Экологический проект «Удивительные свойства дерева»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ляпунова Анна Алексеевна.

Цель проекта

Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя  волшебный мир дерева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx193.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад комбинированного вида

№26 «Сказка» г.о.Тольятти

Экологический проект «Удивительные свойства дерева»

Автор – Ляпунова Анна Алексеевна - воспитатель

2014г.

Название проекта

«Удивительные свойства дерева»

Руководитель проекта

Воспитатель МБУ №26 «Сказка»

Дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту

Экология, основы безопасности жизни, развитие речи, социальный мир

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы 6-7 лет

Тип проекта

Познавательно-поисковый

Проблема проекта

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Помочь героям сказки можно, если использовать деревянную пластину. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея проекта «Удивительные свойства дерева» и желание познакомиться со свойствами древесины

Основной принцип проекта

Комплексный подход к пониманию значения деревьев, их пользы путем организованной опытно-экспериментальной деятельности.

Цель проекта

Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя  волшебный мир дерева.

Задачи проекта

  1. Расширение представлений детей о дереве, его качествах и свойствах.
  2. Установление причинно-следственных связей между свойствами  материала и способом его использования.
  3. Уточнение знаний о дереве и его переработке в производстве.
  4. Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала (структуру, твёрдость, не тонет, лёгкое и т. д.).
  5. Развивать умение делать выводы.

Гипотеза проекта

Обладает ли дерево различными свойствами? Полезно ли оно человеку?

Срок проекта

1 месяц (май)

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовка исследования.

- разработка стратегии реализации проекта.

- подбор материала по теме

- составление план основного этапа

- определены цели и задачи проектной деятельности.

2 этап. Проведение исследование.

- наблюдения в природе за деревьями.

- беседа о деревьях «Деревья нашего участка».

3 этап. Презентация результатов.

- презентация проекта по теме.

- анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.

Методы проекта

наблюдение;

сравнение;

подбор материала по теме;

проведение опытов;

чтение художественной литературы;

ручной труд

Ресурсы проекта

территория  д/с

группа

Материал

Иллюстрации,  пила, молоток, рубанок, гвозди, деревянные бруски, веточки дерева, емкость с водой, спички, железный поднос.

Распределение ролей в проекте

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений), эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников

Дети: участвуют в познавательно-поисковой деятельности

Ожидаемые результаты

Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности).

Дети приобретут опыт:

- в исследовательской деятельности;

- в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;

- в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;

- в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью

Исследовательский этап

Вид деятельности

Мероприятия для реализации

Наблюдения в природе за деревьями

1. Наблюдение за деревьями в мае месяце на участке д/с (появление листьев).

2. Какие деревья растут на участке детского сада.

3. Сравнение березы и липы (высота, ствол, листья, плоды деревьев)

4. Наблюдение за деревьями в ветреную погоду (какой сегодня ветер?, какие ветки качаются сильнее?, почему дерево крепко держится в земле?)

Беседа о деревьях

«Деревья нашего участка»

Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:

  1. Как зовут тебя дерево?
  2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
  3. Есть ли У тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
  4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?

Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)?

Проведение опытов

1. «Фабрика», производящая древесину».

2. «Постройка дома из древесины».

3. «Как приготовить обед».

Планирование опытов проекта «Удивительные свойства дерева»

Название опыта

Постановка цели

Создание условий

Действия

Выводы

«Фабрика», производящая древесину»

Узнать, как появляется древесина

Подготовить необходимые иллюстрации

Дети составляют схему

Дети узнали, что древесина является продуктом дерева

«Постройка дома из древесины»

Узнать, почему строят дома из древесины

Подготовить необходимые иллюстрации, инструменты (пила, рубанок, молоток, гвозди), емкость с водой, деревянные брусочки

Дети составляют схему.

Дети самостоятельно пилят, строгают, вбивают гвозди

Дети опускают древесину в таз с водой

Дети узнали, что древесина не промокает от дождя и хорошо поддается обработке

«Как приготовить обед»

Цель – узнать, почему еду готовят на костре.

Подготовить необходимые иллюстрации, спички, веточки, железный поднос.

Дети составляют схему.

Дети самостоятельно разводят небольшой костер

Дети узнали, что дерево хорошо горит

Опыт № 1 «Фабрика», производящая древесину»

Цель – узнать, как появляется древесина.

Сначала  решили  выяснить - откуда появилась деревянная пластина.

Рассмотрели  иллюстрации.

Узнали где растут различные виды деревьев.

Узнали, что лес – наш друг. Это  «фабрика», производящая древесину.

Отгадали загадки о деревьях.

Уточнили  из каких основных частей состоит дерево.

Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом.

Составили схему (Приложение 1):

1.Сначала дерево спиливают

2. Затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику

3. На фабрике распиливают на доски

4. Затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т.д.).

Решили, что дерево и древесина это не одно и тоже. Древесина является продуктом дерева

Выводы: дети узнали, что древесина является продуктом дерева.

Опыт № 2 «Постройка дома из древесины»

Цель – узнать, почему строят дома из древесины.

Придумали продолжение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Что же случилось с нашими героями дальше? Перебравшись через реку, они долго гуляли по лесу, но вскоре устали и замёрзли. Как быть? Решили смастерить себе дом. Какой материал лучше использовать?

Составили схему (Приложение 2):

1. В лесу много деревьев.

2. Древесина твёрдая, не пропускает холод и воду.

3. Древесина хорошо поддаётся обработке – её можно пилить, строгать, в неё можно вбивать гвозди. 

Для этого провели опыт.

Ребята положили брусочки дерева в таз с водой и попробовали его утопить, лили на него воду.

Ребята попробовали самостоятельно пилить, строгать, вбивать гвозди. 

Решили, что лучше построить дом из дерева.

Выводы: дети узнали, что древесина не промокает от дождя и хорошо поддается обработке.

Опыт № 3 «Как приготовить обед»

Цель – узнать, почему еду готовят на костре.

Наши герои проголодались. Решили приготовить себе обед. Из чего можно развести костёр?

Построили схему:

1. Для того, чтобы приготовить обед в лесу – нужен огонь.

2. Для того, чтобы получит огонь, нужно разжечь костер.

3. Древесина очень хорошо горит

Провели опыт. Аккуратно подожгли небольшие веточки дерева и выяснили, что они хорошо горят.

Проведя опыт, установили, что дерево хорошо горит, можно развести костёр из кусочков дерева и веток.

Вывод: Дети узнали, что дерево хорошо горит.

На презентации проекта дети подвели общий итог - наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами:

1. Дерево и древесина это не одно и тоже. Древесина является продуктом дерева.

2. Древесина не промокает от дождя и хорошо поддается обработке.

3. Дерево хорошо горит.

Поэтому человек широко использует дерево в своей жизни и деятельности.

Приложение 1

Схема к опыту № 1 «Фабрика», производящая древесину»

http://ped-kopilka.ru/images/3(273).jpg

Приложение 2

Схема к опыту № 2 «Постройка дома из древесины»

http://ped-kopilka.ru/images/4(264).jpg

Приложение 3

Схема к опыту № 3 «Как приготовить обед»

http://ped-kopilka.ru/images/5(266).jpg

Список литературы

  1. Емельянова, Е.И. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е.И. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. – С.25-28.
  2. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
  3. Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 1. – С.18-22.
  4. Кравей, Т.Н. Младшие школьники проводят исследование [Текст] / Т.Н. Кравей // Начальное образование. – 2005. - № 6. – С.23-26.
  5. Леонтович, А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ [Текст] / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С.47-50.
  6. Локтионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст] // Методист. - 2006. - № 8. - С.60-64.
  7. Паршукова, Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду [Текст] / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1. – С.33-36.
  8. Савенков, А.И.  Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – М: Издательский дом Федоров, 2006. - 205с.
  9. Семенова Н.А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников [Текст] / Н.А. Семенова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 8. – С.41-44.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочерёдно опускали бума...

Исследовательский проект "Удивительные свойства дерева"

Презентация по исследовательскому проекту "Удивительные свойства дерева"...

Презентация Проект "Удивительные свойства дерева"

Данная презентация была создана, как результат работы над проектом " Удивительные своства дерева...

Исследовательский проект "Удивительные свойства дерева"

Познакомиться с героями сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», задумка – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочки ткан...

Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева» в подготовительной к школе группе (ОНР)

Исследовательский проект  «Удивительные свойства дерева»в подготовительной к школе группе (ОНР)Вид проекта: Познавательно-практический.Срок реализации проекта: 1 месяц.Актуальность пр...

Проект «Удивительные свойства дерева»

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочер...

исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»

Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой  поочер...