ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ мини-музея "Волшебница - вода"
материал (старшая группа)
Формировать представления старших дошкольников о свойствах воды и о значении воды в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini-muzey.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ мини-музея
Наименование мини-музея: «Волшебница вода».
Профиль мини-музея: познавательный.
Цель: Формировать представления старших дошкольников о свойствах воды и о значении воды в жизни человека.
Задачи:
обогащать предметно-развивающую среду группы;
развивать умение дифференцировать состояние воды и зарисовывать эти состояния;
закреплять знания детей о свойствах и круговороте воды в природе;
побуждать детей проводить с водой элементарные опыты;
развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
воспитание бережного отношения к воде;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
принцип доступности и безопасности для детей;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Функции мини - музея:
образовательная;
развивающая;
воспитательная;
Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Все экспонаты в группе были собраны воспитателями, родителями и детьми. Мини-музей «Волшебница вода» находится в центре Науки.
2. ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ - МУЗЕЕ «Волшебница вода»
МБДОУ №20, Старшая группа «Снежинка»»
1. Общие положения
1.1. Мини-музей является тематически систематизированным собранием экспонатов о воде. Работа мини-музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цель и задачи
2.1. Мини-музей способствует обогащению и уточнению представлений о свойствах и признаках воды, её значении в жизни человека и природы.
2.2. Задачами музея являются:
- познакомить детей:
- с разными состояниями воды, с различными водоемами, водными животными и растениями; - показать значение воды в жизни животных, растений и человека;
- приобщение воспитателей, родителей и детей к совместной деятельности.
3. Содержание и формы работы:
изучать познавательную литературу;
систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников группы);
обеспечивает сохранность музейных предметов;
создавать и обновлять экспонаты, литературу, дидактические игры;
проводить экскурсионную работу для воспитанников группы и их родителей, детей других групп, педагогов;
оказывать содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательн -образовательном процессе дошкольного учреждения.
3. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать пространство в группе, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ - МУЗЕЯ
Разделы и экспонаты: в мини-музее представлены три вида кукол – фей:
1 Фея – Воды (вода в жидком состоянии);
2 Фея – Льда (вода в твердом состоянии);
3 Фея – Пара (вода в газообразном состоянии).
В каждом разделе находятся экспонаты, которые соответствуют состоянию воды:
1 Фея – Воды (вода в жидком состоянии):
Магнитные карточки с видом морского дна и речного, соответственно обитатели морские и речные.
- Авторские экологические сказки о воде, капельке, ручейке и т.д.
Макет реки.
Макет озера.
Макет моря.
Макет фонтана.
Капелька из бисера.
Панно с дном морских обитателей и растительностью.
Книжки малышки: «Вода в жизни человека», «Вода в природе», «Гербы», «Вода в жидком состоянии».
Авторские дидактические игры: «Кто где живет?», «Сокровища пиратов»,
2 Фея – Льда (вода в твердом состоянии):
- Различные пуговицы, похожие на льдинки.
- Камушки, похожие на льдинки.
- Снежинки из бисера.
- Искусственный снег.
- Слюда – ледяные глыбы.
- Книжки малышки.
- Авторские экологические сказки.
3 Фея – Пара (вода в газообразном состоянии):
- Синтипон, вата – облачка.
- Салфетки бумажные – облака.
- Книжки малышки. Авторские экологические сказки.
- Иллюстрации.
5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Опытно-исследовательская деятельность.
3. Пополнение мини-музея экспонатами.
4. Пополнение мини-музея разными играми.
5. Пополнение мини-музея книжками-малышками, экосказками.
6. Составление каталога экспонатов мини-музея.
7. Работа с родителями.
месяц | содержание | задачи |
Сентябрь
| Экскурсия в мини-музей «Волшебница - вода». | Знакомить детей с новыми экспонатами мини-музея. |
Октябрь
| Театрализованный досуг. | Просмотр сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». |
Ноябрь | Знакомство с игровым уголком мини-музея. | Познавательные игры: дидактические, драматизация, настольные, бродилки, лабиринты и т.д. |
Декабрь | Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды. | Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность. |
Январь | Знакомство с книжным уголком мини-музея. | Прививать интерес к познаниям через различную литературу, разбор ситуаций.
|
Февраль | Мастер-класс для родителей по изготовлению макета «Море». | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. |
Март
| Экологический праздник «День воды». | Просмотр презентации, видеофильмов. |
Апрель
| Круговорот воды в природе. | Познавательные игры, ситуации. |
Май
| Анкетирование родителей. | Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы. |
6. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор познавательной и художественной литературы.
- Подбор детских фильмов, научно-познавательных, видеороликов о воде, ручейке, капельке и т.д.
- Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек о воде.
- Работа с детьми по изготовлению дидактических игр.
- Проведение занятий по разным видам деятельности на базе мини-музея и использование его коллекций.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии).
Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста
в условиях музея достаточно разнообразные:
проведение обзорных и тематических экскурсий;
беседы-пятиминутки;
познавательные беседы и мероприятии;
организация выставок;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...