенка. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-1432117-1667300447.jpg)
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...