Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
материал
Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме этноэкологического воспитания «Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etnoekologiya_opyt.docx | 36.15 КБ |
ekologiya.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Описание собственного инновационного педагогического опыта по проблеме
«Использование регионального компонента в воспитании ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста»
воспитателя Муниципальной автономной дошкольной образовательной организации Краснослободскогомуниципального района Республики Мордовия
«Центр развития ребёнка –детский сад «Радуга»
Сидоровой Натальи Ивановны.
Актуальность опыта. Экологическое воспитание детей я всегда рассматривала как
направление духовно - нравственного развития, так как нравственные
качества у дошкольников закладываются также и от любви к природе. Родная
природа окружает ребёнка с рождения, поэтому она более понятна и доступна ему.
Растить добрых, отзывчивых, милосердных детей, учить их экологически –
грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому –
является сегодня очень актуальной проблемой.Поэтому вижу необходимость
акцентировать детское внимание на природе, которая находится рядом, посредством
использования регионального компонента.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Осуществляя экологическое воспитание, знакомлю детей в первую очередь, с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В нашем городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Краснослободск имеет свой неповторимый ландшафт (город на горе, лес, красавица Мокша, святые источники).
Знакомя дошкольников с природой Мордовии, особое внимание уделяю природоохранной деятельности людей в своём регионе.Знакомлю с фактами отрицательного воздействия человека на природу и примерами рационального использования природы человеком, с исчезающими и редкими животными, растениями Мордовии,с тем, что делается для сохранения её флоры и фауны, и что сами дети могут сделать для сохранения природы родного края.
Своеобразие и новизна опыта заключается в создании условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста через этноэкологическое воспитание, поскольку "Любовь к Родине начинается с любви к родной природе". А данный мотив довольно редко используется в повседневной практической деятельности педагогов. Введение в образовательный процесс игровых заданий с проблемными ситуациями, также придаёт моей деятельности инновационный характер.
Педагогическая идея моего опыта – это всестороннее ознакомление детей с природой родного края, развитие кругозора, познавательных способностей, интереса и любви к природе Мордовии через использование современных активных форм обучения.
Диагностика выявила, что дети практически не знакомы с природным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах родного региона.
В начале работы я поставила перед собой цель:
познакомить детей дошкольного возраста с растительным и животным миром
Мордовского региона; приобщить к экологической культуре; научить воспринимать
природу целостно; понимать доступные существенные связи между живыми
организмами; гуманно относится ко всему живому.
Определила задачи:
-изучение методической литературы по данному вопросу;
-подбор, изготовление и использование в работе наглядного и художественного материала;
-преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
-изготовление различных видов экологического оборудования: макеты природных зон и ландшафтов, коллекции природных материалов.
Изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С.А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; Н.А. Рыжова «Наш дом природа»; Л.Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом».
За основу в своей работе я взяла программу С. Николаевой «Юный эколог», примерный региональный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живём», опиралась на публикации по этноэкологическому воспитанию в интернет- сайтах кандидата педагогическихнаук МГПИ им. М.Е.ЕвсевьеваТ.Н.Кондратьевой.
Проводя работу в данном направлении, стремлюсь уточнять и расширять представления детей о многообразии растений и животных края. Особое внимание уделяю систематическим наблюдениям за растениями, произрастающими в ближайшем природном окружении. На примере дерева рассматриваем с детьми взаимосвязь растений с окружающей средой и устанавливаем зависимость состояния деревьев, их внешнего вида от экологической обстановки в регионе. При наблюдении за разными деревьями предлагаю выбрать своё дерево, охарактеризовать его и выразить отношение к нему, как к другу. Даю детям индивидуальные задания: предлагаю найти и сравнить знакомые деревья, рассказать о наблюдаемых объектах, вспомнить мордовские прибаутки, загадки о растениях. Это способствует эмоциональному освоению знаний о растениях родного края и формированию бережного отношения к ним.
Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор. Фольклор является источником мудрости народа в его отношениях с природой. В глубокой древности мордовский народ хорошо знал жизнь природных обитателей, на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Мордовский фольклор - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Поэтому я знакомлю детей с произведениями мордовского народного творчества, благодаря которым дети острее ощущают красоту родной природы. Использование мордовских сказок («Как собака друга искала », «Почему волки стали охотиться на зайцев» и др.), мордовских загадок «Лесом катится клубок, у него в иголках бок» и др., прибауток, примет, помогают вызвать эмоциональное освоение знаний о растениях и животных, формируют познавательный интерес к природе родного края. Использование в работе с детьми закличек, помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку. Потешки выводят ребёнка за родной порог и немного рассказывают о тех, кто живёт рядом, во дворе и в лесу.
Впечатления, полученные от общения с природой в процессе наблюдений и прогулок, в трудовой деятельности на участке, подкрепляю чтением художественной природоведческой литературы (Ф. Бобылёв «Странный кот», Ф. Ежов «Плутовка-пустоголовка», Ф. Атянин «Ласточка» и др.). В процессе обсуждения мордовских народных сказок детям предлагаю решать экологические задачи, например, «Как вы думаете, чем питались звери зимой в лесу?», «Чем полезен и опасен волк?». В мордовских народных сказках показано взаимодействие человека и живой природы, его положительные и отрицательные стороны. А через мордовские загадки во время занятий, наблюдений, труда, в детских играх и развлечениях дети учатся подмечать особенности живых существ, изменения растений в процессе роста и развития, повадки животных и приспособление их к среде обитания; устанавливать закономерную последовательность природных явлений в связи со сменой времен года. Например, «Один льет, другой пьет, а третья растет», «Кто на грядке восседает, солнце взглядом провожает?» и др. Для детей - это уроки народной мудрости.
Большой интерес у детей вызывает изображение природных объектов на гербах: Краснослободска (сливовые ветки, олицетворяющие город – сад), Саранска (лисы, которая символизирует преобладание охотничьего промысла в Мордовии). Изображение щита в середине мордовского герба с золотыми колосьями пшеницы показывает любовь мордовского народа к сельскохозяйственному труду. Однако подвожу детей к пониманию того, что развитое аграрное производство в Мордовии зачастую отрицательно влияет на её экологическую обстановку.
Посредством бесед, различных наглядных пособий, использования интерактивной доски, иллюстрирую примеры положительного и раскрываю причины отрицательного влияния человека на состояние Мордовской природы. Мной изготовлен тематический альбом «Красная книга Мордовии» (исчезающие, редкие виды растений и животных республики).
Используя беседы, рассказы, подвожу детей к пониманию того, что лес-это общий дом для растений и животных, которые находят в нём пищу, убежище, что в мордовских лесах живут разные животные, акцентирую внимание на том, что люди проявляют заботу о животных в трудное для них время. Знакомлю и с заповедными местами Мордовии посредством презентаций.
Для работы по использованию регионального компонента в нашей группе была обогащена развивающая среда. Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром Мордовии. Иллюстрации и фотоматериал были оформлены в тематические альбомы «Животный мир Мордовии», «Птицы Мордовии», «Опасные и полезные насекомые в природе нашего края», «Люби и охраняй». Мной собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др.
Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, мордовских подвижных игр на экологическую тематику,пальчиковые игры, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о нашей природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному становлению моих воспитанников.
При проведении занятий предпочтение отдается комплексным и интегрированным, в которых присутствуют игровые задания с проблемными ситуациями. Наряду с занятиями проводятся опыты, игры, беседы. Свои знания о природе родного края дети показывали в игре КВН “В гости к Виряве”, в викторине “Леса и луга нашей Родины”.Чтобы у детей закрепились в достаточной мере полученные знания (например, по пройденной одной большой теме), в группе устраиваем весёлые итоговые викторины с призами, праздники с этноэкологической тематикой с участием персонажей мордовского этноса: Вирявы, Ведявы, старичка Вирьнешке .
В нашей группе в рамках реализации проекта «Будь природе другом», прошла разработанная мной интегрированная образовательная деятельность «Путешествие в Краснослободский лес», в ходе которой дети познакомились с разнообразием живой природы Мордовии и окрестностей нашего города, правильным отношением к представителям растительного и животного мира, с проблемами экологии. В заключении детьми были изготовлены знаки на тему: «Будь внимателен к природе».
Очень важно привлечь родителей к участию в экологическом воспитании детей через конкурсы, развлечения, выставки. В группе я заранее вывешиваю красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются благодарственными грамотами.
Совместно с родителями провела фотовыставку «Я – часть родной природы», приняли участие в республиканских конкурсах « Фантазии природы», «Удачный кадр». Организовали выставку работ семейного творчества «Родная сердцу сторона»,отражающую родные пейзажи. Каждую осень организуем выставки «Дары Мордовской природы».
Хорошей традицией стала забота о зимующих птицах нашего края. Многими детьми нашей группы с помощью старших были сделаны кормушки, которые они принесли в детский сад, мы приняли участие в республиканском экологическом конкурсе «Птичий дом», который в марте 2017 года проводился Госсобранием РМ совместно с редакцией. газеты « Известия Мордовии».
Формирование экологически воспитанного ребёнка – сложный и длительный процесс. Экологическое воспитание в моей группе организованно так, что взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разных режимных моментах.Применяю разнообразные методы, которые выбираю в зависимости от воспитательно -образовательных задач и возраста детей.
Используя метод моделирования, применяю столь приоритетный сейчас вид деятельности - ландшафтный дизайн. Демонстрация моделей помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, их невидимую связь в природе. Дети разглядывают модели, и с удовольствием запоминают все, что учат по ним. Так, в результате совместной деятельности с детьми был создан большой учебный макет «Лесная поляна», где представлено расположение природных объектов на местности (ручеёк,цветочная полянка, муравейник, отдельные деревья, ельник, и т.д.) и показаны взаимосвязи между растительным и животным миром в результате игровых обучающих манипуляций. Также сделан макет будущего парка «Зелёное царство», запланированного для озеленения территории нашего детского сада в будущем году. Рассматривая аллеи, дети изучают различные виды и особенности деревьев, произрастающих в нашей республике.
Я стараюсь использовать все формы работы, но заметила, что самые интересные и эффективные – это наблюдения за объектами природы в естественных условиях (наблюдения на прогулках, опыты – эксперименты). Так появилась идея создать исследовательско – творческий проект «Водица – волшебница», в рамках которого расширялись знания детей о неживой природе – воде. Путём экспериментирования мы разбирались в свойствах и состояниях воды, знакомились с водными ресурсами Мордовии , влиянием сезонных условий на жизнь обитателей наших рек. Изготовили макет «Рыбы Мордовии». Ещё мы решили реализовать эколого – патриотический проект «Мой Краснослободск», направленный на развитие знаний о достопримечательных местах города, о природе.В рамках экспериментальной деятельности весной участвовали в акции «Огород на окне», в проекте «Фермерская долина», проводившийсяна территории детского сада этим летом. Дети знакомились с видами и особенностями возделывания культурных растений в нашем регионе.
Богата и прекрасна природа Мордовии. Здесь сменяют друг друга дремучие смешанные леса, звонкие березовые рощи, сосновые боры, зеленые дубравы. Широкие поля чередуются с просторными лугами и долинами рек Мокши и Суры. Синь небес отражается в глади больших и малых озер. Чтобы привить бережное отношение к водным ресурсам Мордовии, я проводила образовательную деятельность на природоохранную тематику (изготовление плаката «Речка Мокша просит помощи», презентация «Красавица Мокша», «Святые источники Краснослободского района» ).
Результатами моей работы по использованию регионального компонента в экологическом развитии детей явилось сформированное чувство любви детей к родной природе, сопереживание её бедам, желанию бороться за её сохранение. Проведённая диагностика показала значительно возросший уровень знаний детей о многообразии и взаимосвязи флоры и фауны Мордовии. Все представляет единую экосистему. И человек тоже житель этого дома. И если он навредит любому живому существу, он навредит себе. Это уже понятно детям.
Отмечая результативность своей деятельности, в дальнейшем планирую углублять
работу по данной теме.
Опыт своей работы по использованию регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников я опубликовала в международном сетевом издании «Солнечный свет». Выступила с показом мини – деятельности на этноэкологическую тематику «В гостях у Берёзки» наIII-й муниципальной научно- практической конференции школьников по экологии в 2016 году. Весной 2017 года состоялось моё участие в работе круглого стола «От экологии пространства – к экологии души» на I-й Республиканской научно - практической конференции школьников по экологии «Мой мир - мой дом». Мной был представлен доклад на тему «Экологическое воспитание как средство всестороннего развития дошкольников», где затрагивалась проблема актуальности использования регионального компонента. С одноимённым докладом, в мае 2017 года, выступила на районном методическом объединении для воспитателей детских садов и ГКП .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В . Сухомлинский
Методы и приемы: - наблюдения и их фиксация в календаре, - труд по уходу за растениями, - беседы, - игры экологического характера, - рассматривание картин, - чтение художественной литературы, - викторины, - заучивание стихов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...
Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»
Собственныйо инновационный педагогический опыт по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей» ...
Приложение к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»
Приложение наглядно - методического материала к собственному инновационному педагогическому опыту по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности пе...
Обобщение собственного инновационного педагогического опыта по теме «Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через наглядное моделирование при изучении мира животных»
Отчет представлен в виде образовательного проекта...
Педагогический совет - деловая игра «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
В данном методическом материале обобщается опыт по формированию патриотических представлений дошкольников через ознакомление с малой Родиной, раскрывается актуальность проблемы патриотического воспита...
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя
Эта тема меня заинтересовала потому, что мне нравится видеть результаты своей работы, видеть то, как дети радуются необычным способам рисования. Нетрадиционное рисование способствует развитию творческ...
Представление собственного инновационного педагогического опыта.Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста.
Тема: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросахВнедрения дидактических игр в современные технол...