Путешествие в страну вечной мерзлоты
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в страну вечной мерзлоты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sever.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающем миром в подготовительной группе. «Путешествие в страну вечной мерзлоты»
Цель: расширять кругозор; обогащать знания о нашей Родине; активизировать речь; познакомить с жизнью и бытом народов Севера, воспитывать уважение к чужой культуре, образу жизни; расширить и углубить представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;
Материалы к занятию:
1. картина с изображением тундры в зимнее время.
2. эскизы, фотографии, рисунки национальной одежды, обуви.
3. изображение оленей запряженных в упряжку.
4. иллюстрация жилья (чума) народов Севера.
5. изображение северного сияния.
6. цветик-семецветик.
7. национальная музыка и музыка вьюги
8.глобус
9. презентация
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие, а поможет нам в этом цветик – семецветик. Закрываем глаза, отрываем один лепесток и произносим волшебные слова:
«Ты лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Хотим оказаться на Крайнем Севере.
(звучит музыка «Вьюга»)
Дети открывают глаза. (1 слайд)
Воспитатель. Посмотрите, ребята, где мы оказались. И кто нас встречает? (жители севера) Обратите внимание как одеты они. У жителей Севера одежда особая. Местная одежда называется малица. (2 слайд)
Шапка к шубе пришивается,
Рукавички к рукавам.
Это северная малица
Очень просто называется,
Очень быстро одевается
Через голову: раз-два.
Местная обувь – бурки. (3 слайд) Вся одежда шьётся из шкур оленей.
Воспитатель. Им мороз не страшен, можно и оглядеться. (4 слайд)
Рассматривая изображение тундры, замечают: скудная растительность, корявые низкорослые деревья и кустарники, все покрыто толстым слоем снега и льда, гуляет поземка и, на сотни километров вокруг нет ни одного человеческого жилья. И ко всему этому сейчас время полярной ночи.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это там (5 слад). Я вижу оленью упряжку.
(Рассматривают иллюстрацию оленьей упряжки.).Сани называются нарты; длинный шест которым погоняют оленей хорей. На нартах сидят люди.
(6 слайд) Олени- это удивительное животное. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.
Воспитатель. Как вы думаете, какие люди могут жить в таких суровых условиях?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, любящие свою малую Родину.
Воспитатель. И хоть условия здесь суровые, но люди здесь удивительно добрые и открытые, и никогда не оставят человека в беде.
Воспитатель. Когда погода портится и люди устают, они не торопятся идти в свои дома – чумы.(слайд7) Люди кормят и укрывают оленей. Почему же они так трепетно относятся к этим животным?
Дети: Олень – это верный друг, теплая одежда, пища, средство передвижения, а еще теплый дом, в который нас и приглашают хозяева.
Воспитатель. Когда буря стихнет, и на небе появилось северное чудо, которое зовется Северным сиянием. (слайд8)
Воспитатель. Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?
Дети показывают Арктику на глобусе.
Воспитатель. Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?
Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые…. (медведи)
(слайд9)
Дети: белый медведь!
Воспитатель. Белый медведь наикрупнейший хищный зверь Арктики. Его длина около 3 м – это приблизительно вот сколько, а весит он 800 -1000 кг. На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему?
Дети: шуба его белая и снег белый.
Воспитатель. Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой.
Мех медведя почти не промокает, т.к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.
Чем питается белый медведь?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, белый медведь хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.
У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.
Воспитатель. Предлагаю встать на лыжи .
Дети имитируют ходьбу на лыжах под музыку.
Воспитатель. Ой , ребята , посмотрите там какое-то животное, оно питается рыбой.
В Антарктиде кто живет,
Обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день
С легкостью! Ведь он … (тюлень) (слайд 10)
Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.
Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.
Воспитатель. Двигаемся дальше!
Дети прыгают с льдины на льдину (обручи).
Ребята, а что это за птицы на льдинах? (картинка пингвин)
В Антарктиде кто не знает,
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же ….. (пингвин) (слайд 11)
Дети: Пингвин.
Воспитатель. Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.
Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.
(слайд12)
Все эти животные – белый медведь, северный олень, тюлень и пингвин занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей – сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.
В: Ребята, пора в обратный путь.
С помощью цветика – семецветика возвращаемся в группу.
Открывают лепесток и вновь говорят волшебные слова.
«Ты лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели.
Хотим оказаться в детском саду».
Открыв глаза, оказываются у себя в группе.
В: Ребята, а что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
(ответы детей)
- А сейчас я предлагаю вам заселить Арктику животными, которые вам понравились. (дети раскрашивают, вырезают животных и приклеивают их на готовый лист ватмана, где изображен Северный полюс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по физической культуре "Путешествие в страну вечной мерзлоты"
Образовательная область «Физическая культура» Конспект образовательной деятельности по физической культуре(нетрадиционная форма организации: интеллектуально-оздоровительная) Занятие фи...
Конспект интегрированного занятия «В краю вечной мерзлоты» (в подготовительной к школе группе)
Цель: Знакомство с природой и обитателями Антарктиды.Задачи: развивать речь детей, зрительное восприятие, память; дать детям представления об особенностях природы Антарктиды; совершенствовать на...
Образовательный маршрут "Вечная мерзлота!"
Этот образовательный маршрут посвящен вечной мерзлоте - явлению, характерному для полярных и приполярных районов, которое наблюдается на территории, прилегающей к обоим полюсам — и Северному, и Южному...
Комплексно-тематическое планирование на неделю в подготовительной группе Тема недели: Проект «В царстве вечной мерзлоты».
Комплексно- тематическое планирование на неделю в подготовительной группе по проекту "В царстве вечной мерзлоты"....
НОД "В Краю вечной мерзлоты"
НОД "В Краю вечной мерзлоты"...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...
Исследовательский проект "По следам вечной мерзлоты"
Ямал - край удивительной природы и суровых северных богов. Здесь как нигде сохраняется необычное содружество природы и человека. Близ городов и поселков простираются бескрайние чистые реки и озера, в ...