Проект «Безопасное отношение к природе – безопасное отношение к своему здоровью»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ляпунова Анна Алексеевна.

Цель: проектируемого процесса: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt_po_ekologicheskoy_kulture.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26 «Сказка» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

445010, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Ленинградская 54   ИНН

Проект

«Безопасное отношение к природе – безопасное отношение к своему здоровью»

СОСТАВИЛА:

Ляпунова А,А,

ТОЛЬЯТТИ 2019г

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Безопасное отношение к природе – безопасное отношение к своему здоровью».

2. Авторы проекта: Ляпунова Анна Алексеевна

3. Руководитель проекта: Храмова А.Ю.

4. Кадры: Наумова Елена Алексеевна

Воспитатели – Миронова Марина Леонидовна

Гончарук Л. Л.

5. Адрес организации: 445010, РФ, Самарская область, Г.Тольятти, ул. Ленинградская 54

6. Телефон:

8. Вид, тип проекта: долгосрочный, исследовательско-творческий.

11.Место проведения:  МБУ № 26 «Сказка»

12. Сроки проведения: С 12.09.2019-29.04.2020

13.Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

14. Возраст детей: 5 -6лет

15. Форма проведения: коллективный проект.

Обоснование.

Во время прогулок в лесу, к водоему дети стали замечать, что они буквально заполнены мусором, а гуляя по улицам города дети обратили внимание на то, что машины и заводские трубы выпускают много дыма и в следствии этого у детей возникали самые разнообразные вопросы:

- Почему, когда мы выходим на улицу, то часто замечаем, что нам трудно дышать воздухом?

-Что будет с нами, когда воздух превратиться в едкий дым?

-Почему в нашей реке много мусора?

-Как мы можем пить грязную воду?

-А что нужно сделать, чтобы не загрязнять водные запасы?

-Почему горят леса?

- Что случится, если сгорит весь лес?

- Когда снова вырастет такой большой лес?

-А что нужно сделать, что бы в лесу не возникали пожары?

Дети очень эмоционально переживали экологические проблемы и их последствия. Воспитатели решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы и для снятия эмоционального напряжения продумать совместную деятельность взрослых и детей, направленную на сохранение природных богатств. Поэтому и был разработан проект «Безопасное отношение к природе – безопасное отношение к своему здоровью».

Актуальность. 

Особенности нынешнего этапа становления цивилизации в целом связаны с обострением целого комплекса проблем  развития общества: экономический, энергетический, экологический, демографический кризисы, нарастание социальных и  национальных конфликтов. Преодоление  экологического кризиса   связано  с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в биосфере. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному», то есть не разрушающему, а дополняющему, совершенствующему основные формы обменных процессов в биосфере. Необходимым условием такого перехода является устранение возникшей деформации, коррекция духовной культуры. Духовная культура - результат и процесс умственной деятельности людей: наука, искусство, мораль, образование. Именно через экологическое образование каждого человека можно достичь «природосообразного» поведения людей в окружающей среде.

В МБУ необходимо осуществлять специально организованную работу на развитие внимания детей к природе. Необходима организация в МБУ соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Все обозначенные знания относительно детей старшего дошкольного возраста относятся к предпосылкам их экологического сознания, формирование которых на современном этапе развития дошкольного образования является содержанием образовательных областей «Безопасность» и «Здоровье» ФГОС, поэтому тема нашего проекта актуальна и требует разработки.

Подходы к реализации проекта:

системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей правил поведения в природе;

культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе.

Принципы:

принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей оценочных и прогностических типов экологических умений, способствующих воспитанию правильного, культурного отношения к природе;

принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в поведении и отношении воспитанников к природе.

Цель: проектируемого процесса: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания.

Задачи:

1.Формирование у дошкольников представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.

3. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

4. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;

5. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране (м.б. в природоохранную деятельность);

6. Повышение педагогической компетентности родителей в области безопасного поведения в природе детей старшего дошкольного возраста, посредством включения в проектную деятельность.

Форма воспитательно-образовательной деятельности

Основные формы, методы и средства работы с детьми

Таблица 1

Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Интегрированные виды детской деятельности

Формы и методы

Средства

Коммуникативно – познавательная

Познавательно - исследовательская

Познавательно – игровая

Познавательно -исследовательская

Продуктивно – трудовая

Познавательно – игровая

Познавательно -исследовательская

Коммуникативно – познавательная

Продуктивно – трудовая

Коммуникативно – познавательная

Познавательно – исследовательская

Коммуникативно – познавательная

Литературно – познавательная

Познавательно – игровая

Литературно – коммуникативная

Литературно - трудовая

Познавательно – игровая

Познавательная беседа-диалог

«Письмо от астронома о загрязнении планеты Земля»,

Просмотр мультимедии

«Скафандр» Б. Акумичев,

Опытно-экспериментальная деятельность

«Что такое воздух»,

Игра-эксперимент :«Значимость воздуха в жизни человека»,

Заседание Почемучек  «Дышите чистым воздухом»,

Выставка творческих работ «Чистый воздух – здоровый человек»,

Игра-путешествие «По морям, по волнам»,

Поисковая лаборатория         «Животворное свойство воды»,

Беседа-диалог

«Вода – наша спутница всегда»,

Агитбригада «Рациональное использование водных ресурсов»

(Буклет)

НОД «Лес – это богатство. Правила поведения в лесу»,

Наблюдение-исследование

«Цикл наблюдений за деревьями»,

Просмотр – диспут «Гибель лесов – лесные пожары»,

Литературная гостиная  Чтение рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы»,

Игра-путешествие

«Происшествие в лесу»,

Природоохранная акция

 «Береги дерево-зеленый щит земли»,

Творческая мастерская

Сказки «Природа и ее враги»,  

Познавательный досуг

 «Бой королю Мусору и принцессе Мусоринки».

Стимульный материал

Мультимедийное видео

Мини-лаборатория для организации опытов и экспериментов с воздухом

Стенд для выставки детских работ

Мини – центр для сюжетно-ролевых игр

Мини-лаборатория для организации опытов и экспериментов с водой

Художественно-иллюстративный материал

Раздаточный материал

Художественно-иллюстративный материал

Мультимедийное видео

Библиотека

Мини – центр для сюжетно-ролевых игр

Раздаточный материал

Мини – центр для сюжетно-ролевых игр

Таблица 2

Модель «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)

Предметно-развивающая среда

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая

Продуктивно – трудовая

Литературно – познавательная

Литературно – трудовая

Продуктивно – трудовая

Коммуникативно – познавательная

Мини-лаборатория для организации опытов и экспериментов, алгоритмы проведения опытов с воздухом и водой.

Мини-центры для сюжетно ролевой игры «По морям, по волнам» ( Корабль, аудио запись шума прибоя, проектор, слайды с различными картинками, 2 стаканчика с водой, чайные ложки по кол-ву детей, соль, сахар, таблички), «Происшествие в лесу» (макеты деревьев, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница», носилки, каски для пожарных, пожарный шланг, фуражка полицейского, воронёнок Петя (мягкая игрушка), «Бой королю Мусору и принцессе Мусоринки» (Мультимедийная установка, ковёр, магнитная доска, столы, следы, круги, треугольники, мелкие предметы  разного материала,  контейнеры.

Оборудование для опытов: пластиковые стаканы, бутылки с жидкостью, с разным наполнением; фильтры ( бумажный, марлевый, ватный); водоём. Контейнеры с землёй. Пинцет. Пособие «Классификация предметов». Разрезной круг.

Карточки – ребусы. Фломастеры. МПз мелодия из м.ф. «Тайна третей планеты»)

Мини-центр «Экологи»: (создание природоохранных знаков, буклетов): картон, карандаши и т.д.

 Мини- центр «Библиотека» (художественная литература по теме «Безопасность в природе»,  сборники загадок, пословиц и поговорок, стихов, рассказа  К. Паустовского «Заячьи лапы»).

Мини-центр «Типография» (создание сказок «Природа и ее враги»).

 Мини-центр «Продуктивного творчества» ( наборы

карандашей, фломастеров, листы для рисования разных размеров).

Мини-центр «Играем -познаем» (дидактические игры по теме «Безопасность в природе», коллекция мультипликационных фильмов,  иллюстрации о загрязнении воздуха, водоемов, просмотр слайдов «Гибель лесов»).

Методическое сопровождение: информационная подборка о лесе, воздухе, воде, подборка иллюстраций о гибели лесов во время пожаров, загрязнении водоемов и воздуха, подбор художественной литературы о лесе, подборка загадок, пословиц и поговорок о воздухе, набор дидактических игр, подборка слайдов о лесе, мультимедия «Пожар в лесу», консультационный материал для родителей.

Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Таблица 3

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

II этап

Проектировочный

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность

Объединение детей в рабочие группы.

Распределение амплуа.

III этап

Деятельностный

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

IV этап

Презентационный

Подготовка к презентации. Презентация.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана – схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

7. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

8. Разработка этапа общественной презентации проекта.

Содержание экологического воспитания

В современных экологических исследованиях главным является всестороннее изучение современного и прогноз возможного состояния окружающей среды, исследование закономерностей распространения загрязнителей в компонентах биосферы, изменении в состоянии здоровья людей, изучения возможных путей оптимитизации и управления окружающей природной средой на локальном, региональном и глобальном уровнях. Нашей задачей является формирование экологического мышления в мировоззрении детей.

Образовательный компонент:

Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.

Воспитательный компонент:

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка).

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что -либо вокруг себя в лучшую сторону (хотя бы не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Таблица 4

Ожидаемые результаты и их оценка

п/п

Ожидаемые результаты

Оценка

(диагностический инструментарий)

Приложение 1

1

Сформированы экологические знания:

  • Находит и называет знакомые деревья.

Диагностическое задание

 «Что растет в лесу»

Цель. Проверить знания детей о деревьях, произрастающих в лесу.

Диагностическое задание

«Лес - природное сообщество»

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать взаимосвязи внутри природного сообщества.

2

  • знает и объясняет значение природного сообщества «лес» в жизни человека.

Диагностическое задание «Зеленые пылесосы».

Цель. Выявить уровень знаний детей о роли растений в поддержании чистоты воздуха.

3

  • знает и объясняет понятие «воздух», что такое ветер.

Знает:

  • свойства воздуха, уметь практическим путем доказать их (прозрачный, легкий, воздух поет и свистит).
  • роль ветра в природе.

  • Умеет доказывать свои знания в процессе поисковой – познавательной деятельности.

Диагностическое задание

Воздух – Невидимка».

Цель. «Проверить знания детей о свойствах воздуха и умении доказывать свои знания экспериментальным путем.

 

Диагностическое задание

«Найди воздух».

Цель. Определить уровень знаний детей о воздухе.

4

  • Знает и называет:
  • свойства воды, льда, состояние воды;
  • где находится вода в природе;
  • роль воды в жизни растений, животных, человека.

  • Умеет устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Диагностическое задание

«Вода – какая она?».

Цель. Определить уровень знаний детей о свойствах воды и ее состоянии.

Диагностическое задание

«Для чего нужна вода?»

Цель. Определить уровень знаний детей о значении воды.

5

  • умеет оценивать свои поступки в природе.

Диагностическое задание

 «Наши поступки»

Цель. Выявить уровень умения детей оценивать и прогнозировать последствия своих поступков в природе.

6

  • умеет оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Диагностическое задание

 «Наше здоровье»

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между состоянием окружающей среды и здоровья человека.

  • умеет прогнозировать последствия воздействия человека на природу.

Диагностическое задание

«А что потом?..»

Цель. Выявить уровень умения детей прогнозировать последствия воздействия человека на природу.

7

Увеличение доли родителей, активно участвующих в мероприятиях экологической направленности.

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

Итоговый продукт.

  1. Природоохранные знаки «Береги дерево-зеленый щит земли»
  2. Буклеты «Береги воду».
  3. Конспект игры – эксперимента «Животворное свойство воды».
  4. Конспект познавательного досуга «Бой королю Мусору и принцессе Мусоринки».
  5. Авторская книга детских сказок «Природа и ее враги».
  6. Альбом детских иллюстраций «Защитим природу - защитим себя».
  7. Красная книга Самарской области.
  8.  Дидактические игры «Какая она - эта обычная вода», «Найди воду в природе», «Где работает воздух?», «Враги воздуха»,  «Опиши, я отгадаю».

Таблица 5

Календарный план реализации проекта

«Безопасное отношение к природе - безопасное отношение к своему здоровью»

Форма организации детей

Название

Задачи

Дата

Участник

Ответствен

ный

Познавательная беседа-диалог

«Письмо от астронома о загрязнении планеты Земля»

Приложение 1

Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между загрязненной окружающей средой и ее влияние на здоровье человека.

15.11.2019

Воспитатель, дети

Воспитатель

Просмотр мультимедии

«Скафандр» Б. Акумичев

Формировать представление о том, как человек наносит вред природе.

16.11.2019

Воспитатель, дети

Воспитатель

Опытно-экспериментальная деятельность

«Что такое воздух»

Приложение 2

 Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

19.11.2019

Воспитатель, дети

Воспитатель

Игра-эксперимент

«Значимость воздуха в жизни человека»

Приложение 3

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

20.11.2019

Воспитатель, дети

Воспитатель.

Поисково-исследовательская деятельность

« Дышите чистым воздухом»

Приложение 4

Дать представление об источниках загрязнения воздуха, привлечь внимание детей к проблеме загрязнения воздуха.

26.11.2019

Воспитатель, дети

Воспитатель.

Выставка творческих работ

«Чистый воздух – здоровый человек»

Развивать творческие способности детей, воображение, художественный вкус.

3.12.2019

Воспитатель, дети, изоруководитель.

Игра-путешествие

«По морям, по волнам»

Приложение5

Дать детям представление о значимости воды в жизни человека, познакомить детей со свойствами воды (вода – изменяет цвет, вкус, воду можно перелить и т.д.)

4.12.2019

Воспитатель, дети

Воспитатель

Поисково-исследовательская деятельность

«Животворное свойство воды»

Приложение 6

Закрепление знаний об условиях необходимых для роста и развития растений.

Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Развитие наблюдательности и логического мышления.

Воспитание любви к природе.

с14.01.2020 по 16.01.2020

Воспитатель, дети

Воспитатель

Познавательная беседа-диалог

«Вода – наша спутница всегда»

Приложение 7

Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

16.01.2020

Воспитатель, дети

Воспитатель

Агитбригада

«Рациональное использование водных ресурсов»

(Буклет)

Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании воды в быту.

18.01.2020

Дети, воспитатель.

НОД

«Лес – это богатство. Правила поведения в лесу»

Приложение 8

Раскрыть эстетическое,

познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду.

21.01.2020

Дети, воспитатель.

Воспитатель

Наблюдение - исследование

«Цикл наблюдений за деревьями»

Приложение 9

Систематизировать знания о циклах развития всех деревьев. Формировать становление у детей научно-познавательного,эмоционально-нравственного,
практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Постоянно

Дети, воспитатель.

 Воспитатель.

Просмотр - диспут

«Гибель лесов – лесные пожары»

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в лесу, развивать эмоциональное восприятие и отзывчивость, воспитывать любовь к лесу и бережное отношение к нему.

23.01.2020

Дети, воспитатель.

Воспитатель

Литературная гостинная

Чтение рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы»

Формировать интерес детей к природоведческой литературе, закреплять знания о лесе и его обитателях, развивать творческое мышление, воображение, речь, воспитывать любовь к природе, художественный вкус.

25.01.2020

Дети, воспитатели, родители.

Воспитатель, родители

Игра - путешествие

«Происшествие в лесу»

Приложение 10

Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе, социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость) .

14.02.2020

Дети, воспитатели,

Природоохранная акция

Природоохранные знаки:

«Береги дерево-зеленый щит земли»

Способствовать повышению уровня экологических знаний детей через привлечение родителей к познавательно-исследовательской деятельности в работе над проектом.

Февраль-март 2020

Дети, воспитатели, родители.

Воспитатель

Творческая мастерская

Сказки «Природа и ее враги»

Формировать у детей навыки  познавательно-исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, активности в создании книги – сказок.

11.12.2019-15.12.2019

Воспитатель, дети, изоруководитель, родители.

Воспитатель

Познавательный досуг

«Бой королю Мусору и принцессе Мусоринки»

Приложение 11

 Вызвать у детей экологическое мироощущение: чувство необходимости заботиться о чистоте планеты, чувство собственных реальных возможностей по поддержке города в чистоте. 

04.04.2019

Воспитатель, дети, родители.

Воспитатель-эколог

Приложение 1

Познавательная беседа-диалог.

«Письмо от астронома о загрязнении планеты Земля»

Цель:

Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между загрязненной окружающей средой и ее влияние на здоровье человека.

Материалы:

Письмо от астронома, иллюстрации «Экологические катастрофы», разрезная картинка планеты Земля.

Ход:

Воспитатель:   Ребята, сегодня утром пришло письмо. Как вы думаете от кого? Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дети! Пишет вам астроном. Я очень люблю смотреть на звёзды и планеты. И вот не давно, я увидел сигнал бедствия на очень далёкой планете. Я не смогу ей помочь, у меня много дел на Земле! Может быть, вы поможете? Я высылаю вам фрагменты частей этой далёкой планеты. Сложите их и вы узнаете, какая беда случилась на ней!

Желаю вам удачи!»

(Дети из конверта достают части планеты и прикрепляют их на магнитную доску: соотносят знак и цифру – дети собрали планету Земля).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии, сделанные астрономом «Экологические катастрофы».

Дети высказывают мнения об увиденном.

 Воспитатель: Наша планета в опасности. Она требует помощи. Вы знаете сигнал бедствия? Я вам скажу SOS . Это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Дети обмениваются мнениями и делают выводы.

Надо поучиться любить природу, понимать, как живут все живые существа.

Воспитатель: Дети, давайте поговорим об экологии нашего города Тольятти. В опасности наш город или нет? Что ему угрожает? (дети отвечают на вопросы, делают выводы).

Аутотренинг

Ребята, мы знакомились с нашей планетой Земля и ее бедами. Давайте отдохнем, послушаем музыку (запись Д. Лолей «Одинокий пастух»).

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Надо мной гордо кружат птицы,

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой,

Я буду другом и защитником. Всему живому.

Воспитатель: Ребята, поговорите с родителями о  нашем городе. На следующей нашей встрече мы решим, надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS.

Приложение 2

Опытно-экспериментальная деятельность

Тема: «Что такое воздух?»

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Гипотезы:

- воздух постоянно нас окружает;

- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

Оборудование:

- игрушка «Кукла» и ширма;

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- спасательные нарукавники;

- миска (желательно стеклянная) 2 шт. ;

- стакан;

- игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;

- сундучок;

- стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;

- чеснок, чеснокодавилка;

- веера по количеству детей;

- песочные часы;

- воздушные шары по количеству детей.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Воспитатель предлагает детям стать учеными и заняться исследованиями.

Загадывает загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

                                              (Воздух)

Отвечают на вопросы воспитателя.

Внимание к теме, умение слушать, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы.

2.

Познавательная беседа о воздухе:

  1. Кто видел воздух? Может его и нет?
  2. Вы видите воздух вокруг нас?
  3. Если мы его не видим значит какой он?

Дети отвечают на вопросы   воспитателя и делают умозаключения.

Знания детей о наличии воздуха

3.

Опыт №1. С полиэтиленовым пакетом.

Опыт №2 «Подводная лодка»

Дети совместно с воспитателем проводят опыты.

Развитие навыков проведения опытов.

4.

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

.Дети вспоминают свойства воды.

Знания о воде.

5.

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет».

Дети экспериментируют с разнообразными материалами, делают умозаключения.

Выдвижение гипотез

Приложение 3

Игра-эксперимент

«Значимость воздуха в жизни человека»

Цель:. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Оборудование:

Баночки с водой, трубочки для коктейля, пустые бутылочки, игрушка Винни-Пух, песочные часы, кусочки глины(земли).

Ход.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

 Воспитатель предлагает совершить путешествие вместе с Винни Пухом в страну Экспериментарию. Предлагает подумать, почему эта страна так называется.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Внимание к теме, умение слушать, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы.

2.

Постановка проблемной ситуации (Вини Пухом)

Что такое воздух?

Какой воздух? Ничего нет!

Я его и не чувствую.

Дети обьъясняют Вини Пуху, что такое воздух.

Знания детей о воздухе и его свойствах.

3.

Опыт№1 «Воздух есть везде».

Опыт №2 «Воздух в человеке».

Опыт 3. «Не дышу»

Дети участвуют в проведении опыта.

 Развитие навыков проведения опытов.

4.

 Физминутка.

Воздух сильно мы вдыхаем

 При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали,

 Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики девочки и мальчики.

Дети выполняют движения соответствии с текстом.

Умение координировать движение с речью.

5.

Рефлексия

Ребята, что же вы узнали в стране Экспериментарии?

Почему без воздуха жизнь на Земле не могла бы существовать?

Кому нужен воздух?

 Чтобы быть здоровым необходимо дышать чистым и свежим воздухом. Что для этого надо делать?

 Ребята, а кто знает, как человек использует воздух?

Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Закрепляют представления о значимости воздуха в жизни человека.

Приложение 4

Поисково-исследовательская деятельность

Тема: «Дышите чистым воздухом»

Цель:

расширить представление о воздухе;.

 Задачи:
-дать представление об источниках загрязнения воздуха;
-развивать умение устанавливать причинно – следственные связи на основе
наблюдений и проведения опыта;
-привлечь внимание жителей нашего города к проблеме загрязнения воздуха.

Материал: модели «Что загрязняет воздух», свеча, металлическая ложка, фотографии
« В хвойном парке».

Предварительная работа: экскурсия и дыхательная гимнастика в хвойном парке, наблюдения за дымящимися трубами котельной, отапливающей дома города, за городским транспортом (выхлопные газы), за горением «факелов» нефтяных скважин.

Ход

1.Организационная часть
Воспитатель: я сейчас вам загадаю загадку, думаю, отгадаете вы её сразу.

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

На планете Земля много чистого, прозрачного воздуха. В лесах, полях, горах очень легко дышится. Но к сожалению, в городах всё совсем по другому.
Дети нашей группы вместе со своими родителями провели ряд наблюдений и исследований в поисках источников загрязнения воздуха, отразили результаты своих исследований в моделях.

2.Основная часть
Рассказ детей и показ моделей, о том какие источники загрязнения воздуха они обнаружили в нашем городе.

1)Дым из труб городской котельной
Ребёнок: я вместе с папой и мамой проводил наблюдения недалеко от нашего дома. Посмотрел я на трубы котельной, которая обогревает наши дома, а из труб идёт дым и смешивается с чистым воздухом. ( показ модели).

2)Дым из выхлопных труб машины
Ребёнок: потом я посмотрел на машины на улице и увидел, какой чёрный дым идёт из выхлопных труб и даже тяжело рядом дышать. Значит, городской транспорт тоже загрязняет чистый воздух. Что же делать?
(показ модели)

Физминутка
Дыхательные упражнения – плавный вдох через нос и плавный выдох через рот.
3)Горение факела на нефтяных разработках

Ребёнок: я уже давно задавал вопрос: «Мама, папа, а что это горит далеко и высоко за лесом?». Родители мне рассказали, что это факел. Там где папы добывают из земли нефть, стоит большая труба с газом, газ зажигают и он горит как огромная свеча.

Опыт «Горение свечи»
Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?
Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?

Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.

(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)

Проведение опыта: 
Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?

Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.
(показ модели)

3.Итоговая часть (На фоне фотографий хвойного леса)

Воспитатель: мы все были в хвойном парке и знаем, как там свободно и легко дышится, хочется дышать полной грудью.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Невидимка – воздух, всё же
Без него мы жить не можем.

Взрослые мы хотим дышать чистым воздухом!

Приложение 5

Игра-путешествие

Тема: «По морям, по волнам»

Цель: Развитие познавательных способностей у дошкольников.

Задачи:

Образовательная задача:

Дать детям представление о значимости воды в жизни человека;

Познакомить детей со свойствами воды (вода – изменяет цвет, вкус, воду можно перелить и т.д.)

Развивающая задача:

- Развивать экологическое мышление в процессе проведений элементарных опытов ; умение делать выводы, умозаключения ; использовать в речи половицы, поговорки, загадки о воде.

Воспитательная задача:

-Воспитывать у детей бережное отношение к воде; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту.

Словарная работа: Пристань, жидкость.

Предварительная работа: чтение заключительной части стихотворения «Вчера и сегодня» С.Я. Маршака.

Оборудование: Аудио запись шума прибоя, проектор, слайды с различными картинками, 2 стаканчика с водой, чайные ложки по кол-ву детей, соль, сахар, таблички.

Ход.

Воспитатель: Дети  вы любите путешествовать???

Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие. И поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта и распределим роли (роли распределяются при помощи жеребьевки).

- Какие виды водного транспорта вы знаете?

-А сейчас давайте пройдем на наш корабль, закроем глаза и послушаем как плещется вода за бортом.

Нас ждет увлекательное  путешествие.  Полный вперед!!!

А вот и первая пристань, она называется « Вода – источник жизни».

1.Пристань: « Вода – источник жизни»

- Скажите, пожалуйста:

- Для чего мы ежедневно используем воду?

(умываться ,пить, мыть руки, готовить кушать, убираться, и т.д.).

- А почему нужно поливать цветы?

(чтобы они росли, цвели).

- Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

- Человек может прожить без воды от 3-7 дней.

- Какой можно сделать вывод?

(Всему живом, в том числе растениям и животным, нужна вода.  Без нее все погибнет).

Воспитатель предлагает детям просмотреть картины «Пустыня», «Тропические леса» (показ слайдов).

-Мы отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.

2. Пристань: «От куда к нам пришла вода»

- Здесь для вас приготовили видеописьмо.

Здравствуйте дети.

Меня зовут капелька. На этой остановке я вам расскажу, откуда к вам пришла вода. Надеюсь вам понравиться мой рассказ.

Слушайте внимательно. (под музыку).

Жил-был маленький ручеек.

Бежал он среди лесов и лугов. На пути встретил незнакомца очень похожего на него.

-Ты кто?- спрашивает он

-А ручеек. А ты кто?

-И я ручеек, отвечает наш ручей. Давай дружить, и потечем дальше вместе.

Так воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами.

Поставил Человек насосы ,чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы, ни казалось чистой вода, Человеку, в ней все равно оставались песчинки, грязь. Чтоб избавиться от этих «попутчиков» воды, человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь в наши водопроводные краны.

-Вот так вода попала к нам. (показ слайдов).

-Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька, и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Ручеек».

- Мы продолжаем наше плавание .

3. Пристань: «Исследователи»

-На этой пристани мы будем проводить опыты с водой.

-Что такое вода ??? ( Вода – это жидкость. Она течет, ее можно налить в стакан, в ведро, и еще ее можно переливать из одной посуды в другую).

-А сейчас пройдите к столам, встаньте по удобнее и попробуйте перелить воду из одного стакана в другой.

ВЫВОД: Вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать.

-Дети, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться?

(На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.).

-Я сейчас в воду добавлю кристаллики марганцовки и перемешиваю воду.

-А что происходит с кристалликами марганцовки ? (растворяются).

-А сейчас я добавлю каплю зеленки. Посмотрите, что произойдет с водой. Дети: вода может менять свой цвет, если в воду что-нибудь добавить.

- А теперь я добавлю в воду ложку сахара в один стакан и ложку соли в другой стакан. Попробуйте, какая вода стала на вкус?

Дети: вода стала сладкая и соленая.

Воспитатель предлагает детям посмотреть картинки с изображением трех состояний воды (проектор).

-Как можно доказать что снег и лед – это замершая вода.

- Как можно превратить воду в пар?

-Продолжаем наше плавание. Вот впереди уже видна очередная пристань, причаливаем к ней.

-Какой вывод мы можем сделать после проведения опытов? ( Вода – жидкая,  не имеет цвета, вкуса, находиться в трех состояниях.)

4. Пристань: «Так в народе говорят»

-На этой пристани, мы расскажем, какие мы знаем, поговорки, пословицы, загадки о воде.

Наше путешествие подходит к концу, отправляемся в путь. Впереди нас ждет последняя пристань.

5. Пристань: «Вредная и полезная»

-Дети, не всякая вода полезная.

- А как вы думаете, какая вода вредная для нашего здоровья?

-А где можно найти чистую полезную воду? (На роднике, в колодце, в минеральных источниках).

- Дети, а вот у нас в городе тоже есть полезная вода – это минеральная вода. Она не только полезная, но и лечебная. Такую воду используют в санаториях для лечения, а также ее можно купить в аптеках города.

Минеральную воду добывают из специальных природных источников.

А сейчас я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды.

На этом наше путешествие закончилось, и мы отправляемся в детский сад.

Приложение 6

Поисково-исследовательская деятельность

Тема: Животворное свойство воды.

Цель: показать детям необходимость воды для роста и развития растения.

Задачи:

Закрепление знаний об условиях необходимых для роста и развития растений.

Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Развитие наблюдательности и логического мышления.

Воспитание любви к природе.

Гипотеза:

Если растение не полить после посадки, то оно завянет.

Если подвявшее растение полить водой, то оно оживет.

Ход эксперимента:

Дети сажают подвявшее растение в грунт.

Дата и время

Изменение объекта исследования

14.01.2020г

10.10 часов

Посадили бальзамин в грунт. Рассмотрели  его. У растения подвяли листья, они опустились вниз. Сильнее всего опущены цветоносы. Они почти засохли.

14.01.2020

10.20часов

Растение полили водой, но его состояние заметно не изменилось. Приняли решение подойти и посмотреть на него позже.

14.012013г

16 часов

У растения слегка наполнились влагой листья, они уже не похожи на бесформенные тряпочки.

15.01.2020 г

 8 часов

Листья растения поднялись кверху.

15.01.2020г

11 часов

Прошли почти сутки с момента посадки. Листочки поднялись, начали подниматься цветоносы. Снова полили растение водой.

15.01.2020 г 16 часов

Растение заметно «повеселело». Листочки обрели упругость и цветоносы поднялись еще выше.

16.01.2020г

Дети сделали вывод, что растение прижилось, но для того, чтобы оно не вяло, его следует поливать каждый день.

В ходе эксперимента дети сделали следующие выводы:

При пересадке растениям нельзя давать находиться без грунта, нужно пересаживать их как можно быстрее, тогда они меньше завянут и быстрее приживутся.

Необходимо регулярно поливать пересаженное растение водой, или оно завянет.

 Растения – это живая природа, которая не может обходиться без воды.

Приложение 7

Познавательная беседа-диалог

Тема: «Вода – наша спутница всегда».

Цель:

 Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Материал.

Глобус, звуки воды (аудиозапись), трехлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской водой.

Ход

Педагог. Я хочу загадать вам загадку. «Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море) Еще раз закройте глаза. (Включает фонтан.) Что слышите? Да, это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капелек играет в нем! Полюбуйтесь им... Летом я слышала вот такой разговор между мальчишками (включает запись).

- Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли па улицу.

- Кран-то закрыли?

- Зачем? Воды и так много. Пусть себе течет, потом закроем.

- Что потом делали?

- Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было.

Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду надо беречь: пресной, чистой воды на Земле мало) Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода —
Наша спутница всегда.

Педагог. Дети, а кому нужна вода?

Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.

Педагог. Давайте проверим, всех ли мы перечислили (демонстрация ширмы «Вода»). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.) Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? (Ответы) Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?

Дети. Много, очень много.

Педагог. У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть — суша, а вот эта большая часть — вода. Так много или мало воды на планете?

Дети. Много.

Педагог. Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус?

Дети. Горькая, соленая, невкусная.

Педагог. Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус?

Дети. Вкусная, чистая, несоленая, пресная.

Педагог. Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на нее. Давайте сравним поваренную соль и морскую соль. Что вы скажете о морской соли?

Дети. Крупная, сероватая, горькая.

Педагог. А поваренная?

Дети. Мелкая, белая, не горькая.

Педагог. Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды?

Дети. Мало.

Педагог. У воды великая забота - поить всех обитателей Земли. А как человек использует воду? Давайте посмотрим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы». Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они все тянутся и тянутся вверх. Я их еще раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом!

Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим ширму «Как вода приходит в дом». Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары-отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы?) Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле?

Дети. Вся грязь осталась на марле.

Педагог. А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?

Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски.

Педагог. Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды?

Дети. Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны.

Педагог. А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». А вам такое задание - нарисуйте рисунки на тему «Давайте беречь воду!». И давайте еще раз полюбуемся нашим фонтаном.

                                                                                                        Приложение 8

Конспект НОД по теме «Деревья».

(старшая группа)

Тема. «Лес – это богатство. Правила поведения в лесу. Рисование на тему «Деревья в лесу».

Интеграция: коммуникация, познание, социализация, физическая культура, чтение художественной  литературы.

Задачи:

  • Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни человека.
  • Воспитывать желание беречь и охранять окружающую среду.
  • Формировать у детей нормы поведения в природе.
  • Систематизировать знания о природе.

Материалы и оборудование: аудиозапись «Птичьи голоса», Красная книга России, загадки и фотографии деревьев, шишки и семена деревьев, акварель, альбомные листы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Продуктивная

Рисование на тему «Деревья в лесу».

Игровая

«Я знаю лес», «Чьи это шишки».

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворений

Познательно-исследовательская

Знакомство с Красной книгой.

Коммуникативная

Беседа, вопросы.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Чтение стихотворения О.Ю.Косарева «Старичок-лесовичок». Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие к старичку-лесовичку.

Дети беседуют по содержанию стихотворения.

Внимание к теме, умение слушать, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы.

2.

Беседа о лесе. Воспитатель предлагает детям прислушаться и присмотреться как кипит жизнь в лесу (аудиозапись).

- Чем является лес для человека?

-Почему лес – аптека?

-Какую пишу может найти человек для себя?

- Что растет в лесу?

-Чем является лес для тех, кто находиться в лесу?

Почему многие растения становятся редкими?

-Всегда ли человек справедливо относиться к лесу?

Дети отвечают на вопросы  воспитателя, делают умозаключения.

Знания детей о лесе.

3.

Чтение художественной литературы.

Воспитатель читает стихотворение Н.Некрасова «Как лес вырубали».

Слушают стихотворение, обсуждают содержание, отвечают на вопросы.

Интерес к поэзии. Представление о лесе, как ценности в жизни человека.

4.

 Правила поведения в лесу.

Воспитатель знакомит детей с Красной книгой. Формулирует правила поведения в лесу.

Формулируют правила поведения в лесу.

Имеют представления об охране окружающей природы, соблюдают общепринятые нормы поведения.

5.

Игра «Я знаю лес».

Воспитатель задает вопросы о лесе.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

 

Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и со сверстниками.

6.

Игры: «Чьи это шишки», «Чьи это семена».

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки  с изображением семян(шишек) и определить с какого они дерева.

Дети рассматривают картинки и определяют к какому дереву эти семена(шишки) относятся..

Закрепление знаний о деревьях.

7.

Физминутка. «Деревья в лесу».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем-

Крылья сложили назад.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

 Умение координировать движения с речью.

 8.

Рисование на тему «Деревья в лесу».

Старичек-лесовичок хочет проверить, как дети знают деревья и предлагает изобразить на листе бумаги.

Дети рисуют деревья.

Интересуются изобразительной деятельностью.

9.

Рефлексия.

- Закрепление правил поведения в лесу.

- Закрепляет названия деревьев.

- Рассматривают и анализируют рисунки.

Дети повторяют правила поведения в лесу, названия деревьев, выбирают выразительные и аккуратные рисунки.

Усвоение материала, умение анализировать работы сверстников.

Приложение 9

План наблюдений за деревьями.

1 – я неделя

2 – я неделя

3 – я неделя

4 – я неделя

С

е

н

т

я

б

р

   ь

Беседа с детьми о деревьях.

Цель: Закрепить уже имеющиеся знания детей о деревьях. О значении деревьев в жизни людей.

Воспитывать желание в детях заботиться о деревьях.

Знакомство с деревом – березой.

Цель: Закрепить и уточнить хорошо ли дети знают свое дерево, какие части есть у этого дерева. При рассматривании дерева отметить значимость той или иной части дерева. (Сравнить значимость частей дерева с частями тела человека).

Знакомство с соседями березки – осинка, яблонька, клен, рябина.

Цель: Рассмотреть деревья, отметив их части. Обратить внимание детей на то, чем схожи соседи и какие у них отличия.

Фотосессия: « Я и мое дерево».

Цель: Сфотографироваться с деревом, вспомнить его имя, прошептать ему свое. Закрепить, что нужно дереву для его роста.

  О

к

т

я

б

р

ь

Деревья в золотом наряде.

Цель: Формировать умения видеть красоту осеннего убранства деревьев. Вызвать желание прочесть ранее изученные стихотворения о деревьях.

Проведение опыта – необходимость корневой системы для дерева.

Цель: Показать детям наглядно, как через корень по стволу поднимается вода, давая дереву силы и жизнь.

Рассматривание коры дерева.

Цель: Пополнить знания об особенностях коры деревьев (какая она на ощупь, какого цвета…). Объяснить значимость коры для дерева.

Наблюдение – беседа «Что нужно дереву».

Цель: Отметить необходимость как природных, так и человеческих факторов, влияющих на рост деревьев. Воспитывать желание помочь дереву расти и крепнуть.

Н

о

я

б

р

ь

Рассматривание деревьев – «Куда делись листья?»

Цель: Закрепить знания детей о необходимости сброса листьев деревом осенью, почему листья не растут круглый год, что не хватает дереву.

Наблюдение – беседа. Первый снег, значение его для деревьев.

Цели: Дать детям знания о том, как снег защищает дерево от того, чтобы оно не замерзло в зимние морозы, что снег служит одеялом для дерева. Помочь ответить на вопрос: помогает ли снег дереву?

Беседа: использование дерева человеком для разных целей.

Цель: При очередном рассматривании дерева, отметить каким образом и для чего используется та или иная часть дерева. Отметить необходимость охраны деревьев от разнообразных вмешательств человека.

Показать детям как мы можем использовать деревья в добрых целях – развешивание кормушек на деревья.

Цели: Воспитывать желание у детей заботиться о братьях наших меньших. Отметить значимость деревьев для птиц – дерево стало вторым домом.

  Д

е

к

а

б

р

ь

Наблюдение за деревьями во время снегопада.

Цели: Продолжать знакомить детей явлениями неживой природы – снегопадом. Отметить, как снегопад влияет на деревья и кустарники. Почему под тяжестью снега хрупкие ветви деревьев могут сломаться.

Наблюдения за деревьями.

Цели: Расширить представления об особенностях жизни деревьев зимой. Сравнить деревья с вечнозелеными растениями – елью, сосной.

Наблюдения за корой деревьев.

Цели: Продолжать изучение коры деревьев, какая она в это время года? Какого она цвета? Сравнить ее с одеждой людей. Понюхать, чем пахнет кора, какая она холодная или теплая?

Готовим подарки для деревьев к Новому году – цветные льдинки.

Цели: Вызвать радостное настроение перед празднованием Нового года. Вспомнить ранее изученные стихи. Поздравить с праздником друг друга и деревья.

Я

н

в

а

р

ь

Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» (отрывок)

Цели: Прочитать березке стихотворение. Отметить какое настроение у березки в это время, тепло ли ей стало от нашего участия.

Деревья – столовая для птиц.

Цели: Продолжать воспитывать у детей желание заботиться о птицах. Закрепить названия некоторых птиц, которые прилетают к кормушке (воробьи, синицы, снегири..). Выяснить, почему птицам трудно найти пропитание зимой.

Наблюдения -  Деревья в шубках.

Цели: Продолжать отмечать глубину снежного покрова возле деревьев. Отметить необходимость снега для корневой системы деревьев.

Наблюдения за деревьями в ветреную и безветренную погоду.

Цели: Побеседовать на тему – нравиться ли деревьям ветер или лучше, когда они стоят в покое? Мешает ли им ветер?

Ф

е

в

р

а

л

ь

Наблюдения за солнцем.

Цели: Отметить, какое солнце зимой. Напомнить куда делись насекомые. Предложить посмотреть, не видно ли насекомых под корой деревьев.

Продолжать наблюдения за деревьями.

Цели: Подчеркнуть, что деревья тоже живые и растут, как и дети. И поэтому за ними необходимо ухаживать, оберегать..Ф.у.оказывать помощь деревьям при получении травмы (при порезе на коре, когда сломана ветка).

Продолжать наблюдение за зимующими птицами.

Цели: Закрепить знания о том, что помогает птицам летать? Какая еда им нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби?

Продолжать наблюдать за снегом вокруг деревьев и в целом везде.

Цели: Обратить внимание детей на то, что вокруг деревьев образовались ложбинки – первый признак весны. Да и снег изменился, стал грязный, потемнел.

М

а

р

т

Наблюдения за солнцем.

Цели: Обратить внимание на то, что много ли дает оно света? Хорошо ли оно греет? Как изменилась одежда людей с приходом весны?

Беседа «Проблемы охраны деревьев».

Цели: Воспитывать желание заботиться о живом существе – дереве. Познакомить детей с проблемами, с которыми сталкивается дерево, оставаясь один на один с человеком (сбор сока, почек, листьев).

Наблюдения за неживой природой.

Цели: Помочь детям увидеть изменения в природе, в связи с наступлением весны. Показать таяние снега, гул воды, поведение птиц…

Наблюдения за набухшими почками деревьев.

Цели: Обратить внимание на то, что деревья проснулись и у них появились почки. Предложить потрогать почки, чем пахнут?

А

п

р

е

л

ь

Изучение почвы.

Цели: Обратить внимание детей на прошлогодние листья, которые опали осенью. Сравнить листья, которые собрали для гербария с листьями возле деревьев.

Наблюдения за деревьями на экологической тропе.

Цели: Расширить представления детей об изменениях в жизни деревьев весной, экологических связях деревьев с животными. Вызвать восхищение их необычной красотой.

Целевая прогулка «Березка цветет».

Цели: Расширить представления об особенностях развития березки весной: появление сережек, листочков. Чтение стихов о березе.

Фотосессия: «Я и мое дерево».

Цели:Сфотографироваться с разными деревьями для дальнейшего создания фотоальбома. Предложить придумать описательные загадки о деревьях.

М

а

й

Беседа «Связь деревьев с живыми организмами».

Цели: Познакомить детей с теми, для кого деревья стали домами, а их кора – крышей дома.

Провести праздник «День деревьев».

Цели: Вызвать радостное настроение у детей, пропеть песенки для деревьев, поводить хороводы вокруг них, поиграть в русские народные игры.

Исследование листьев деревьев.

Цели: Предложить понюхать листочки, погладить их и снизу, и сверху, сравнить. Исследовать окружность листьев.

Исследование почвы после дождя.

Цели: Обратить внимание детей на то, что под деревьями появились дождевые червяки, объяснить для чего необходимы  и какую пользу они оказывают деревьям.

Приложение 10

Игра – путешествие  «Происшествие в лесу».

Цели:

1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.

2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость) .

Предварительная работа:

- прогулки в лес, на пруд, луг.

- беседы о правилах поведения людей в природе.

- чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, о работе пожарных и спасателей.

- рассматривание энциклопедий.

Оборудование:

- макеты деревьев, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница», носилки, каски для пожарных, пожарный шланг, фуражка полицейского.

- воронёнок Петя (мягкая игрушка) .

Сопутствующие игры:

- «Больница», «Пожарники», «Спасатели».

Предполагаемые роли:

- врачи, спасатели, санитары, пожарники, полицейские.

Обогащение и активизация словаря:

- патруль, происшествие, эвакуация, милосердие, бедствие.

Ход игры:

1. К детям в деревню прилетает воронёнок Петя и просит о помощи: «Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса».

2. На тушение пожара отправляются пожарные, врачи, спасатели, санитары.

3. Зверей на носилках выносят из горящего леса, оказывают им медицинскую помощь.

4. Пожарные тушат огонь, полицейские следят за порядком.

5. После того как пожар потушен, и животные спасены, воспитатель оценивает деятельность детей и беседует о причинах пожара, закрепляя правила поведения людей в природе.

Приложение 11

Познавательный досуг

«Бой королю Мусору и принцессе Мусоринки».

Старшая группа

                                                     

Цель: вызвать у детей экологическое мироощущение: чувство необходимости заботиться о чистоте планеты, чувство собственных реальных возможностей по поддержке города в чистоте.

  Образовательные задачи:

- уточнять представления о целостности природного сообщества и раскрыть взаимосвязь между объектами природы;

- формировать понимание, что не разумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за её пределами;

-совершенствовать умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки;

-закреплять представление о необходимости очищать воду и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

-развивать навыки проведения лабораторных опытов;

-добиваться усвоенных знаний, ввести в словарь понятия: «утилизация», «фильтрация»;

-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.

Развивающие задачи:

-расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения;

-развивать умения ставить цель и добиваться результата;

-развитие произвольности, осознанности и  согласованности совместных  действий в игре;

-развитие саморегуляции;

-развивать умение абстрагироваться, составлять целое из частей;

-развивать познавательные процессы в комплексе: внимание, память, воображение;  мелкую моторику;   согласованность действий правой и левой руки;

-вызывать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования  с жидкостями;

-развивать наблюдательность, связную речь; умение размышлять, обосновывать свой ответ, анализировать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней;

-вызывать проявление чувства обеспокоенности, заботы и возможности выполнение реальных дел по сохранению чистоты и порядка в городе

Образовательные области:

  • познание
  • коммуникация
  • здоровье
  • безопасность

Технологии, используемые педагогом в мероприятии.

1.Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

  1. Педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций.
  2. Самовыражение ребёнком, присущих ему качеств и способностей.
  3. Осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребёнку свою активность.
  4. Использование субъективного опыта ребёнка.

  1. .Технологии исследовательской деятельности.

3. Здоровьесберегающие технологии.

3.1 Технология сохранения и стимулирования здоровья

Динамическая пауза.

Игры (дидактические, развивающие; ребусы)

Кинезиологические упражнения

      Гимнастика для глаз.

  1. Технология сотрудничества ( работа парами).

Предварительная работа.

Беседы на экологические темы.

Просмотр обучающих программ.

Экспериментирование с водой, с земля.

Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедической литературы.

Материал и оборудование:  Мультимедийная установка, ковёр, магнитная доска, столы, следы, круги, треугольники, мелкие предметы  разного материала,  контейнеры.

Оборудование для опытов: пластиковые стаканы, бутылки с жидкостью, с разным наполнением; фильтры ( бумажный, марлевый, ватный); водоём. Контейнеры с землёй. Пинцет. Пособие «Классификация предметов». Разрезной круг.

Карточки – ребусы. Фломастеры. МПз мелодия из м.ф. «Тайна третей планеты»

Ход.

1.Организационный момент.

Воспитатель:   Ребята, сегодня утром пришло письмо. Как вы думаете от кого? Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дети! Пишет вам астроном. Я очень люблю смотреть на звёзды и планеты. И вот не давно, я увидел сигнал бедствия на очень далёкой планете. Я не смогу ей помочь, у меня много дел на Земле! Может быть, вы поможете? Я высылаю вам фрагменты частей этой далёкой планеты. Сложите их и вы узнаете, какая беда случилась на ней!

Желаю вам удачи!»

(Дети из конверта достают части планеты и прикрепляют их на магнитную доску: соотносят знак и цифру)

Воспитатель: Итак, что случилось на планете?

Дети: Везде валяется мусор, кругом грязь, вода загрязнилась, растения завяли.

 Воспитатель: Давайте, вместе организуем космическую спасательную экспедицию!

Ребята, а кто такие спасатели?

Дети: Это люди, которые приходят на помощь

Воспитатель:  К планете нам надо быстро добраться, так на чём мы полетим?

Дети: На ракете, на космическом корабле, на сверхскоростной ракете.

Воспитатель:  Верно, сверхскоростная ракета нас ждёт, занимайте свои места!

2.Основная часть.

Воспитатель:  А не эта ли эта планета, на которой случилась беда!?

Дети:   Это она. На ней завяли цветы, вода вся стала грязной, везде лежит мусор.

Воспитатель:  Ой, кто это нас встречает?

Дети: Инопланетяне и странные человечки.

Воспитатель:  Послушайте, они хотят нам что-то сказать!

« Здравствуйте, пришельцы с другой планеты! Помогите нам  научить короля Мусора и принцессу Мусоринку бережно относиться к природе!

Воспитатель: Ребята, поможем инопланетным человечкам! Давайте объединимся и объявим бой королю Мусору и принцессе Мусоринки!

Игра «Сортировка мусора»

Воспитатель:  Ой, я вижу следы! Давайте пойдём по ним точно так, как они лежат.

Что мы видим?

Дети: Большую кучу мусора, свалку, мусорная гора и др., выброшены разные предметы.

Воспитатель:  А кто это  натворил?

Дети: Король Мусор  загрязнил планету вместе с принцессой Мусоринкой. Они не хотят жить в чистоте.

Воспитатель:  Ребята, давайте уберём этот мусор. А как его распределить и рассортировать?

Дети: По материалу.

Воспитатель:  Вот вам 4 контейнера, они все обозначены специальным значком. Посмотрите, а на пятом  контейнере знак «?». Подумайте сами, что вы положите сюда. Приступайте к работе!

Воспитатель:  Расскажите,  какой мусор и куда вы его разложили?

Дети: Мусор из пластмассы  – где значок «пластиковая бутылка»; деревянный мусор –

где  - «дерево». Мусор из железа – где нарисован «гвоздик», а бумажный мусор - где  «бумага».

Воспитатель:  А, что вы положили в контейнер со знаком «?»

Дети:  Весь другой мусор, который из другого материала.

Воспитатель:  А что может случиться, если  оставить  мусор, как это сделал король с принцессой?  Куда нам его деть?

Дети: Может погибнуть всё живое: растения, животные, станет трудно дышать. Поэтому его вывозят на свалку, закапывают, сжигают, утилизируют, отправляют на перерабатывающий завод.

Воспитатель:  Верно, но на этой планете король Мусор, куда его сбросил?

Дети:  Он весь мусор сбросил к озеру.

Воспитатель:  Да, а вот и камушки, которые ведут к озеру, но наступать можно только на круглые камушки.

(Дети идут по камушкам и приходят к загрязнённому озеру )

Воспитатель:  Ребята, что здесь произошло?

Дети:  Вода очень грязная, рыбы здесь не плавают, растения завяли.

Воспитатель:  Как нам спасти воду из озера?

Дети:  Её надо очистить, профильтровать.

Воспитатель:  Какими фильтрами мы будем очищать воду?

Дети:  Ватным, бумажным и марлевым.

Воспитатель:  Что ж, давайте научим короля как бережно относиться к  водоёму.

(Дети выбирают фильтры. Работают парами.  Пропускают  воду через каждый из фильтров, сравнивают полученные результаты, выявляя, какой из фильтров лучше очищает  воду. Выливают  очищенную воду в озеро. Затем сравнивают, анализируют и  делают вывод)

Воспитатель:  Вы, посмотрите, даже цветок расцвёл! Что мы передадим королю с принцессой?

Дети:  Нельзя загрязнять водоёмы, озёра. Можно всё погубить. Мусор надо убирать.

Воспитатель:  Ребята, а вы любите разгадывать секреты?

Дети:  Очень любим.

Воспитатель:  А вы знаете, что принцесса Мусоринка любит играть в секретики. Она всё прячет  под землёй. Хотите посмотреть?   (Да)  

Тогда надо дойти до земли перекрёстными шагами.

 (Дети шагают перекрёстными шагами)

Воспитатель:  А вот и секреты принцессы. Посмотрим, что она закопала?

( Воспитатель  аккуратно достаёт пинцетом из земли секреты Мусоринки: деревянную щепку, пластмассовую и  железную пробку, фантик. Дети рассказывают, что они увидели )

Воспитатель:  А как вы думаете, сможет ли вырасти на этом месте растение? Почему?

Дети:  Где пластмасса и железо – нет, они очень твёрдые, они не гниют в земле. Пользы от них нет. А где бумага и дерево – смогут вырасти растения.

Воспитатель:  Значит, какой можно сделать вывод?

Дети:  Закапывать только то, что будет  перерабатываться землёй.

Воспитатель:  Итак, ребята, если вы помните, вы сказали, что мусор надо отвозить куда?

Дети:  На перерабатывающий завод.

Воспитатель: Верно, и на этой планете есть такой завод, посмотрите:  

(дети видят  на экране  завод, как происходит сортировка мусора)

Игра «Что нового можно получать из переработанного сырья?»

Воспитатель: И сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что нового получают из переработанного сырья?» (дети выкладывают карточки)

Воспитатель: Молодцы ребята! Много новых предметов получают из вторичного сырья и надеемся, что король Мусор с принцессой больше не будут смешивать мусор.

3.Итог занятия.

Воспитатель: Смотрите, король Мусор и принцесса Мусоринка улыбаются. А почему?

Дети:  Они поняли, что жить в чистоте  лучше. Природу надо беречь.

Воспитатель: Ребята, а  нам пора возвращаться на землю.  Начинаем отсчёт. На экране слайды с движением (гимнастика для укрепления глазных мышц)

Молодцы, вот мы и на Земле. Наша спасательная экспедиция завершена. Какое у вас настроение? А почему? ( ответы детей)

 Помогать другим и совершать добрые дела всегда приятно!

Список используемой литературы.

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью [Текс]  / Н.В.Алешина - М.:ЦГЛ, 2004.
  2. Бочкарева, О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни [Текс] / О.И.Бочкарева -  М.: 2008.
  3. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текс] / О.А.Воронкевич – М.:  СПб, Детство-Пресс, 2003.
  4. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым [Текст] /  В.Н. Зимонина -  М.:  Владос, 2003.
  5. Грекова, Л.И. В союзе с природой [Текст] /  Л.И.Грекова -  М.: Илекса, Ставрополь, 2001.
  6. Голицина, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников [Текст] /  Н.С.Голицына, С.В.Люзина, Е.Е.Бухарова - М.: Скрипотрий 2010.
  7. Маханёва, М.Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] /  М.Д.Маханёва -   М.: Аркти, 1998.
  8. Микляева, Н.В. Социально-нравственное воспитание детей [Текст] /  Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян -   М.: Айрис – пресс, 2009.
  9. Павленко, И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ [Текст] /  И.Н.Павленко, Н.Г.Родюшкина -М.: Сфера, 2005.
  1. . Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст] / Н.А.Рыжова – М.:  Дошкольное воспитание, 1994,  №7.
  2. . Саво, И.Л. Планирование работы  по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада [Текст] /  И.Л.Саво – М.: СПб, Детство-пресс, 2010.
  3. . Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста  [Текст] /  Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – М.: СПб., Детство-пресс, 2009.
  4. . Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет [Текст]  /  под ред. Н.В. Коломиец. – М.: Волгоград, Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов, студентов педагогических заведений по формированию осзнанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлены методические рекомендации для педагогв, студентов педагогических заведений по формированию осзнанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...

Статья на тему: Забота о здоровье ребенка. Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"

Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....

Методические разработки по формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни

Видеололики "Профилактика гриппа и ОРВИ" (просмотр)Перспективное планирование «Человек и его здоровье»Видеоролик "О мытье рук" Авторы: семья Шаповал - Юлия Николае...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...