Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Балабаева Ольга Михайловна

В представленном конспекте отражено занятие  о том, как развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования. Представлены опыты и игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vozduh.docx713.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

на тему: «Воздух»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

  • дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
  • формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Словарная работа: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий;

Раздаточный материал:

-      стаканчики с водой по количеству детей;  

-      игры на дыхание

-      трубочки для коктейля;

-       дыхательные игры (забей мяч в ворота, загони машинку в гараж)

Предварительная работа:

- беседа с детьми на тему «Воздух невидимка»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Что нас окружает»;

Ход занятия:


- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.

 - Вы хотите?

Ответы детей: да 
- Тогда отправляемся скорее
А вот что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку?

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь ,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

-Правильно, сегодня мы будем проводить опыты с воздухом.

-Вдохните глубок и выдохните (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух?

Ответы детей: нет

- Так значит какой он?

Ответы детей: прозрачный, невидимый.

- Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он существует вокруг нас.

- А давайте мы с вами узнаем, какой он!

Ответы детей: да.

C:\Users\Olga\Desktop\1.jpg         C:\Users\Olga\Desktop\3.jpg

Опыт 1.

- Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.)

-Трогайте, чувствуете? Получается?

Ответы детей: нет

-И у меня ничего не получается!

-Может его и вовсе нет?

Ответы детей: есть.

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Ответы детей: да

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Ответы детей: он пуст. 

-Смотрите, какой он тоненький, бесформенный.

-Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри?

Ответы детей: не знаем.

-Это ребята в пакете – воздух?

-А скажите, вы видите воздух

Ответы детей: нет.

-Значит, воздух какой? 

Ответы детей: бесцветный и невидимый.

- Каким стал пакет?

Ответы детей: пакет наш стал похож на подушку.

-Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким

Ответы детей: бесформенным.

- Почему, что произошло?

Ответы детей: в нём нет воздуха.

Мы смогли потрогать воздух?

Ответы детей: нет.

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

Опыт 2.

- Ребята посмотрите, а этот стакан пустой? (показываю пустой стакан)  Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?

Ответы детей: нет.

- А давайте мы с вами сейчас это проверим (Показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается?

Ответы детей: стакан не заполняется полностью водой.

-Почему вода не попадает в стакан? Кто-то мешает опустить стакан, кто-то там есть!

Ответы детей: воздух.

Вывод 2.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 3.

 

- А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив.

-Что появляется в воде?

Ответы детей: пузырьки.

- Откуда взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

- А почему же сначала мы подумали, что стакан пустой?

Ответы детей: потому что воздух не видим, он прозрачный.

- Именно поэтому воздух называют невидимкой.

Какой же можно сделать вывод?

Вывод 3: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его можно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и закрыли его в мешочке, мячике, шарике, затем в стакане, а потом выпустили его.

Приглашаю детей пройти за столы.

Опыт 4.

- Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (загадочно)

Ответы детей: да

-Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта.

-Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду.

-Что же происходит? 

Ответы детей: в стакане появились пузырьки.

- Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- Значит, что?

Ответы детей: внутри нас тоже есть воздух.

Вывод 4: Воздух есть внутри нас.

А теперь давайте поиграем (физкультминутка):

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь  давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз - два - три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)

Опыт 5

Ребята, а вы знаете, что с помощью воздуха можно играть в разные игры? Эти игры называют дыхательными, они помогают нам разрабатывать нашу дыхательную систему, легкие и меньше болеть. Хотите поиграть?

-Да

C:\Users\Olga\Downloads\IMG_20221017_091718_717.jpg            C:\Users\Olga\Downloads\IMG_20221017_090551_686.jpg

Первая игра называется «Загони машину в гараж» Наша машинка будет ватный шарик, мы должны подуть на шарик, чтобы он залетел в гараж.  (Дети обыгрывают вместе с воспитателем)

Следующая игра зазывается «Воздушный футбол» Загоните ватный шарик потоком воздуха в ворота

Итог:

- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:

Дорогие ребята! Наши опыты показали, что:

1. Воздух невидимый, прозрачный. Его можно поймать. Но потрогать воздух невозможно.

2. Воздух есть внутри нас.

3: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

4: Воздух можно почувствовать.

5.Воздух легкий.

 Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поисково-исследовательская деятельность в средней группе по теме "Воздух"

Представлена методическая разработка по ознакомлению детей средней группы со свойствами воздуха, с использованием поисково-исследовательской деятельности....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по теме: «Воздух везде».

Конспект занятияв средней группе по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Воздух"...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группена тему: «Воздух»Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.Задачи:дать пр...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе по теме «Воздух вокруг нас»

Составила Лебедева Т.В. Цель: Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование.Задачи: Воспитывать интерес к экспериментированию.1) Знакомить с качественной хар...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Воздух»

      развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему "Воздух".

Цель: Развивать у детей представления о свойсвах воздуха путем экспериментирования.Задачи:- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами;- способствовать овладению некотор...