Муниципальный конкурс «Формула безопасности» для педагогов по основам безопасности жизнедеятельности.
Номинация: «Экологическая безопасность»
|
Информационно-познавательный проект «Знакомьтесь: растения-доктора»
Автор проекта: Герасимова Резида Габдрашитовна – воспитатель.
Место работы: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления Для детей с аллергическими заболеваниями №77»
Республика Татарстан г. Нижнекамск 2018
|
Название проекта |
«Знакомьтесь: растения-доктора» |
Вид проекта |
Информационно-познавательный |
Сроки реализации проекта |
Январь, 3 недели |
Возрастная группа |
Вторая младшая группа |
Образовательная область |
Познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие. |
Актуальность |
Травам нужно поклониться И навечно в них влюбиться, Трав лекарственных запас Помогает в трудный час. В последнее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. Оно подразумевает развитие у детей интереса ко всему живому, к природе во всех её направлениях, воспитание бережного отношения к ней. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности уже в дошкольном возрасте позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей. На территории нашей республики произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить их полезные свойства, которые принесут пользу не только визуально наблюдаемую, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Новизна заключается в том, что данный проект помогает ознакомить детей с лекарственными травами уже во второй младшей группе, используя дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественные произведения, множество картинок и иллюстраций, расширяя кругозор детей, обогащая знания и развивая любознательность. Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться. |
Выбор цели. |
Цель: - Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений и формирование представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
|
Постановка задач |
Задачи. Образовательные. Уточнить и расширять знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность. Развивающие: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе. |
Предполагаемые результаты |
- Сформированные знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости.
- Навыки использования этих растений в лечебных целях.
- Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
- Бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
|
Первый этап. Организационный |
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме «Лекарственные растения».
- Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.
- Подготовить презентации «Зелёная аптека», «Лекарственные растения нашего края».
- Создать развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий, изготовление пособий.
- Подобрать материал для изобразительной и продуктивной дея-тельности детей.
- Составить план мероприятий.
|
Второй этап. Реализация проекта |
При проведении работы учитывались возрастные, индивидуальные особенности детей. Содержание всей деятельности было ориентировано на развитие умственных способностей, личностных и психологических качеств ребёнка. При реализации проекта использовались разные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное и комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций. Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. При работе учитывались принципы дошкольной дидактики: - Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.
- Принцип последовательности.
- Принцип систематичности.
- Принцип повторности.
- Принцип наглядности.
Работа с детьми Познавательная деятельность | Беседа «Лекарственные растения». Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?» Занятие «Лекарственные травы». Беседа «Друг или враг». Рассматривание альбома «Зелёная аптека». | Продуктивная деятельность | Рисование манкой «Наш друг - ромашка» Аппликация «Ромашковое поле» Рисование «Раз листочек-два листочек» | Художественно – речевая деятельность
| Чтение литературных произведений: - Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», - Н. Павлова «Загадки цветов», - А, Плешакова «Зеленые страницы», - А. Онегова «Тропинка полевая», А. Плешакова «Зеленые страницы», - Заучивание загадок и стихов о растениях - Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…» | Игровая деятельность | Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Вершки и корешки», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Бал цветов”. | Поисково – исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечка» (схематическое изображение). 2. «Где можно найти полезные растения?» 3. «Где лучше посадить растения?» 4. Составление схем «Что лечит растение?». |
Работа с родителями - Папка-передвижка «Лекарственные растения нашего края»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Оформление альбома «Зеленая аптека»
- Экскурсия в аптеку со своими детьми.
- Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
|
Третий этап. Подведение итогов. |
Продукты проекта: - Оформлен альбом «Растения, которые нас лечат».
- Организована выставка «Лекарственные растения нашего края».
- Организация тематической выставки в книжном уголке.
- Сделаны атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Зелёная аптека».
|
Итог проекта. |
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.
- Начали формироваться знания о лекарственных растениях.
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
- Начало проявляться правильное отношение к растениям, помогающим поддерживать здоровье человека.
|
Перспектива |
- Создание в группе мини музея лекарственных растений, обогащение знаний по теме.
Использованная литература 1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск. 2001. 2. Николаева С.Н. Юный эколог. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Москва. 2002. 3. Николаева С.Н. Методика экологического поведения в детском саду. Москва. 2001. 4. Шорыгина Т. А. Зелёные сказки. Москва. 2003. 5. Шорыгина Т. А. Цветы. Какие они? Москва. 2002.
|