Мир металла
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Непосредственная образовательная деятельность "Мир металла", знакомит детей с процессом изготовления изделий из металла, с трудом взрослых на заводах и фабриках. Учит детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства (твердость, теплопроводность, металлический блеск, способность издавать звуки, прочность). Приобщает к традиционной русской культуре через ознакомление с творчеством жостовских мастеров. Формирует у детей навыки исследовательской работы. Развивает умение составить связный рассказ о проведенном опыте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_metally.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мир металла».
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром металла.
Задачи: Знакомить с процессом изготовления изделий из металла, с трудом взрослых на заводах и фабриках. Научить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет), свойства (твердость, теплопроводность, металлический блеск, способность издавать звуки, прочность). Приобщать к традиционной русской культуре через ознакомление с творчеством жостовских мастеров. Формировать у детей навыки исследовательской работы. Развивать умение составить связный рассказ о проведенном опыте.
Предварительная работа. Составление коллекции металлических предметов (это могут быть ложки, небольшие кастрюли и сковородки, — желательно, чтобы среди них была и чугунная, — инструменты (в том числе ножницы), шурупы, гайки, скрепки для бумаги, металлические солдатики и т. д.).
Утром воспитатель организует опыт: в два блюдечка кладет по небольшому листу белой бумаги, на котором размещает несколько металлических скрепок, и в одно из блюдец наливает немного воды. Воспитатель с детьми постоянно следят за тем, чтобы вода в этом блюдце не высыхала. Вместе отмечают, что происходит со скрепками: появились ли на бумаге рыжие следы от скрепок (в блюдце с водой).
Материалы: Различные металлические предметы, например: ложки, скрепки, ножницы, кастрюля, чугунная сковородка, чугунок, магниты. Несколько предметов, сделанных из других материалов: деревянная и пластмассовая ложки, пластмассовая тарелка. Одноразовые стаканчики, холодная и горячая вода, подносы 2 шт.
Методические приёмы:
1. Игровая ситуация «Определи правильно» (из какого материала сделаны предметы).
2. Чтение отрывка из произведения Е.Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро».
3. Просмотр видеофильма «Откуда берётся металл?».
4. Физкультминутка «Раз, два — стоит ракета».
5. Игра «Найди нужный предмет».
6. Экспериментирование с металлом.
7. Соревнование «Кто быстрее соберет».
8. Рассматривание с детьми расписных металлических предметов.
9. Итог НОД.
ХОД НОД:
1. Игровая ситуация «Определи правильно» (из какого материала сделан предмет).
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о металлах. металлы в нашей жизни встречаются повсюду, мы пользуемся ими, буквально, на каждом шагу. (Дети вместе с воспитателем рассматривают предметы, сделанные из металла, трогают их, описывают – какие они: твёрдые или мягкие, тяжёлые или лёгкие, гнуться или нет; сравнивают с предметами, сделанными из дерева и пластмассы).
Воспитатель: (задаёт детям вопросы, а дети отвечают) давайте поразмышляем: нас разбудил … (будильник); на кухне … (кастрюля, плита, вилки, ложки); мама одела… (цепочку и колечки), папа… (часы); ключи от квартиры, двери; лифт и перила; машина или автобус… и так повсюду мы встречаем изделия из металлов.
Ответы детей:
2. Чтение отрывка из произведения Е.Пермяка «Сказка о стране Терра-Ферро».
Воспитатель: Ребята, вам понравилась произведение «Сказка о стране Терра-Ферро»?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей: Расплавился камень, из которого был сложен свод, расплавился, как смола, как воск. Расплавился и залил чем-то тёмным и очень тяжёлым горшки, которые находились в печи.
Воспитатель: Что означает слово «Ферро»?
Ответы детей: «Ферро» на языке жителей этой страны значило «чудо».
Воспитатель: А из чего ещё можно сделать острые, прочные, надёжные инструменты?
Ответы детей: из дерева, из камня, из металла.
3. Просмотр видеофильма «Откуда берётся металл?».
Воспитатель: Ребята, вам понравился видеофильм?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Что узнали нового из этого фильма?
Ответы детей: Из этого фильма мы узнали, что камень появляется из вулкана. Горячая лава остывает и превращается в камень.
Воспитатель: Какие этапы проходит камень, прежде чем стать металлом?
Ответы детей:
— сначала нужно найти и добыть из-под земли камень, в котором содержится много железа, — железную руду;
— затем расплавить его в больших жарких печах;
— жидкий тяжелый металл разливают в нужные формы; когда этот металл, который называется «чугун», застынет, из него получатся сковородки и чугунки для кухни, вагонные колеса, уличные решетки для воды и крышки люков; чугун — очень крепкий металл, но он плохо гнется и от сильного удара может расколоться;
Воспитатель: Люди каких профессий помогают сделать металл?
Ответы детей: Добыть из-под земли камень - геологии горняки-шахтеры;
Затем руду доставляют на металлургический завод. В огромных доменных печах из руды выплавляют металл, это дело рабочих-доменщиков;
Расплавленный металл выливается из печи в специальные формы, застывает – получается слиток в форме кирпича. Потом из слитков, переплавляя их в меньших печах, получают разные заготовки предметов, деталей. Из таких слитков затем раскатывают (как тесто) стальной лист; рабочих, которые это делают, называют «прокатчики»; из стального листа делают кузова для автомобилей, трубы для воды, лезвия для ножей и много других полезных вещей.
А из заготовок, на различных станках: токарных, фрезерных, сверлильных изготавливают готовые изделия, которые мы видим в магазине.
4. Физкультминутка: «Раз, два — стоит ракета».
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
5. Игра «Найди нужный предмет».
Воспитатель: В коробке лежат предметы из различных материалов (дерево, стекло, бумага, металлы). Нам нужно выбрать предметы из металла.
(Дети поочередно достают предметы из коробки и распределяют: металлические раскладывают на стол, неметаллические – в другую коробку. Обозначаем название металла).
Воспитатель: Из металла делают домашнюю посуду, автомобили, самолеты, мосты, украшения, игрушки. А что еще?
Ответы детей: ключи, инструменты, двери, замки, решетки, заборы, ручки-скобы….
Воспитатель: Ребята, а по каким признакам был сделан выбор?
Ответы детей: гладкий, блестящий, прочный.
6. Экспериментирование с металлом.
Воспитатель: Ребята, сейчас проведем, пару экспериментов с металлом.
Опыт 1. Опускаем металлические и деревянные предметы в воду. Что случилось?
Ответы детей: Металлические предметы утонули, потому что они тяжелее, чем – деревянные.
Воспитатель: Проведём второй эксперимент. Большинство металлов очень хорошо проводят тепло или холод. Сейчас проверим как деревянные, керамические и металлические ложки проводят тепло и холод. Для этого берем шесть ложек: две деревянные, две керамические и две металлические. Одну ложку деревянную кладём в кружку с горячей водой, а другую в кружку с холодной водой. И так со всеми другими ложками. Ребята, что заметили?
Ответы детей: Металл нагревается быстрее, остывает – дольше.
7. Соревнование «Кто быстрее соберет».
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем на скорость, кто быстрее соберёт рассыпанные скрепки. Один ребенок собирает рассыпанные скрепки руками, другой с помощью магнита.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, как быстрее получилось собрать рассыпанные скрепки?
Ответы детей: Рассыпанные скрепки быстрее собрали с помощью магнита.
8. Рассматривание с детьми расписных металлических предметов.
Воспитатель: Ребята, вспомним результаты опыта, которую мы проводили с металлическими скрепками. Что с ними случилось?
Ответы детей: Скрепки, которые лежали в воде, дали ржавый след на белой бумаге. А скрепки, которые лежали на сухой поверхности, остались не изменёнными.
Воспитатель: Ребята, сейчас вместе с вами рассмотрим расписные металлические подносы, сделанные мастерами из Жостово. Почему железный поднос покрыт сверху эмалью, от чего защищает эмаль железо?
Ответы детей: Железный поднос покрыт сверху эмалью, для защиты от ржавчины.
9. Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали на занятии?
Ответы детей: Что камень появляется из вулкана. Горячая лава остывает и превращается в камень.
Воспитатель: О каких свойствах металла вы сегодня узнали?
Ответы детей: Металлические предметы тяжелее, чем деревянные. Металл нагревается быстрее, остывает – дольше. Металлические предметы притягиваются магнитом.
Воспитатель: А еще, что узнали? (Воспитатель активизирует всех детей).
Ответы детей:
Литература:
- Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — 1002 с: ил.
- Занимательные опыты и эксперименты. / Под ред. А. Прудник, К. Аниашвили. – Изд. АСТ, 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....
Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста "Металл, его качества и свойства."
Учить детей узнавать предметы из металла....
Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста "Металл, его качества и свойства."
Рассказать о свойствах металла!...
Творческий проект "В мире металла"
Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека....
Занятие по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе «Металл и фольга». Раздел «Знакомство со свойствами материалов»
Цель занятия -дать детям представление о металле как о материале и о фольге как о тонко раскатанном металле....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....
Конспект организации познавательно-игровой деятельности с элементами эксперимента с детьми старшей группы на тему: «Знакомство с металлом»
Цель: Формировать представления детей о разновидностях металлов, о свойствах и действии магнита. Закрепить счет в пределах 5. Формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблю...
- Мне нравится (1)