Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
консультация на тему
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире...»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_deyatelnost.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.
Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Это заключается в следующем:
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении: в процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой: в процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
- деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- своеобразные мотивы труда дошкольников: стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, а позже осознание общественно значимых мотивов, появление гордости, удовлетворения от самостоятельно достигнутого результата в труде;
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности: отсутствует рациональность действий, экономичность и предвидение итога.
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.
Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремления научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать; говоря: «Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д.
Но некоторые дети злоупотребляют добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае я говорю: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы строимся в спортивный зал в интересную игру».
Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.
Основной формой организации хозяйственно-бытового труда являются поручения. Например: просим сходить и что-нибудь принести или отнести, полить цветы, покормить рыбок. Они на первый взгляд не дают видимых результатов. Но поручить – значит обязать ребенка выполнить какую-то работу связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 3-х до 5-и лет.
Дошкольники любят трудиться со взрослыми. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек, заливка горки, расчистка участка зимой от снега. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца, поощрять за проявленную инициативу.
С детьми четырёх-пяти лет уже можно организовать и ручной труд.
Так же детки могут выполнять поручения, направленные на участие детей в уходе за растениями и животными. При этом объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы должны всё это выполнять. Важно помнить что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни; сколько корма посыпать рыбам или птице.
Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и животным, активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.
Жизнь убеждает, что если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования
Проект для детей первой младшей группы...
Формирование положительного отношения к труду у детей раннего возраста
Раскрываются особенности организации трудовой деятельности с детьми раннего возраста...
Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. Поэтому достижения трудовых целей и их результаты должны доставлять радость детям и вызывать их эмоциональный от...
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
laquo;Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда,потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать». В.А. Сухомлинский....
«Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
Консультация для родителей...
Консультация "Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями"
Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в ...
Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
laquo;Если ребенок вложил в частицу своей души в труд людей и нашел в труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»В. А. Сухомлинский. Основы трудового восп...