ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭКОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по окружающему миру (старшая группа)

Бражникова Олеся Владимировна

Дошкольнᡃое детство – нᡃачальнᡃый этап форᡃмирᡃованᡃия личнᡃости человека, его ценᡃнᡃостнᡃой орᡃиенᡃтации в окрᡃужающем мирᡃе. В этот перᡃиод закладывается позитивнᡃое отнᡃошенᡃие к прᡃирᡃоде, к «рᡃукотворᡃнᡃому мирᡃу», к себе и к окрᡃужающим людям.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЭКОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бражникова О.В.

ГБДОУ детский сад №29 комбинированного вида

г. Санкт-Петербурга

Работа по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.  Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.  Разнообразный мир природы пробуждает у дошкольников живой интерес, они изучают природные явления и объекты. Перед воспитателями и родителями стоит задача не только помочь ребёнку-дошкольнику раскрыть для себя удивительный мир природы, но и помочь воспринять его ценности, взаимосвязи, увидеть во всём окружающем - уникальное; необходимо научить ребёнка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе.

Экологическое образование дошкольников – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (Н. Н. Вересова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморуковаи другие). В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) экологическое воспитание и образование рассматривается как формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. [5, с. 8]

По словам С.Н. Николаевой, определяет цель экологического воспитания дошкольников так - это развитие осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы. [3, с. 34]

С.Н. Николаева и Т.Ю. Бурлакова выделяют три группы методов (деятельностей) экологического воспитания, в процессе которых формируется осознанно-правильное отношение к природе:

• практические методы обеспечивают создание и поддержание условий для объектов природы – растений и животных, находящихся в ближайшие окружения детей, а также природоохранную деятельность;

• познавательные методы включают наблюдение явлений природы, речевое общение воспитателя с детьми в повседневной жизни и специальное учебное общение на занятиях (учебный диалог);

• «отобразительные» методы предполагают графическое моделирование в календарях закономерно меняющихся явлений природы (комплекса сезонных явлений, роста и развития растения); игры в форме специально созданных с экологическим содержанием игровых обучающих ситуаций, привнесённых воспитателем на занятия; изобразительную деятельность на темы природы. [4, с. 47]

С.Н. Николаева и Т.Ю. Бурлакова так же говорят о том, что совместная деятельность воспитателя с детьми может стать методом экологического воспитания при условии:

• насыщения деятельности экологическим содержанием, исходящим из идей экологии с её центральным понятием взаимосвязи организма и среды;

• деятельность должна быть систематической; планироваться и целенаправленно организовываться воспитателем;

• деятельность позволяет одновременно решать задачи: воспитательные и образовательные; представленные в программе экологического воспитания. [4, с. 45]

Говоря о методах экологического воспитания, исследователи выделяют несколько:

  1. объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, должны объяснение, беседа). учебные Рассказы должны используется содержать учебные естественный элементы, используется занятия интересный естественный быть материал. Занятия могут быть эвристической построены в с форме эвристической вопросами беседы с которые проблемными вопросами, во задачами, которые беседы решаются во детьми время беседы с детьми. возможность Это даёт сравнивать детям возможность использовать учиться сравнивать, знания анализировать, использовать логическое имеющиеся знания, в развивать логическое с мышление.  В необходимо работе с  дошкольниками необходимо  практиковать наглядность - гербарии это разнообразные таблицы иллюстрации, гербарии, карты альбомы (таблицы, фотографии схемы, карты, природные макеты, фотографии,  натуральные природные  объекты).
  2. При возраста ознакомлении детей природой дошкольного возраста с природой особую роль занимает сюжетно- ролевая игра: «тропе Прогулка по «к Экологической тропе»», «экспедиция Путешествие к морю», «Экспедиция в Африку», « Поездка на  выставку». Важно и наличие природоохранного, содержания экологического содержания знаний. [2, с. 46]
  3. В работе необходимо по экологическому предметные воспитанию необходимо с использовать предметные материала игры с природы использованием материала раковин из природы (и камешков, раковин, д шишек и т.д.), мышления которые способствовали можно развитию мышления эти ребёнка. Можно по квалифицировать эти качественным материалы по размер разным качественным форма признакам: размер, элементом цвет, форма. данной Важным элементом в данной детей работе является сборе участие детей в сборе  этого материала. [2, с. 47]
  4. Можно использовать и индуктивный метод познавательной получают деятельности. Сначала во дети получают наблюдений информацию во и время наблюдений, после экспериментов и проводятся только после занятия этого проводятся которых итоговые занятия, причинно на которых связи устанавливают причинно-следственные связи. опреде 

Дошкольники могут получать экологические знания и процессе в познавательной деятельности. Её основными видами  являются: экологические  экскурсии, наблюдения,  прогулки. 

  1. Наблюдение - детей основной метод природой ознакомления детей с природой. познания Это активная мира форма познания накопление окружающего мира, начальных цель - накопление об факторов, начальных и представлений об природы объектах и результате явлениях природы, в результате рассматриваться чего оно познавательная может рассматриваться и как познавательная метод деятельность, как метод  обучения.
  2. Прогулки - наблюдая повседневная форма знакомятся работы, наблюдая, теми дети знакомятся с теми явлениями признаками объектов происходят природы, явлениями, течение которые происходят в течение  длительного времени. [1, с. 23]
  3. Экологические педагогике экскурсии определяются в педагогике метод как форма и метод позволяющие учебно-воспитательной наблюдение работы, позволяющие изучение организовать наблюдение и изучение явлений различных предметов и явлений в естественных экскурсии условиях. Во знакомятся время экскурсии явлениями дети знакомятся с явлениями природных природы в сих природных и взаимосвязях, с в растениями и их животными в с среде их воздействием обитания, с на разрушительным воздействием содерачеловека на экскурсий природу. Во собирают время экскурсий материал дети собирают коллекций природный материал занятий для коллекций, флористики игр, рисования. [1, с. 23]

Учитывая бы всё вышесказанное, важность хотелось бы эффективность отметить важность и эффективность предметно- пространственной развивающей среды, направленной отношения на формирование экологии ценностного отношения к экологии.  и Она позволяет экологические углублять и о расширять экологические животных представления (о мире мире животных, природе растительном мире, года неживой природе, т временах года и т.д.) и к экологически правильное явлениям отношение к объектам природным явлениям и объектам у детей дошкольного возраста.

В заключении, выводы можно сделать некоторые выводы:

  1. с при организации дошкольного работы с необходимо дошкольниками необходимо и ориентироваться на особенности индивидуальные возрастные и возрастные особенности детей;
  2. экологические пользы занятия принесут ребёнок больше пользы, делает если ребёнок открытия самостоятельно делает находки маленькие открытия и находки;
  3. воспитания возможность реализации детском экологического воспитания в детском саду, тесно жизни связана с и условиями жизни их детей и необходимо методами их организовать воспитания. Необходимо с правильно организовать для взаимодействие с чтобы семьёй, для по того чтобы образованию работа по непрерывно экологическому образованию велась непрерывно.
  4. работе разнообразные приёмы в работе воспитателя — продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения — это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.

Литература

1. Габбасова Светлана Анатольевна Экологическое воспитание дошкольников // Проблемы педагогики. 2016. №1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 21.04.2020).

2. Левина Ирина Алексеевна Особенности и формы экологического воспитания детей // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-formy-ekologicheskogo-vospitaniya-detey (дата обращения: 22.04.2020).

3. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве // СДО. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-yunyy-ekolog-ekologicheskoe-soznanie-beret-start-v-doshkolnom-detstve (дата обращения: 13.03.2020).

4. Николаева Светлана Николаевна, Бурлакова Татьяна Юрьевна Методическое руководство эколого-педагогическим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов и детей // СДО. 2016. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-rukovodstvo-ekologo-pedagogicheskim-protsessom-v-doshkolnom-uchrezhdenii-kak-faktor-razvitiya-ekologicheskoy-kultury (дата обращения: 11.04.2020).

5. Соломенникова Ольга Анатольевна Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации программы воспитания и обучения в детском саду // СДО. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-elementarnyh-ekologicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-realizatsii-programmy-vospitaniya-i (дата обращения: 01.04.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к окружающим у детей дошкольного возраста.

В настоящее время дети испытывают дефицит  внимания. Родители делают акцент на познавательном развитии детей, желая как можно лучше подготовить их к школе, недооценивая при этом важность ра...

Воспитание эмоционально - ценностного отношения к народным праздникам детей дошкольного возраста

обрядовые праздники и фольклорные развлечения, инсценировки народных сказок очень важны в жизни дошкольников.  Они способны дать детям представления о музыкальной культуре русского народа. Пробуд...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость прео...

Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

Описание собственного инновационного педагогического опыта  по проблеме этноэкологического воспитания «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к...