Путешествие в страну вечной мерзлоты
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гамова Ирина Викторовна

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в страну вечной мерзлоты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sever.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»


Цель: расширять кругозор; обогащать знания о нашей Родине; активизировать речь; познакомить с жизнью и бытом народов Севера, воспитывать уважение к чужой культуре, образу жизни; расширить и углубить представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;

Материалы к занятию:

1. картина с изображением тундры в зимнее время.

2. эскизы, фотографии, рисунки национальной одежды, обуви.

3. изображение оленей запряженных в упряжку.

4. иллюстрация жилья (чума) народов Севера.

5. изображение северного сияния.

6. цветик-семецветик.

7. национальная музыка и музыка вьюги

8.глобус

9. презентация

Ход занятия.

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом цветик – семецветик. Закрываем глаза, отрываем один лепесток и произносим волшебные слова:

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на Крайнем Севере.

(звучит музыка «Вьюга»)

Дети открывают  глаза. (1 слайд)

Воспитатель.  Посмотрите, ребята, где мы оказались. И кто нас встречает? (жители севера) Обратите внимание как одеты они. У жителей Севера одежда особая. Местная одежда называется малица. (2 слайд)

Шапка к шубе пришивается,

Рукавички к рукавам.

Это северная малица

Очень просто называется,

Очень быстро одевается

Через голову: раз-два.

Местная обувь – бурки. (3 слайд)  Вся одежда шьётся из шкур оленей.

Воспитатель. Им мороз не страшен, можно и оглядеться. (4 слайд)

Рассматривая изображение тундры, замечают: скудная растительность, корявые низкорослые деревья и кустарники, все покрыто толстым слоем снега и льда, гуляет поземка и, на сотни километров вокруг нет ни одного человеческого жилья. И ко всему этому сейчас время полярной ночи.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это там (5 слад). Я вижу оленью упряжку.

(Рассматривают иллюстрацию оленьей упряжки.).Сани называются нарты; длинный шест которым погоняют оленей хорей. На нартах сидят люди.

 (6 слайд) Олени- это удивительное животное. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые.  Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

Воспитатель. Как вы думаете, какие люди могут жить в таких суровых условиях?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, любящие свою малую Родину.

Воспитатель. И хоть условия здесь суровые, но люди здесь удивительно добрые и открытые, и никогда не оставят человека в беде.

Воспитатель. Когда погода портится и люди устают, они не торопятся идти в свои дома – чумы.(слайд7) Люди кормят и укрывают оленей. Почему же они так трепетно относятся к этим животным?

Дети: Олень – это верный друг, теплая одежда, пища, средство передвижения, а еще теплый дом, в который нас и приглашают хозяева.

Воспитатель.  Когда буря  стихнет, и на небе появилось северное чудо, которое зовется Северным сиянием. (слайд8)

Воспитатель. Ребята, а кто знает,  где находится Крайний Север?

Дети показывают   Арктику на глобусе.

Воспитатель. Ребята,  навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые….  (медведи)

(слайд9)

Дети: белый медведь!

Воспитатель. Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг.  На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?

Дети: шуба его белая и снег белый.

Воспитатель. Выдает его  лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой.

Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух,  и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, белый медведь  хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он  подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах  рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку)  малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки,  молоком.

Воспитатель. Предлагаю встать на лыжи .

Дети имитируют ходьбу на лыжах под музыку.

Воспитатель. Ой , ребята , посмотрите там какое-то  животное, оно питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень) (слайд 10)

Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильноони большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.

Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

Воспитатель. Двигаемся дальше!

Дети прыгают с льдины на льдину (обручи).

Ребята, а что это за птицы  на льдинах? (картинка пингвин)

В Антарктиде кто не знает,

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же ….. (пингвин) (слайд 11)

Дети: Пингвин.

Воспитатель. Правильно, пингвины – это  морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под  водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом.  Мама же отправляется к морю в поисках еды.  

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка  с чужим,  даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

(слайд12)

Все эти животные – белый медведь, северный олень,  тюлень и пингвин  занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К  сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

В: Ребята, пора в обратный путь.

С помощью цветика – семецветика возвращаемся в группу.

Открывают лепесток и вновь говорят волшебные слова.

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться в детском саду».

Открыв глаза, оказываются у себя в группе.

В: Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

(ответы детей)

- А сейчас я предлагаю вам заселить Арктику животными, которые вам понравились. (дети раскрашивают, вырезают животных и приклеивают их на готовый лист ватмана, где изображен Северный полюс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по физической культуре "Путешествие в страну вечной мерзлоты"

Образовательная область «Физическая культура» Конспект образовательной деятельности по физической культуре(нетрадиционная форма организации: интеллектуально-оздоровительная) Занятие фи...

Конспект интегрированного занятия «В краю вечной мерзлоты» (в подготовительной к школе группе)

Цель:  Знакомство с природой и обитателями Антарктиды.Задачи: развивать речь детей, зрительное восприятие, память; дать детям представления об особенностях природы Антарктиды; совершенствовать на...

Образовательный маршрут "Вечная мерзлота!"

Этот образовательный маршрут посвящен вечной мерзлоте - явлению, характерному для полярных и приполярных районов, которое наблюдается на территории, прилегающей к обоим полюсам — и Северному, и Южному...

Комплексно-тематическое планирование на неделю в подготовительной группе Тема недели: Проект «В царстве вечной мерзлоты».

Комплексно- тематическое планирование на неделю в подготовительной группе по проекту "В царстве вечной мерзлоты"....

НОД "В Краю вечной мерзлоты"

НОД "В Краю вечной мерзлоты"...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...

Исследовательский проект "По следам вечной мерзлоты"

Ямал - край удивительной природы и суровых северных богов. Здесь как нигде сохраняется необычное содружество природы и человека. Близ городов и поселков простираются бескрайние чистые реки и озера, в ...