Исследовательский проект "По следам вечной мерзлоты"
проект по окружающему миру
Ямал - край удивительной природы и суровых северных богов. Здесь как нигде сохраняется необычное содружество природы и человека. Близ городов и поселков простираются бескрайние чистые реки и озера, в северной части – богатые леса и тундра, которая готова одарить каждого несметным количеством северной ягоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_sdedam_vechnoy_merzloty.docx | 539.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность создания проекта
Ямал - край удивительной природы и суровых северных богов. Здесь как нигде сохраняется необычное содружество природы и человека. Близ городов и поселков простираются бескрайние чистые реки и озера, в северной части – богатые леса и тундра, которая готова одарить каждого несметным количеством северной ягоды.
Северные земли нашей огромной страны поистине завораживают и направляют к глубоким размышлениям о прошлом страны, ее настоящем положении и будущих перспективах. Перед нами большая ответственность – это сохранение богатейшего наследия прошлого Ямало-Ненецкого края для наших потомков. К сожалению, в современном обществе есть тенденция к снижению интереса к былому, общечеловеческих ценностей и неуважительное отношение к достопримечательностям нашей страны. Считаем необходимым возрождать интерес, уважительное и бережное отношение к прошлому нашей Великой страны. Начинать это надо с самого раннего возраста.
Известный педагог В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Родина. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.А. Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А. Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, с музеями ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «По следам вечной мерзлоты».
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – приобщение детей к истории и национальным богатствам родного края.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия формирования знаний о родном крае, предметом деятельности является процесс ознакомления дошкольников с функционированием и экспозициями музея вечной мерзлоты города Игарка.
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности всесторонне развитые, гармоничные, конкурентоспособные, коммуникабельные, мобильные, мыслящие, с творческим складом ума и адекватными убеждениями.
Цель проекта: создание благоприятных условий для формирования знаний и представлений о родном крае, ее особенностях.
Задачи проекта:
1. Сформировать первоначальные знания у детей о природных и культурных особенностях жизни Ямало-Ненецкого автономного округа – города Надыма.
2. Познакомить с историей и экспонатами музея вечной мерзлоты.
3. Развивать бережное отношение к достопримечательностям, культурным ценностям, природе края;
4. Воспитывать чувство гордости за свой край, эмоционально-ценностное и бережное отношение к достопримечательностям родного города.
Результат проекта:
- План реализации проекта
- Конспекты НОД.
- Картотека подвижных игр и сказок коренного населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
- Макет «Город на вечной мерзлоте».
- Коллекции фотографий для Международного Дня Музея и полярных ночей.
- Картотека дидактических игр.
- Консультации для родителей
Пути решения проекта:
- обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираемся создавать;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
- оценить риски реализации проекта.
Риски и пути преодоления рисков.
Страх воспитателей перед новым проектом – предлагаем для воспитателей осуществить психологическое сопровождение на протяжении месяца.
Формирование мотивации к деятельности у воспитанников – предлагаем проводить через различные методы стимулирования.
Принципы проекта:
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Каждый принцип по-своему уникален и несет в себе определенную познавательную нагрузку. Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач реализуется в каждом мероприятии из пяти обозначенных направлений. Перед любым мероприятием мы ставим одну цель и три задачи (обучающую, развивающую и воспитательную). Принцип интеграции образовательных областей проявляется в многоаспектности затрагиваемых и изучаемых тем к ходе проекта. Принцип решения образовательных задач заключается в разнообразии форм выбранных мероприятий. Мы постарались охватить все возможные формы работы с детьми дошкольного возраста. В соответствии с принципом построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, основной формой работы с детьми дошкольного возраста нами была определена игра.
Ряд авторов И.П. Волков, Е.С. Полат, О.А. Лигай, В.А. Деркунская рассматривают проекты с детьми, как важную составляющую образовательного и воспитательного процесса. Другая группа авторов Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, С.А. Николаева, И.В. Истанько, Н.Е. Захарова, Т.Е. Ноева, Е.В. Овчинникова утверждают, что проекты в образовательной деятельности первоочередно направлены на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта.
Модель реализации проекта:
Срок реализации проекта: 1 год ( с сентября по май)
Участники проекта:
- Дети.
- Педагоги.
- Родители.
- Этапы реализации проекта
- Реализация проекта рассчитана на 39 недель: с «01.09.2020 г.» по «21.05.2021 г.»
№ п/п | Этапы | Цель | Сроки |
1. | Подготовительно-проектировочный этап | Организация и планирование деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации | 01.09.2020-29.09.2020 |
2. | Практический этап | Организация и проведение комплексной работы по реализации задач проекта | 30.09.2020- 18.05.2021 |
3. | Обобщающе - результативный этап | Подведение итогов, обобщение и анализ результатов проделанной работы | 19.05.2012- 27.05.2021 |
4. | Презентация проекта | Самовыражение и самореализация в презентации, воплощение собственного замысла в проделанной работе | 28.05.2021 |
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
экспонаты, экспозиции и выставки музея вечной мерзлоты города Игарка; информация о воде, земле, об истории полярной авиации, об основании города Надыма и музея вечной мерзлоты, о знаменитых людях города Надыма; ресурсы сети Интернет.
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека: учебно-методическая и энциклопедическая литературы; подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о растительном мире Ямало-Ненецкого автономного округа.
• игротека: подбор подвижных игр северных народов; подборка дидактических игр для дошкольного возраста.
• фонотека: звуки водных источников, природы, пение птиц.
видеотека: видеоролики о полярной авиации, об основании города Надыма и музея вечной мерзлоты.
Материально-технические ресурсы: компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией об основании города Надыма и музея вечной мерзлоты, воздушный змей.
Художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии (воды, земли, музеев планеты, города Надыма, музея вечной мерзлоты, полярных ночей, знаменитых людей Надыма, стройки № 501) альбомы, рисунки.
Ожидаемые результаты:
Освоение детьми доступных знаний об истории родного края. Дети знают основные достопримечательности города Надыма, историю возникновения города Надыма, людей прославивших свой родной край.
Сформированность знаний о работе и деятельности музея вечной мерзлоты.
Проявление детьми внимания и бережного отношения к природе, достопримечательностям и экспонатам музея вечной мерзлоты.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников в дошкольном учреждении.
План мероприятий
№ п/п | Направление | Тема мероприятия | Форма проведения |
1. | «Физическое развитие» | «Вода-Водица!» (22 марта – День Воды) | НОД, виртуальное посещение музея, ознакомление с вечномерзлыми грунтами |
«Матушка, Земля» (22 апреля – Международный День Земли) | Отгадывание загадок о Земле; разучивание ненецких игр Ныхыдырма – Состязание в силе, Тыранийко – Игра в палочки, Путко – Кулачок | ||
«История полярной авиации» (ноябрь) | Запускание воздушного змея; лепка самолетов | ||
2. | «Социально-коммуникативное развитие» | «Для меня музей – это…» (18 мая – Международный День музея) | НОД, фотовыставка о музеях планеты |
«Основание города Надыма» (октябрь) | Создание макета с помощью родителей, НОД в режимных моментах | ||
«Знаменитые люди в городе Надыма» (январь) | Дидактическая игра | ||
3. | «Познавательное развитие» | «Основание музея вечной мерзлоты» (19 марта 1965 года) | НОД, беседа |
«Вы в наших сердцах» (30 октября – День памяти жертв политических репрессий) | НОД, беседа | ||
«Стройка № 501» (февраль) | НОД, беседа | ||
4. | «Речевое развитие» | «Ах, как прекрасны моменты!» (22 декабря – Полярная музейная ночь) | Рассматривание фотографий полярных ночей, аппликация «Полярная ночь» |
«Мы идем к Деду Морозу» (конец декабря) | Дидактическая игра; посещение комнаты Деда Мороза в музее | ||
«Белый медведь и бурый медведь» (февраль) | Чтение ненецкой сказки и обсуждение | ||
5. | «Художественно-эстетическое развитие» | «День реки. Обь» (14 марта) | Рисование речных мотивов |
«Дерево в нашей жизни…» (21 марта – День Дерева) | НОД; посещение выставки мерзлых деревьев | ||
«Уникальность «крепостного театра» в ГУЛАГе» (май) | Драматизация |
Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства и творчества.
Работа по проекту на основе материалов музея вечной мерзлоты направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению Ямало-Ненецкого автономного округа, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для дальнейшей успешной адаптации к школе. Сотрудничество с дошкольного учреждения с музеем вечной мерзлоты города Игарка позволит повысить социальную активность детей и их родителей.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только получить знания о родном крае и его достопримечательностях, но и дадут толчок для личностного развития детей и их родителей.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей, педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Совместной работы работников дошкольного учреждения и специалистов музея вечной мерзлоты.
2. Организации работы по пяти ведущим направлениям: познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.
3. Проведения мероприятий в самых разнообразных формах: НОД, совместной деятельности в режимных моментах, посещение музея, организация подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр, лепка, аппликация, рисование, создание макета, чтение сказок, беседа, драматизация.
4. В содержание проекта включены план мероприятий, ресурсное обеспечение проекта, риски и пути преодоления, список использованной литературы.
5. В дальнейшем проект может быть также использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике.
Знания могут придать человеку вес, но только воспитание может придать ему блеск, а людей видящих гораздо больше, нежели способных взвесить (Филипп Честерфилд)
Литература
- Деркунская В.А. Проектная деятельность // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. - М.: Просвещение, 2012. – 168 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 272 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. - М.: АРКТИ, 2011. – 196 с.
- Николаева С.А. Организация проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/04/04/ organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo
- Кисилева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М: АРКТИ, 2003. – 96 с.
- Истанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. - № 2. – С. 14-20.
- Захарова Н.Е., Ноева Т.Е. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625791/
- Овчинникова Е.В. Учебно-исследовательская и проектная деятельность с дошкольниками // Internationalscientificreview. – 2017. - № 1 . – С. 32-37.
- Смирнова О.О. Инновационный проект: «Проектная деятельность в детском саду» [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/proekt-proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-1843763.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по физической культуре "Путешествие в страну вечной мерзлоты"
Образовательная область «Физическая культура» Конспект образовательной деятельности по физической культуре(нетрадиционная форма организации: интеллектуально-оздоровительная) Занятие фи...
Конспект интегрированного занятия «В краю вечной мерзлоты» (в подготовительной к школе группе)
Цель: Знакомство с природой и обитателями Антарктиды.Задачи: развивать речь детей, зрительное восприятие, память; дать детям представления об особенностях природы Антарктиды; совершенствовать на...
Образовательный маршрут "Вечная мерзлота!"
Этот образовательный маршрут посвящен вечной мерзлоте - явлению, характерному для полярных и приполярных районов, которое наблюдается на территории, прилегающей к обоим полюсам — и Северному, и Южному...
Путешествие в страну вечной мерзлоты
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в страну вечной мерзлоты"...
Комплексно-тематическое планирование на неделю в подготовительной группе Тема недели: Проект «В царстве вечной мерзлоты».
Комплексно- тематическое планирование на неделю в подготовительной группе по проекту "В царстве вечной мерзлоты"....
НОД "В Краю вечной мерзлоты"
НОД "В Краю вечной мерзлоты"...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...