Информационно-познавательный проект "Знакомтесь:растения -доктора"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Герасимова Резида Габдрашитовна

Проект по изучению лекарственных трав

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._znakomtes_rasteniya_doktora.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Формула безопасности» для педагогов по основам безопасности жизнедеятельности.

Номинация:

«Экологическая безопасность»

Информационно-познавательный проект

«Знакомьтесь: растения-доктора»

Автор проекта: Герасимова Резида Габдрашитовна – воспитатель.

Место работы: муниципальное автономное дошкольное                  образовательное учреждение

                                       «Детский сад присмотра и оздоровления

                                        Для детей с аллергическими заболеваниями №77»

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2018

Название проекта

    «Знакомьтесь: растения-доктора»

Вид проекта

Информационно-познавательный

Сроки реализации проекта

Январь, 3 недели

Возрастная группа

Вторая младшая группа

Образовательная  область

Познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие.

Актуальность

                                                                                            Травам нужно поклониться

                                                                                            И навечно в них влюбиться,

                                                                                            Трав лекарственных запас

                                                                                            Помогает в трудный час.

           В последнее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Оно подразумевает развитие у детей интереса ко всему живому, к природе во всех её направлениях,      воспитание бережного отношения к ней. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. 

   Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности уже в дошкольном возрасте позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

   На территории нашей республики произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить их полезные свойства, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

   В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

   Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов.

   Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.

   Новизна заключается в том, что данный проект помогает ознакомить детей с лекарственными травами уже во второй младшей группе, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественные произведения, множество картинок и иллюстраций, расширяя кругозор детей, обогащая знания и развивая любознательность.

   Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

 Выбор цели.

         Цель:

  • Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений и формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Постановка задач

        Задачи.

 Образовательные. Уточнить и расширять знания детей  о  лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, а также умение сравнивать и анализировать. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Предполагаемые результаты

  • Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.
  • Навыки использования этих растений в лечебных целях.
  • Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
  • Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.

Первый этап. Организационный

  • Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  • Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Лекарственные растения».
  • Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
  • Подготовить презентации «Зелёная аптека», «Лекарственные растения нашего края».
  • Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий, изготовление пособий.
  • Подобрать материал для изобразительной и продуктивной дея-тельности детей.
  • Составить план мероприятий.

Второй этап. Реализация  проекта

   При проведении работы учитывались возрастные, индивидуальные особенности детей. Содержание всей деятельности было ориентировано на развитие умственных способностей, личностных и психологических качеств ребёнка.

     При реализации проекта использовались разные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное и комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

   Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования.

    При работе учитывались принципы дошкольной дидактики:

  • Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
  • Принцип последовательности.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип повторности.
  • Принцип наглядности.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

Беседа «Лекарственные растения».

Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

Занятие «Лекарственные травы».

Беседа «Друг или враг».

Рассматривание альбома «Зелёная аптека».

Продуктивная деятельность

Рисование манкой «Наш друг - ромашка»

Аппликация «Ромашковое поле»

 Рисование «Раз листочек-два листочек»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

- Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

- Н. Павлова «Загадки цветов»,

- А, Плешакова «Зеленые страницы»,

- А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

- Заучивание загадок и стихов о растениях

- Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…»

Игровая деятельность

Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Вершки и корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека».  Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”,  “Бал цветов”.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечка» (схематическое изображение).

2. «Где можно найти полезные растения?»

3. «Где лучше посадить растения?»

4. Составление схем «Что лечит растение?».

Работа с родителями

  • Папка-передвижка «Лекарственные растения нашего края»
  • Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
  • Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
  • Оформление альбома «Зеленая аптека»
  • Экскурсия в аптеку со своими детьми.
  • Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.

Третий этап. Подведение итогов.

Продукты  проекта:

  • Оформлен альбом «Растения, которые нас лечат».
  • Организована выставка  «Лекарственные растения нашего края».
  • Организация тематической  выставки в книжном уголке.
  • Сделаны атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Зелёная аптека».
  • Презентация проекта.

Итог проекта.

  • У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
  • Начали формироваться знания о лекарственных растениях.
  • Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
  • Начало проявляться правильное отношение к растениям, помогающим поддерживать здоровье человека.

Перспектива

  • Создание в группе мини музея лекарственных растений, обогащение знаний по теме.

Использованная литература

1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск. 2001.

2. Николаева С.Н. Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Москва. 2002.

3. Николаева С.Н. Методика экологического поведения в детском саду. Москва. 2001.

4. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки. Москва. 2003.

5. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Москва. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - познавательная газета для родителей "Мотылёк"

В газете представлена информация которая, будет полезна родителям по вопросам экологического воспитания младших дошкольников....

Информационно - познавательный материал "Пасха Христова"

Информационный материал из 4-ого выпуска методических рекомендаций для ДОУ проекта "Этнокалендарь Санкт-Петербург"(программа "Толерантность").Цель: развитие межличностной и межкультурной толерантности...

Информационно - познавательный материал "День ПОБЕДЫ".

Информация из методических рекомендации для ДОУ "Этнокалендарь СПб,2013г." в рамках Программы Правительства СПб."Толерантность".     Прошла война, прошла страда,...

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Информационно-познавательный проект для подготовительной группы "Профессии".

Информационно-познавательный проект «Профессии». 1. Разработчик: воспитатель Шейко Е. В. 2. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (5-7лет), воспитатели, родители. 3. Образовате...