Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Удивительный мир птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Удивительный мир птиц»
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории Озалайнен Н.М.
Цель: Закрепит знания детей о перелетных птицах.
Познавательные задачи:
1.Закрепить названия птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
2.Систематизировать знания детей о видах птиц.
3. Учить устанавливать связь между формой клюва и особенностями питания птиц.
4.Учить находить зависимость между строением лап и особенностями образа жизни птиц
5. Познакомить с порядком построения птиц при перелёте в тёплые края.
6. Расширить и активизировать словарь детей; формировать и закреплять обобщающие понятия (зимующие, перелётные, насекомоядные, растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой, стаей).
7.Упражнять детей в образовании сложных прилагательных; активизировать употребление в речи глаголов.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие.
2.Развивать навыки классификации, умение составлять целое из частей.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес детей к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
2. Учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать нравственно направленные действия и поступки
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц, мягкая игрушка – гномик, большой колокольчик, кормушка, кусочек сала, семечки, зернышки, ягоды рябины, хлебные крошки; конверты с моделями частей птиц; фланелеграф; осенние листочки, вырезанные из бумаги; кормушка.
Ход образовательной деятельности
Звенит колокольчик. Воспитатель подзывает всех детей к себе и рассказывает, что обнаружила утром этот колокольчик у себя на столе .
Воспитатель: Кто же его оставил? Я посмотрела под стол, а там сидит веселый гном. Оказывается, он решил поиграть со мной! (Показывает детям игрушку – гнома.) Гномик приглашает вас в удивительное место. Дорогу туда укажет его волшебный колокольчик. Идем?
Дети: Да!
Дети, держась за руки, друг за другом, вместе с педагогом и гномом входят в группу, где представлены различные материалы о птицах: книги, картинки, сувениры, изделия народных промыслов . (Включается аудиозапись »Голоса птиц»).
Воспитатель: Ребята! Внимательно посмотрите на все, что вас окружает, и попробуйте догадаться, кто же эти друзья, которые вас здесь ждали.
Дети: Это птицы.
Воспитатель: Посмотрите! Сколько разных птиц нас встречает! Мы пришли в их царство! Гномик надеется, что вы все детки умные. Воспитанные, умеете вести себя в природе. А сегодня он хочет проверить ваши знания и доброе отношение к пернатым друзьям. Для вас он подготовил задания, которые написаны на осенних листочках, что в клювиках у птиц. Если ответ правильный – зазвенит волшебный колокольчик. За старание и активность все дети получат подарки от гномика.
(Звенит колокольчик и гномик приглашает детей в лесочек. Где на веточках деревьев расположились лесные птицы: дятел, сова, синица, снегирь, клест. Дети рассаживаются на «пенечки».)
Воспитатель: Ребята! Какая птичка держит листочек? Вы узнали ее?
Дети: Дятел.
Воспитатель: А каких еще лесных птиц вы здесь видите? (Дети перечисляют.)
Воспитатель: А где же все остальные птицы, которые так красиво поют летом в лесу? (Гномик просит детей догадаться и обратить внимание на время года за окном).
Дети: За окном – осень. С каждым днем становится все холоднее. Насекомые исчезли, птичкам нечего есть, и поэтому они улетели в теплые края.
Воспитатель: Как называют птиц, улетающих в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Вспомните, что это за птицы.
(Из-за ширмы по очереди перед детьми появляются и исчезают картинки с изображением перелетных птиц, тихо звучат их голоса.)
Воспитатель: А какие загадки вы знаете об этих птицах?
Дети:
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?
(Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
(Соловей)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
(Аист).
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных –
(Грач)
Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем.
В октябре летим мы клином.
Жалобно курлычем.
(Журавли)
Физкультминутка
Подвижная игра «Стайка».
Воспитатель: Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)
«Клю! Клю!Клю !»– поклюем,
Потом песенку споем». (Встать лицом в круг.)
Воспитатель: Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Они умеют летать. Их тело покрыто перьями, у них есть крылья, клювы.
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине,
Воспитатель: А какие птицы нас покидают первыми?
Дети: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. я
Воспитатель: В слове »насекомоядные» прячутся два слова: есть, насекомые. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…
Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
Каких водоплавающих птиц вы знаете?
Дети: Гуси, утки и лебеди.
Воспитатель: В слове «водоплавающие» тоже прячется два слова – плавать, вода. Повторите: водоплавающие.
Воспитатель: А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраиваются- « цепочкой», в одну линию.
(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)
Воспитатель: Ребята! Гномик приглашает вас сесть за столы (На столах у детей конверты с макетами частей тела птицы.) Нужно собрать птицу из отдельных частей.
Воспитатель : А кто из вас хочет поработать на фланелеграфе?
Вызвавшийся ребенок собирает образец на фланелеграфе. Дети работают под звуки голосов птиц.
Воспитатель: Ребята! Гномик спрашивает, знаете ли вы , что умеют делать птицы? Я возьму мяч, буду бросать вам по очереди, а вы будете называть, что умеют делать птицы.
Дети: Летать, петь, вить гнезда, прыгать, клевать, ходить, выводить птенцов, плавать, порхать, откладывать яйца и т.д.
Воспитатель: Ребята! Как называются птицы. Которые остались зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Назовите их!
Дети: Воробьи, вороны, галки, голуби, сороки, дятлы.
Воспитатель: Расскажите, как вы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
Дети: Сделали для птиц кормушки, кормили птиц.
(Ребенок читает свое сочинение на тему «Птичья столовая» А. Яшин)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
Воспитатель: Как вы думаете, какую еду можно положить в кормушку для птиц?
Дети: Семечки, сало, хлебные крошки, зернышки, ягоды рябины.
Воспитатель : А что могло бы случиться, если бы исчезли птицы?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель читает детям стихотворение Т.Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало.
И нужно всем: ивам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Друзей своих пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала,
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зеленой той листвы
Их песенку услышишь ты.
Воспитатель: Давайте с вами договоримся, что вы будете птиц беречь, охранять, подкармливать их , помогая пережить холодное время года. Птицы не только доставляют радость нам, но они необходимы природе.
Гномик приготовил для вас подарки – книжки о птицах. Давайте поблагодарим его. Настало время возвращаться домой! (Звенит колокольчик.)
Рефлексия
Воспитатель: Вспомните, о чём говорили на занятии?
Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-10-30_udivitelnyy_mir_ptits.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Удивительный мир птиц»
Составила воспитатель
высшей квалификационной категории Озалайнен Н.М.
Цель: Закрепит знания детей о перелетных птицах.
Познавательные задачи:
1.Закрепить названия птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.
2.Систематизировать знания детей о видах птиц.
3. Учить устанавливать связь между формой клюва и особенностями питания птиц.
4.Учить находить зависимость между строением лап и особенностями образа жизни птиц
5. Познакомить с порядком построения птиц при перелёте в тёплые края.
6. Расширить и активизировать словарь детей; формировать и закреплять обобщающие понятия (зимующие, перелётные, насекомоядные, растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой, стаей).
7.Упражнять детей в образовании сложных прилагательных; активизировать употребление в речи глаголов.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие.
2.Развивать навыки классификации, умение составлять целое из частей.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать интерес детей к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
2. Учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать нравственно направленные действия и поступки
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц, мягкая игрушка – гномик, большой колокольчик, кормушка, кусочек сала, семечки, зернышки, ягоды рябины, хлебные крошки; конверты с моделями частей птиц; фланелеграф; осенние листочки, вырезанные из бумаги; кормушка.
Ход образовательной деятельности
Звенит колокольчик. Воспитатель подзывает всех детей к себе и рассказывает, что обнаружила утром этот колокольчик у себя на столе .
Воспитатель: Кто же его оставил? Я посмотрела под стол, а там сидит веселый гном. Оказывается, он решил поиграть со мной! (Показывает детям игрушку – гнома.) Гномик приглашает вас в удивительное место. Дорогу туда укажет его волшебный колокольчик. Идем?
Дети: Да!
Дети, держась за руки, друг за другом, вместе с педагогом и гномом входят в группу, где представлены различные материалы о птицах: книги, картинки, сувениры, изделия народных промыслов . (Включается аудиозапись »Голоса птиц»).
Воспитатель: Ребята! Внимательно посмотрите на все, что вас окружает, и попробуйте догадаться, кто же эти друзья, которые вас здесь ждали.
Дети: Это птицы.
Воспитатель: Посмотрите! Сколько разных птиц нас встречает! Мы пришли в их царство! Гномик надеется, что вы все детки умные. Воспитанные, умеете вести себя в природе. А сегодня он хочет проверить ваши знания и доброе отношение к пернатым друзьям. Для вас он подготовил задания, которые написаны на осенних листочках, что в клювиках у птиц. Если ответ правильный – зазвенит волшебный колокольчик. За старание и активность все дети получат подарки от гномика.
(Звенит колокольчик и гномик приглашает детей в лесочек. Где на веточках деревьев расположились лесные птицы: дятел, сова, синица, снегирь, клест. Дети рассаживаются на «пенечки».)
Воспитатель: Ребята! Какая птичка держит листочек? Вы узнали ее?
Дети: Дятел.
Воспитатель: А каких еще лесных птиц вы здесь видите? (Дети перечисляют.)
Воспитатель: А где же все остальные птицы, которые так красиво поют летом в лесу? (Гномик просит детей догадаться и обратить внимание на время года за окном).
Дети: За окном – осень. С каждым днем становится все холоднее. Насекомые исчезли, птичкам нечего есть, и поэтому они улетели в теплые края.
Воспитатель: Как называют птиц, улетающих в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: Вспомните, что это за птицы.
(Из-за ширмы по очереди перед детьми появляются и исчезают картинки с изображением перелетных птиц, тихо звучат их голоса.)
Воспитатель: А какие загадки вы знаете об этих птицах?
Дети:
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?
(Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?
(Соловей)
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
(Аист).
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных –
(Грач)
Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем.
В октябре летим мы клином.
Жалобно курлычем.
(Журавли)
Физкультминутка
Подвижная игра «Стайка».
Воспитатель: Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)
«Клю! Клю!Клю !»– поклюем,
Потом песенку споем». (Встать лицом в круг.)
Воспитатель: Чем отличаются птицы от других животных?
Дети: Они умеют летать. Их тело покрыто перьями, у них есть крылья, клювы.
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине,
Воспитатель: А какие птицы нас покидают первыми?
Дети: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. я
Воспитатель: В слове »насекомоядные» прячутся два слова: есть, насекомые. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…
Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.
Каких водоплавающих птиц вы знаете?
Дети: Гуси, утки и лебеди.
Воспитатель: В слове «водоплавающие» тоже прячется два слова – плавать, вода. Повторите: водоплавающие.
Воспитатель: А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.
В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраиваются- « цепочкой», в одну линию.
(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.)
Воспитатель: Ребята! Гномик приглашает вас сесть за столы (На столах у детей конверты с макетами частей тела птицы.) Нужно собрать птицу из отдельных частей.
Воспитатель : А кто из вас хочет поработать на фланелеграфе?
Вызвавшийся ребенок собирает образец на фланелеграфе. Дети работают под звуки голосов птиц.
Воспитатель: Ребята! Гномик спрашивает, знаете ли вы , что умеют делать птицы? Я возьму мяч, буду бросать вам по очереди, а вы будете называть, что умеют делать птицы.
Дети: Летать, петь, вить гнезда, прыгать, клевать, ходить, выводить птенцов, плавать, порхать, откладывать яйца и т.д.
Воспитатель: Ребята! Как называются птицы. Которые остались зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Назовите их!
Дети: Воробьи, вороны, галки, голуби, сороки, дятлы.
Воспитатель: Расскажите, как вы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
Дети: Сделали для птиц кормушки, кормили птиц.
(Ребенок читает свое сочинение на тему «Птичья столовая» А. Яшин)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
Воспитатель: Как вы думаете, какую еду можно положить в кормушку для птиц?
Дети: Семечки, сало, хлебные крошки, зернышки, ягоды рябины.
Воспитатель : А что могло бы случиться, если бы исчезли птицы?
(Дети высказывают свои предположения.)
Воспитатель читает детям стихотворение Т.Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало.
И нужно всем: ивам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Друзей своих пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала,
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зеленой той листвы
Их песенку услышишь ты.
Воспитатель: Давайте с вами договоримся, что вы будете птиц беречь, охранять, подкармливать их , помогая пережить холодное время года. Птицы не только доставляют радость нам, но они необходимы природе.
Гномик приготовил для вас подарки – книжки о птицах. Давайте поблагодарим его. Настало время возвращаться домой! (Звенит колокольчик.)
Рефлексия
Воспитатель: Вспомните, о чём говорили на занятии?
Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы "Дорога безопасности"
Данный вид деятельности представляет собой учебную игру-викторину – занятие, которое имеет определённые правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных п...
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Тема: «Защитники Отечества»
Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми подготовительной группы.Тема: «Защитники Отечества»...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы: «Зачем нужны часы?»
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы: ...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми средней группы «Удивительный снег»
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми средней группы «Удивительный снег»...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Еда вкусная и полезная»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Новая история про Колобка»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовит...
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Чей домик лучше?»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовит...