Экологический проект «Удивительные свойства дерева»
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель проекта | Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 193.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида
№26 «Сказка» г.о.Тольятти
Экологический проект «Удивительные свойства дерева»
Автор – Ляпунова Анна Алексеевна - воспитатель
2014г.
Название проекта | «Удивительные свойства дерева» |
Руководитель проекта | Воспитатель МБУ №26 «Сказка» |
Дисциплина, в рамках которой проводится работа по проекту | Экология, основы безопасности жизни, развитие речи, социальный мир |
Возраст воспитанников | Дети подготовительной группы 6-7 лет |
Тип проекта | Познавательно-поисковый |
Проблема проекта | Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Помочь героям сказки можно, если использовать деревянную пластину. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея проекта «Удивительные свойства дерева» и желание познакомиться со свойствами древесины |
Основной принцип проекта | Комплексный подход к пониманию значения деревьев, их пользы путем организованной опытно-экспериментальной деятельности. |
Цель проекта | Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева. |
Задачи проекта |
|
Гипотеза проекта | Обладает ли дерево различными свойствами? Полезно ли оно человеку? |
Срок проекта | 1 месяц (май) |
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовка исследования. - разработка стратегии реализации проекта. - подбор материала по теме - составление план основного этапа - определены цели и задачи проектной деятельности. 2 этап. Проведение исследование. - наблюдения в природе за деревьями. - беседа о деревьях «Деревья нашего участка». 3 этап. Презентация результатов. - презентация проекта по теме. - анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов. |
Методы проекта | наблюдение; сравнение; подбор материала по теме; проведение опытов; чтение художественной литературы; ручной труд |
Ресурсы проекта | территория д/с группа |
Материал | Иллюстрации, пила, молоток, рубанок, гвозди, деревянные бруски, веточки дерева, емкость с водой, спички, железный поднос. |
Распределение ролей в проекте | Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений), эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников Дети: участвуют в познавательно-поисковой деятельности |
Ожидаемые результаты | Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт: - в исследовательской деятельности; - в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их; - в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности; - в выстраивании игрового действия, сопровождаемого речью |
Исследовательский этап
Вид деятельности | Мероприятия для реализации |
Наблюдения в природе за деревьями | 1. Наблюдение за деревьями в мае месяце на участке д/с (появление листьев). 2. Какие деревья растут на участке детского сада. 3. Сравнение березы и липы (высота, ствол, листья, плоды деревьев) 4. Наблюдение за деревьями в ветреную погоду (какой сегодня ветер?, какие ветки качаются сильнее?, почему дерево крепко держится в земле?) |
Беседа о деревьях «Деревья нашего участка» | Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложить детям схему знакомства:
Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая)? |
Проведение опытов | 1. «Фабрика», производящая древесину». 2. «Постройка дома из древесины». 3. «Как приготовить обед». |
Планирование опытов проекта «Удивительные свойства дерева»
Название опыта | Постановка цели | Создание условий | Действия | Выводы |
«Фабрика», производящая древесину» | Узнать, как появляется древесина | Подготовить необходимые иллюстрации | Дети составляют схему | Дети узнали, что древесина является продуктом дерева |
«Постройка дома из древесины» | Узнать, почему строят дома из древесины | Подготовить необходимые иллюстрации, инструменты (пила, рубанок, молоток, гвозди), емкость с водой, деревянные брусочки | Дети составляют схему. Дети самостоятельно пилят, строгают, вбивают гвозди Дети опускают древесину в таз с водой | Дети узнали, что древесина не промокает от дождя и хорошо поддается обработке |
«Как приготовить обед» | Цель – узнать, почему еду готовят на костре. | Подготовить необходимые иллюстрации, спички, веточки, железный поднос. | Дети составляют схему. Дети самостоятельно разводят небольшой костер | Дети узнали, что дерево хорошо горит |
Опыт № 1 «Фабрика», производящая древесину»
Цель – узнать, как появляется древесина.
Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина.
Рассмотрели иллюстрации.
Узнали где растут различные виды деревьев.
Узнали, что лес – наш друг. Это «фабрика», производящая древесину.
Отгадали загадки о деревьях.
Уточнили из каких основных частей состоит дерево.
Узнали, за что человек так ценит дерево, какой ценный материал получает из него и каким способом.
Составили схему (Приложение 1):
1.Сначала дерево спиливают
2. Затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику
3. На фабрике распиливают на доски
4. Затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т.д.).
Решили, что дерево и древесина это не одно и тоже. Древесина является продуктом дерева
Выводы: дети узнали, что древесина является продуктом дерева.
Опыт № 2 «Постройка дома из древесины»
Цель – узнать, почему строят дома из древесины.
Придумали продолжение сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Что же случилось с нашими героями дальше? Перебравшись через реку, они долго гуляли по лесу, но вскоре устали и замёрзли. Как быть? Решили смастерить себе дом. Какой материал лучше использовать?
Составили схему (Приложение 2):
1. В лесу много деревьев.
2. Древесина твёрдая, не пропускает холод и воду.
3. Древесина хорошо поддаётся обработке – её можно пилить, строгать, в неё можно вбивать гвозди.
Для этого провели опыт.
Ребята положили брусочки дерева в таз с водой и попробовали его утопить, лили на него воду.
Ребята попробовали самостоятельно пилить, строгать, вбивать гвозди.
Решили, что лучше построить дом из дерева.
Выводы: дети узнали, что древесина не промокает от дождя и хорошо поддается обработке.
Опыт № 3 «Как приготовить обед»
Цель – узнать, почему еду готовят на костре.
Наши герои проголодались. Решили приготовить себе обед. Из чего можно развести костёр?
Построили схему:
1. Для того, чтобы приготовить обед в лесу – нужен огонь.
2. Для того, чтобы получит огонь, нужно разжечь костер.
3. Древесина очень хорошо горит
Провели опыт. Аккуратно подожгли небольшие веточки дерева и выяснили, что они хорошо горят.
Проведя опыт, установили, что дерево хорошо горит, можно развести костёр из кусочков дерева и веток.
Вывод: Дети узнали, что дерево хорошо горит.
На презентации проекта дети подвели общий итог - наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами:
1. Дерево и древесина это не одно и тоже. Древесина является продуктом дерева.
2. Древесина не промокает от дождя и хорошо поддается обработке.
3. Дерево хорошо горит.
Поэтому человек широко использует дерево в своей жизни и деятельности.
Приложение 1
Схема к опыту № 1 «Фабрика», производящая древесину»
Приложение 2
Схема к опыту № 2 «Постройка дома из древесины»
Приложение 3
Схема к опыту № 3 «Как приготовить обед»
Список литературы
- Емельянова, Е.И. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е.И. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. – С.25-28.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
- Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2002. - № 1. – С.18-22.
- Кравей, Т.Н. Младшие школьники проводят исследование [Текст] / Т.Н. Кравей // Начальное образование. – 2005. - № 6. – С.23-26.
- Леонтович, А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ [Текст] / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С.47-50.
- Локтионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст] // Методист. - 2006. - № 8. - С.60-64.
- Паршукова, Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду [Текст] / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1. – С.33-36.
- Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. – М: Издательский дом Федоров, 2006. - 205с.
- Семенова Н.А. Возможности организации исследовательской деятельности в процессе трудового воспитания дошкольников [Текст] / Н.А. Семенова // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 8. – С.41-44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»
Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бума...
Исследовательский проект "Удивительные свойства дерева"
Презентация по исследовательскому проекту "Удивительные свойства дерева"...
Презентация Проект "Удивительные свойства дерева"
Данная презентация была создана, как результат работы над проектом " Удивительные своства дерева...
Исследовательский проект "Удивительные свойства дерева"
Познакомиться с героями сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», задумка – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочки ткан...
Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева» в подготовительной к школе группе (ОНР)
Исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»в подготовительной к школе группе (ОНР)Вид проекта: Познавательно-практический.Срок реализации проекта: 1 месяц.Актуальность пр...
Проект «Удивительные свойства дерева»
Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочер...
исследовательский проект «Удивительные свойства дерева»
Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочер...