ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ мини-музея "Волшебница - вода"
материал (старшая группа)

СИДЕЛЬЦЕВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА

Формировать представления старших  дошкольников о свойствах воды и о значении воды в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.ПАСПОРТНЫЕ  ДАННЫЕ мини-музея

 

Наименование мини-музея: «Волшебница вода».

Профиль мини-музея: познавательный.

Цель: Формировать представления старших  дошкольников о свойствах воды и о значении воды в жизни человека.

Задачи:

обогащать предметно-развивающую среду группы;

развивать умение дифференцировать состояние воды и зарисовывать эти состояния;

закреплять знания  детей о  свойствах и круговороте воды в природе;

побуждать детей проводить с водой элементарные опыты;

развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности     в познании окружающего мира;

воспитание бережного отношения к воде;

                            В основу решения этих задач положены следующие принципы:

принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

принцип доступности  и безопасности для детей;

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Функции мини - музея:

образовательная;

развивающая;

воспитательная;

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Все экспонаты в группе были собраны воспитателями, родителями и детьми. Мини-музей «Волшебница вода»  находится в центре Науки.

 

        2. ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ - МУЗЕЕ «Волшебница вода»

МБДОУ №20, Старшая группа «Снежинка»»

1. Общие положения

1.1. Мини-музей является тематически систематизированным собранием экспонатов о воде.  Работа мини-музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цель и задачи

2.1. Мини-музей способствует обогащению и уточнению представлений о свойствах и признаках воды, её значении  в жизни человека и  природы.

2.2. Задачами музея являются:

  • познакомить детей:
    - с разными состояниями воды, с различными водоемами,  водными животными и   растениями;
  • показать значение воды в жизни животных, растений и человека;
  • приобщение воспитателей, родителей и детей к совместной деятельности.

 

3. Содержание и формы работы:

изучать познавательную литературу;

систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников группы);

обеспечивает сохранность музейных предметов;

создавать и обновлять экспонаты, литературу, дидактические игры;

проводить экскурсионную работу для воспитанников группы и их родителей, детей других групп, педагогов;

оказывать содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательн -образовательном процессе дошкольного учреждения.

3. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать  пространство в группе,  новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

 

4.  ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ - МУЗЕЯ

Разделы и экспонаты:  в мини-музее представлены три вида  кукол – фей:

1 Фея – Воды (вода в жидком состоянии);

2 Фея – Льда (вода в твердом состоянии);

3 Фея – Пара (вода в газообразном состоянии).

В каждом разделе находятся экспонаты, которые соответствуют состоянию воды:

1 Фея – Воды (вода в жидком состоянии):

Магнитные  карточки с видом морского дна и речного, соответственно обитатели морские и речные.

  • Авторские экологические сказки о воде, капельке, ручейке и т.д.

Макет реки.

Макет озера.

Макет моря.

Макет фонтана.

Капелька из бисера.

Панно с дном морских обитателей и растительностью.

Книжки малышки: «Вода в жизни человека», «Вода в природе», «Гербы», «Вода в жидком состоянии».

Авторские дидактические игры: «Кто где живет?», «Сокровища пиратов»,

2 Фея – Льда (вода в твердом состоянии):

  1. Различные пуговицы, похожие на льдинки.
  2. Камушки, похожие на льдинки.
  3. Снежинки из бисера.
  4. Искусственный снег.
  5. Слюда – ледяные глыбы.
  6. Книжки малышки.
  7. Авторские экологические сказки.

3 Фея – Пара (вода в газообразном состоянии):

  1. Синтипон, вата – облачка.
  2. Салфетки бумажные – облака.
  3. Книжки малышки. Авторские экологические сказки.
  4. Иллюстрации.

5. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Опытно-исследовательская деятельность.

3. Пополнение мини-музея экспонатами.

4. Пополнение мини-музея разными играми.

5. Пополнение мини-музея книжками-малышками, экосказками.

6. Составление каталога экспонатов мини-музея.

7. Работа с родителями.

 

месяц

содержание

задачи

 

Сентябрь

 

Экскурсия в мини-музей «Волшебница - вода».

Знакомить детей с новыми экспонатами мини-музея.

 

Октябрь

 

Театрализованный досуг.

Просмотр сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница».

 

Ноябрь

Знакомство с игровым уголком мини-музея.

Познавательные игры: дидактические, драматизация, настольные, бродилки, лабиринты и т.д.

 

Декабрь

Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды.

Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность.

 

Январь

Знакомство с книжным уголком мини-музея.

Прививать интерес  к познаниям через различную литературу, разбор ситуаций.

 

 

Февраль

Мастер-класс для родителей по изготовлению макета «Море».

Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

 

Март

 

Экологический праздник

«День воды».

Просмотр презентации, видеофильмов.

 

Апрель

 

Круговорот воды в природе.

Познавательные игры, ситуации.

 

Май

 

Анкетирование родителей.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

 6. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  1. Подбор познавательной и художественной литературы.
  2. Подбор детских  фильмов, научно-познавательных, видеороликов о воде, ручейке, капельке и т.д.
  3. Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек о воде.
  4. Работа с детьми по изготовлению дидактических игр.
  5. Проведение занятий по разным видам деятельности на базе мини-музея и использование его коллекций. 

Исключительно важное место в работе мини-музея  занимают экскурсии (занятия-экскурсии).

Большое внимание  уделяется подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

 расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста

в условиях музея достаточно разнообразные:

проведение обзорных и тематических экскурсий;

беседы-пятиминутки;

познавательные беседы и мероприятии;

организация выставок;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...

Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде

Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...