Посадите дерево, пусть оно растёт. Посадите дерево, пусть оно живёт. Веточкой потянется к солнцу на восток Тонкий и настойчивый дерева росток. И леса зелёные дружно зашумят, Бесконечно радуя человека взгляд. Под пушистой кроною путник отдохнёт, Птица голосистая песню пропоёт. В последнее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Оно подразумевает развитие у детей интереса ко всему живому, к природе во всех её направлениях, воспитание бережного отношения к ней. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. На протяжении многих веков люди живут рядом с удивительными живыми существами-деревьями. Мы давно уже привыкли к тому, что они есть и редко задумываемся о том, насколько они важны в жизни всего живого на Земле, в том числе и для людей. Каждый должен знать, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода, которым мы дышим и поэтому и источник здоровья. Главное не только знать об этом и уметь пользоваться чудесными свойствами деревьев, но и нужно научиться сохранять то, что нам дарит природа. Ребёнок уже в дошкольном возрасте способен понять и осознавать элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но необходимо учесть то, что для дошкольников деревья не всегда бывают интересны, как, например, животные ил другие растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит не совсем интересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и выбранных методов и приёмов. На территории нашей республики произрастает много разных деревьев, поэтому мы с детьми решили начать изучение пока с одного дерева-яблони, плоды которой наиболее известны всем. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия деревьев, но и будут наблюдать за сезонными изменениями, а также познакомятся с птицами, живущими в нашем городе, цветами, растущими около деревьев. Путем исследования мы узнаем, какая взаимосвязь между деревьями и птицами, насекомыми и цветами, особенностями их жизнедеятельности. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Новизна заключается в том, что данный проект помогает ознакомить детей с деревьями интересными способами, главным образом, используя настенное дерево – яблоню, которая меняется в зависимости от сезонов, тут же отражается взаимосвязь с другими природными объектами - птицами, насекомыми, цветами. Используются также дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественные произведения, множество картинок и иллюстраций, расширяя кругозор детей, обогащая знания и развивая любознательность. Гипотеза: представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён! |
Задачи. Образовательные. Формировать у детей представление о деревьях родного края и их пользе не только для человека. Познакомить с разнообразием деревьев, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность. Развивающие: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Обогащать словарный запас детей и их знания о деревьях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе. Привлечь родителей к участию в проекте для воспитания экологической культуры в семье. |
При проведении работы учитывались возрастные, индивидуальные особенности детей. Содержание всей деятельности было ориентировано на развитие умственных способностей, личностных и психологических качеств ребёнка. При реализации проекта использовались разные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное и комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций. Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. При работе учитывались принципы дошкольной дидактики: - Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
- Принцип последовательности.
- Принцип систематичности.
- Принцип повторности.
- Принцип наглядности.
Работа с детьми
Познавательная деятельность
| Беседа «Как много деревьев разных». Беседа «Для чего нужны деревья?» Занятие «Яблонька любимая». Беседа «Друг или враг». Рассматривание альбома «Деревья нашего края». Просмотр мультфильмов, презентаций о природных объектах. | Продуктивная деятельность | Рисование пластилином «Наша яблонька» Аппликация «Раз - листочек, два - листочек» Рисование «Ёлка на горке». Сбор листьев для гербария. Изготовление поделок из природного материала. | Художественно – речевая деятельность
| Чтение литературных произведений: - Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт». - Крутогоров Ю.А. «Рассказы о деревьях». -Сказки про деревья. -Рассматривание репродукций с картин русских художников (Шишкин, Саврасов, Васнецов, Левитан и др.). - Заучивание загадок и стихов о деревьях. -Составление рассказов детей от имени деревьев (перевоплощение): «Я-яблоня…», «Я-берёза…», «Я-клён…» | Игровая деятельность | Дидактические игры «Жили – были яблони», «С какого дерева лист?», «Узнай дерево», «Узнай по описанию», «Съедобное –несъедобное», «Летает –не летает». | Поисково- исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечка» (схематическое изображение). 2. «Где можно найти деревья?» 3. «Где лучше посадить дерево?» 4. Составление схем «Какая польза от дерева?». |
Работа с родителями - Папка-передвижка «Деревья нашего края»
- Консультация «Расскажи ребёнку про деревья»
- Памятка «Во саду ли, в огороде»
- Оформление альбома «Фрукты и ягоды для здоровья»
- Экскурсия в парки со своими детьми.
- Подобрать полезные рецепты для детского питания.
- Совместная посадка фруктового сада.
- Совместная уборка листьев в осенне-весенний период.
- Выставка информационного материала экологической тематики.
- Совместная досуговая деятельность.
|