Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Удивительный мир птиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Озалайнен Наталья Михайловна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г. Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Удивительный мир  птиц»

 

 

 

 

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории  Озалайнен Н.М.

 

 

 

 

 

 


 

Цель: Закрепит знания детей о перелетных птицах.

Познавательные задачи:

1.Закрепить названия птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

2.Систематизировать знания детей о видах птиц.

3. Учить устанавливать связь между формой клюва и особенностями  питания птиц.
4.Учить находить зависимость между строением лап и особенностями  образа жизни птиц
5. Познакомить с порядком построения птиц  при перелёте в тёплые края.
6. Расширить и активизировать словарь  детей;  формировать и закреплять обобщающие понятия  (зимующие, перелётные, насекомоядные, растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой, стаей).

7.Упражнять детей в образовании сложных прилагательных; активизировать употребление в речи глаголов.

Развивающие задачи:
1.Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие.

2.Развивать навыки классификации, умение составлять целое из частей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес детей к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

2. Учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать нравственно направленные действия и поступки

Материалы и оборудование:  иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц,  мягкая игрушка – гномик, большой колокольчик,  кормушка,  кусочек сала, семечки, зернышки, ягоды рябины, хлебные крошки;   конверты с моделями частей птиц; фланелеграф; осенние листочки, вырезанные из бумаги; кормушка.

 

 

 

Ход образовательной деятельности

Звенит колокольчик. Воспитатель подзывает всех детей к себе и рассказывает, что обнаружила утром этот колокольчик у себя на столе .

Воспитатель: Кто же его оставил? Я посмотрела под стол, а там сидит веселый гном. Оказывается, он решил поиграть со мной!  (Показывает детям игрушку – гнома.) Гномик приглашает вас в удивительное место. Дорогу туда укажет его волшебный колокольчик. Идем?

Дети: Да!

Дети, держась за руки, друг за другом, вместе с педагогом и гномом входят в группу, где представлены различные материалы о птицах: книги, картинки, сувениры, изделия народных промыслов .  (Включается аудиозапись »Голоса птиц»).

Воспитатель: Ребята! Внимательно посмотрите на все, что вас окружает, и попробуйте догадаться, кто же эти друзья, которые вас здесь ждали.

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Посмотрите! Сколько разных птиц нас встречает! Мы пришли в их царство! Гномик надеется, что вы все детки умные. Воспитанные, умеете вести себя в природе. А сегодня он хочет проверить ваши знания и доброе отношение к пернатым друзьям. Для вас он подготовил задания, которые написаны на осенних листочках, что в клювиках у птиц. Если ответ правильный – зазвенит волшебный колокольчик. За старание и активность все дети получат подарки от гномика.

(Звенит колокольчик и гномик приглашает детей в лесочек. Где на веточках деревьев расположились лесные птицы: дятел, сова, синица, снегирь, клест. Дети рассаживаются на «пенечки».)

Воспитатель: Ребята! Какая птичка держит листочек? Вы узнали ее?

Дети: Дятел.

Воспитатель: А каких еще лесных птиц вы здесь видите?  (Дети перечисляют.)

Воспитатель: А где же все остальные птицы, которые так красиво поют летом в лесу?  (Гномик просит детей догадаться и обратить внимание на время года за окном).

Дети: За окном – осень. С каждым днем становится все холоднее. Насекомые исчезли, птичкам нечего есть, и поэтому они улетели в теплые края.

Воспитатель: Как называют птиц, улетающих в теплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: Вспомните, что это за птицы.

(Из-за ширмы по очереди перед детьми появляются и исчезают картинки с изображением перелетных птиц, тихо звучат их голоса.)

Воспитатель: А какие загадки вы знаете об этих птицах?

Дети:

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?

(Ласточка)


Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?

(Соловей)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту 

(Аист).

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает,

Как ту птичку называют?

(Жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных –

(Грач)

Дни коротки, ночи длинны,

Мы друг друга кличем.

В октябре летим мы клином.

Жалобно курлычем.

(Журавли)

 

Физкультминутка

Подвижная игра «Стайка».

Воспитатель: Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю! Клю!Клю !»– поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом в круг.)

Воспитатель: Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: Они умеют летать. Их тело покрыто перьями, у них есть крылья, клювы.

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Дети:  По оперению, внешнему виду, величине,

Воспитатель: А какие птицы нас покидают первыми?

Дети: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. я

Воспитатель: В слове »насекомоядные» прячутся два слова: есть, насекомые. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

Каких водоплавающих  птиц вы знаете?

Дети: Гуси, утки и лебеди.

Воспитатель: В слове «водоплавающие»  тоже прячется два слова – плавать,  вода. Повторите: водоплавающие.

Воспитатель: А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраиваются- « цепочкой», в одну линию.

(Шеренгой, фронтом  или поперечным  рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие  крупные птицы.)

Воспитатель: Ребята!  Гномик приглашает вас сесть за столы  (На столах у детей конверты с макетами частей тела птицы.) Нужно собрать птицу из отдельных частей.

Воспитатель :  А кто из вас хочет поработать на фланелеграфе?

Вызвавшийся ребенок собирает образец на фланелеграфе.  Дети работают под звуки голосов птиц.

Воспитатель: Ребята! Гномик спрашивает, знаете ли вы , что умеют делать птицы? Я возьму мяч, буду бросать вам по очереди, а вы будете называть, что умеют делать птицы.

Дети: Летать, петь, вить гнезда, прыгать, клевать, ходить, выводить птенцов, плавать, порхать, откладывать яйца и т.д.

Воспитатель: Ребята! Как называются птицы. Которые остались зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите их!

Дети: Воробьи, вороны, галки, голуби, сороки, дятлы.

Воспитатель: Расскажите, как вы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода. 

Дети: Сделали для птиц кормушки, кормили птиц.

(Ребенок читает свое сочинение на тему «Птичья столовая» А. Яшин)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

Воспитатель: Как вы думаете, какую еду можно положить в кормушку для птиц?

Дети: Семечки, сало, хлебные крошки, зернышки, ягоды рябины.

Воспитатель : А что могло бы случиться, если бы исчезли птицы?

(Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель читает детям стихотворение Т.Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало.

И нужно всем: ивам, и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Друзей своих пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала,

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зеленой той листвы

Их песенку услышишь ты.

Воспитатель: Давайте с вами договоримся, что вы будете птиц беречь, охранять, подкармливать их , помогая пережить холодное время года. Птицы не только доставляют радость нам, но они необходимы природе.

Гномик приготовил для вас подарки – книжки о птицах. Давайте поблагодарим его. Настало время возвращаться домой!  (Звенит колокольчик.)

Рефлексия

Воспитатель: Вспомните, о чём говорили на занятии?

Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022-10-30_udivitelnyy_mir_ptits.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г. Санкт-Петербурга

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Удивительный мир  птиц»

Составила воспитатель

высшей квалификационной категории  Озалайнен Н.М.


Цель: Закрепит знания детей о перелетных птицах.

Познавательные задачи:

1.Закрепить названия птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

2.Систематизировать знания детей о видах птиц.

3. Учить устанавливать связь между формой клюва и особенностями  питания птиц.
4.Учить находить зависимость между строением лап и особенностями  образа жизни птиц
5. Познакомить с порядком построения птиц  при перелёте в тёплые края.
6. Расширить и активизировать словарь  детей;  формировать и закреплять обобщающие понятия  (зимующие, перелётные, насекомоядные, растительноядные, хищные, водоплавающие, клином, шеренгой, дугой, стаей).

7.Упражнять детей в образовании сложных прилагательных; активизировать употребление в речи глаголов.

Развивающие задачи:
1.Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие.

2.Развивать навыки классификации, умение составлять целое из частей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать интерес детей к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

2. Учить правильно вести себя в природе, самостоятельно совершать нравственно направленные действия и поступки

Материалы и оборудование:  иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц,  мягкая игрушка – гномик, большой колокольчик,  кормушка,  кусочек сала, семечки, зернышки, ягоды рябины, хлебные крошки;   конверты с моделями частей птиц; фланелеграф; осенние листочки, вырезанные из бумаги; кормушка.

Ход образовательной деятельности

Звенит колокольчик. Воспитатель подзывает всех детей к себе и рассказывает, что обнаружила утром этот колокольчик у себя на столе .

Воспитатель: Кто же его оставил? Я посмотрела под стол, а там сидит веселый гном. Оказывается, он решил поиграть со мной!  (Показывает детям игрушку – гнома.) Гномик приглашает вас в удивительное место. Дорогу туда укажет его волшебный колокольчик. Идем?

Дети: Да!

Дети, держась за руки, друг за другом, вместе с педагогом и гномом входят в группу, где представлены различные материалы о птицах: книги, картинки, сувениры, изделия народных промыслов .  (Включается аудиозапись »Голоса птиц»).

Воспитатель: Ребята! Внимательно посмотрите на все, что вас окружает, и попробуйте догадаться, кто же эти друзья, которые вас здесь ждали.

Дети: Это птицы.

Воспитатель: Посмотрите! Сколько разных птиц нас встречает! Мы пришли в их царство! Гномик надеется, что вы все детки умные. Воспитанные, умеете вести себя в природе. А сегодня он хочет проверить ваши знания и доброе отношение к пернатым друзьям. Для вас он подготовил задания, которые написаны на осенних листочках, что в клювиках у птиц. Если ответ правильный – зазвенит волшебный колокольчик. За старание и активность все дети получат подарки от гномика.

(Звенит колокольчик и гномик приглашает детей в лесочек. Где на веточках деревьев расположились лесные птицы: дятел, сова, синица, снегирь, клест. Дети рассаживаются на «пенечки».)

Воспитатель: Ребята! Какая птичка держит листочек? Вы узнали ее?

Дети: Дятел.

Воспитатель: А каких еще лесных птиц вы здесь видите?  (Дети перечисляют.)

Воспитатель: А где же все остальные птицы, которые так красиво поют летом в лесу?  (Гномик просит детей догадаться и обратить внимание на время года за окном).

Дети: За окном – осень. С каждым днем становится все холоднее. Насекомые исчезли, птичкам нечего есть, и поэтому они улетели в теплые края.

Воспитатель: Как называют птиц, улетающих в теплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: Вспомните, что это за птицы.

(Из-за ширмы по очереди перед детьми появляются и исчезают картинки с изображением перелетных птиц, тихо звучат их голоса.)

Воспитатель: А какие загадки вы знаете об этих птицах?

Дети:

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?

(Ласточка)


Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?

(Соловей)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За
лягушками к болоту 

(Аист).

Раньше всех из птиц встает,

Солнцу песенку поет,

Все живое поднимает,

Как ту птичку называют?

(Жаворонок)

По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Ест букашек разных –

(Грач)

Дни коротки, ночи длинны,

Мы друг друга кличем.

В октябре летим мы клином.

Жалобно курлычем.

(Журавли)

Физкультминутка

Подвижная игра «Стайка».

Воспитатель: Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

«Клю! Клю!Клю !»– поклюем,

Потом песенку споем». (Встать лицом в круг.)

Воспитатель: Чем отличаются птицы от других животных?

Дети: Они умеют летать. Их тело покрыто перьями, у них есть крылья, клювы.

Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Дети:  По оперению, внешнему виду, величине,

Воспитатель: А какие птицы нас покидают первыми?

Дети: Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. я

Воспитатель: В слове »насекомоядные» прячутся два слова: есть, насекомые. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

Воспитатель: Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

Каких водоплавающих  птиц вы знаете?

Дети: Гуси, утки и лебеди.

Воспитатель: В слове «водоплавающие»  тоже прячется два слова – плавать,  вода. Повторите: водоплавающие.

Воспитатель: А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе; некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника; другие выстраиваются- « цепочкой», в одну линию.

(Шеренгой, фронтом  или поперечным  рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли, лебеди и другие  крупные птицы.)

Воспитатель: Ребята!  Гномик приглашает вас сесть за столы  (На столах у детей конверты с макетами частей тела птицы.) Нужно собрать птицу из отдельных частей.

Воспитатель :  А кто из вас хочет поработать на фланелеграфе?

Вызвавшийся ребенок собирает образец на фланелеграфе.  Дети работают под звуки голосов птиц.

Воспитатель: Ребята! Гномик спрашивает, знаете ли вы , что умеют делать птицы? Я возьму мяч, буду бросать вам по очереди, а вы будете называть, что умеют делать птицы.

Дети: Летать, петь, вить гнезда, прыгать, клевать, ходить, выводить птенцов, плавать, порхать, откладывать яйца и т.д.

Воспитатель: Ребята! Как называются птицы. Которые остались зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите их!

Дети: Воробьи, вороны, галки, голуби, сороки, дятлы.

Воспитатель: Расскажите, как вы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода. 

Дети: Сделали для птиц кормушки, кормили птиц.

(Ребенок читает свое сочинение на тему «Птичья столовая» А. Яшин)

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

Воспитатель: Как вы думаете, какую еду можно положить в кормушку для птиц?

Дети: Семечки, сало, хлебные крошки, зернышки, ягоды рябины.

Воспитатель : А что могло бы случиться, если бы исчезли птицы?

(Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель читает детям стихотворение Т.Евдошенко «Берегите птиц».

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало.

И нужно всем: ивам, и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Друзей своих пернатых,

Иначе мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых,

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,

Синицам дай ты сала,

Пшено едят все воробьи,

Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,

И зацветут кругом сады.

Среди зеленой той листвы

Их песенку услышишь ты.

Воспитатель: Давайте с вами договоримся, что вы будете птиц беречь, охранять, подкармливать их , помогая пережить холодное время года. Птицы не только доставляют радость нам, но они необходимы природе.

Гномик приготовил для вас подарки – книжки о птицах. Давайте поблагодарим его. Настало время возвращаться домой!  (Звенит колокольчик.)

Рефлексия

Воспитатель: Вспомните, о чём говорили на занятии?

Что интересного вы узнали о перелетных птицах?

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы "Дорога безопасности"

Данный вид деятельности представляет собой учебную игру-викторину – занятие, которое имеет определённые правила и служит для познания, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных п...

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми подготовительной группы. Тема: «Защитники Отечества»

Конспект занятияпо познавательному развитиюс детьми подготовительной группы.Тема:  «Защитники Отечества»...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы: «Зачем нужны часы?»

                    Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы:            ...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми средней группы «Удивительный снег»

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми средней группы «Удивительный снег»...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Еда вкусная и полезная»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга     Конспект НОД по познавательному развитию с детьм...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Новая история про Колобка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга   Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовит...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Чей домик лучше?»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга   Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовит...